Гимнастика после сна в подготовительной и других группах ДОУ
Зарядка после обеденного сна тонизирует организм и помогает быстрее проснуться.
В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) преподаватели стремятся выработать привычку заниматься спортом у детей, делая веселые упражнения под музыку и стихотворения.
Подбираются гимнастические комплексы в зависимости от возрастной категории. Базовые движения делаются в постели. Остальные этапы зарядки проводятся в отдельном помещении (в теплой или прохладной комнате) или на улице.
О пользе зарядки в детском возрасте
Полноценное развитие малыша подразумевает занятия спортом. Приучать к нему необходимо как можно раньше. Желательно демонстрировать все на своем примере и заниматься вместе. Регулярное получение физических нагрузок оказывает благотворное влияние почти на все функции организма, проявляется оно в следующем:
- повышение устойчивости к стрессовым ситуациям и болезням;
- стимуляция нервной системы;
- ускорение обменных процессов;
- положительное воздействие на дыхательную систему;
- улучшение работы сердца;
- повышение когнитивных способностей.
Гимнастика после дневного отдыха в дошкольном учреждении
Гимнастика после сна в ДОУ проводится под музыку, сопровождаясь детскими стихами, в игровой и познавательной форме.
Действуют воспитатели строго в соответствии с ФГОС (федеральными государственными образовательными стандартами).
Цель зарядки заключается в поднятии настроения, тонизировании мышечных тканей и профилактике сбоев в опорно-двигательной системе. Для достижения поставленных задач используются следующие методы:
- использование комплексов физических и дыхательных упражнений;
- поочередное проведение занятий в теплых и прохладных комнатах;
- применение вспомогательных атрибутов;
- осуществление водных процедур.
Проводится зарядка согласно информации рекомендательного характера, собранной в общепринятой картотеке. Комплексы разбиты по месяцам. Инетерсно знать! В качестве пособий используется книги о физкультурных занятиях в детсаде, написанные Людмилой Пензулаевой, и конспекты НОД других воспитателей.
Особенности выбора упражнений и тактики занятий в зависимости от возраста
Гимнастику после дневного сна в детском саду проводят воспитатели, опираясь на возраст детей. У младших групп большая часть упражнений осуществляется в кроватке. Для малышей постарше подготавливаются специальные развивающие считалки и веселые задания с целью стимулирования умственных способностей.
Подробности приведены в таблице:
В ясельной группе | 1,5-2 | Ребенок до 2 лет уже достаточно физически развит, чтобы находиться в детском садике. Проблемы могут возникнуть из-за психологического фактора. В таком нежном возрасте дети очень привязаны к матерям и несильно хотят общаться со сверстниками. Воспитателям необходимо постепенно вводить бодрящие упражнения после обеденного сна с целью выработки привычки заниматься спортом и поддержания мышечных тканей в тонусе. Большинство движений выполняется в кроватке. |
В младшей группе | 2-3 | К 3 годам дети осваивают многие навыки самообслуживания и способны выполнять более сложные действия. Прерывать сон рекомендуется упражнениями для улучшения настроения и общего тонизирования организма. Дополнительно применяются контрастные воздушные ванны. |
Во второй младшей группе | 3-4 | Малыши уже лучше понимают, что происходит вокруг, поэтому акцент необходимо делать на эмоциональной составляющей зарядки. Важно правильно подобрать музыку , ее громкость и стишки для создания позитивной атмосферы после пробуждения . |
В средней группе | 4-5 | Дети стали более эмоционально окрепшими. Особое внимание во время занятий необходимо перенести со слов и музыки на количество упражнений. Не менее важно добавить в программу больше дыхательных и профилактических комплексов. |
В старшей группе | 5-6 | К 5-6 годам дети становятся более активными и все меньше желают спать в обеденное время. Необходимо корригировать программу в сторону увеличения продолжительности занятий. Допустимо использование прочих атрибутов (скакалки, ленты, кегли) и введение тренировок на специальных тренажерах. |
В подготовительной группе | 6-7 | У детей уже неплохо развиты личностные качества. Подчеркивать умственный и психический уровень следует с помощью игровых комплексов. На первый план должны выйти командные действия. По возможности стоит вводить элементы задач на смекалку для полноценной подготовки к школе. |
Основные моменты проведения зарядки после обеденного отдыха среди детей 6-7 лет
Гимнастика после сна в подготовительной группе длится не более 15 минут. Отведенного времени должно хватить, чтобы взбодрить детей. Поможет в достижении цели знание тонкостей проведения занятия:
- Акцент идет на полученные ранее нагрузки. Если дети сильно устали до обеденного отдыха, воспитатель снизит количество физических упражнений, сделав мини-тренировку, или насытит занятие игровыми моментами.
- Бег хорошо взбадривает организм, особенно во время утренней зарядки. После обеденного сна лучше снизить его продолжительность или использовать только в подвижных играх.
- В качестве профилактики плоскостопия рекомендовано добавить в гимнастический комплекс ходьбу по специальным коврикам.
- Детей, просыпающихся раньше других, стоит обучить нескольким отдельным упражнениям с тренажерами или на разминку конечностей для самостоятельного выполнения.
- Проводится зарядка в майке и трусиках. Носки нужны только для некоторых танцевальных движений. Если в программе есть лазанье по канату, то необходимо трико.
Правила обеденной зарядки
Сотрудники детских садов должны не только следовать принятым стандартам, но и учитывать погодные условия и желания воспитанников. Последние два пункта помогут сохранить здоровье и положительный психоэмоциональный фон детей. Во избежание ошибок стоит запомнить правила проведения занятий после обеденного сна:
- Запрещается насильно заставлять ребенка делать упражнения. Воспитатель должен узнать причину отказа и найти компромисс.
- Перед занятиями в зале проводить дополнительную разминку не нужно. Базовые упражнения уже были выполнены во время зарядки.
