Классный час «Мы выбираем жизнь» . Профилактика суицида
Цель мероприятия: предупреждение суицидального поведения несовершеннолетних и раскрытие проблемы суицида среди подростков.
Задачи:
- Познакомить с понятием «суицид»;
- Развивать умение преодолевать жизненные трудности, находить выход из проблемных ситуаций;
- Формировать у учащихся позитивные взгляды на жизнь;
- Воспитывать такие качества личности, как: сострадание, милосердие, неравнодушие к проблемам окружающих, умение сочувствовать, сопереживать;
- Пытаться повлиять на сокращение суицидов среди молодёжи.
- Воспитывать доброжелательность, терпимость в отношениях с окружающими.
Ход мероприятия:
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами проведем классный час под названием «Я выбираю жизнь»
И начать наше занятие я бы хотела с высказывания
Леонардо Да Винчи:
Помни, жизнь есть дар,
Великий дар,
И тот, кто ее не ценит,
Этого дара не заслуживает.
(на доске висят цитаты см.приложение №1)
В жизни каждого человека бывают такие минуты, когда он чувствует свою ненужность, несостоятельность и безысходность.
Наверное, я не ошибусь, если скажу, что у большинства из нас в жизни была такая ситуация, когда казалось, что всё – жизнь кончена, смысл жизни потерян, что выхода из сложившейся ситуации – нет.
Кажется, что весь мир восстал против нас, мы уже не в состоянии оценивать свои поступки, контролировать их. И тогда в голову нам приходят самые страшные мысли.Давайте же познакомимся с понятием, что такое суицид…?
Как считает известный российский психиатр Петр Безменов, «это, по сути, признание нежелания или неумения изменить тяжелую для него ситуацию. Вместо того чтобы воздействовать на ситуацию, пытаться изменить ее, подросток пытается уйти».
По статистике суициды вышли на третье место среди причин смерти у подростков после несчастных случаев и убийств.
И главная наша цель сегодняшнего урока понять и помочь своим друзьям, близким, а может даже самому себе не переступить так рано грань между жизнью и смертью.
И для начала давайте повесим с вами на доску подготовленные вами стен газеты и презентуем их, каждый класс расскажет что он хотел донести до нас своей работай (подготовка стен- газет дается заранее).
А сейчас давайте с вами посмотрим вот этот ролик.
ролик «Мне все надоело».
О чем он? Как вы думаете, почему девочка хотела так поступить? Как можно было помочь ей, если бы вы были знакомы?
Как высчитаете, почему люди решаются на самоубийство?
• Страх перед чем-то; • Желание привлечь к себе внимание; • Желание вызвать к себе сочувствие; • Желание уйти от трудной ситуации;
• Подражание каким-то героям книг или фильмов;
А как вы считаете можно снять нервно-психическое напряжение…?
-Спортивные занятия;
-Прогулки;
-Стирка белья;
-Послушать хорошую веселую музыку и т.д.
А сейчас мы с вами проведем небольшое тестирование, по результатом которого мы сможем определить ваш уровень эмоционального напряжения.
Тест «Ваша эмоционально-психическая напряженность» (См.Приложение №2).
А сейчас мы с вами проведем одно небольшое упражнение, которое называется «Капля».
Психолог капает одну каплю гуаши каждому ученику на лист, ребята делают с этой каплей все что хочется, могут из нее что то нарисовать, могут не трогать совсем ( В конце психолог делает вывод: если получилась большая клякса не нужно раздувать из мухи слона).Очень часто человек сам загоняет себя в тупик – он не может справиться с эмоциональным напряжением, и это делает его жизнь невыносимой. Хронический стресс приводит к неврозам, психозам, депрессии.
Порой человеку кажется, что нет сил жить дальше, но есть люди, которых не сломали жизненные трудности (ветераны ВОВ; люди, пережившие блокаду Ленинграда; инвалиды, которые занимаются спортом и занимают призовые места на олимпиадах). ( Просмотр иллюстраций).
