chvuz.ru

Исследовательская работа Самоуправление в классе

Исследовательская работа

Исследовательская работа.

Тема: «Система самоуправления в классе».

Работу выполнил учащийся 8а класса

Руководитель:

Пермь – 2016

Введение

Тема моей исследовательской работы «Система самоуправления в 8а классе», так как этот материал представляет информационную ценность для учащихся, учителей и других людей, которые интересуются деятельностью моего класса. Формирование человека, умеющего строить достойную жизнь в достойном обществе, требует сегодня воспитания и развития таких качеств, как:

— творческая инициатива;

— умение ставить цели и достигать их;

— самостоятельность в решении личных и общественных проблем;

— ответственность за себя и за других.

Воспитанию этих качеств во многом способствует ученическое самоуправление, которое обеспечивает необходимую динамику демократических отношений в детской среде, задает реальные возможности гражданского и личностного самоопределения подростков.

По мнению отечественных психологов, развитие личности в обществе идет по двум взаимосвязанным линиям, условно обозначенным как «со» и «само».

Под «со» понимается деятельность, которая совершается совместно с другими — это содружество, сотрудничество, сопричастность в общем деле, содействие. Такое педагогическое сотрудничество является условием для перехода от управления к «само» — самоуправлению.

Под «само» понимается самовыражение, самодеятельность, самоопределение, наиболее полное использование условий для самосовершенствования.

1.Актуальность

Необходимость развития гражданского общества в России, повышение социальной активности граждан, которая формируется уже в школьные годы.

2.Проблема исследования

Организация ученического самоуправления в классе может стать определяющим средством формирования социальной активности гражданина.

3.Объект исследования

Организация самоуправления в классе.

4.Предмет исследования

Организация ученического самоуправления как средство формирования социальной зрелости.

5.Цель исследования

Определить и обосновать условия, принципы, структуру организации самоуправления в классе.

6.Задачи исследования

1. Раскрыть сущность, цели и задачи самоуправляемой деятельности;

2. Показать организацию системы ученического самоуправления в классе;

3. Предложить пути привлечения учащихся к самоуправленческой деятельности;

4. Провести анкетирование для оценки учащимися самоуправления в классе.

7.Гипотеза

Если социальная активность, самоорганизация и самореализация учащихся и педагогов будет повышена, то будет развито и ученическое самоуправление в классе.

8. Методы исследования

1. Изучение специальной литературы.

2. Обобщение и систематизация материала по данной теме.

3. Социологический опрос учащихся

Глава 1. Сущность, цели и принципы классного самоуправления

Рассмотрев множество определений ученического самоуправления в справочной литературе и научных публикациях, можно сделать выводы, что самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно ими совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач

Самоуправление развивается успешно, если учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.

Ученическое самоуправление развивается, решая все большее количество задач и проблем, касающихся жизни и деятельности учащихся.

Основная цель классного самоуправления — формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

Глава 2. Система ученического самоуправления в 8а классе

Органы ученического самоуправления избираются в начале учебного года. Каждый ученик класса имеет свои обязанности. Общее классное собрание выбирает старосту класса, формируется актив класса. Класс делится на 5 звеньев, выбираются звеньевые.

В обществе своих сверстников, где взаимодействие строится на равных, а статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребята вырабатывают необходимые во взрослой жизни коммуникативные навыки, партнёрские и лидерские качества, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.

Староста.

Замещает классного руководителя в его отсутствие. Выясняет, кто и по какой причине отсутствует, уточнив у связного. Отвечает за состояние дисциплины на уроке. Обеспечивает связь класса с учителями и администрацией. Является представителем класса в школьных органах.

Ежемесячно заполняет бланк рейтинга успеваемости: выписывает все текущие оценки учащихся по каждому предмету, подсчитывает общее количество оценок и средний балл с точностью до сотой.

Составляет рейтинг успеваемости, то есть распределяет места в зависимости от среднего балла и количества оценок.

Заместитель старосты.

Замещает старосту в его отсутствие. Выясняет, кто и по какой причине отсутствует, уточнив у связного. Отвечает за состояние дисциплины на уроке. Обеспечивает связь класса с учителями и администрацией. Является представителем класса в школьных органах.