- При карантине программа занятий корректируется в зависимости от ситуации и указаний врачей.
- На свежем воздухе зарядка проводится в летние месяцы. При отсутствии противопоказаний и низком уровне заболеваемости допустимы занятия на улице в более прохладную пору.
Алгоритм распределения нагрузки
Порядок распределения нагрузки во многом зависит от наличия специализированной направленности группы. При нарушении осанки подбирается комплекс для предотвращения сбоев в опорно-двигательной системе. Аналогично решаются прочие проблемы. Стандартная схема выглядит следующим образом:
1 | По мере просыпания выполняются базовые движения в кроватки и рядом с ней. | Медленные потягивания и махи | 3 |
2 | Начинаются активные нагрузки в прохладной комнате. В приоритете ходьба. Затем необходим переход в теплое помещение для выполнения движений, предотвращающих развитие проблем с опорно-двигательным аппаратом. | Различные способы ходьбы. Работа с тренажерами и дополнительным инвентарем. | 5-6 – первая половина в холодной комнате, а вторая – теплой. |
3 | Дети переходят в прохладную комнату для выполнения дыхательных упражнений. | Элементы, взятые из комплексов дыхательных гимнастик. | От 30 секунд до 4 минут. Время увеличивается постепенно. |
Внимание! Методики закаливания организма могут дополнить обеденную гимнастику. Их применение должно быть одобрено руководством и зафиксировано в образовательной программе.
Примерные комплексы гимнастики
В картотеках, содержащих упражнения для воспитанников детского сада, комплексы разбиты по месяцам. Воспитателям остается ориентироваться на готовый материал и применять его в своей практике. Примеры популярных упражнений приведены в таблице:
Пассивный этап | Лежа в кроватке | Велосипед»:- Лечь на спину. — Ногами делать движения, имитирующие прокрутку педалей.• «Горка»:- Сесть на кровать. — Опираясь на ноги и руки, приподнимать таз и возвращаться в исходное положение. • «Потягивание»:- Не вставая с кровати, тянуться руками вниз вдоль тела. Затем вверх над головой. — Ногами тянуться в обратном направлении.• «Кошечка»: — Стать, опираясь на локти и колени. Взгляд направлен перед собой.- Вытянуть спину дугой, опустив голову. — Задержаться на 2-3 секунды и вернуться в первоначальное положение. • «Змейка»:- Лежа на спине, перекатываться сбоку набок. |
Активный этап | Рядом с постелью | • «Любознательный ребенок»:- Положить руки на талию. — Поворачивать голову влево-вправо, вверх-вниз.• «Мельница»:- Расставить ноги.- Начать крутить руками вперед, а затем назад.• «Птица»:- Оставаясь в том же положении, потянуться руками вверх.- Вернуться в исходную позицию. • «Гуси»:- Расположить руки на талии, а ноги по ширине плеч. — Прогнуться туловище вперед. Верхние конечности отвезти назад.- Начать шипеть, подражая гусям. • «Мяч»:- Прыгать на месте. |
В прохладном помещении | • 1 цикл:- Ходить вдоль комнаты. Шаги должны чередоваться (5 крупных, 5 небольших). — Начать подниматься на носочки, стараясь руками максимально вытянуться вверх. — Перейти на походку «цапли» (высоко поднимать колени).- Пробежать несколько кругов в умеренном темпе.- Закончить тренировочный комплекс приседаниями и прыжками в длину.• 2 цикл:- Шагать на носочках в обычном темпе. Руки поднять в сторону потолкаю- Продолжить ходьбу, но с периодическими остановками на одной из нижних конечностей. Ориентиром является команда воспитателя. — Перейти в полусидящую позицию и продолжить движение. Руки прижать к талии. — Завершить комплекс походкой «цапли» в быстром темпе. | |
В теплой комнате | • Прыгуны»:- Прыгать на месте. Первые пять раз слегка отрывать ноги от пола. Затем еще столько же высоко подпрыгивать. • «Елка»:- Стать на колени, положив руки на уровень талии. — Вытянуть правую нижнюю конечность вбок.- Руки расставить по сторонам.- Повторить упражнение на другую ногу. | |
Элементы из дыхательной гимнастики | В прохладном помещении | • Змейка»:- Вытянуть язык, насколько возможно. — Постараться коснуться подбородка его кончиком. • «Лошадь»:- Цокать языком, чередуя темп и создавая звуки похожие на стук копыт.• «Голуби»:- Выдыхая, произносить «гули-гули». — Когда воздуха останется совсем мало, громко сказать «кыш».• «Коровка»:- На выдохе произносить «му».• «Поезд»:- Начать ходьбу по комнате, произнося «чух-чух». Верхние конечности согнуть в локтях. |
Совет! Зарядку можно делать под музыку с произношением веселых четверостиший. Дети будут имитировать движения, проговариваемые воспитателям в стихотворной форме. Подобный вид занятий тонизирует когнитивные способности и позволяет улучшить настроение.
Закаливающие процедуры в детском саду
Методики закаливания организма должны быть предусмотрены образовательной программой ДОУ. В обязательном порядке подбирается индивидуальный подход к каждому воспитаннику, чтобы избежать проблем со здоровьем. Ориентироваться можно на перечень эффективных способов укрепления иммунитета, используемых в детских садиках:
- Обмывание прохладной водой.
- Упражнения на свежем воздухе. В холодную пору занятия проводятся в прохладной комнате при температуре до 20°.
- Ходьба по специальным коврикам.
- Движения ногами в тазиках с водой.
Гимнастика после обеденного отдыха в детском садике тонизирует организм и помогает быстрее проснуться. Длится занятие около 15 минут. Для прививания любви к спорту воспитатели добавляют в программу стишки, музыку и веселые упражнения. Дополняется полученный эффект закаливающими процедурами.
