Конспект логопедического занятия «Домашние животные и их детёныши» в подготовительной группе
Цикл логопедических занятий по теме Домашние животные уже проводился в средней группе детского сада. Этот материал предоставляет массу возможностей для речевого развития детей. В подготовительной группе лексическая тема «Домашние животные» тоже используется для занятий, но становится более объемной и сложной.
Задачи
Представленный конспект занятия позволяет решить следующие образовательные и воспитательные задачи:
- Развивать повествовательную речь
- Совершенствовать умение использовать уменьшительные суффиксы при словообразовании
- Добавить в активный словарь описательные прилагательные
- Развивать внимание, логическое мышление, память
- Совершенствовать коммуникативные навыки
Методические приемы
- Использование игр разного типа (дидактических, подвижных)
- Применение мнемо-таблиц и карточек-пиктограмм
- Сочетание коллективных и индивидуальных форм работы
Материал
- дидактическая игра Животные леса и фермы;
- картина для составления рассказа «Ферма»;
- пиктограммы для описания животных;
- изображения быка и бычка;
- мяч.
Введение
Педагог просит детей занять свои места и говорит, что сегодня они отправятся в увлекательное путешествие. Читает загадку и просит отгадать цель поездки:
Там трава и свежий ветер,Там гуляют чудо-дети!Не ребята, а телята,Поросята, жеребята,
Симпатичные козлята.
Дети отгадывают и педагог предлагает им отправиться туда, где живут домашние животные и их дети, на ферму.
Игра «Чудо-поезд»
Воспитатель выбирает одного ребенка, просит вспомнить какое-нибудь домашнее животное, но не произносить название, а «спеть» его песенку. Животные, чей голос звучит, поедут в поезде ( дети произносят звукоподражание сначала громко, потом — очень тихо). Игра продолжается до тех пор, пока большинство обитателей фермы не будет упомянуто.
Педагог: Вот мы и приехали на ферму. Здесь есть домашние животные и их дети, большие и маленькие.
Игра «Мамы-малыши»
Все дети рассаживаются по кругу на ковер. Педагог берет в руки мяч, называет домашнее животное, после чего катит игрушку одному из детей. Тот, кто поймал «пас», должен назвать детеныша этого животного, а затем вернуть мяч педагогу.
Минутка поэзии
Бык и бычок (Е. Карганова)
У быка бока крутые,У быка рога витые,У быка большие ноги,У быка характер строгий.У бычка, как палки ножки,У бычка смешные рожки,Хвостик у бычка короткий,
У бычка характер кроткий.
Педагог читает стихотворение, после чего предлагает детям назвать отличия взрослого животного (быка) от детеныша (бычка) по картинкам.
Артикуляционная гимнастика «Ферма»
- Собачка сердится (зубки «заборчиком»)
- Корова мычит (губы «трубочкой»)
- Чередуем 1 и 2 («заборчик»-«трубочка»)
- Лошадка скачет («цокаем» языком)
- Кошка облизывается (широкий язычок скользит по верхней губе)
Пальчиковая гимнастика «Домашние животные»
Кто живет у нас на ферме? Ну-ка, вспомни поскорей!
Будем пальчики считать и животных называть:
Вот большой — это Буренка, мама черного теленка,Указательный — овечки, у ягненка нос — сердечко.
Средний — серая лошадка, жеребенок ходит шатко!Безымянный — свинка-мать, поросят пошла считать,А мизинчик-крохотулька — это пес наш верный, Жулька,Посчитали и устали, пальчики мы загибали,А теперь откроем снова от мизинчика к большому:Сторож Жулька с громким лаем — мы мизинчик поднимаем.Поросята маму ждут — безымянный тут как тут,Средний пальчик отгибай и лошадок вспоминай,Указательный — овечки, шерстка их — одни колечки.
Вот, большой лишь нам открыть и коровок проводить.
Если домашние животные – тема недели, то эту гимнастику можно проводить также на других занятиях.
Составление рассказа по картине
Воспитатель показывает детям одну из иллюстраций с животными из набора «Ферма» и предлагает составить по ней рассказ.
Для помощи используются пиктограммы-подсказки, на которых символически изображены особенности домашних животных.
Эти картинки хорошо знакомы детям, так как минимальный набор опорных карточек-схем применялся на логопедических занятиях на тему домашние животные уже в средней группе, а затем и в старшей.
Педагог спрашивает о людях, работающих на ферме. Просит вспомнить названия профессий, которые там встречаются. Дети называют доярку, ветеринара, скотницу — они бывают только на селе, а вот шофера или повара можно легко отыскать в городе тоже.Воспитатель обращает внимание, что есть специальности, которые нужны только на ферме, а есть те, которые можно встретить повсюду. Она просит придумать еще примеры «универсальных» профессий (дворник, сторож, директор, кассир).