Единственная непоправимая ошибка – попытка «выйти из игры», отказаться от поиска решений, то есть, отказаться от самой жизни. Мир окрашен не только в черно белые тона! Не существует ни одной причины, по которой можно было бы отказаться от своего будущего. Зато есть много причин не делать этого. Сейчас мы с вами подтвердим эти слова и создадим
«Цветок жизни» Вам необходимо на лепестках написать, что такое жизнь, все ее положительные проявления на ваш взгляд. И сделать из них цветок с названием жизнь.
Вот какой прекрасный цветок у нас получился. Впереди еще столько всего интересного! Столько радостей и удач! Глупо их лишиться из-за того, что на душе может быть пасмурно!
Давайте послушаем одну замечательную песню «Жизнь прекрасна»
Если тебе когда-нибудь захочется найти человека, который сможет преодолеть любую, самую невероятную беду и сделать тебя счастливым, когда этого не может больше никто — просто посмотри в зеркало и скажи: «Привет!» – (Ричард Бах).
И в конце давайте сделаем вот из этих осенних веточек березы
«Дерево ценностей» , каждый напишет на листочке, что для вас больше всего ценно в жизни. И эти листочки повесим на наше дерево.
Любите жизнь! Цените каждую минуту! Радуйтесь жизни! Радуйтесь каждому солнечному дню, первому снегу, весеннему дождику, пению птиц. Не подвергайте себя малодушию и невежеству.
Помните, что один неправильный ваш шаг может стоить и вашей жизни и жизней сотен других людей.
Рефлексия:
Что вы поняли на сегодняшнем занятии? Что больше всего понравилось?
Спасибо! Будьте счастливы!
Приложение №1
Цитаты на доске…
«Лошади никогда не кончают самоубийством, потому что, будучи лишены дара речи, они не имеют возможность выяснять отношения» (В. Маяковский).
«Мы не можем вырвать ни одной страницы из нашей жизни, хотя легко можем бросить в огонь самую книгу» (Ж. Санд).
«Самоубийца – человек, погибший при попытке бегства от себя самого» (Веслав Брудзиньский).
«Убийца убивает человека, самоубийца – человечество» (Г. Честертон).
«Самоубийство – мольба о помощи, которую никто не услышал» (Р. Алев).
Приложение №2.
Тест «Ваша эмоционально-психическая напряженность» .
Инструкция: «Если то, о чем говорится в суждении, происходит с Вами всегда, часто, характерно для Вашего поведения –ставите знак «+» в бланке ответов. Если же такое происходит с Вами редко или никогда не бывает –знак минус.
1. Мне с трудом удается сосредоточить свое внимание на уроке. 2. Отступление учителя от основной темы сильно отвлекает меня. 3. Меня постоянно тревожат мысли о предстоящей контрольной работе, экзамене. 4. Иногда мне кажется, что мои знания по отдельным предметам ничтожны. 5. Отчаявшись выполнить какое-нибудь задание, я опускаю руки. 6.
Я не успеваю усвоить учебный материал, и это вызывает чувство неуважения к себе. 7. Я болезненно реагирую на критические замечания учителя. 8. Неожиданный вопрос преподавателя приводит меня в замешательство. 9. Меня сильно беспокоит мое положение в классе. 10. Я – безвольный человек, и это отражается на моей успеваемости. 11.Я с трудом сосредотачиваюсь на каком-либо задании, и это раздражает меня. 12. Несмотря на уверенность в своих знаниях, я испытываю страх перед опросом на уроке и на экзамене. 13. Порой мне кажется, что я не смогу усвоить весь учебный материал, и это меня раздражает. 14. Во время ответа на уроке я обычно сильно смущаюсь. 15.