Источник: https://znatoksna.ru/sovety/uprazhnenija/gimnastika-posle-sna-v-podgotovitelnoj-gruppe.html
Гимнастика в подготовительной группе: корригирующая, бодрящая после сна, оздоровительная, музыкальная, в стихах, комплекс по месяцам, по ФГОС
(1 5,00 из 5)
Загрузка…
Для сохранения здоровья и привлечения детей к физкультуре в подготовительных группах детских садов пользуется заслуженной популярностью гимнастика после сна. Это мероприятие обеспечивает для дошкольников спокойный переход из состояния покоя к периоду бодрствования.
Разминка в кроватях и закаливание
Не поднимаясь с кроватей и откинув одеяла, в позиции лежа на спине дети выполняют небольшое количество общеразвивающих упражнений. Затем группа встает босиком на расположенные рядом с кроватями массажные коврики. Несколько минут на них производится ходьба на месте, которую можно перевести на бег.
Продолжение гимнастики происходит в другой комнате, предварительно охлажденной до температуры 19°С. Здесь под ритмичную музыку ребятам предлагается выполнить произвольные движения, которые заканчиваются дыхательными упражнениями.
Игровые занятия
Образная гимнастика заключается в подражании детьми движений животных (скачет лягушка, выгибается кошка) или птиц (цапля на одной ноге), имитации характерных движений спортсменов (на лыжах, на коньках) и т.д.
Гимнастика после сна в подготовительной группе на тренажерах
Начинается комплекс с легкой разминки: шаги, пробежка и прыжки. Затем группа детей делится на подгруппы по несколько человек. Первая команда занимается в спортивном уголке, где размещены канаты, лестницы и прочие элементы.
Вторая команда упражняется с детскими тренажерами: гантелями, дисками. Третья группа направляется на беговые дорожки и велосипед. Смена занятий происходит каждые 5 мин.
Занятия на массажных дорожках
Рекомендуется проводить такую гимнастику не реже 2 раз в 7 дней. Группа занимается босиком. Начинается гимнастика с шагов по дорожкам, затем ритм ускоряется и начинается легкий бег, последний длится не более 90 с.
Далее необходимо провести несколько дыхательных упражнений при медленной ходьбе. Следующие 2-3 мин. ребятам предлагается непрерывно бежать.
Завершают занятие медленные шаги по дорожкам здоровья.
Цели гимнастики
Гимнастика в детском саду имеет такие цели:
- Спокойный выход из состояния покоя и начало фазы бодрствования.
- Устранение вялого состояния.
- Приведение нервной системы ребенка в тонус.
- Активизация функций различных систем в организме (дыхательной, сердечно-сосудистой и т.д.).
- Подготовка к интеллектуальной деятельности.
- Повышение физической работоспособности.
- Поднятие настроения и улучшение общего самочувствия.
- Нормализация работы иммунной системы, профилактика заболеваний.
- Закаливание.
Особенности гимнастики по месяцам
Гимнастика после сна в подготовительной группе по длительности занимает приблизительно 10-15 мин.
За это короткое время невозможно провести гимнастику, охватывающую все мышцы и системы организма. Для разностороннего развития детей рекомендуется ежемесячно менять состав занятий после сна.
За такой период ребята освоят все упражнения предыдущего комплекса и начнут разминать и тренировать новые группы мышц. Смена гимнастики сохраняет интерес детей к занятиям в течение всего года.
Далее приведен краткий обзор нескольких комплексов, которые могут ежемесячно сменять друг друга:
- Первая группа упражнений начинается с бега в холодное (19°С) помещение, затем следуют профилактические занятия от плоскостопия.
- Следующий комплекс включает в себя разминку лежа и сидя в постели, дыхательные и закаливающие упражнения.
- Далее вместо дыхательной гимнастики в комплекс включается аэробика под музыку.
- Четвертый комплекс начинается с закаливающего бега, затем следует зарядка для профилактики осанки.
Правила проведения гимнастики пробуждения
Во время дневного сна необходимо провести проветривание подходящей комнаты для воздушного закаливания, разница температур с теплой спальней должна составлять 3-5°С. Летом закаливающая гимнастика может проводиться на улице.
Момент пробуждения сопровождает тихая музыка, громкость и темп которой нарастают при повышении интенсивности упражнений. Зарядка начинается по расписанию с проснувшимися детьми, по мере пробуждения остальные дети включаются в процесс. Не допускается принуждение ребенка к занятиям.
Гимнастика после сна в подготовительной группе должна быть без резких движений
Основное правило гимнастики в кроватях: исключаются резкие движения, а также подъемы с кровати, чтобы не вызвать головокружения и не растянуть отдохнувшие мышцы. Перед началом гимнастики в кровати из-под головы убирается подушка.
В ходе зарядки дети перемещаются в «холодное» помещение или на улицу для активной ходьбы и бега. Здесь можно проводить занятия для правильной осанки и с целью профилактики плоскостопия, заниматься корригирующей ходьбой и бегать по массажным коврикам. Затем группа возвращается в теплую спальню для дальнейших упражнений. Переход может осуществляться несколько раз за занятие.
Гимнастические занятия рекомендуется проводить в игровой форме, это создает положительную эмоциональную атмосферу среди детей. Техника выполнения упражнений, основанных на подражании животным или другим образам, легче осваивается детьми, такие занятия развивают двигательное воображение.
Как правильно распределить нагрузку
Гимнастика после сна в подготовительной группе длится не менее четверти часа.
Спокойная разминка в кроватях продолжается около 3 мин., она может содержать элементы самомассажа и пальчиковые упражнения. Столько же по времени дети находятся в охлажденном помещении, двигаясь по полу или по массажным коврикам.
После активных занятий следует дыхательный комплекс. Во избежание тошноты и головокружений, дыхательные упражнения начинаются с 30 сек – 1 мин, постепенно длительность цикла увеличивается до 5-7 мин.