Игра «Ферма или город»
Дети слушают названия профессий (воспитатель перечисляет: продавец, инженер, ветеринар, учительница, машинист, доярка, стюардесса, пожарный, скотница, клоун, режиссер). Если воспитанники слышат упоминание занятия, которое встречается только на ферме, то хлопают в ладоши.
Игра «Кто же спрятался?»
Воспитатель раскладывает перед собой карточки с изображениями домашних животных, переворачивая их лицевой стороной вниз.
Дети подходят по одному, выбирают картинку, внимательно смотрят на изображение, отдают карточку педагогу. Каждый воспитанник должен рассказать о животном, которое увидел, описать его, но не называть. Для опоры используется мнемотаблица.
Заучивание скороговорок
На логопедических занятиях в подготовительной группе по теме домашние и дикие животные нужно использовать скороговорки, закрепляющие изучаемый материал.
Педагог рассказывает детям скороговорку, просит из повторить ее по частям. Затем предлагает сделать это еще раз, увеличив темп. Упражнение выполняется со всей группой, в конце можно спросить несколько детей отдельно.
На лугу росли березы
У берез резвились козы
Физкультминутка
Воспитатель: «Нам пора немного отдохнуть и размяться, ребята!»
Лучше, если упражнения физминутки для занятия будет подобрана тоже по теме Животные, дикие и домашние.
Как лошадки мы скакали, (прыжки по кругу)Очень сильно все устали. (останавливаемся, опускаем голову и руки)Шагом медленно пойдем, (маршируем по кругу)
Постепенно отдохнем. (шаг постепенно убыстряется)
Игра «Большой-маленький»
Педагог называет части тела домашних животных (ноги, копыта, рога, хвост, лапы, уши), а дети должны вспомнить их уменьшительно-ласкательное название.
Игра «В лесу или в поле»
Для данного занятия используется дидактическая игра «Дикие и домашние животные». Педагог показывает две большие картинки — с полем и лесом. Картинки с изображениями обитателей раскладываются рядом, вверх «рубашкой».
Воспитатель вызывает детей по одному, предлагая им взять маленькую картинку. Затем ребенок должен перевернуть ее, назвать животное, дать ему краткую характеристику.
Взрослый показывает пример: «Это корова — домашнее животное. Она приносит пользу — дает молоко» или «Это бобр — он дикий. Бобры живут у воды и строят плотины».
Все животные на маленьких картинках размещаются «в поле» или « в лесу». Игра продолжается до тех пор, пока все обитатели не будут распределены по двум локациям.
Раздаточные дидактические игры домашние животные полезно использовать для индивидуальных подгрупповых занятий с детьми, плохо показавшими себя в общей работе. Отбирать дидактические игры нужно стараться с качественными картинками животных, они помогают детям составить более полные, развернутые описания. Этот конспект занятия может быть использован в работе как логопедом, так и педагогом.
Источник: https://orechi.ru/logopedam/konspekt-zanyatiya-domashnie-zhivotnye
Конспект занятия Домашние птицы
Подготовила Л.Г. Денисова
ГОУ Борский психологический центр
Тема: «Домашние птицы»
Цель: согласование числительных «два», «две» с существительными, развитие словаря.
1. Систематизировать знания о домашних птицах.
2.Упражнять в согласовании числительных «два», «две» с существительными.
3. Развивать общую, мелкую, моторику.
4. Воспитывать умение слушать и слышать своих товарищей.
Оборудование: предметные картинки домашних птиц и их, детёнышей, диск с записью танца утят, проектор, презентация, картинка героя из сказки Незнайка, мяч.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
– Ребята, давайте поиграем в игру «Кто внимательный». Сядем на стульчики после того, как услышим вежливое «Садитесь, пожалуйста».
Итак, слушайте: «Сели все», «Быстро все сели», «Садитесь, пожалуйста».
– Кто помнит, какой сегодня день недели, какое число, какой месяц?
– Сегодня четверг, одиннадцатое число, а месяц – ноябрь.
– Давайте еще раз повторим: сегодня среда, десятое ноября.
– Ребята, к нам в гости сегодня пришёл герой из сказки. Угадайте, как его зовут? (Незнайка) Слайд 1.
– Послушайте, что он вам расскажет:
Зовут меня Незнайка, я в садик не хожу,
Загадки отгадайте, и я вас награжу!
2. Активизация и расширение словаря
а) Отгадывание загадок (Незнайка путает детей) Слайд 2.
– Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки! (Гусь)
– Квохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает. (Курица)
– Хвост с узорами, сапоги со шпорами, всех бужу, хоть часов не завожу. (Петух)
– Он с утра среди двора: Бал – бал – бал, балды – балда! (Индюк)
– Кря-кря-кря – ищу червя! (Утка)
Дети отгадывают загадки. На проекторе появляются картинки — гусь, курица, петух, индюк, утка.
– Ребята, как можно одним словом назвать всех, кого вы видите на этой картине? Кто это?
— Это птицы.
— Почему вы решили, что это птицы?
