Комплекс утренней гимнастики для средней группы
В ДОУ особое внимание уделяется психофизическому развитию воспитанников. Одним из пунктов образовательной программы считается утренняя зарядка.
Значение
Утренняя гимнастика в средней группе ДОУ является главным этапом в слежении за здоровьем.
Цель физической культуры для детского организма:
- Поднятие тонуса у малышей в физическом плане и эмоциональном.
- Проявление воли, т. к. упражнения выполняются под руководством воспитателя.
- Активизируется весь организм.
- Улучшается дыхание.
- Ускоряется кровообращение.
- Улучшается обмен веществ.
- Самоанализ выполнения.
Зарядка в ДОУ
Обратите внимание! Проведение гимнастики осуществляется под ритмичное аудио сопровождение, это воспитывает чувство ритма, т. к. дети начинают стараться попадать в «музыкальный рисунок».
Роль зарядки в образовательном и оздоровительном процессах
Задача утренней гимнастики состоит в тонизировании всего организма, улучшении процессов жизнедеятельности.
Роль зарядки в оздоравливании и образовании детей:
- Физические нагрузки улучшают кровообращение и кислородный обмен, что стимулирует мозговую деятельность.
- Укрепляются мышцы и активизируется общее физическое развитие.
- Системность упражнений ведет к укреплению организма.
Дополнительная информация! Грамотное объединение физических и умственных нагрузок обеспечивает гармоничное развитие личности и характера ребенка в детском саду.
Занятия на улице
Нюансы
В связи с появлением моды на здоровый образ жизни, зарядка у детей и взрослых стала приобретать популярность. Однако не все осознают важность именно утренних физических нагрузок.
Основные пункты проведения гимнастики в детском саду по ФГОС:
- Продолжительность — не больше 5-12 минут в день.
- Зарядка состоит из 3 частей: вводной (разогрев), основной (активные упражнения) и заключительной (применяются упражнения с пониженной активностью).
- Для занятий приобретается специальная спортивная форма, не стесняющая движений.
Обратите внимание! Продолжительность упражнений зависит от возраста занимающихся.
Активные упражнения
Временной план
Объем физической нагрузки определяется согласно общефизическому развитию воспитанников. Данная методика является эффективной для воспитания дошкольников.
Комплекс утренней гимнастики в средней группе имеет временную дозировку:
- Выполняется 4-5 упражнений по 6-8 минут, т. е. в по 5-6 повторов на одно действие.
- Более активные упражнения, такие как бег, практически все виды ходьбы, должны длиться по 15-20 секунд.
- Полезное упражнение — ползание по полу, повторяется 30 секунд.
Обратите внимание! Гимнастический комплекс повторяется 1-2 недели, после чего упражнения меняют.
Пример конспекта по гимнастике в средней группе
Данный конспект составлен в соответствии с нормами ФГОС. Конспект по гимнастике в средней группе:
- Цель: оформление условий и стимулов для приобщения дошколят к элементам здорового образа жизни.
- Задачи: обучение выполнению действий по сигналу, формирование умения качественно и точно выполнять упражнение, регулируя дыхание и придерживаясь заданного темпа. Формирование правильного положения позвоночника, быстрой реакции, скорости действий, ориентации в пространстве, создание бодрого настроения у детей на целый день и прививание любви к физическим нагрузкам.
- Дополнительные предметы: аудио-центр, гантели, маты, скакалки.
Обратите внимание! Существуют определенные планы на каждый месяц учебного года. В январе и феврале занятия проводятся в помещении, а весной и летом гимнастику осуществляют на улице.
Читайте еще: Физкультминутки для дошкольников
Методические приёмы с малышами в 4-5 лет
В 4-5-летнем возрасте детский организм начинает свое развитие, а ребенок учится подчиняться коллективному действию. При подготовке к занятиям педагог должен использовать специальные методические источники с описанием методик преподавания.
Наглядная методика
Педагог в процессе занятия применяет следующие виды методик:
- словесные;
- наглядные приемы;
- практические;
- игровые.
Дополнительная информация! В гимнастике применяются игровые упражнения с элементами представления и музыки.