Картотека упражнений для блока в кровати
Гимнастические упражнения в кровати:
- Потягивание. Лежа в кроватях на спине, ребята протягивают руки вдоль тела, а затем вытягивают за голову и тянутся макушкой вверх, одновременно пятки тянут к противоположной спинке кровати.
- Змейка. Дети лежат на спине и выполняют перекатывания с одного бока на другой, при этом руки прижаты к телу.
- Великаны-карлики. Из того же положения ребята сгибают ноги в коленях, а затем выпрямляют их.
- Велосипед. Упражнение на пресс, оно выполняется лежа лицом вверх. Вытянув руки по бокам, дети «рисуют» ногами круги в воздухе, напоминающие прокрутку педалей велосипеда.
- Орех. Из позиции лежа лицом вверх при глубоком вдохе ребята садятся и тянутся руками к носкам прямых ног. Выдыхая воздух, они ложатся обратно на кровать.
- Лодочка. Дети переворачиваются лицом вниз, вытягивают руки вверх и с усилием прогибают спину, при этом верх и низ тела должны оторваться от поверхности кровати.
- Кошечка. Стоя по-кошачьи на коленях и выпрямленных руках, ребята выгибают спину дугой, одновременно опуская лицо вниз, затем прогибают спину вниз, поднимая лицо вверх.
- Горка. Дети садятся в кровати, выпрямив ноги перед собой, ладонями упираются на кровать за спиной. Опираясь на согнутые ноги и ладони, ребята высоко поднимают бедра, затем снова садятся на кровать.
- Волна. Дети становятся на колени. Протягивая руки в одну сторону, они садятся в противоположную сторону рядом с пятками, затем выполняют то же упражнение зеркально.
Активные нагрузки
Гимнастика пробуждения после дневного сна для детей, находящихся в подготовительной группе, включает в себя несколько комплексов активных упражнений.
Занятия возле постели:
- Любопытные малыши. Дети стоят с руками на талии и поворачивают лицо в обе стороны, а также вверх и вниз.
- Я расту. Прижав пятки к полу, ребята тянутся сцепленными руками вверх, ладошки развернуты к потолку, одновременно вверх тянется макушка.
- Мельница. Дети крутят прямыми руками сначала вперед, потом назад, ноги немного расставлены.
- Цапля. Стоя прямо на левой ноге, руки на поясе, ребята сгибают правую ногу и вытянутый носок прижимают к левому колену. В этом положении следует выстоять не менее 30 с.
- Самолет. Дети выпрямляют руки параллельно полу по сторонам, потом непрерывно произнося звук «у-у-у», они наклоняются в то в одну сторону, то в другую. В ходе упражнения делаются короткие паузы для вдоха.
- Шипящие гуси. Ребята стоят с руками на талии, расположив ноги по ширине плеч. Наклоняясь вперед и отводя прямые руки назад, дети подражают шипению гусей.
- Мячик. Ребята прыгают на обеих ногах на одном месте.
Активные упражнения для прохладной комнаты:
- Дети ходят по кругу, чередуя очень мелкие шажки с широкими шагами. Далее они поднимаются на носки, выпрямляют руки вверх и шагают, подобно цапле, с высоко поднятыми коленями. Затем следует легкий бег, заканчивающийся приседанием. В заключении ребятам предлагаются длинные прыжки.
- Цикл начинается с шагов на носках с поднятыми к потолку руками. Далее дети идут обычными шагами и периодически по команде педагога останавливаются то на правой, то на левой ноге. Продолжается движение в положении приседа, руки на талии, затем следует веселый марш с высоким подниманием коленей.
- Ребята активно шагают по комнате, затем поднимаются на носочки и, продолжая шагать, выпрямляют руки вверх. Потом они опускаются на пятки, ставят руки на талию и шагают на пятках. Завершает цикл легкая пробежка с закидыванием пяток к ягодицам.
Активные занятия для теплой комнаты:
- Елка. Из положения стойки на коленях, руки расположены на талии, дети выпрямляют правую ногу в бок и одновременно руки вытягивают в стороны. То же упражнение выполняется для другой ноги.
- Солнечное настроение. Ребята выполняют подскоки на одном месте, поднимая колени как можно выше и постепенно поворачиваясь вокруг своей оси на 90°. После полного оборота дети отдыхают, шагая по комнате, затем упражнение повторяется снова.
- Веселая гимнастика. Дети стоят ровно, ноги расставлены, но не широко, руки расположены на талии. Отставляя правую ногу назад с вытянутым носком, ребята разводят руки в стороны, после чего возвращаются в основную стойку. То же упражнение выполняется с другой ноги.
- Ловкие прыгуны. Ребята выполняют прыжки на одном месте: сначала 5 подпрыгиваний, затем 5 больших прыжков.
Дыхательная гимнастика
Упражнения дыхательной гимнастики:
- Надуваем шарик. Стоя прямо и глубоко вдыхая, дети не спеша разводят руки в стороны. Потом при выдохе произнося «ф-ф-ф», они соединяют руки перед собой, образуя круг. Воспитатель издает хлопок, и ребята изображают лопнувший шарик, медленно приседая и опуская руки со звуком «ш-ш-ш».
- Дракон. Дети вдыхают воздух одной ноздрей, выдыхают через рот, затем вдыхают через вторую ноздрю, выдох делают так же.
- Лошадка. Имитируя стук копыт, ребята цокают языком, темп становится то быстрее, то медленнее.
- Змеиный язык. Задача состоит в том, чтобы высунуть язык как можно дальше, при этом кончиком языка необходимо дотянутся до подбородка.
- Веселый плакальщик. Дети громко всхлипывают, при прерывистом вдохе дергают плечами, имитируя плач.
- Зевота. Ребята сидят на кроватях с опущенной головой и открытым ртом. На вдохе прерывисто охают, изображая зевок.