— Потому что у них есть клюв, крылья, тело, покрытое перьями, 2 ноги.
—Где живут эти птицы, где берут корм? (Ответы детей) Живут эти птицы рядом с человеком, он ухаживает за ними. Какую пользу приносят эти птицы человеку? Значит, это какие птицы?
— У птиц есть маленькие детки – птенцы. И вот Незнайка опять что – то напутал. Посмотрите внимательно и назовите правильно!
Игра «У кого – кто» см. Слайд 3, 4.
3. Развитие мелкой моторики.
а) Пальчиковая гимнастика.
По столу шел петушок, Пальцы сцеплены в замок.
Сверху – красный гребешок, Концы пальцев правой руки нажимают
Снизу – коготки на лапках, на верхнюю часть тыльной стороны
Не порви, дружок, тетрадку. ладони левой руки, прогибая ее так, что пальцы левой руки встают, как петушиный гребень.
б) Обведи по точкам.
– Ребята, Незнайка принёс с собой какие – то листочки, что на них изображено – непонятно. Надо обвести рисунок по точкам, тогда узнаем, что на них нарисовано. Поможем Незнайке? (Дети по точкам обводят домашних птиц)
4. Физкультминутка.
Танец утят.
5. Согласование числительных «два», «две» с существительными.
а) Письмо Незнайки.Слайд 5, 6, 7, 8.
– Ребята, Незнайка пришёл к нам с тетрадью, в которой наделал ошибки. – Давайте послушаем, что он написал, и исправим его.
У гуся два гусёнок.У утки два утёнок.
У индюка два индюшонок.
У курицы два цыплёнок.
б)Игра с мячом. (Логопед бросает мяч ребёнку, называя птицу, ребенок, бросая мяч логопеду, согласует «два», «две» с названиями птиц.)
Утка – две утки
Гусь – два гуся
Гусыня -две гусыни
Петух – два петуха
Индюк – два индюка
Индюшка – две индюшки
Курица – две курицы
Игра «Кто пропал»? Дети садятся в круг на ковёр, около каждого ребёнка разложены по две картинки с птицами. Ребята закрывают глаза, логопед прячет у кого – то две картинки. Дети открывают глаза, отвечают, кто спрятался.
6. Итог занятия.
– О ком сегодня говорили на занятии?
– Как их всех можно назвать одним словом?
– Какую пользу приносят домашние птицы?
– Ребята, Незнайка узнал много нового у нас на занятии. Но ему пора прощаться с вами, ему понравилось, как вы работали, он хочет вам подарить наклейки.
[Скачать слайды]
Автору приятно, тебе не сложно — нажми «МНЕ НРАВИТСЯ»
СОХРАНИТЬ У СЕБЯ в:
Разместить свои материалы на Логопедия для всех Узнай КАК?
Рубрики: Конспекты логопедических занятий конспект логопедического занятия, пальчиковая гимнастика
Источник: http://www.logolife.ru/logopedy/konspekty-logopedicheskix-zanyatij/konspekt-zanyatiya-domashnie-pticy.html
Конспекты логопедических занятий для детей
Цель: познакомить детей с процессом выращивания и производства хлеба, посредством активизации и уточнения лексики и практического овладения грамматическими формами.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные: обогащение и активизация словаря по теме; упражнение в подборе родственных слов к слову хлеб, в образовании относительных прилагательных, составлении предложений, согласовании существительных с числительными.
- Коррекционно-обучающие: развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, а так же мышления, памяти, внимания.
- Коррекционно-воспитательные: воспитание умения работать совместно, воспитание уважения к людям, работающим в сельском хозяйстве.
Оборудование:
- перчатки – «червячки» по количеству детей,
- предметные и сюжетные картины по теме,
- хлеб разных сортов,
- доска с песком,
- набор игрушечных машин,
- лейки с водой по количеству детей,
- семена пшеницы,
- игрушка — солнышко,
- проросшая пшеница,
- мяч,
- игрушечные хлебобулочные изделия,
- сумочки по количеству детей,
- карточки с цифрами от 1 до 5.
Недирективные приемы:
- опосредованное обращение («червячки»);
- расположение педагога на одном уровне с детьми;
- проблемные вопросы, ответы на которые дети находят сами, используя знания из «актуальной зоны развития» и с помощью педагога расширяя «зону ближайшего развития;
- предоставление детям возможности выбора;
- прямой контакт с материалами (семена пшеницы, песок, вода, молодые ростки пшеницы, готовый хлеб);
- использование материалов, которым можно найти более чем одно применение (песок, вода);
- включение взрослого в деятельность наравне с детьми;
- свободное общение и перемещение;
- «я — сообщения» (итог деятельности).
Игровые приемы:
- артикуляционная гимнастика в форме сказки о «червячках»;
- передвижение по картинкам;
- игра в «хлеборобов»;
- игра с мячом;
- игра в «магазин».