Ежемесячно заполняет бланк рейтинга успеваемости: выписывает все текущие оценки учащихся по каждому предмету, подсчитывает общее количество оценок и средний балл с точностью до сотой.

Составляет рейтинг успеваемости, то есть распределяет места в зависимости от среднего балла и количества оценок.

Главный звеньевой.

Следит за графиком дежурств по школе, своевременно сообщает одноклассникам о предстоящем дежурстве и напоминает о нем. Контролирует работу дежурных, выставляет за нее оценки и сообщает их всему классу.

Обеспечивает результаты дежурства в конце дня: проветривание, расстановку мебели, чистоту подоконников, доски. Распределяет учащихся по постам дежурства и заблаговременно предупреждает их об этом.

Докладывает классному руководителю и классу о результатах дежурства по школе. 

Физорг.

Помогает учителям в проведении физкультминуток во время уроков. Поддерживает связь с учителями физкультуры, сообщает классу обо всех планируемых в школе спортивных мероприятиях. Составляет заявки и списки класса для участия в спортивных соревнованиях.

Ответственный за питание.

  Ведет учет количества питающихся в столовой. Контролирует работу дежурных в столовой.

Казначей.

Организует сбор денег на дидактические материалы, фотографии, билеты в культурно-развлекательные учреждения и на другие внеклассные мероприятия по просьбе классного руководителя или учителей.

Аккуратно и четко ведет всю документацию по сбору денег в каждом случае. Поддерживает связь с классным руководителем и учителями. Своевременно информирует учащихся о предстоящем сборе денег, его сроках, цели и сумме.

Обеспечивает сохранность собранной суммы и ее передачу по назначению классному руководителю или учителям.

Художник.

 Участвует по мере необходимости в оформлении поздравительных открыток, спортивных плакатов и атрибутов к другим внеклассным мероприятиям.

Ответственный по пропускам.

Ежедневно контролирует посещаемость учащихся. Составляет список отсутствующих для выяснения причин отсутствия. Сообщает о причине отсутствия и классному руководителю. Поддерживает связь с классным руководителем и учителями-предметниками. Является связующим звеном для передачи любой информации между учителями, классным руководителем и учениками.

Организатор классных и внеклассных мероприятий.

Составляет план мероприятий и дает на утверждение классному руководителю. Поддерживает связь с классным руководителем. Отвечает за участие класса во всех классных и школьных мероприятиях.

Глава 3. Социологический опрос учащихся

Для исследования самоуправления в 8а классе использовались методика выявления уровня развития самоуправления Рожкова М.И. Её цель — определить уровень развития самоуправления в коллективе.

Методика выявления уровня развития детского самоуправления содержала вопросы, соответствующие его функциям и критериям развития.

Процедура проведения требовала:

— каждый учащийся заполняет бланк, в котором указаны номера приведённых ниже предложений;

— степень своего согласия с этими предложениями отвечающий выражает в оценках: 3б.- да; 2б. — возможно; 1б. – не знаю; 0б. — нет.

АНКЕТА.

1 . Считаю для себя важным добиваться того, чтобы мой класс был самым лучшим.

2 . Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

3 . Самостоятельно организую интересные дела со своими товарищами в классе.

4 . Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

5 . Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям.

6 . У нас в классе обязанности чётко и равномерно распределяются между учащимися.

7 . Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов группы.

8 . Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.

9 . Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.

10 .Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса.

11 . Стремлюсь участвовать в работе классе, помогать ребятам.

12 . Смогу ответить за результаты своей работы и оценить работу своих товарищей.

Обработка результатов:

При обработке результатов 12 предложений разбивают на 3 блока. Данная систематизация позволяет выявить различные аспекты самоуправления:

1 . Включённость учащихся в самоуправленческую деятельность (1, 2, 3, 4)

2 . Организованность классного коллектива (5, 6, 7, 8)

3 . Ответственность за результаты совместной работы в классе (9, 10, 11, 12)

В исследовании уровня развития самоуправления 8а класса принимало участие 24 человека.

Результаты получились следующие:

1. Включённость учащихся в самоуправленческую деятельность: — 2.8 балла

2. Организованность классного коллектива — 1.9 балла

3. Ответственность за результаты совместной работы в классе — 2.1 балла

С целью изучения уровня самоуправления в 8а классе было проведено анкетирование, результаты которого показали, что пока самоуправление находится на среднем уровне.