- Смешинка. Дети весело прищуриваются и произносят смешные звуки: «ха-ха-ха», «гы-гы-гы», «хи-хи-хи».
- Корова мычит. Ребята медленно выдыхают воздух, произнося «му-у-у».
- Игра с голубями. На выдохе дети зовут голубей: «гули-гули», а потом резко произносят «кыш!» и выдыхают оставшийся воздух.
- Паровозики. Полминуты ребята ходят по спальне, крутят согнутыми в локтях руками и произносят «чух-чух-чух».
Упражнения в стихах
Источник: https://kidteam.ru/gimnastika-posle-sna-v-podgotovitelnoy-gruppe.html
Гимнастика после сна в подготовительной группе детского сада
Значение дневного сна для организма сложно переоценить, особенно если речь идёт о детях. Послеобеденный сон — важная часть воспитательного процесса в дошкольном учреждении.
Существует целый набор методик, направленных на то, чтобы помочь малышам подготовительной группы, многие из которых считают сон неподходящим для них, «взрослых», занятием, заснуть. Но и процесс пробуждения не менее важен.
Для правильного его проведения существует базовый набор упражнений после сна.
Зачем нужна гимнастика после сна
Для нормального протекания жизненно важных процессов в организме ребёнка необходимо грамотно организовать процесс пробуждения, то есть неспешный переход от состояния покоя к бодрствованию. В комплекс упражнений после дневного сна, который должен проводиться под негромкую медленную музыку и рифмовки, входят:
- потягивания;
- поочерёдные махи руками и ногами;
- элементы разминки для пальчиков;
- набор заданий на выполнение гимнастики для органов дыхания.
Основное правило проведения занятий после дневного сна — исключение резких телодвижений, чтобы предотвратить растяжение мышц, повышенную возбудимость и головную боль.
Процесс пробуждения должен быть постепенным, без рывков и громких звуков
Сохранение и укрепление здоровья — это основная задача образовательно-воспитательного процесса в дошкольном заведении. Целями организации гинастики после сна являются:
- поднятие тонуса мышц;
- улучшение настроения;
- профилактика нарушений работы опорно-двигательного аппарата.
А также очень важно помочь выработать у ребёнка привычку разминаться после пробуждения.
Реализации поставленных задач способствуют:
- умеренные физические нагрузки;
- чередования холодных и тёплых воздушных ванн;
- водные процедуры (если такого рода закаливание предполагается программой дошкольного учреждения).Обливания возможны только при условии наличия этого элемента программы закаливания в работе детского дошкольного учреждения
Нюансы организации гимнастики пробуждения в подготовительной группе
В подготовительной группе (дети 6–7 лет) гимнастика после пробуждения должна длиться 12–15 минут. Чтобы малыши получили максимальную пользу от гимнастики, следует обратить внимание на ряд тонкостей её проведения:
- Комплекс упражнений должен подбираться не только под специализацию группы, но и с учётом тех занятий, которые проводились до обеда. Так, если до сна было спортивное занятие, то физическая нагрузка после должна быть небольшой, а упор делается на игровую форму. После сюжетно-ролевой игры до обеда гимнастика может быть в форме мини-тренировки.
- Если в наборе физических нагрузок предполагается бег, то он должен быть короче, чем в утренней гимнастике, а также рациональнее организовать его в виде подборки подвижных игр.
- Считается полезным включать в набор занятий упражнения для предотвращения развития плоскостопия.Ходьба по массажным коврикам предотвращает развитие плоскостопия у детей
- Для детей, пробуждающихся ото сна раньше остальных, рекомендуется подготовить несколько упражнений с использованием спортивных тренажёров или направленных на массаж рук, ног, который они смогут проводить самостоятельно.
- В подготовительной группе повышается уровень самостоятельности ребят в процессе выполнения упражнений.
- Форма одежды для занятий — трусики, маечка. Как правило, упражнения проводятся босиком, но для выполнения танцевальных элементов рекомендуется надевать чешки или носки.
. Если в наборе упражнений есть лазанье по канату, то дети должны надевать трико — так кожа будет защищена от повреждений.
Дисциплина определяет не только поведение ребёнка, но и состояние его здоровья. Не исключение и гимнастика после сна.
- Принуждать к занятиям нельзя. Если малыш отказывается от физических нагрузок такого рода, нужно выяснить, почему он так реагирует, но настаивать не стоит.
- Для упражнений в зале для физкультуры необязательно делать разминку, так как она уже была проведена после пробуждения.
- В период, когда дети находятся на карантине, работа ведётся в группе, а нагрузки уменьшаются в соответствии с рекомендациями врача.
- Летом упражнения проводятся на улице. В группах с низким порогом заболеваемости эта практика сохраняется и в холодное время года, но под контролем медицинских работников.
Порядок распределения нагрузок
Набор упражнений, а также порядок их проведения определяется конкретными особенностями группы.
Так, для групп детей с нарушениями осанки упор делается на комплекс, корректирующий нарушения в работе опорно-двигательного аппарата.
Если говорить о группах без специализированной направленности, то основные этапы гимнастики после пробуждения днём для детей 6–7 лет выделяются следующие:
- Занятия в постели проводятся по мере того, как ребята просыпаются (потягивания, махи ручками и ножками в замедленном темпе) – 2–3 минуты.
Упражнения этого этапа помогают детям перейти в состояние бодрствования
- Блок активных нагрузок, который включает переход в прохладное помещение и выполнение набора физических нагрузок на тренировку разных видов ходьбы (на носках, на пятках, в полуприседе, в полном приседе, на внутренней/внешней стороне стопы, с поднятием коленок, по специальным массажным дорожкам) – 2–3 минуты, а также переход в спальню или тёплую комнату и выполнение профилактических упражнений, корректирующих нарушения опорно-двигательного аппарата, с использованием мячей, фитболов, обручей и т.д. – 2–3 минуты.