Возможные неудачи на экзамене или при ответе на уроке очень тревожат меня. 16. Во время выступления я начинаю заикаться. 17. Мое состояние во многом зависит от успешности выполнения учебного задания. 18. Я часто ссорюсь с друзьями из-за пустяков и, потом жалею об этом. 19. Состояние класса и отношение ко мне очень влияют на мое настроение. 20.
После спора или ссоры я долго не могу успокоиться. 21. У меня обычно не бывает головных болей после длительного напряжения. 22. Меня ничто не может вывести из хорошего расположения духа. 23. Невыполненное задание или контрольная работа не волнуют меня. 24.
Я не волнуюсь и не испытываю сильного сердцебиения перед ответом на уроке, экзамене, если не уверен в своих знаниях. 25. Я обычно в числе первых заканчиваю контрольную работу или иду отвечать на экзамене и стараюсь не думать о возможных ошибках. 26. Мне обычно не требуется много времени на обдумывание дополнительных вопросов, задаваемых учителем. 27.
Насмешки одноклассников не портят мне настроение. 28. Я обычно сплю спокойно и не мучаюсь во сне, даже если у меня в школе неприятности. 29. В классе я чувствую себя легко и непринужденно.
30. Мне легко организовать свой распорядок дня. Обычно я успеваю сделать все, что планирую.
1 | 11 | 21 |
2 | 12 | 22 |
3 | 13 | 23 |
4 | 14 | 24 |
5 | 15 | 25 |
6 | 16 | 26 |
7 | 17 | 27 |
8 | 18 | 28 |
9 | 19 | 29 |
10 | 20 | 30 |
Обработка результатов. 1. Подсчитайте плюсы в 1 и 2 колонках. 2. Подсчитайте минусы в последней. 3. Подсчитайте все ответы «не знаю» по всей анкете и возьмите только половину. 4. Сложите все три числа, и полученный ответ сравните со шкалой: низкий уровень эмоционального напряжения – 0-10 средний уровень – 11-17 высокий уровень – 18-22
высокая ранимость, тревожность, конфликтность, неблагоприятные эмоциональные отношения, несформированность систем управления и контроля своей деятельностью – 23-30
Скачать — Классный час «Мы выбираем жизнь» . Профилактика суицида.
Воскобойникова Ирина Алексеевна Должность: педагог-психолог Место работы: МБОУ КР ОО «Вожовская СОШ им.С.М.Пузырева»
Месторасположение: Орл.обл,Кромской р-он,п.Вожово
в разделах:
Источник: https://konkurs-dlya-pedagogov.info/klassnyj-chas-my-vybiraem-zhizn-profilaktika/
Профилактика суицида среди старшеклассников
Хотянович Ольга Чеславовна,
классный руководитель
ГУО «Средняя школа №1 г.п.Островец» Гродненской области
Ostrovec_sc1@mail.grodno.by,
Профилактика суицида среди старшеклассников
Но больше всего внимания профилактике суицидального поведения среди учащихся уделяет классный руководитель. Формы и методы работы, используемые классным руководителем в работе с учащимися различны: классные часы «Жизнь прекрасна» (цикл занятий, посвященных жизненным ценностям); акции и флэш-мобы («Мы голосуем за жизнь!», « Мы выбираем жизнь!», «Улыбка», «Жизнь замечательных людей, «День без конфликтов», др). (Приложение 1), информационные часы, тренинги, видеоматериал, круглые столы, лектории, устные журналы и т.д. Выбор форм и методов работы каждый учитель выбирает в соответствии с особенностями класса, в котором он является классным руководителем.
Приложение 1.
Классный час «Мы выбираем жизнь!»
Цель занятия: раскрыть проблему суицидов среди подростков, повлиять на сокращение суицидов среди подростков
Целевая группа: учащиеся 10-11 классов
Методические материалы: презентация «Мы выбираем жизнь!», рассказ Г.Журбы «Уйти их жизни», стихотворение «Бездна» Екатерины Мозоль.
