Как написать исследовательскую работу в начальной школе
С одной стороны — радость. Мои сыночки-близнецы выросли и пошли в школу. С другой стороны — куча забот прибавилась. Но вместе мы стараемся преодолеть все трудности. И первый вопрос, с которым мы столкнулись, был о том, как написать исследовательскую работу в начальной школе. Причем в первом классе.
Началось все это дело с того, что в какой-то момент муж мне сказал, что пора их, эти исследовательские работы, уже сдавать. Ну все, думаю, ничего не успеваю… Работаю с утра до вечера со студентами, а своим деткам помочь не успеваю…
Почему мне все это не нравилось изначально
Вообще, к идее писать исследовательские работы в начальной школе я отношусь негативно. Тому есть несколько причин.
Во-первых, дети не могут еще в этом возрасте оформить свои мысли грамотно. Следовательно, заведомо эту часть работы предполагается выполнять взрослым.
Малышам остается только сидеть рядом, может быть наблюдать, а может просто заниматься в это время своими делами, что я чаще всего и видела в семье своей подруги. Она просила меня сформулировать грамотно ту или иную мысль, так как, на ее взгляд, то, что у нее было написано, было не очень.
А потом просто дело техники: выучить с ребенком наизусть весь текст. Сделать красивую презентацию. Ну и пообщаться с ним на тему, чтоб на вопросы мог ответить, если зададут.Она очень любит эти исследовательские работы. Сама вся в этом процессе. Все придумывает, исследует, оформляет… Потом ребенок защищается и занимает даже иногда призовые места. У нее два сына. Один уже в седьмом классе. Тоже занимал места. Теперь не знает, к чему себя приложить. В чем раскрыться. Вообще не научен самообразованию.
А ведь ФГОСы уже действовали в начальной школе. По крайней мере эти исследовательские работы, как метод, давно уже применяются. И, я знаю, что разного рода интервью, опыты и прочее, что можно было, он делал вместе с мамой в этих самых исследованиях. То есть активно участвовал в процессе. И тем не менее — эффекта нет.
Исследовательский навык не сформирован.
Вторая причина — отсутствие у родителей правильного понимания этого процесса. У меня был уже опыт наблюдения за детьми в разновозрастной группе. Те, которые постарше, всегда стараются подсказать малышам ответы на вопросы, которые для них труда особого не составляют, но малышам надо бы подумать.
Думаю, в исследовательских работах в начальной школе, то же самое прослеживается. Мама (или папа) делают это с увлечением. По сути, для них такая работа и не должна представлять какой-либо сложности. Даже говорят так: «Надо исследование сделать для сына (или дочки)».
Никто еще не говорил в моем присутствии, что ребенку нужно выполнить исследование…
Наконец, третья причина, связана с отсутствием у взрослых знаний методики организации исследовательского процесса. Тем более с обучающимися в начальной школе. Даже студентов организовать на настоящее исследование достаточно сложно.
А тут первоклассники! И мне совсем не хочется, чтобы мои дети выросли очередными неспособными к самостоятельности потребителями. Хотелось бы выжать из этой ситуации максимум полезного для них. И это отнюдь не первые места при защите.
Вот и озадачилась я. Стала думать. Надеюсь, то, к чему я пришла, поможет и другим родителям, а может и учителям начальной школы, чтоб родителей обучить.
С чего начать выполнение исследования
Повторюсь, сейчас я буду говорить о том, как написать исследовательскую работу в начальной школе с первоклассником.
Обратите внимание, ребенок будет активно участвовать, но, как бы нам ни хотелось, он не может полностью выполнить весь процесс самостоятельно.
Сейчас очень хороший период, и благоприятная возможность научить его некоторым приемам и методам, вместе с ним проследить логику процесса научного исследования, освоить методы оформления результатов и их защиты.
К сожалению, я слишком поздно занялась этой работой со своими ребятами. Лучше начать с самого сентября, потихоньку проходя этап за этапом. Мне приходится форсировать события. Иногда по целому часу мы посвящаем этой работе.