Использование массажных ковриков может быть обыграно рифмовками или даже целыми сюжетами
- Переход в прохладную комнату и выполнение дыхательной гимнастики для укрепления иммунитета — постепенное наращивание времени выполнения от 0,5 до 4 минут.
- Индивидуальная работа по закаливанию (умывания холодной водой, обливания) – при наличии подобных указаний в образовательной программе группы.
Группировать физические нагрузки также уместно по этапам проведения работы.
В кровати
В этом комплексе очень важен доброжелательный настрой воспитателя. Ведь каждый малыш просыпается в определённом настроении, у каждого своё настроение после сна, поэтому перед взрослым стоит задача подвести общую черту, создать единый эмоциональный фон в группе.
Упражнение «Потягивание»
Инструкция:
- Начальная поза — лёжа на спине.
- Прижимаем подбородок к груди.
- Носки подтягиваем на себя.
- Вытягиваемся, стараясь макушку и пятки максимально развести в разные стороны.
- Повторяем 2 раза.
Просыпаемся, ребята,Хватит спать, пора вставать.Открываем наши глазки.Все проснулись, потянулись.И друг другу улыбнулись.Прогоню остатки сна,Одеяло в сторону.Нам гимнастика нужна,
Помогает здорово!
Упражнение «Змейка»
Инструкция:
- Исходное положение — лёжа на спине.
- Перекатываемся с бока на бок, прижав руки к туловищу.
- Повторяем 3–4 раза.
Змейке тоже не лежится,
Змейка любит шевелиться.
Упражнение «Великаны-карлики»
Инструкция:
- Исходная поза — лёжа на спине.
- Сгибаем ноги в коленях, задерживаем это положение на счёт до 5.
- Вытягиваем ноги.
Чудеса у нас на свете:Стали карликами дети.
А потом великанами вдруг стали.
Упражнение «Велосипед»
Инструкция:
- Лёжа на спине поднимаем ноги.
- Сгибаем их в коленях.
- Делаем круговые движения, как будто крутим педали велосипеда.
- Выполняем в течение 1 минуты.
Ножки мы подняли,На педали встали,И поехали наши ножки
По ровненькой дорожке.
Упражнение «Лодочка»
Инструкция:
- Исходное положение — лёжа на животе.
- Прогибаем спинку.
- Возвращаемся в начальную позу.
- Повторяем на счёт до 5.
На животик повернулись,Спину сильно изогнули.Прогибаемся сильней,
Чтобы были здоровей.
Упражнение «Кошечка»
Инструкция:
- Исходное положение — опираемся на коленки и локти.
- Выгибаем спинку дугой, голову опускаем вниз.
- Прогибаем спинку вниз, голову поднимаем вверх.
Перед следующим этапом рекомендуется сделать пару шагов на месте и попрыгать.
Блок активных нагрузок
Группа этих упражнений включает:
- ходьбу по массажным коврикам;
Мы по коврикам идёмДруг за другом босиком.Босиком проходим дружно,Спинка ровная прямая,Улыбайтесь наступая.Ходят наши ножкиПо здоровья дорожке.По дорожке непростой,По неровной, по колючей,По шершавой — вот какой!Этот коврик очень важный,Он лечебный, он массажный.Этот коврик необычный,
Пуговичный, симпатичный.
- самомассаж ног, ступней и рук массажными мячиками;
В колобок свернулся ёжик,Нет ни мордочки, ни ножек.Даже осторожненько
Не погладишь ёжика.
Прыжки на фитболе могут выступать частью самомассажа
- ходьбу и бег друг за другом.
Раз, 2, 3, 4, 5, будем весело шагать.А теперь мы побежали и ничуть мы не устали!
Боком, боком и подскоками! (2 раза).
В этот блок можно включать и игры со спортивными снарядами, например, «Достань мяч»:
- Становимся вокруг обруча, лежащего на полу.
- Захватываем одной ногой игрушку, лежащую в центре.
- Пытаемся достать и не потерять равновесие.
- Меняем ноги.
Упражнения на потягивание можно проводить и в блоке активных нагрузок, когда дети уже поднялись с кроватей
Упражнение «Надуваем шарик»
Инструкция:
- Надуваем 3–4 воздушных шарика.
- Сравниваем, у кого шарик получился больше.
Упражнение «Дракон»
Инструкция:
- Вдыхаем через правую ноздрю.
- Выдыхаем через рот.
- Вдыхаем через левую ноздрю.
- Снова выдох через рот.
- Повторяем 10–12 раз.
Упражнение «Лошадка»
Инструкция:
- Цокаем языком.
- Убыстряем темп.
- Замедляем темп.
- Повторяем чередование темпов несколько раз.
Упражнение «Змеиный язык»
Инструкция:
- Высовываем язык как можно дальше.
- Стараемся дотянуться до подбородка.
- Возвращаемся в исходное положение.
- Повторяем 6 раз.
Упражнение «Весёлый плакальщик»
Инструкция:
- Имитируем громкие всхлипы.
- Резко, прерывисто двигаем плечами, вдыхая, но не выдыхая.
- Повторяем 30–40 секунд.
Упражнение «Зевота»
Инструкция:
- Исходное положение — сидя, голова опущена, рот широко раскрыт.
- Произносим «о-о-хо-хо-хо-о-о», делая зевок.
- Повторяем 5–6 раз.
Упражнение «Смешинка»
Инструкция:
- Глаза прищуриваем.
- Губы раздвигаем.
- Произносим звуки «ха-ха-ха», «хи-хи-хи», «гы-гы-гы».
- Повторяем 3–4 раза.
Таблица: фрагмент конспекта гимнастики «Эй, ребята, просыпайтесь!»
Как уже отмечалось, каждый воспитатель самостоятельно подбирает набор упражнений для пробуждения группы. Выше приведен пример выполнения комплекса первого этапа — упражнения, которые выполняются в кровати.