Группа словесных упражнений
Такие упражнения разовьют словарный запас и научат вести беседы на несложные темы, такие как рассказ о себе или о событиях недавнего времени. Примеры такого вида занятий будут представлены ниже.
Словесные упражнения:
- Объяснение. Должно сопровождать любое игровое действие.
- Стихи и загадки. «Каждое утро, дружок, не ленись да скорее на зарядку торопись. Будем прыгать и скакать, ладошки к солнцу поднимать».
- Стихотворная гимнастика «Ягодки». Ведет зарядку земляника: «Ручки выше потяни-ка». Делает наклоны красная малина: «Не страшны с зарядкой зимние простуды и даже ангина».
- Сказки. В сказах должно быть не более 2 поворотов сюжета, чтобы не отвлечь детей от зарядки, героев лучше назвать запоминающимися именами, желательно добавить иллюстрированные примеры.
Обратите внимание! К сказкам можно добавить вопросы для обсуждения в группе.
Наглядные
Детям проще воспринимать этот мир через образное мышление, поэтому в процессе занятия важно использовать наглядные примеры.
Полезно использовать следующие элементы:
- Картинки с животными, игрушки, которые будут использоваться в качестве героев игр.
- Иллюстрации каждого элемента гимнастики.
- Личный пример — педагог должен сам выполнять комментируемое действие.
Дополнительная информация! Если в процессе занятия педагогом применяется видеоролик в качестве иллюстрации к упражнениям, он должен повторять все действия.
Личный пример выполнения зарядки
Практические
Этот этап наступает после проведения физкультуры и выступает в качестве самостоятельного анализа для детей. Их суть в том, чтобы дети поделились своими эмоциями после упражнений.
Это могут быть:
- рисунки;
- поделки;
- аппликации.
Обратите внимание! Поделки помогут детям найти выход эмоциям после физических нагрузок.
Группа игровых приёмов
При составлении комплекса основное внимание должно уделяться именно активным игровым действиям. Подробнее о данных упражнениях в таблице ниже.
Таблица 1. Подвижные игры для физкультуры в средней группе ДОУ
Что отрабатывают | Название | Цель | Суть |
Бег, умение ориентироваться в пространстве | «Ветер гоняет снежинки» | Развить навык бега и движения по условному знаку. | Дети начинают бежать после сигнала «Ветер» и останавливаются после сигнала «ветер стих». |
Равновесие | «Карусель» | Развить умение удерживать равновесие и бежать в определённом направлении. | Воспитатель надевает на себя обруч с лентами и поворачивается вокруг своей оси, по сигналу дети начинают бегать вокруг, придерживаясь за ленты, а затем по сигналу останавливаются. |
Ловкость | «Золотые ворота» | Развить реакцию, внимание, умение уклоняться. | Пара детей берутся за руки и поднимают их дугой. Группа выстраивается в шеренгу и их задача — пройти под «воротами», которые резко опускаются по команде воспитателя, а те, на кого они опустились, сами становятся «воротами». |
Ползание | «Пастух гонит овец» | Закрепляется умение перемещаться на четвереньках к определенной цели. | Назначается «пастух», под стишки дети начинают блеять, изображая овечек, а «пастух» играет в рожок, перегоняя стадо. Дети на четвереньках перемещаются с одного конца зала в другой. |
Внимание | «Филин» | Учит слушать водящего, стоять на месте, не двигаясь. | Воспитатель говорит, что днем все оживает, и дети начинают двигать руками, как бабочки, птички и т. п. По команде «Наступает ночь» дети должны замереть в той позе, в которой они услышали эту фразу. «Филин» должен увидеть, кто сдвинулся. Замеченный переходит к «филину». В процессе игры «филина» перевыбирают множество раз. В заключении игры выбирается лучший «филин», который поймал больше остальных «насекомых». |
Читайте еще: Задачи и цели физического воспитания
Важно! К комплексам желательно добавлять несколько упражнений для развития мелкой моторики и дыхания.
Картотека упражнений для утренней зарядки в средней группе на год
Бег по залу
Далее приведена картотека с планом утренней разминки.