Ход занятия
Логопед с детьми проходят в кабинет, здороваются с гостями и располагаются на ковре. На ковре лежат разноцветные перчатки с пришитыми глазами – «червячки».
1. Артикуляционная гимнастика
Логопед: Кто это сегодня у нас в гостях?
Дети: Червячки! Дети и логопед надевают перчатки на руку.
Логопед: Червячки, а где вы живете?
Дети (от имени червячков): В земле.
Логопед: А что вы там делаете?
Дети: Мы ползаем, рыхлим, делаем землю мягкой, плодородной. В такой земле хорошо растут все растения.
Логопед: А вы знаете, ребята, червячки очень весело проводят время. С утра они качаются на качелях (упражнение «Качели»), затем пьют чай из красивых чашек (упражнение «Чашечка»). После чаепития червячки обязательно чистят зубы (упражнение «Чистим зубы»). А потом весь день катаются на лошадках (упражнение «Лошадки).
Дети выполняют упражнения, дублируя движения языка движениями руки в перчатке.
Дети и логопед: Спасибо вам, червячки! до свидания! Снимают перчатки.
2. Объявление темы занятия
Логопед: Сколько дел мы успели сделать за утро! А вы, ребята, что делали утром?
Дети: Играли, ехали в детский сад, разговаривали с мамой, завтракали.
Логопед: А что сегодня у вас было на завтрак?
Дети: Каша, булочка с маслом, чай с молоком.
Логопед: Скажите, а хлеб вы едите только на завтрак?
Дети: Нет, на обед и на ужин
Логопед: А что вы можете сказать о хлебе?
Дети: Хлеб – это очень вкусный и сытный продукт.
Мы его едим каждый день.Мы едим хлеб на завтрак, на обед и на ужин.
Хлеб есть в каждом доме.
Логопед: Но перед тем как попасть к нам на стол, хлеб проходит очень долгий путь. Хотите узнать, как выращивают и готовят хлеб?
Дети: Да!
Логопед: Сегодня вы узнаете, откуда хлеб пришел.
3. Лексико-грамматическое упражнение «Подбор родственных слов»
Логопед предлагает детям тарелку с маленькими кусочками хлеба разных сортов. Дети пробуют хлеб.
Логопед: Ребята, вам нравится хлеб? Какой он?
Дети: Вкусный, мягкий, ароматный, пышный, хрустящий, сладкий.
Логопед: Как можно сказать о хлебе ласково?
Дети: Хлебушек.
Логопед: Слово хлебушек – это родственник слова хлеб?
Дети: Да.
Логопед: Какие еще слова-родственники есть у слова хлеб? Картинки вам помогут.
Дети вместе с логопедом проходят за стол, на котором лежат картинки. Каждый ребенок выбирает картинку и подбирает родственное слово: хлебница, хлебозавод, хлебные (крошки), хлебцы. Последняя картинка – тракторист на тракторе.
Логопед: Кто изображен на картинке?
Дети: Тракторист.
Логопед: Слово тракторист родственное к слову хлеб?
Дети: Нет.
Логопед: Как по-другому можно назвать человека, который работает для того, чтобы вырастить хлеб?
Дети: Хлебороб.
Логопед: Верно.
4. Формирование у детей понятия о процессе выращивания хлеба
На ковре по порядку разложены картинки, изображающие вспашку земли, посев семян, дождь над полем, солнце над полем. Дети идут, поднимая и рассматривая по одной картинке.
Логопед: Какой первый шаг нужно сделать хлеборобам, чтобы вырастить хлеб?
Дети: Вспахать поле.
Затем нужно посеять семена пшеницы или ржи.
Нужен дождь и солнце для того, чтобы семена взошли.
Двигаясь за картинками, дети подходят к доске с песком. Рядом расположены игрушечные трактора, разные виды транспорта,
Логопед: А вот и наше поле. Что нужно хлеборобам для того, чтобы выращивать хлеб?
Дети: Трактор, комбайн, семена, машины.
Логопед: Ну что же, хлеборобы, за дело!
Дети выбирают себе нужный транспорт, объясняют свой выбор. Затем дети катают свои трактора по песку «вспахивая поле».Логопед: Наше поле вспахано. Что же нам делать дальше?
Дети: Посеять семена пшеницы или ржи.
Дети «сеют» семена.
Логопед: Что-то наши семена долго не всходят. Может быть, им чего-то не хватает? Как вы думаете, ребята?
Дети: Нужен дождик и солнечное тепло.
Дети берут лейки с водой и поливают поле, игрушкой-солнышком «согревают» землю.
Логопед: Вот и показались всходы пшеницы. Логопед демонстрирует молодые всходы пшеницы. Дети рассматривают, трогают.
Логопед: Можно из этих всходов приготовить хлеб?
Дети: Нет.
Логопед: Что же происходит дальше?
Дети: Летом всходы растут.
- Всходы превращаются в колосья.
- Колосья созревают.
- Зерно спеет, наливается.