Переход из лежачего в сидячее положение можно выполнить и в формате упражнения
: ребята выполняют гимнастику после сна
От того, как именно проснутся дети после дневного сна, зависит, насколько продуктивно для них пройдёт остаток дня. Поэтому воспитателю так важно правильно подобрать комплекс упражнений, который будет направлен на повышение мышечного тонуса, профилактику нарушений осанки и, что немаловажно, создание позитивного эмоционального фона в коллективе.
Источник: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/gimnastika-posle-sna-v-podgotovitelnoy-gruppe-kartoteka.html
Комплекс гимнастики пробуждения после сна для подготовительных групп
Подготовительная группа – предпоследний этап перехода ребенка из дошкольного в школьный возраст. Они уже научились обслуживать себя, говорить, рисовать, петь и переходят к подготовке к первому классу.
Дневной сон помогает ребенку восстановить запасы сил, затраченных на утренний образовательный процесс. Гимнастика после сна в подготовительной группе играет важную роль в воспитательном процессе. От её проведения зависит настроение ребенка до конца дня.
Гимнастика после сна
Зачем нужна гимнастика после сна в подготовительной группе
Гимнастика после сна – это ряд упражнений, которые обеспечивают плавный переход между состоянием сна и бодрствования. Она комбинируется с корригирующей гимнастикой, которая направлена на коррекцию и поддержание осанки, профилактику плоскостопия, поддержание тонуса мышц.
Задачи проведения зарядки
- профилактика ОРЗ, ОРВИ;
- укрепление здоровья;
- укрепление мышц, связок и опорно-двигательной системы;
- повышение активности ЦНС;
- физическое развитие;
- повышение умственной активности;
- гармоничное пробуждение;
- корригирование опорно-двигательной функции;
- избежание капризов после дневного сна.
Подготовительная группа считает себя «взрослыми» и тяжело поддается засыпанию, а гимнастика способствует быстрому повышению работоспособности организма. Ребенок окончательно пробуждается и готов к прогулке и физическим нагрузкам.
Особенности организации гимнастики пробуждения в подготовительной группе
Перед проведением упражнений необходимо пробудить всех детей. Норма сна и длительность для каждого индивидуальна. Не стоит проводить гимнастику, когда одни уже готовы встать с кровати или не спали вовсе, а другие продолжают крепко спать. Побудка происходит с музыкальным сопровождением. Опытные педагоги рекомендуют использовать звуки природы, морской воды или детские песни.
Важно! Во избежание психологических стрессов ни в коем случае нельзя пробуждать ребенка путем тормошения или резкого звука.
Правила организации и распределение нагрузок для детей 6-7 лет
Условия проведения зарядки:
- помещение проветривается перед сном;
- температура воздуха 18-20 градусов;
- дети должны находиться в трусиках и майке, либо пижаме;
- для динамической гимнастики на полу или ковриках, на ноги надеваются носки.
Правила организации:
- комплекс упражнений соответствует проведенным занятиям в первую половину дня;
- тем, кто проснулся раньше, необходимо дать упражнение «ленивого» вида;
- отсутствие длительного напряжения;
- необходимо повторить инструкцию по выполнению несколько раз;
- не стоит принуждать едва проснувшегося малыша к активной работе с остальными детьми. Возможно, ему приснился нехороший сон или он не готов к физической работе.
Подготовка к гимнастике
Распределение нагрузки:
Для гармоничного проведения зарядки необходимо комбинировать виды гимнастики. Например, 3 упражнения в кроватке, 1-4 на полу и завершение зарядки упражнениями для развития дыхательной системы.
Для наилучшего результата можно использовать вспомогательные средства: музыку, видео, полосу препятствий, ортопедические коврики и т.д.
Важно! Длительность зарядки не больше 10 минут.
Упражнения «лежа в кровати» или «ленивые»
В этот блок входит легкая разминка, пальчиковая гимнастика и точечный массаж.
Читайте еще: Роль физического воспитания
Пример:
Это кто у нас проснулся?
Снял одеяло, потянулся? (дети подтягиваются лежа в постели)
Ровно сел и улыбнулся? (дети садятся и улыбаются)
— Ребята, как хорошо, что все проснулись. Осталось разбудить наши пальчики.
Задание: руки поставить перед собой, пальцы вытянуты вперед, затем медленно кончики пальчиков правой и левой руки соединяются.
Обратите внимание! Дети стараются сблизить ладони 2-3 раза, затем ладони возвращаются в исходное положение.
— А теперь покажем «умывающегося хомячка»?
Задание: дети надувают щеки и начинают тереть их руками, затем «мыть» лапки.
Блок дыхательных упражнений
В этот блок входит легкая разминка, пальчиковая гимнастика и точечный массаж,а также задания на развитие дыхательной системы, что способствует наполнению клеток кислородом и увеличению активности ЦНС.
Пример:
— Это кто у нас проснулся?
Снял одеяло, потянулся? (дети потягиваются лежа в постели)
Ровно сел и улыбнулся? (дети садятся и улыбаются)
— Ребята, как хорошо, что все проснулись. Осталось разбудить наши пальчики.
Задание: руки поставить перед собой, пальцы вытянуты вперед, затем медленно кончики пальчиков правой и левой руки соединяются.
Обратите внимание! Дети стараются сблизить ладони 2-3 раза, затем ладони возвращаются в исходное положение.
— А теперь покажем «умывающегося хомячка»?
Задание: дети надувают щеки и начинают тереть их руками, затем «мыть лапки».
Упражнение «Змейка»
Задание: Дети делают вдох, на выдохе произносят «с-с-с» (5-7 раз).
Упражнение «Дракоша».
Задание: дети зажимают 1 ноздрю и делают вдох. Выдох происходит через рот. Затем зажимают другую ноздрю и повторяют задание ( 5-7 раз).