Таблица 2. Сезонные комплексы гимнастики на год
Период | Месяц | Описание |
Осень | Сентябрь | Ходьба и бег в колонне по одному, бег по мостику, доске, дорожке с препятствиями, ходьба в шеренге с платочками. |
Осень | Октябрь | Ходьба и бег вокруг кубиков по команде педагога с поворотами корпуса + бег в рассыпную + прыжки + легкий бег, ходьба в шеренге по одному. |
Осень | Ноябрь | Легкий бег, наклоны с палкой, бег с препятствиями, упражнения с мячом, ходьба, чередуемая с бегом, в шеренге. |
Зима | Декабрь, январь, февраль | Догонялки, игры с платочками, занятия с шариками, прыгающие разминки, футбол с большим мячом, кеглями, обручем, на стульях, с палкой и без предметов. |
Весна | Март-май | С обручем, кубиками, большим мячом, бег, ходьба со средней скоростью, упражнения без предметов, с флагами, малыми мячами, палками, маленьким игровым мячом. |
Обратите внимание! Данная картотека составлена на основе гимнастических примеров из книги Пензулаевой Л. И. «Физическая культура в детском саду. Система работы в подготовительной к школе группе».
Мониторинг проведения утренней зарядки в средней группе ДОУ
Для оценки эффективности образовательных программ проводится мониторинг, который дает возможность зафиксировать перемены во всех сферах развития детей. Диагностика может проводиться как самим воспитателем, так и методистами.
Этапы проведения диагностики:
- Общая информация о группе — название, общее число детей и количество присутствующих.
- Соответствие помещения санитарным нормам — проходила ли уборка и проветривание.
- Продолжительность зарядки.
- Число этапов.
- Детализация каждого этапа — соответствие временным рамкам, достижение поставленных задач и целей.
- Целесообразность работы воспитателя — доступность подачи информации, наличие и качество примеров.
- Общее мнение.
Дополнительная информация! По итогу выставляется оценка — «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «5», «4», «3».
Регулярная утренняя зарядка для дошкольников станет полезной привычкой и во взрослом возрасте. Здоровый малыш станет крепким взрослым.
Редактор: Конева Елизавета Сергеевна
Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.
.com ▪ instagram.com
Источник: https://vospitanie.guru/fizicheskoe/kompleks-utrennej-gimnastiki-dlya-srednej-gruppy
Утренняя гимнастика в детском саду для детей младшего и среднего дошкольного возраста
- Миронюк Наталья Владимировна, воспитатель
Разделы: Работа с дошкольниками
Зарядка вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность, тем самым прививается культура здорового образа жизни у дошкольников.
Гимнастика проводится с детьми ежедневно в утренний отрезок времени, в течение 10 – 12 минут. Комплекс утренней гимнастики планируется на две недели и состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.
Как правило, вводная часть включает в себя различные виды ходьбы и бега (иногда несложные игровые задания). Это небольшая разминка.
Основная часть – общеразвивающие упражнения с предметами (флажки, платочки, кегли, кубики, обручи, мячи и т.п.
При выполнении гимнастических упражнений необходимо соблюдать и чередовать исходные положения (стоя, сидя, лежа на спине и животе), так как статическая поза отрицательно сказывается на осанке в целом и на формировании свода стопы ребенка.
В заключительной части утренней гимнастики проводится ходьба в умеренном темпе и игры малой подвижности для восстановления дыхания, включаются элементы здоровьесберегающих технологий, способствующие полноценному физическому развитию:
- Упражнения на восстановление дыхания
- Пальчиковые гимнастики,
- Упражнения для глаз,
- Упражнения для профилактики плоскостопия, самомассаж и другие.
Утренняя гимнастика пройдет эффективней и увлекательней в сопровождении музыки. Музыка создает хорошее настроение и вызывает положительные эмоции, снижает психоэмоциональное напряжение.
Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и действовать в нем, получает огромный заряд бодрости, хорошее настроение на весь день.