Предварительная работа: подготовить 4-х ведущих, провести и проанализировать анкету.
Длительность : 40 минут.
На доске плакаты с высказываниями:
«Лошади никогда не кончают самоубийством, потому что, будучи лишены дара речи, они не имеют возможность выяснять отношения» (В. Маяковский).
«Мы не можем вырвать ни одной страницы из нашей жизни, хотя легко можем бросить в огонь самую книгу» (Ж. Санд).
«Самоубийца – человек, погибший при попытке бегства от себя самого» (Веслав Брудзиньский).
«Убийца убивает человека, самоубийца – человечество» (Г. Честертон).
«Самоубийство – мольба о помощи, которую никто не услышал» (Р. Алев).
Ход классного часа (слайд 1)
Мы выбираем жизнь, они – смерть. Мы пишем письма, они – предсмертные записки. Мы строим планы на будущее, у них…
…………………………у них – нет будущего.
Кажется, что мы и они – из разных миров. Но как велика пропасть между нами,
…………………………читающими эти строки,
и теми, кто решился на самоубийство? Как сильно нужно измениться человеку,
…………………………чтобы сделать этот шаг?
Всего лишь – шаг. Они не были рождены самоубийцами,
…………………………но умерли с этим клеймом.
Они продолжают умирать (слайд 2)
1-й ведущий: По официальной статистике, каждый год кончают жизнь самоубийством 1 000 000 человек. Среди них:— 280 тысяч китайцев,
— 30 тысяч американцев,
— 25 тысяч японцев,
— 20 тысяч французов,
— 50 тысяч русских (слайд3)
2-й ведущий: В официальную статистику самоубийств попадают только явные случаи суицида, поэтому число реальных самоубийств значительно превосходит официальные цифры — считается, что ежегодно в мире кончают с собой более 4 000 000 человек.
По мнению судебных экспертов, причиной большинства так называемых «смертей от несчастного случая» (передозировка лекарственных препаратов, аварии на дорогах, падение с высоты и т.д) на самом деле являются суициды.
19 000 000 человек ежегодно совершают неудачные попытки самоубийства.
3-й ведущий: За последнее десятилетие число самоубийств среди молодежи выросло в 3 раза.
Основные причины суицида: неразделенная любовь, конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, одиночество.
Ежегодно каждый двенадцатый подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить попытку самоубийства. По абсолютному количеству подростковых самоубийств Россия занимает первое место. (слайд 4)
4-й ведущий: Число законченных суицидов среди юношей в среднем в 3 раза больше, чем среди девушек. С другой стороны — девушки пытаются покончить с собой в 4 раза чаще, чем юноши, но выбирают «щадящие» способы, которые реже приводят к смерти.
1-й ведущий: В 90% случаев родители не знают о попытках самоубийства, которые предпринимают их дети. Фактически 35–70% таких детей вообще никому не рассказывают об этом.
2-й ведущий: 60% всех суицидов приходится на лето и весну. Может быть потому, что именно в этот период особенно заметен контраст между расцветом природы и неизменностью внутреннего состояния.Можно указать такие причины самоубийств:
— 19% — страх перед наказанием
— 18% – душевная болезнь
— 18% — домашние огорчения
— 6% — страсти
— 3% денежные потери
— 1,4% — пресыщенность жизнью
— 1,2% — физические болезни.
— 41% — неизвестны (слайд 5)
3-й ведущий: Самоубийство — последний шаг, к которому привели множество причин, и каждая причина, в свою очередь, является следствием бесчисленного множества других причин.
4-й ведущий: Причины самоубийств сильно отличаются в разных возрастных группах — так, суициды из-за неразделенной любви у подростков до 16 лет составляют практически половину от общего числа самоубийств, а после 25 лет по этой причине кончают с собой гораздо реже.