Блок активной нагрузки
Этот блок подразумевает подъем с кроватей и переход в игровое и образовательное помещение.
Обратите внимание! Это могут быть: подвижные игры, использование тренажёров, ортопедической дорожи, полосы препятствий и т.д.
Задания могут быть на ловкость, смекалку, силу и равновесие, гимнастика для глаз и водные процедуры.
Корригирующая дорожка
Картотека гимнастики пробуждения в подготовительной группе на год по ФГОС
Для составления картотеки гимнастического пробуждения на год можно позаимствовать календарно-тематическое планирование и примеры упражнений в дидактическом пособии «Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет» (Пензулаева Л.И).
Особенности гимнастики по месяцам и поре года
Обратите внимание! Для любого сезона подбирается соответствующий комплекс упражнений, направленный на укрепление здоровья в переходах от холодного теплого и от теплого к холодному времени.
Сентябрь
Цель: подготовить дошкольников к переходу из летнего в осенний период.
В кровати:
Сюда входят 2-3 упражнения, начинается с потягиваний, заканчивается массажем головы.
Активные нагрузки.
Применяется корригирующая гимнастика:
- Хождение по оздоровительной дорожке.
- Профилактика искривления осанки.
- Подвижные игры.
Дыхательные упражнения:
- Без произношения звуков.
- С произношением звуков.
Читайте еще: Комплекс бодрящей зарядки после дневного сна в детских садах
Октябрь
Цель: подготовка детей к понижению температуры воздуха, профилактика простуды.
В кровати:
- Тематические упражнения на укрепление мимики.
- Укрепление мышц рук.
- Укрепление мышц рук, ног, позвоночника.
Активные нагрузки:
- Ходьба по ортопедическим дорожкам.
- Поддержание осанки.
Дыхательные упражнения:
Добавляются оздоровительные упражнения:
- На укрепление горла.
- Водные процедуры.
Ноябрь
Цель: подготовка детского организма к зимнему периоду.
В кровати:
- Укрепление мышц рук, ног.
- Пальчиковая гимнастика.
Дыхательные упражнения:
- Укрепление дыхательной системы без произношений звуков и с произношением.
Активные нагрузки:
- Корригирующая гимнастика.
- Физминутка.
Оздоровительные упражнения:
- Обтирание полотенцем.
- Укрепление горла.
Декабрь
Цель: адаптация организма к зимнему периоду.
В кровати:
- Укрепление мышц рук, ног, позвоночника
- Пальчиковая гимнастика.
- Растирание лица и ладоней.
Дыхание:
- Укрепление дыхания носом и ртом.
Активные нагрузки:
- Корректирующая ходьба.
- Использование вспомогательных средств.
Оздоровительные упражнения:
Январь
Цель: укрепление организма в зимний период.
- Укрепление мышц рук, ног, позвоночника.
- Пальчиковая гимнастика.
- Растирание лица и ладоней.
Дыхание:
- Укрепление дыхания носом и ртом
Активные нагрузки:
- Ходьба.
- Физминутка.
- Водные и воздушные процедуры.
Февраль
Цель: профилактика гриппа и ОРВИ, подготовка к увеличению светлого времени суток.
В кровати:
- Укрепление мышц ног.
- Массаж рук, лица, шеи.
- Пальчиковая гимнастика.
Зарядка для глаз.
Дыхательная гимнастика:
- Укрепление дыхания носом и ртом
Активные нагрузки:
- Физминутка.
- Использование вспомогательных средств (тринажёры, стулья)
Водные процедуры.
Март.
Цель: профилактика гриппа и ОРВИ, подготовка организма к повыщению температуры.
В кровати:
- Укрепление позвоночника.
- Массаж головы, рук и ног.
Дыхательные упражнения:
- В кровати с произношением звуков.
- Динамическая гимнастика без произношения звуков.
Подвижная гимнастика:
- Ходьба на месте и по кругу с переходом на бег.
Апрель.
Цель: укрепление организма в весенний период.
В кровати:
- Укрепление мышц рук, ног, позвоночника.
Дыхательные упражнения:
- Динамические упражнения с произношением звуков.
Гимнастика для глаз.
Подвижная гимнастика:
- Ходьба по ортопедической дорожке.
- Физминутка.
Май.
Цель: подготовка дошкольников к летнему периоду, укрепление иммунитета.
В кровати:
- Укрепление мимических мышц.
- Массаж туловища.
- Пальчиковая гимнастика.
Дыхание:
- Укрепление навыков дыхания через нос.
Гимнастика для глаз.
Активные нагрузки.
- Профилактика плоскостопия.
- Профилактика искривления осанки.
- Физминутка.
Июнь-июль.
Цель: профилактика солнечного удара, укрепление иммунитета.
В кровати:
- Физминутка с элементами потягивания и массажа.
Дыхание:
- Динамическая зарядка с произношением и без произношения звуков.
- Физминутка с элементами дыхательных упражнений.
Зарядка для глаз.
Август.
Цель: подготовка организма к осеннему периоду, интенсивное укрепление иммунитета.
В кровати:
- Массаж туловища.
- Пальчиковая гимнастика.
Дыхание:
- Динамические упражнения с произношением звуков.
Активные нагрузки:
Гимнастика на свежем воздухе
Заключение
Таким образом, польза гимнастики после сна очевидна даже для детей подготовительной группы.
Обратите внимание! С помощью элементарных упражнений дети легко пробуждаются и готовы к продолжению дня. А регулярная смена заданий пробуждает детский интерес и развивает фантазию.
Редактор: Конева Елизавета Сергеевна
Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.
.com ▪ instagram.com
Источник: https://vospitanie.guru/fizicheskoe/kompleks-gimnastiki-probuzhdeniya-posle-sna-dlya-podgotovitelnyh-grupp