Миша и Саша, хотя и близнецы, по-разному к этой работе относятся. Тем более интересными для меня будут результаты. На сегодняшний день вся работа еще в процессе. Мы до конца ее не оформили. Защита будет в ближайшее время.
Что мы успеем, как все пройдет — обязательно сообщу, чтобы можно было оценить мою методику по результатам.
Итак, 1 этап заключается в том, чтобы определиться с темой и целью исследования. Когда я спросила у мальчиков, что они хотят исследовать, они оба сказали — звезды. Да, понимаю, что интересно, тем более мальчикам.
Но проблема в том, что полноценное исследование должно содержать эксперимент, а для астрономических наблюдений нам ничего в тот момент не способствовало. Да и сама я не особо в этой области сильна.
Получится, что на самом деле буду сама что-то исследовать, и, скорее всего, уже не смогу организовать их исследовательский процесс.
Поэтому я стала предлагать им исследования из тех областей, которые я знаю, причем такие, чтобы эксперимент не был растянутым во времени, так как сроки уже поджимали.
Рекомендация родителям: оцените свои силы. Выберите ту область, в которой может быть работаете, или связанную с хобби. Но это должно быть известное вам направление.В этом случае вы сможете организовать процесс так, чтобы ребенок действительно сделал открытие для себя. Он сам сможет сформулировать гипотезу, задачи.
Вы удивитесь, как много он сможет сделать сам, если не будете увлечены собственным исследованием, а сконцентрируетесь на том, чтобы организовать творческий процесс для ребенка.
Дополнительные занятия для первоклассников хорошо бы проводить дома. Для этого родителям нужны подходящие пособия. Предлагаю вашему вниманию: внеурочка 1 класс
Труднее всего было увлечь темой мальчиков. Они-то звездами хотели заниматься.
Несколько бесед мы с ними провели (обычно по дороге в школу или обратно), решили, что звездами займемся обязательно попозже, а пока, оказалось, что самая простая вода имеет много чего интересного в себе.
Миша будет исследовать свойства пара, а Саша — свойства льда.
На этом же этапе родителю необходимо поставить цель и задачи в своем процессе. Для чего вы организуете эту исследовательскую работу? Я, например, хочу чтобы дети
1) впервые познакомились с циклом научного познания: факты — гипотеза — эксперимент — факты…
2) научились проводить эксперимент и анализировать его результаты;
3) получили представление о программе, в которой можно создать презентацию, оформили слайды, вставили фотографии;
4) освоили метод интеллект-карт, с помощью которого предполагаю организовать процесс запоминания сложной для данного возраста научной информации;5) осознанно выступали на защите своей исследовательской работы.
Что сделать прямо сейчас
Итак, дорогие родители, прямо сейчас возьмите лист бумаги и напишите, в какой области знаний, быта, искусств, культуры и прочего вы хорошо разбираетесь.
Даже дворнику есть о чем организовать исследовательскую работу для своего ребенка. Утилизация бытовых отходов на сегодняшний день глобальная проблема, которая крайне актуальна.
Чем не тема для исследования? Кем бы вы ни работали, чем бы ни занимались, всегда можно найти что-то что будет интересно вашему ребенку.
Какова бы ни была тема, выбранная вами, найдите время пообщаться с сыном или дочерью. Заинтересуйте их своей темой. Расскажите что-то о своей работе. Детям всегда интересно послушать, чем занимается мама или папа. Посвятите выбору темы для исследования несколько бесед, не жалейте времени. Важно, чтобы ребенок заинтересовался. Чтобы ему поскорее уже хотелось начать.
И подписывайтесь на обновления, потому что в следующих постах я буду рассказывать о том, как решить сформулированные выше задачи. Если они совпадают с тем, что вы желаете своему ребенку, рада буду поделиться своими результатами. В конце концов, для вас уже не будет вопросом, как написать исследовательскую работу в начальной школе.