Это неплохой показатель, он свидетельствует об ответственном отношении большинства учащихся класса к совместной работе, к целям и задачам, которые ставятся перед ним. Высокий коэффициент включённости учащихся в самоуправленческую деятельность говорит о стремлении сообща решать все вопросы, сохраняя и укрепляя группу как целое.

Из этого можно сделать вывод, что учащихся класса можно считать коллективом с уровнем развития самоуправления в пределах средней возрастной нормы.  

Что бы самоуправление и активность учащихся развивалось успешно, нужно, что бы учащиеся оказывались в ситуациях выбора и сами определяли пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования самоуправления и активности класса.

В начале моей исследовательской работы я поставил цель – определить и обосновать условия, принципы, структуру организации самоуправления в классе. В ходе изучения литературы я выяснил сущность, цели и принцип классного самоуправления. Мы узнали систему ученического самоуправления в 8а классе.

Проведенные мною наблюдения помогли убедиться в правильности выдвинутой гипотезы: если социальная активность, самоорганизация и самореализация учащихся и педагогов будет повышена, то будет развито и ученическое самоуправление в классе.

На мой взгляд, самоуправление в классе – необходимый компонент содержания современного воспитания личности.

С помощью ученического самоуправления, реализуемого в нашем классе, создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого, формируется активная, компетентная личность, способная использовать свои гражданские права и отстаивать свою гражданскую позицию, что полностью подтверждает выдвинутую мною проблему.

В обществе своих сверстников, где взаимодействие строится на равных, а статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребята вырабатывают необходимые во взрослой жизни коммуникативные навыки, партнёрские и лидерские качества, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.

Таким образом, задачи исследовательской работы решены, поставленная цель достигнута, выдвинутая проблема выяснена.

10.Список литературы

Кабуш В.Т. Ученическое самоуправление: теория и практика. — Мн., 1999.

Классному руководителю о самоуправлении в классе / Авт.-сост. М.А. Александрова, Е.И. Баранова и др. — М., 2005.

Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. — М., 2004.

Самоуправление в школе / Сост. В.В. Вавуло, О.В. Крючкова, О.А. Хаткевич. — М., 2002.

Методика М.И.Рожкова определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе.

Источник: https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-samoupravlenie-v-klasse-1001052.html

Ученическое самоуправление в классе

Разделы: Классное руководство

Все знают, что ученическое самоуправление необходимо. Знаний море, а как их применить – непонятно.

Так что же такое самоуправление? Самоуправление – управление делами своими собственными силами в какой-нибудь организации, коллективе.

Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.

Правовые основы ученического самоуправления в России отражены в Федеральном законе “Об образовании” за 1996 год.

Статья 50: “Права и социальная защита обучающихся воспитанников” гласит: “Обучающиеся всех общеобразовательных учреждений имеют право… на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений”.

Большую роль в социальном становлении личности играет самоуправление в классе. Самоуправление помогает раскрывать потенциал учащихся, реализовать лидерские функции. В классе должна быть создана обстановка при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению задач, поставленных перед классом. А как мы управляем своими делами?

Ученическое самоуправление предполагает:

  1. Развитие самостоятельности.
  2. Коллективное творческое планирование.
  3. Реализация решения.
  4. Коллективное подведение итогов.

С чего же начать самоуправление в классе? Конечно же, с проекта. Прежде чем что-то делать нужно создать проект.

Проект строится на следующий принципах:

  • Педагогическое руководство.
  • Выборность и согласованность.
  • Сменяемость функций руководства.
  • Согласие.
  • Единое планирование.
  • Цель проекта:

  • Воспитание личности с активной жизненной позицией, готовой к принятию ответственности за свои решения и полученный результат на себе, стремящийся к самосовершенствованию, саморазвитию и самовыражению.
  • Задачи проекта:

    Создание условий для развития лидерских качеств, необходимые для лучшей адаптации учащихся в обществе, их социализации и личностного развития.

  • Обеспечение педагогической поддержки лидеров в детском коллективе.
  • Формирование знаний и умений основ организаторской деятельности.
  • Организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности, вовлекающие обучающихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимопониманию.
  • Рост культуры поведения учащихся.
  • Ожидаемые трудности:

    1. Низкая активность отдельных учащихся.
    2. Загруженность учащихся в учебном процессе и во внеурочное время (кружковая работа).