1-й ведущий: (слайд 6)
Она стоит одна на крыше И сердце очень сильно бьётся, Ей ветер волосы колышет, А тишина как враг смеётся. Нахлынули воспоминанья, Врезаясь как осколки в душу. Они терзают подсознанье, Остаток жизни этой рушат.
Нет смысла думать о вчерашнем, Когда сегодня ВСЁ на грани.
Сейчас ничто уже не страшно, Теперь никто не сможет ранить Когда стоишь одна на крыше И очень сильно сердце бьётся, Тебя никто уже не слышит,
И пульс пропал, и ночь смеётся…
2-й ведущий: По данным Всемирной организации здоровья, в 1983 г. в мире покончили жизнь самоубийством более 500 тыс. человек, а 15 лет спустя — уже 820 тыс. человек, из них 20% приходится на подростковый и юношеский возраст.
3-й ведущий: За последние 15 лет число самоубийств в возрастной группе от 15 до 24 лет увеличилось в 2 раза и в ряду причин смертности во многих экономически развитых странах стоит на 2-3 местах.
4-й ведущий: Информация к размышлению. (слайд 7)
- Наиболее частой причиной попытки самоубийств среди подростков — семейные конфликты с родителями. Однако отмечено снижение этого показателя с 55 до 46%.
- На втором месте – угроза потери близкого человека (неразделимая любовь) этот показатель вырос в 1,5 раза и составил 24,1%.
- На третьем месте – несправедливое отношение, обвинение – 7,5%.
- Настораживает тот факт, что 15% суицидов предпринимали повторные попытки самоубийств.
1-й ведущий: (слайд 8)
Не зря пословица гласит, Что жизнь прожить – не поле перейти: Она не мало трудностей таит, И место в ней своё найти Бывает человеку нелегко.
Хотя у всех живущих на планете, Стремленье к этому так велико, Что через множество столетий Далеких предков размышленья Стучатся к нам в сердца сейчас. Их мысли и сомненья И нас тревожили не раз.
Ведь так не просто нам порой, Решить, как поступить, Чтоб честным быть перед самим собой И в трудный час душой не покривить. Что выбрать: совесть иль покой, Благополучие иль честь, Покорность или бой?
Отвагу или лесть?
2-й ведущий: (слайд 9)
Вопрос подобный задавал Себе, конечно, каждый И на него ответ мучительно искал. Как путник, изнывающий от жажды, Мечтает к роднику припасть. Так человек стремится поскорей С души привычки сбросить власть, Стать справедливей и мудрей. И, наконец, понять, Каким же в этом мире быть, Чтоб пред соблазнами любыми устоять,И званье ЧЕЛОВЕКА заслужить?
Учитель: Вы прочитали рассказ «Уйти из жизни». (слайд 10)
- Пожалуйста, скажите, что вы думаете о том, что написала Галина Журба, в частности о суицидах.
- Правильно ли уходить из жизни?
- Можно ли заметить, что человек, с которым вы общаетесь каждый день, вдруг покончил жизнь самоубийством?
- Можно ли помочь человеку, который решил покончить жизнь самоубийством?
- Можно ли полагаться на помощь психолога или телефона доверия подростку, решившему покончить жизнь самоубийством?
( обсуждение рассказа)
3-й ведущий: Некоторые, уходя из жизни, оставляют свой след в записках к любимым людям, некоторые пишут стихи. Сейчас мы зачитаем вам стихотворение. Внимательно вслушайтесь в эти строки.
4-й ведущий: Бездна (слайд 11)
Обрыв… И бездна там…
И я стою одна на свете.
Душа болит от ярых ран
И нет мне места в мире этом…
Устала я искать ответы,
Мечту беречь, любовь искать!
Вся жизнь — одни людей запреты
И нечего судьбу терзать.
А так хотелось полюбить!..
А можно ли? Способна я?
Но чашу грусти подавить
Источник: http://yaneuch.ru/cat_18/profilaktika-suicida-sredi-starsheklassnikov/366209.2572379.page1.html