PS: О том, что у нас получилось, можно почитать в статье «Исследовательские работы в начальной школе»
по этой теме
Исследовательская работа в школе
Если вам понравилась статья и вы готовы пожертвовать на развитие этого сайта, сделайте это прямо сейчас!
Сумму можно указать любую.
Источник: http://InfoStarting.ru/kak-napisat-issledovatelskuyu-rabotu-v-nachalnoj-shkole/
Интересные темы научно-исследовательских работ начальной школы по русскому и английскому языку и литературе
Большинство современных учителей склоняется к тому, что ученики школ должны получать практические знания, которые в дальнейшем помогут им успешно интегрироваться в общество. С этой целью рекомендуется отходить от классического формирования навыков и умений и предоставить детям другую модель образования, связанную с формированием личности и развитием своих творческих навыков.
- Задачи научно-исследовательской работы в начальных классах
- Специфика исследовательской деятельности в начальной школе
- Перечень тем общего характера для учеников начальной школы
- Темы для научной работы по русской литературе
- Темы исследовательских работ по русскому языку для учеников 4-5 классов
- Темы научных работ по английскому языку
- Как правильно организовать исследование
Естественно, что внедрять формы такого образования следует еще в начальной школе. Научно-исследовательская деятельность – одна из них.
Многие темы научно-исследовательских работ по разным предметам (английскому, русскому языку, литературе, математике и прочим дисциплинам) ориентированы в основном на учеников старших классов.
Однако внедрять ее азы лучше всего уже в начальных классах, чтобы дети как можно раньше могли научиться самостоятельно собирать, анализировать и оценивать свою работу. Конечно же, ребенок должен иметь широкий выбор тем для анализа, об этом мы тоже поговорим ниже.
Задачи научно-исследовательской работы в начальных классах
Цель вовлечения учеников начальных классов в научно-исследовательскую работы – это стимуляция их творческого и интеллектуального потенциала в интересной форме.
: что называют технологической картой урока по фгос, ее образец.
Задачи такой работы следующие:
- обучение проведению исследований школьниками самостоятельно по русскому (английскому) языку или другому предмету;
- развитие творческой активности;
- стимулирование интереса к наукам;
- вовлечение родителей в процесс обучения. Ведь зачастую учащихся начальных школ еще не смогут самостоятельно обработать ту или иную тему исследования без родителей.
Специфика исследовательской деятельности в начальной школе
Исследовательская работа включает в себя такие этапы:
- подбор темы;
- постановка задач и целей;
- проведение исследования;
- подготовительные работы по защите своей темы;
- защита работы.
Особенность проведения исследовательских работ в начальной школе заключается в особой роли учителя. Он должен направлять, стимулировать и увлекать детей, показывать им значимость проведения такой работы, а также активно привлекать родителей в качестве помощников.
: что микроэкономика изучает, кратко об основателях и основах науки.
Немало родителей, работа которых не связана с педагогической деятельности, почти не занимаются уроками и заданиями детей. А исследовательские работы – отличный шанс сблизиться с детьми с целью помочь им решить те или иные задачи – выбрать интересную тему, подобрать литературу, возобновить свои знания по английскому языку или математике и прочее.
В основном с первого по третий класс исследовательская работа в школе имеет коллективный характер, тема определяется самим учителем. А вот уже в 3-4 классе ребенок сам может выбрать тему в зависимости от своих наклонностей и увлечений. Кому-то больше нравится английский язык, кого-то привлекает природоведение или мировая литература.
Ниже мы приведем названия наиболее увлекательных тем исследовательских работ начальной школы. Их можно дополнять, изменять или расширять на свое усмотрение.