5. Лексико-грамматическое упражнение «Образование относительных прилагательных»
Логопед показывает детям картины – поле, на котором выросла рожь и поле, на котором выросла пшеница.
Логопед бросает ребенку мяч и задает вопрос, ребенок отвечает на вопрос и возвращает мяч.
- Поле, на котором выросла рожь, какое поле? – ржаное поле;
- колос пшеницы, какой колос? – пшеничный колос;
- мука из овса, какая мука? – овсяная мука;
- хлебцы из кукурузы, какие хлебцы? – кукурузные хлебцы.
Логопед: Колосья созрели, можно уже их есть?
Дети: Нет.
6. Упражнение в составлении предложения
На ковре по порядку разложены картинки, изображающие скашивание колосьев комбайном, перевозку зерна на элеватор, работу мельницы, выпекание хлеба на хлебозаводе, готовые хлебобулочные изделия.
Дети идут в обратном направлении от «поля», поднимают и рассматривают по одной картинке, составляют предложения:
- Комбайн скашивает и обмолачивает колосья.
- Грузовая машина отвозит зерно на элеватор.
- На мельнице зерно перемалывают, превращают в муку.
- На хлебозаводе из муки выпекают хлеб.
- Готовый хлеб везут в магазины.
7. Дидактическая игра «Магазин». Упражнение в согласовании существительных с числительными
Появляется «продавец»: Уважаемые покупатели! Заходите, пожалуйста, покупайте свежий хлеб, булочки, баранки!
Логопед берет сумочку, в сумочке карточка с цифрой от 1 до 5, и идет в «магазин», дети выбирают сумочки и следуют за педагогом.
Логопед: Вместо денег у нас карточки с цифрами, на них мы с вами будем покупать хлеб и хлебобулочные изделия в магазине.
Логопед подходит к «продавцу» и просит: «Дайте мне, пожалуйста, две буханки хлеба»
Затем, дети по одному подходят к «продавцу» и проговаривают следующие фразы:
- «Дайте, пожалуйста, пять бубликов»
- «Дайте, пожалуйста, три ватрушки»
- «Дайте, пожалуйста, четыре батона»
- «Дайте, пожалуйста, один кекс»
«Продавец» дает детям игрушечные хлебобулочные изделия. Дети прощаются и проходят на ковер.
8. Итог
Логопед: У меня такое хорошее настроение сегодня! Мне очень понравилось, как вы делали гимнастику для языка вместе с червячками. Они нам очень помогли, правда?
Дети:
- А мне понравилось играть с трактором.
- А мне было интересно придумывать родственные слова.
- А я хотел еще поиграть в «Магазин».
- А мне нравится играть с песком.
Источник: https://portal2011.com/konspekt-logopedicheskogo-zanyatiya-domashnie-zhivotnye/
Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий для детей старшей группы с ОНР «Птичий двор»
Лексическая тема: Домашние птицы и их детеныши.
Тип: коррекционно-развивающее
Цель: Родительный падеж множественного числа существительных.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: 1. Учить детей образовывать множественное число существительных родительного падежа. 2. Закреплять образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Коррекционно-развивающие:
1. Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами (за, на, под). Учить детей составлять предложения с данными предлогами. 2. Развитие тонкой и общей моторики.
Коррекционно — воспитательные:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к домашним птицам.
Оборудование:
Магнитная доска, схемы пространственных предлогов «за, на, под», картинки с изображением домашних птиц и их детенышей, конверты с разрезными картинками (домашние птицы) по числу детей.
Техническое оснащение:
Мультимедийная установка, магнитофон, аудио кассета с записью домашних птиц.
Предварительная работа:
Просмотр слайдов с изображением домашних птиц и их детенышей; беседы о домашних птицах, их внешнем виде; дидактическая игра «Кто, чей?» (на закрепление названий детенышей домашних птиц); рисование с воспитателями «Курочка и цыпленок», «Гуси, гуси…»; разучивание стихотворения «У наседки, наконец…»; прослушивание кассеты с голосами домашних птиц»; дидактическая игра «Узнай, чей голос?».
Используемая литература:
Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе детского сада.
Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.
Ход
I Организационный момент
Логопед: — Сядет тот, кто правильно ответит на вопрос: (картинка с изображением птичьего двора на большом экране мультимедийного проектора). Дети смотрят на экран, затем берут карточку со схемой предлога и отвечают на вопрос.
— Где находится петух? (Петух сидит на заборе) — Куда спрятался цыпленок? (Цыпленок спрятался под крыло курицы) — Где стоит гусь? (Гусь стоит за корытом) — Где живут куры? (Куры живут в курятнике) — Где лежит утка? (Утка лежит под лавкой) — Где находится индюк? (Индюк стоит за телегой)
— Какие короткие слова вы использовали в ответах? (за, под, на)
II Постановка цели занятия Логопед включает запись, где слышны голоса домашних птиц. Затем предлагает детям, закрыв глаза, послушать голоса.