Комплекс утренней гимнастики для детей младшего дошкольного возраста на стульчиках
I часть (стульчики расставлены по зрительным ориентирам заранее в центре спортивного зала)
Обычная ходьба в колонне, ходьба на носках, легкий бег (50-60 сек), бег со сменой направления, ходьба приставным шагом вперед (поочередно правой и левой ногой), бег в быстром темпе (15 – 20 сек), ходьба «змейкой» вокруг стульчиков.
II часть. Общеразвивающие упражнения на стульях
1. И.П. – сидя на стуле, ноги параллельно, руки опущены вниз.
Выполнение:
1 – Поднять руки в стороны.
2 – Опустить вниз, вернуться в исходное положение.
Дозировка: 5 – 6 раз.
Темп: быстрый.
2. И.П. – сидя на стуле, одна нога выпрямлена вперед, другая под стулом.
Выполнение: (cмена положения ног)
1 – Левая нога выпрямлена вперед, правая – под стулом.
2 – Правая нога выпрямлена вперед, левая – под стулом.
Дозировка: 5 – 6 раз.
Темп: быстрый.
3. И.П. – сидя на стуле, ноги на ширине плеч, руки на поясе.
Выполнение:
1 – Наклониться вправо. 2 – Вернуться в исходное положение. 3 – Наклониться влево.
4 – Вернуться в исходное положение.
Дозировка: 6 раз.
Темп: средний.
4. И.П. – стоя на четвереньках, сиденье стула – под животом ребенка. Ребенок опирается на руки и на колени.
Выполнение:
1 – Ребенок выпрямляет руки и ноги, удерживает себя на стуле 1 сек. (вдох) 2 – Вернуться в И.П. (выдох) 3 – Ребенок выпрямляет руки и ноги, удерживает себя на стуле 2 сек. (вдох) 4 – Вернуться в И.П.
(выдох) 5 – Ребенок выпрямляет руки и ноги, удерживает себя на стуле 3 сек. (вдох) 6 – Вернуться в И.П. (выдох) 7 – Ребенок выпрямляет руки и ноги, удерживает себя на стуле 2 сек. (вдох) 8 – Вернуться в И.П.
(выдох) 9 – Ребенок выпрямляет руки и ноги, удерживает себя на стуле 1 сек. (вдох)
10 – Вернуться в И.П. (выдох)
Темп: средний.
5. И.П. – стоя за стулом, ноги параллельно, руки на спинке стула.
Выполнение:
1 – Присесть.
2 – Встать, вернуться в исходное положение.
Дозировка: 4 – 5 раз.
Темп: средний.
6. И.П. – сидя на стуле, сомкнутые ноги выпрямлены – находятся на полу, руки в упоре с боков сиденья стула.
Выполнение:
1 – Поднять правую ногу вперед-вверх. 2 – Опустить ногу, вернуться в исходное положение. 3 – Поднять левую ногу вперед-вверх.
4 – Опустить ногу, вернуться в исходное положение.
Дозировка: 6 раз.
Темп: средний.
7. И.П. – стоя около стула, ноги параллельно, руки на поясе.
Выполнение: прыжки на двух ногах вокруг стула в обе стороны, в чередовании с ходьбой.
Дозировка: 2 серии по 10 прыжков. Дети идут обычной ходьбой по залу друг за другом. Воспитатель предлагает детям помочь убрать стулья. Воспитатель оставляет 1 стул в центре зала для игрового задания «Кошка и птички».8. Игровое задание «Кошка и птички». В центре зала на стульчике сидит кошка (роль кошки выполняет ребенок, на голове одета шапочка «кошки»). Птички летают вокруг кошки, помахивая крылышками (воспитатель регулирует умеренный темп). Воспитатель подает сигнал, кошка просыпается и ловит птичек, а те улетают на стульчики.
Дозировка: 2 раза.
Обычная ходьба по залу в колонне друг за другом.
III часть (cм. Приложение 1)
I неделя:
а)Дыхательные упражнения «Воздушный шарик», «Насос»
б) Гимнастика для ног «Медведь»
II неделя:
в) Массаж тела «Лягушата»
г) Пальчиковая игра «Рисунок»
Комплекс утренней гимнастики для детей среднего дошкольного возраста
Воспитатель в группе загадывает загадку детям:
Зимой беленький, Летом серенький. Никого не обижает,
Сам всех боится. (Зайчик)
Воспитатель: Правильно, это зайчишка. Он к нам в гости спешит и проведет с нами зарядку.