Перечень тем общего характера для учеников начальной школы
Предлагаем список общих тем для исследований, которые можно предлагать ученикам начальных классов:
- Рисуем любимых мультгероев и анализируем их характеры;
- Как спасти свою планету;
- Мои игрушки;
- Кто такой Дед Мороз;
- Достопримечательности родного края;
- Елочные украшения и их история;
- Куклы своими руками;
- Матрешка и ее история;
- Как появились комиксы;
- Изображения чисел в древние времена;
- История фотоаппаратов;
- История чая;
- Почему я люблю книги;
- Мультфильмы Диснея;
- Детство моих родителей;
- Почему собака – это друг человека?
- Наблюдаем за погодой;
- Что говорит почерк о человеке;
- История открыток;
- Телевидение и дети;
- Как в разных странах учат в школе;
- История велосипеда;
- Редкие породы птиц;
- Как вести себя на перемене;
- Почему батарейки нельзя выбрасывать;
- Почему не нужно использовать шпаргалки.
Конечно же, приведенный список тем далеко не полный. Ребенок может выбрать сам наиболее интересную для себя с учетом своего хобби.
Ниже мы приведем перечни тем для исследовательских работ в школе как для учеников начальных, так и средних классов.
Темы для научной работы по русской литературе
Ученикам школ от 1 до 7-8 класса можно предложить такие темы по русской литературе:
- Образ добра и зла в русской литературе;
- Отображение национального характера в литературе;
- Как в русских пословицах предсказывали погоду;
- Свое имя в литературе;
- Образ животных в русском фольклоре;
- Отношения детей и родителей в русской литературе;
- Иллюстрации к сказкам Пушкина;
- Русские сказки и народные традиции;
- Семья в поговорках и пословицах.
Темы исследовательских работ по русскому языку для учеников 4-5 классов
Для старших классов начальной школы можно выбирать такие темы исследований, если ребенку интересен русский язык:
- Восклицательные предложения;
- Корни слов;
- Глаголы в кулинарной теме;
- Как говорить красиво;
- Мода на грамотность;
- Знаки препинания;
- Иноязычные аффиксы;
- Заимствованные слова в русском языке;
- Какие звуки самые важные;
- Псевдонимы и их роль;
- Современная русская лексика;
- Фразеологизмы и их влияние на современную культуру речи;
- Имя числительное;
- Собственные имена одноклассников;
- Сказка о приставках;
- Русский язык и его место среди других школьных предметов;
- Лингвистический анализ названий улиц города;
- Что такое монограмма;
- Омонимы;
- Характеристики синтаксиса;
- Предложения с обращением;
- Лексический этикет среди людей разных профессий;
- Мягкий и твердый знак;
- Взаимосвязь славянских языков;
- Слова-символы в русском языке;
- Слова-паразиты;
- Какие буквы в русском алфавите в наше время потерялись и почему.
Темы научных работ по английскому языку
В данном случае трудно сказать, для каких учеников каких классов темы будут рассчитаны, поскольку в разных школах английский язык начинают учить по-разному. Кто-то уже учит его в первом классе, другие же – лишь с пятого. Предлагаем наиболее интересные темы, которые позволят детям углубиться в изучение английского:
- Английская аббревиатура в онлайн-общении и интернет-играх;
- Nickname в интернете;
- Как видят друг друга русские и американцы;
- Особенности американского английского;
- Анализ англоязычных заголовков в газетах (Интернете);
- Английские надписи на одежде и их влияние на подростковую культуру;
- Отличия и сходства русского и английского языка;
- Трудности перевода поговорок;
- Английский язык как мировой язык общения;
- Англицизмы и заимствования в русском языке;
- Англоязычные слоганы, прижившиеся в России;
- Исторические связи России и Англии (Америки);
- История самых известных песен на английском языке;
- Числительные в английском;
- Степени сравнения в английском;
- Образование в Великобритании (США);
- Можно ли выучить язык с помощью онлайн-переводчиков;
- Кто может стать королевой в Британии;
- Сленг в Канаде и Австралии;
- Традиции английского народа в национальных поговорках и пословицах;
- Читаем отрывки из «Гарри Поттера» в оригинале;
- Особенности перевода русской литературы на английский (например, сказок);
- Формы обращения;
- Читаем Шекспира в оригинале;
- Особенности перевода синонимов;
- Томонимика в англоязычных странах;
- Аналоги русских имен в англоязычных странах и как они звучат (Катя-Кэти, Анна-Энн, Петр-Питер и т.д.)