Логопед: — Дети, где вы только что побывали? Что там услышали?
Ребенок: — Мы побывали в деревне и услышали голоса домашних птиц.
Логопед: — Назовите, каких домашних птиц вы знаете. Дети по желанию отвечают и выставляют на магнитную доску картинку соответствующую названной птице.
Логопед:- Молодцы, всех назвали. А вот еще остались картинки. Что же вы их забыли?
Ребенок: — Это не домашние птицы, а дикие.
Логопед: — Хорошо, а теперь назовите домашних птиц ласково. Вас мамы тоже, наверно, называют ласково. Да? У каждого ребенка на столе лежит перевернутая картинка с изображением домашней птицы. Ребенок переворачивает ее и называет птицу, употребляя уменьшительно — ласкательную форму существительного.
Ребенок: — Курица – курочка
Ребенок: — Петух – петушок и т.д.
Логопед: — В начале занятия вы слушали голоса домашних птиц, а теперь я предлагаю вам побывать на птичьем дворе.
На экране появляется картинка, на которой изображен птичий двор.
Логопед: — Знаете ли вы детенышей домашних птиц? Кто детеныш у курицы?
Ребенок: — У курицы детеныш цыпленок.
Логопед: — Да, если это один детеныш. А если у курицы их 5 или 6, как надо сказать?
Ребенок: — У курицы детеныши цыплята.
Логопед: — Ой, что случилось? (с картинки исчезли цыплята)
Ребенок: — Теперь у курицы нет цыплят.
По аналогии проделывается эта манипуляция с каждой домашней птицей (утка, гусыня, индейка)
Динамическая пауза
Наши уточки с утра «Кря-кря!» (Дети идут по кругу вперевалочку) Наши гуси у пруда «Га-га!» (Дети идут по кругу руки назад, вытянув шеи). Наши курочки в окно «Ко-ко!» (Дети останавливаются, бьют руками по бокам). А как Петя –петушок Рано-рано поутру
Нам споёт: «Ку-ка-ре-ку!» (Дети машут крыльями).
Логопед: — Давайте поиграем в игру «Птичья семья». Назовем куриную семью:
Ребенок: — Мама- курица, папа – петух, а детеныши— цыплята.
Логопед: — Теперь назовем гусиную семью.
Ребенок: — Мама – гусыня, папа-гусь, детеныши — гусята.
Логопед: — Теперь назовем индюшиную семью.
Ребенок: — Мама-индейка, папа-индюк, детеныши – индюшата, и т.д.
Логопед: — Дети, а почему этих птиц называют домашними?
Ребенок: — Потому что они живу рядом с человеком.
Логопед: — Могут ли домашние птицы позаботиться о себе: найти себе дом, корм?
Ребенок: — Нет, о домашних птицах заботятся люди.
Ребенок: — Если человек не станет заботиться о домашних птицах, они погибнут от голода и холода.
Логопед: — Посмотрите, у вас на столах лежат конверты, а в них разрезные картинки. Достаньте из конвертов эти картинки, и соберите целую картинку. Изображения домашних птиц будут для вас подсказками. Дети выполняют задание, сравнивая свою работу с картинками на экране.
Логопед: — Вы все очень хорошо справились с заданием. Кто у тебя получился? (Логопед называет имя ребенка). Назови ласково эту птицу – А у тебя кто? Назови детенышей этой птицы.
— А теперь (имя ребенка) скажет нам, кто на твоей картинке, и где находится (на ящике) и т.д. (Опрашивает каждого ребенка).
III Итог.
Логопед: — Ребята, вспомните, о чем мы сегодня говорили или о ком? Что делали на занятии?
Бызова Екатерина Николаевна,
учитель-логопед,
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №17», г. Энгельс, Саратовская обл., Россия
Статья размещена в авторской редакции
Как разместить статью на сайте
и получить сертификат к аттестации?
Источник: http://PlanetaDetstva.net/konkursu/konkursnye-raboty/konspekt-nod-po-razvitiyu-leksiko-grammaticheskix-kategorij-dlya-detej-starshej-gruppy-s-onr-ptichij-dvor.html
Открытое логопедическое занятие, в том числе в старшей группе детского сада, пример конспекта
Развитие красивой, грамотной речи у дошкольников — не только способ избавиться от речевых дефектов, но и возможность дать ребёнку почувствовать себя увереннее в общении со сверстниками и взрослыми.
Умея правильно изложить и донести свои чувства, сформировать навыки устного разговора, дошкольник будет понимать, о чём он сам говорит, что хочет рассказать.
Воспитатель и логопед, проводящий групповые и индивидуальные речевые занятия с детьми, помогают дошкольникам преодолеть сложности в изучении родного языка и изложении своих мыслей в устной форме.
Теоретические аспекты логопедических занятий в детском саду
Цели для логопедических занятий, как правило, общие:
- Развитие артикуляционной моторики.