Появляется зайчик (игрушка «Би-ба-бо»). Дети в спортивной форме входят в физкультурный зал.
I часть.
Ходьба обычная в колонне, бег в прямом направлении и «змейкой», ходьба на носках, на пятках (в чередовании по 8 шагов), бег с остановкой по сигналу, ходьба с выполнением заданий (присесть, изменить положение рук), бег с ускорением, ходьба с высоким подниманием колен, обычная ходьба.
II часть.
Общеразвивающие упражнения без предметов
«Зайка вырастет большой» |
Выполнение: 1 – поднять руки через стороны вверх, хорошо потянуться, поднявшись на носочки. Вдох. 2 – Опуститься на всю ступню, руки опустить. Выдох. Выдыхая, произносить: «у – х – х – х – х». Дозировка: 6 раз. Темп: средний. |
Выполнение: 1 – Поворот вправо с отведением правой руки назад, посмотреть на отведенную руку. 2 –вернуться в И.П. 3 – Поворот влево с отведением левой руки назад, посмотреть на отведенную руку. 4 – вернуться в И.П.
Дозировка: по 3 раза в каждую сторону.
Темп: средний
Индивидуальные указания.
Выполнение: 1 – Наклон вперед (руки остаются за спиной)
2 – И.П.
Дозировка: 5 раза.
Темп: средний
Дозировка: 5 раз
Темп: медленный
Выполнение: 1 – Поднять согнутую в колене правую ногу; хлопнуть в ладоши под ней. 2 – И.П. 3 – Поднять согнутую в колене левую ногу; хлопнуть в ладоши под ней. 4 – И.П.
Дозировка: по 3 раза каждой ногой
Темп: средний
Показ и объяснение воспитателя
Выполнение: прыжки на двух ногах с поворотом вокруг своей оси вправо и влево в чередовании с ходьбой на месте.
Дозировка: 2 серии по 10 прыжков.
Дыхание произвольное.
Указание детям: «Прыгайте легко, высоко». Показ ребенка. Поощрения.
III заключительная часть
Ходьба по залу в колонне по одному.
Подвижная игра «Зайка серенький сидит»
Дети в центре площадки – они зайки. Воспитатель произносит стихи, а дети выполняют движения в соответствии с текстом:
Зайка беленький сидит | Присаживаются в полуприсед |
И ушами шевелит. Вот так, вот так!
Он ушами шевелит. |
Покачивают головой, держа вытянутые ладони (или указательные пальцы), прижатыми к ушам. |
Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Скок-скок, скок-скок!
Надо зайке поскакать. |
Прыжки на двух ногах на месте. |
Кто-то зайку испугал, Зайка – прыг и убежал. |
Дети убегают в заранее отведенное место. |
Дозировка: 2 – 3 раза.
Дыхательное упражнение «Волки» (по Б. Толкачеву)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто зайку напугал? Да, конечно, волк.
Дети, стоя, чуть прогнувшись в пояснице, слегка прижав полусогнутые руки к груди, на выдохе предельно долго тянут звук «у – у – у – у…» Обычная ходьба по залу.
I неделя: (см. Приложение 2)
- Дыхательное упражнение «Волки»
- Массаж биологически активных зон, предотвращающий простудные заболевания.
II неделя:
- Пальчиковая гимнастика «Скачет зайчик»
- Упражнение для профилактики плоскостопия «Был у зайки огород»
Используемая литература:
- Голицина Н.С., Бухарова Е.Е. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников. – М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2006.
- Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3 – 4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144с.
(Программа развития.)
- Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3 – 4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с. – (Серия «Вместе с детьми»).
- Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3 – 7 лет). – М.: Гуманит.изд.
центр ВЛАДОС, 2003. – 128 с.
- Сочеванова Е.А. Комплексы утренней гимнастики для детей 3 – 4 лет: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 48С.
- Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 3 – 5 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
27.01.2009
Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/519599/