    Ожидаемые результаты:

    1. Активная жизненная позиция учащихся класса;
    2. Готовность и желание учащихся работать в коллективе.
    3. Усвоение и овладение знаниями и техникой организаторской деятельности.
    4. Разработки творческих и социальных проектов.

    Ученическое самоуправление представляет интересы большинства учеников в классе. Органом ученического самоуправления можно назвать только такую структуру, деятельность которой направлена на учеников, а для этого нужно собрать команду, и такая команда в нашем классе есть.

    Лучше всего, когда работа по созданию самоуправления ребята и взрослые ведут вместе.

    Положение о классном самоуправлении:

    1. Общие положения.

    Цели и задачи самоуправления в классе:

    В самоуправлении главное не только органы, но и деятельность направленная на совершенствование жизни класса. Орган самоуправления не может ученикам ничего приказывать. Самоуправление подразумевает готовность учащихся к участию в управлении обществом.

    Высший орган самоуправления класса – классное собрание. Форма правления в классе – ученический совет.

    Наиболее важные вопросы мы решаем на классном собрании.

    Организация деятельности

    Классное собрание:

    1. Определяет перспективы развития и основные направления классной жизни.
    2. Осуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает по ним необходимые решения.
    3. Совместно с классным руководителем рассматривает и утверждает план внеурочной работы.
    4. Избирает актив класса, старосту, председателя, заслушивает и оценивает работу актива, обсуждает поведение и успеваемость учащихся.
    5. Собрание проводится не реже 1 раза в месяц, что контролируется старостой.

    Актив класса:

    1. Организует выполнение решений классного собрания и классных ученических служб.
    2. Организует помощь в учебе учащихся, имеющий проблемы.
    3. Готовит и проводит классные собрания.
    4. Отражает всю важную информацию в классном уголке.

    Староста:

    Обеспечивает дисциплину и порядок в классе, отвечает за дисциплину.

    Эта система хороша тем, что делает активными практически всех учащихся. Для ребят это хорошая жизненная школа. Но как сделать эту систему работающей? От распределения учеников по разным направлениям жизнь в классе не изменится, нужно наладить работу так, чтобы от каждого органа самоуправления был толк. Самим ученикам такая работа не под силу им нужна поддержка классного руководителя.

     “Знание”

    Цель: Формирование положительного отношения к учению, развитие познавательной активности. Интеллектуальное развитие личности ребенка.

    Направление работы:

    Проводит рейды по проверке дневников, учебных принадлежностей, участвует в проведении предметных недель, интернет-олимпиад, интеллектуальных конкурсов, викторин.

    Мероприятия, проводимые в течение учебных двух учебных лет:

    “Творчество”

    Цель: Организация досуга учащихся, развитие творческих способностей.

    Направление работы:

    Организует досуг учащихся, участвует в подготовке и проведении школьных, городских и районных мероприятий.

    Мероприятия, проводимые в течение двух учебных лет:

    Цель: Создание условий для учебной деятельности учащихся.

    Направление работы:

    Организует сбор информации об учебном процессе, проверяет дневники и учебники, школьную форму, контролирует посещаемость школьных линеек.

    Мероприятия, проводимые в течение двух учебных лет:

    Цель: Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Физическое совершенствование и спортивная подготовка.

    Направление работы:

    Организует пропаганду здорового образа жизни, физкультуры и спорта, участвует в городских и районных акциях и соревнованиях, организует школьные соревнования, конкурсы, дни здоровья.

    Мероприятия, проводимые в течение двух учебных лет:

    Цель: Расширение кругозора учащихся.

    Направление работы:

    Организует выпуски школьной и классной газеты, плакаты, поздравительные телеграммы, фотографии. Художественное оформление рисунков и стенных газет.

    Мероприятия, проводимые в течение двух учебных лет:

    Цель: Развитие трудовых навыков и умений учащихся.

    Воспитание самостоятельности, бережного и хозяйственного отношения к школьному имуществу, инвентарю, материалам.

    Направление работы:

    Следит и несет ответственность за сохранность школьного имущества, ремонт школьной мебели, школьных стендов. Проводит побелку и ремонт школьного кабинета.

    Мероприятия, проводимые в течение двух учебных лет:

    Презентация

    28.10.2010

    Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/584123/