- Формирование навыков произношения звуков (зависит от этапа работы над определённым звуком).
- Развитие фонематического восприятия.
- Развитие навыков звукового анализа.
- Совершенствование лексико-грамматических конструкций.
- Развитие мелкой моторики рук для подготовки к письму.
Овладение родным языком — важнейшее приобретение ребёнка в дошкольном детстве
Прекрасная сама по себе детская речь имеет, кроме того, научную ценность, так как, исследуя её, мы тем самым открываем причудливые закономерности детского мышления.
К. И. Чуковский
Методической целью открытого логопедического занятия является демонстрация того, какие методы и приёмы обучения использует педагог, как доступно подаётся материал. Если занятие проводится в конце полугодия, можно увидеть, каких успехов достигли дети за время обучения.
Задачи для разных возрастных групп
Для каждого занятия ставится одна конкретная цель и несколько основных задач, которые будут решаться в процессе образовательной деятельности.
Задачи для воспитанников младших групп ДОУ:
- Расширение словаря.
- Развитие слухового и зрительного внимания.
- Обучение правильному звукопроизношению.
- Развитие умения различать предметы и описывать их внешние признаки для умения составлять связные описания.
В средней группе логопедические занятия решают ряд задач:
- Активизация речевой деятельности.
- Формирование правильного дыхания при разговоре.
- Развитие артикуляции и речевого слуха.
- Развитие ассоциативного мышления (помогает устанавливать связи между различными понятиями, способствуя становлению грамотной речи, логичному построению предложений).
В общении со взрослыми и сверстниками ребёнок осваивает правила человеческой речи, узнаёт новые слова
Для дошкольников старшей группы будут актуальны задачи:
- Развитие умений давать характеристики звукам (длинные, короткие, как произносятся, в каких словах встречаются).
- Формирование представлений о глухих и звонких звуках.
- Развитие диалогической речи.
Примеры задач для воспитанников подготовительной группы:
- Совершенствование точности мимики и жестов при разговоре.
- Совершенствование умения точно и чётко отвечать на вопросы.
- Развитие внятной грамотной речи.
- Формирование навыка правильного речевого дыхания.
Занимаясь с воспитанниками ДОУ, логопед ведёт карты речевого развития каждого ребёнка
Родное слово — сокровищница всякого умственного развития и сокровищница всех знаний.
К. Д. Ушинский
Мотивирующее начало занятия
Организационный вводный этап необходимо хорошо продумать, поскольку от него может зависеть весь дальнейший успех занятия. Логопеду нужно ввести детей в тему, с первых минут заинтересовать и сохранить положительную мотивацию на работу до конца занятия. Для этого существуют различные методы мотивации и поощрения.
Ещё в начале года логопед может завести для каждого воспитанника дневник его достижений, куда за каждое успешно выполненное задание будет добавляться красивая наклейка, обозначающая успехи дошкольника. Такой метод больше подойдёт для детей старших и подготовительных групп с целью поддержания интереса к занятиям на протяжении всего учебного года.
От того, какой будет мотивация воспитанников в начале занятия, во многом зависит результат самого мероприятия
Для детей младшего возраста в начале занятия хорошо использовать наручных кукол, которые «пришли проверить», готовы ли ребята к занятию, какое у них настроение. Например, педагог надевает на руки кукол мишки и зайчика, которые задают детям вопросы («Вы готовы начать урок?», «Взяли с собой хорошее настроение?», «Красиво ли вы сидите?» и т. д.).
В любой возрастной группе занятие можно начать с загадок на основные темы, чтобы дети сами смогли догадаться, что они сегодня будут изучать. Это поможет им сразу включиться в происходящее, начать размышлять и мотивирует дать правильный ответ.
Со средней группы используется вводное упражнение «составь целое из частей». Детям показывают картинку с сюжетом из знакомой сказки, а потом предлагают рассказать, что это за сказка, какие здесь герои, чем они заняты, где находятся, слов с какими буквами больше всего на этой картинке. Чем ярче и полнее иллюстрации, тем больший интерес возникнет у детей.
Воспитанников старшей и подготовительной групп можно сразу вызвать на диалог, например, начать беседу о том, что они видели на прогулке или по дороге в детский сад, какая была погода, время года, видели ли они животных и растения, что им больше всего запомнилось. Это побуждает детей сразу включаться в обсуждение, учиться грамотно пересказывать увиденное, чётко выстраивать предложения.
Новая интересная игра надолго привлечёт внимание дошкольников
В начале открытого занятия для детей разного возраста можно использовать организационный момент с участием присутствующих взрослых. Педагог предлагает дошкольникам поздороваться с гостями, но сделать это необычно. Каждый ребёнок получает вырезанное из картона лицо с изображением определённой эмоции.
Дети здороваются с той интонацией, которая больше всего подходит к их картинкам. Воспитанников старшего и среднего дошкольного возраста можно попросить составить короткие рассказы о себе или друг друге, чтобы представиться гостям. Детям младшего возраста должен помогать педагог.