Как правильно организовать исследование
Работа по выбранной теме для детей будет нелегкой. В первый раз ребенок будет в некоторой растерянности, ведь даже если тема будет для него близкой, он наверняка не будет знать, как начать ее исследовать, даже при наличии плана.
Но все очень просто. Сначала нужно задать себе несколько вопросов и записать свои ответы на них:
- что я знаю по данной теме;
- как я могу оценить ее;
- какие выводы могу сделать.
Далее следует собрать материал по интересующей теме. Раньше ученики использовали для этого только библиотеки, но сейчас, с развитием интернета, возможности намного шире. Ведь в интернете можно отыскать не только статьи по определенным темам и непосредственно саму литературу, но также и архивы разных журналов и телепередач разных лет.
Не нужно стесняться спрашивать что-то у учителей, родителей и других старших товарищей.
Все полученные данные следует записывать, фотографировать, делать видео. Возможностей в этом отношении сейчас тоже намного больше, нежели у школьников, учившихся 20 лет назад и раньше.
Нельзя бояться проводить эксперименты и сравнительные анализы. Все выводы, сделанные ребенком самостоятельно, стоят намного больше, чем заученный назубок текст из учебника по тому или иному вопросу. Даже если они будут наивными и плохо обоснованными, но в этом и заключается прелесть творческой работы.Чем больше дети современной школы будут вовлечены в творческую деятельность, начиная с первых классов, тем шире будет их кругозор, они смогут не бояться современного мира, научатся делать выводы по каждому вопросу, а не руководствоваться определенными догмами, которые, зачастую, уже морально устарели.
Источник: https://obrazovanie.guru/srednee-obrazovanie-i-shkola/nauchno-issledovatelskaya-rabota-interesnye-temy-dlya-shkoly.html
Научная работа для первоклассников | Просто Мама
В этом году Анюта стала первоклассницей. Учится она в Лицее. На одном из первых собраний в классе объявили о научной работе для первоклассников. «По желанию» — сказала учительница – «Если чувствуете, что ваш ребенок сможет выступить — готовьтесь».
Через месяц научную работу объявили обязательной. Все нашим первоклассникам «предложили» выступить с научной работой в классе, а лучшие работы направить на школьную конференцию. Стоит отметить, что в нашем Жоховском классе учатся детки от 6 до 7,5-8 лет. Разброс по возрасту очень большой. Представляете, что значит выступить с научной работой шестилетке?
Исследовательская работа в начальной школе предполагает не только проведение опытов, но и выдвижение гипотезы, постановку задач и целей научной работы. Написание пояснительной записки, доклада и визуальной презентации.
Понятно, что большая часть этой работы ложится на плечи родителей. Что в корне не верно. Поэтому я постаралась сделать так, чтобы Анюта максимально приняла участие и пропустила научную работу «через себя». У нас это получилось.
Эта статья – наш опыт организации научной работы для первоклассника. Надеюсь, он будет полезен родителям деток, готовящихся к проведению научной работы.
Научная работа для первоклассника
Выделим 7 основных пунктов для успешного выполнения научно-исследовательской работы.
- Выбор темы.
- Постановка целей и задач научной работы. Выдвижение гипотезы.
- Выполнение практической части (проведение опытов/исследований).
- Выводы/анализ.
- Написание пояснительной записки.
- Подготовка доклада для выступления.
- Создание презентации.
- Тренировка, подготовка к выступлению.
Выбор темы для исследовательской работы
Есть два момента, на которые нужно обратить внимание при выборе темы научной работы:
- Интересы ребенка.
- Сфера знаний родителя.