Он может попросить малышей рассказать гостям, где в группе находятся предметы, начинающиеся на определённую букву или с заданным количеством слогов.Открытое занятие отличается от обычного тем, что разрабатывается и проводится по специально заготовленной форме организации, где педагог может продемонстрировать коллегам свои методы и приёмы работы, которыми он успешно пользуется для достижения качественных результатов. Для воспитанников же это обычное занятие, не отличающееся от ряда других, за исключением присутствия посторонних людей.
Для проведения логопедических занятий потребуется набор зеркал, чтобы дети могли самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений
Дошкольный возраст — период интенсивного овладения ребёнком родным языком, стремительного расширения словарного запаса, а также понимания разнообразных речевых оттенков и интонаций.
При подготовке открытого занятия логопед опирается на технологическую карту, включающую описание цели, задач, каждого этапа занятия. По результатам проведённого мероприятия в документ заносятся сведения о полученных результатах и оценка работы детей на занятии.
Технологическая карта поможет при подготовке открытого занятия, а в дальнейшем и при анализе результатов
Картотека тем
Каждая тема включает в себя новые слова, которые должны расширить словарный запас ребёнка. На занятиях изучаются существительные, глаголы, признаки предметов (времён года, погоды, животных, людей и т. д.), наречия, предлоги. Список тем, которые логопед может реализовывать в течение года:
- Осень. Деревья.
- Лес. Грибы и ягоды.
- Огород. Овощи.
- Фрукты. Сад.
- Осень (обобщённые знания об осени, её погоде, месяцах, поведении животных и птиц в это время года).
- Тело человека.
- Дикие животные.
- Животные холодных и жарких стран.
- Домашние животные.
- Птицы перелётные и зимующие.
- Одежда, обувь, головные уборы.
- Новогодний праздник.
- Зима.
- Дом. Строительство.
- Квартира. Мебель.
- Посуда. Продукты.
- Весна.
- Семья.
- Домашние растения.
- Профессии.
- Рыбы. Мир океана.
- Транспорт.
- Космос.
- Наш город.
- Наша страна.
- Цветы.
- Насекомые.
Для проведения индивидуальных открытых логопедических занятий с воспитанниками, можно воспользоваться соответствующей картотекой.
Фотогалерея: дидактические игры и схемы для занятий
Весёлые картинки помогут дошкольникам запомнить правильное употребление предлогов Игра «Продолжи ряд» развивает логическое мышление дошкольников Дидактическая игра «Посмотри и назови» развивает навыки классификации, умение обобщать Опорная схема поможет ребёнку составить рассказ о себе Старшие дошкольники учатся составлять описательные и сравнительные рассказы по картинкам С помощью данной игры ребёнок закрепляет знания о способах передвижения животных Игра «Составь слово» тренирует знания букв и звуков Данная схема поможет закрепить знания дошкольников о профессиях
Временной план занятия
Как и любое другое, логопедическое занятие в детском саду состоит из нескольких этапов:
- Организационный момент.
- Объяснение темы занятия.
- Описание и характеристика звука, который будет изучаться.
- Произношение нужных звуков в слогах, словах, предложениях.
- Физкультминутка.
- Работа над произношением.
- Использование звука в связной речи, диалоге, рассказе.
- Итог занятия.
В разных возрастных группах продолжительность занятий различная (от 10 до 30 минут), чтобы дети не уставали, не теряли интереса к образовательной деятельности.
Так, младшие группы дошкольников должны заниматься не более 10 (первая младшая) или 15 (вторая младшая) минут, средние — не больше 20 минут, старшие группы — 25, в подготовительной группе занятия длятся до получаса.
Эти же требования относятся и к проведению открытых занятий.
В середине занятия рекомендуется проведение физкультминутки с элементами логоритмики
Таблица: примеры временного плана занятий в разных возрастных группах
Воспитанники подготовительной группы уже многое знают и умеют концентрировать внимание, поэтому на занятиях активно используется метод беседы.
Примеры конспектов открытых логопедических занятий
Ниже приведены варианты логопедических занятий для разных возрастных групп. Каждый этап подробно расписан, указаны цели и задачи занятия. Есть примеры игр, литературных произведений, необходимого оборудования и материалов. Показано, как подводить итоги занятия, какие методы и приёмы может использовать педагог.
: открытое логопедическое занятие в подготовительной к школе группе
Важно помнить, что любые знания будут полезны только при постоянном использовании на практике.
Поэтому нужно развивать речь дошкольников не только на специальных занятиях, но и в обычной жизни, побуждая их как можно больше запоминать и рассказывать, изучая художественную литературу, предлагая интересные темы для игр, экскурсий, праздничных сценариев. В этом случае у каждого ребёнка будет возможность рассказать о своих впечатлениях и пообщаться с другими.
Источник: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/otkryitoe-logopedicheskoe-zanyatie-v-starshey-gruppe.html