Важно, чтобы тема работы увлекла ребенка, иначе он не сможет полноценно участвовать в процессе. Ему будет просто не интересно. И не менее важно, чтобы родитель хорошо владел темой.
Мы с дочкой долго думали над темой исследования, а родилась она случайно. За обедом. Анютка ела сыр и задумалась: почему он желтого цвета? Ведь его делают из белого молока. Все! Я тут же предложила сделать сыр самостоятельно, заодно и разобраться в этом вопросе.
Мне, как в прошлом деревенскому жителю все это было известно не понаслышке. Мы делали сами сметану, масло, творог и сыр. Вот и дочка познакомилась с этими процессами. Тему научной работы сформулировала и придумала сама Аня: «Удивительные превращения молока».
Постановка целей и задач научной работы. Выдвижение гипотезы
Расскажу как было у нас.
Определившись с темой, мы много беседовали о том, что будем делать. Я рассказывала о своем детстве в деревне: как мы вместе бабушкой сбивали масло в маслобойке, как на веранде стояли банки с молоком, как варили творог и т.д.
Задавала наводящие вопросы, заставляющие задуматься. Говорили о натуральных продуктах и добавках, рассуждали о том, почему кефир, сметану, творог называют кисло-молочными.
Именно в беседах с ребенком рождаются цели и задачи научной работы. Позже, когда вы будете писать пояснительную записку – вы поможете красиво их сформулировать. Но в голове у ребенка они закрепятся благодаря обсуждениям.
Возможно, вам потребуется прочитать какую-то книгу вместе или посмотреть фильм. Все зависит от темы вашей работы. Не исключайте этого подготовительного этапа.
Когда вы поймете, что ребенок знает, куда следовать и что нужно делать – можно приступать к проведению опытов и экспериментов.
О практической части нашей исследовательской работы я расскажу в отдельной статье, а пока давайте перейдем к написанию пояснительной записки или к текстовому оформлению научной работы.
Научная работа первоклассника – как оформить
Когда мы закончили с опытами, я задалась вопросом – как правильно оформить научную работу. Мы сделали фотографии наших экспериментов и были готовы написать небольшой доклад. Но этого оказалось мало.
В каждой школе есть требования к оформлению научной работы. Обязательно ознакомьтесь с ними, чтобы понимать какие разделы должны быть в научной работе, какой шрифт использовать, как будет оцениваться работа.
Основные разделы пояснительной записки к научной работе:
- Введение.
- Теоретическая часть.
- Практическая часть.
- Заключение (с выводами).
- Список литературы.
Кроме пояснительной записки пишется доклад – то, о чем ребенок будет рассказывать на выступлении.
Вот когда я об этом узнала — у меня округлились глаза. Да, ученику средней школы это вполне под силу. Но малышам! Первоклашкам. Это просто не реально. Но раз мы взялись за научную работу – нужно завершать.
Как мы с дочкой поступили? Мы все делали вместе. Чтобы Анютке было понятно — каждый раз перед началом работы мы составляли небольшой план: о чем хотим рассказать. Я набирала текст, Аня помогала формулировать мысли.
На пояснительную записку мы потратили примерно неделю. Работали около часа в день.
Подготовка доклада для выступления
Доклад для выступления я писала самостоятельно. Просто сделала выборку из нашей общей работы, и упростила предложения. Затем дала Анютке на вычитку. Она читала, я слушала. Там где она спотыкалась или затруднялась – я себе помечала и упрощала текст. За 3-4 раза мы довели его до совершенства.
В процессе подготовки к выступлению Аня самостоятельно адаптировала некоторые моменты доклада для себя. А сам доклад лег в основу портфолио первоклассника. Неплохое достижение.
Но об этом уже в следующий раз. Я расскажу подробно:
- о тонкостях создания презентации;
- как легко донести информацию до ребенка и слушателей;
- как подготовить первоклассника к выступлению на научной конференции.
Источник: http://www.ProstoMama.com/2017/03/nauchnaya-rabota-dlya-pervoklassnikov/