Урок
Тема урока: Глаголы повелительного наклонения
(Дієслова наказового способу)
Тип урока:урок изучения нового материала.
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, учебник.
Цели урока:ознакомить учащихся с повелительным наклонением глагола; формировать умение образовывать повелительного наклонения, правильно употреблять их в речи.
Задачи урока:
- Образовательные: Изучение повелительного наклонения глаголов; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений о глаголе.
- Воспитательные: Воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.
- Развивающие: Развитие умения логически излагать свои мысли, развитие умение аргументировать, доказывать; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развитие умения выделять главное, обобщать.
I. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.
Учитель: Загадка о глаголе (шуточное определение): «Часть речи, которая упала с печи, ударилась об пол, называется…»
Ученики: Глагол.
Учитель: Правильно. Содержится ли важная информация в данной загадке-шутке?
Ученик: Да, в загадке есть слова, которые обозначают действие предмета – упала, ударилась (что сделала?)
Учитель: Сегодня мы продолжим исследовать глагол как часть речи, но для начала вспомним, повторим и обобщим всё, что мы знаем о глаголе.
II. Актуализация полученных ранее знаний и умений.
(СЛДАЙД 1)
- Выразительно прочитайте стихотворение «Миг»
— Какая основная мысль этого стихотворения? (Нужно ценить каждое мгновение)
— Спишите его и вставьте пропущенные буквы.
Не пр…выкайте к ч…десам, —
Д…витесь им, д…витесь!
Не пр…выкайте к н…бесам,
Глазами к ним т…нитесь.
Пр…глядывайтесь к …блакам,
Пр…слушивайтесь к птицам,
Пр…кладывайтесь к р…дникам,-
Н…что не повт…рит…ся.
За мигом миг, за шагом шаг
Вп…дайте в изумлен…е.
Всё будет так — и всё не так
Через одно мгновен…е.
2. Проверка написанного. Две тетради проверяю я, один ученик читает и объясняет орфограммы, а все остальные меняются тетрадями и проверяют тетради соседа по парте (взаимопроверка).
3. Беседа по тексту:
— Какие глаголы встречаются в стихотворении? Подчеркните их.
— На предыдущих уроках вы учили изъявительное и условное наклонение глаголов. Встретились ли вам глаголы этих наклонений? (Да: не повторится, изъявительное наклонение).
— На какое действие указывают остальные глаголы? (Совет, просьба, приказ)
— Эти глаголы станут предметом нашего исследования на сегодняшнем уроке.
ІІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся.
(СЛАЙД 2)
- Запишите тему урока «Глаголы повелительного наклонения».
- Материал для наблюдения.
— Какие смысловые оттенки вы можете различить в предложениях с глаголами в повелительном наклонении?
(СЛАЙД 3)
Принеси, пожалуйста, тетрадь. (Просьба)
Быстро принеси тетрадь! (Приказ, требование)
Принеси-ка тетрадь. (Просьба с оттенком дружеского пожелания)
Не мог бы ты принести тетрадь? (Вежливая просьба)
- Работа с учебником (стр.142)
Повелительное наклонение
Глаголы в повелительном наклоненииобычно употребляются в форме 2-го лица единственного и множественного числа и не изменяются по временам.
Формы глаголов в повелительном наклонении образуются от основы настоящего и будущего времени с помощью суффикса -и- или без суффикса.
Глаголы в повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном числе — окончание -те.
Настоящее, будущее время глагола в изъявительном наклонении
лечат, вылечит, печалятся, потеют (ю=йю: потей-ут)
Повелительное наклонение
единственное число множественное число
леч-и, вылеч-и (не) печалься потей лечите, вылечите(не) печалъ-те-съ потейте
Сравните!
По-русски По-украински
беги біжи
стриги стрижи
секи січи
ляг ляж
вынь вийми
По отношению к одному лицу формы на -те обозначает вежливость: ляг — лягте.
IV. Закрепление.
1. Выразительное чтение упр. 283 (стр.143)
2. Выпишите глаголы повелительного наклонения. Обозначьте основу, суффиксы и окончания глаголов в форме повелительного наклонения, определите их лицо и число.
Баранкин мечтает
Хорошо бы пожить хоть один денёчек вот так, как живут счастливые мураши, или воробьи, или бабочки, только чтоб не слышать этих глаголов, которые с утра до вечера так и сыплются на твою несчастную голову: просыпайся, одевайся, пойди, принеси, отнеси, купи, подмети, помоги, выучи! В школе тоже не легче.
Стоит мне появиться в классе, только и слышу от Фокиной: «Ой, Баранкин, будь человеком! Не вертись, не списывай, не груби, не опаздывай!»
В школе будь человеком! На улице будь человеком!
Дома будь человеком! А отдыхать когда же?
(По В. Медведеву)
класть (несов. вид) и положить (сов. вид), сравните: кладут — клади, положат — положи.
(СЛАЙД 4)
Помните: глаголы в повелительном наклоненииво 2-м лице множественного числа и глаголы II спряжения в изъявительном наклонении всегда оканчиваются на -ите: крикните; -ете пишется только в изъявительном наклонении в глаголах I спряжения: крикнете.
4. Выполнение упр.285
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
Пиши.те быстро! Когда напишете, сдадите тетради. Вынесите мусор. Когда вынесете, можете быть свободны. Вытрите доску. Когда вытрете, можете сесть на место.
5. Обратим внимание на правописание мягкого знака в глагола повелительного наклонения.
(СЛАЙД 5)
Проверяйся — проверься
Обнаруживай — обнаружь
Обеспечивайте — обеспечьте
Отправляйте — отправьте
— Попробуйте самостоятельно сделать вывод .
(1. На конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных и шипящих пишется буква Ь.
2. Мягкий знак в повелительном наклонении сохраняется перед суффиксом -СЯ и окончанием –ТЕ.)
V. Повторение и обобщение
(СЛАЙД 6)
1. Вспомним все случаи постановки Ь в глаголах.
2. Практика. Выполнение упр.288
Выпишите только те глаголы, которые в форме повелительного наклонения пишутся с мягким знаком. Запишите эти глаголы в повелительном наклонении в единственном и множественном числе (1 ученик выполняет задание у доски).
Заморозить, обжарить, писать, портить, поверить, мазать, петь, ехать, увеличить, двигать, встать, резать, говорить, бежать, обуть, познакомиться, отрезать, взвесить.
3. Чтение теории В на стр.145
Повелительное наклонение имеет также формы 3-го лица единственного и множественного числа и 1-го лица множественного числа: да здравствует (ют),
сделаем.
Если приказ или просьба обращены не к 1-му или 2-му лицу, то повелительное наклонение образуется с помощью частиц пусть, пускай, да: пусть выздоравливает, пускай лечится.
VI. РАЗВИТИЕ РЕЧИ
КУЛЬТУРА РЕЧИ
1. Диалог
Мария Юрьевна (учительница): Мальвина, проведай сегодня, пожалуйста, Женю Соловьёву, вы ведь рядышком живёте.
Мальвина: А у меня английский.
Мария Юрьевна: Английский у тебя был вчера, не бывает каждый день английский. Стыдно, друзья. Человек подвернул ногу, неделю не ходит в школу, а вы как посторон-ние, честное слово. Я всё ждала, когда сами догадаетесь.
Майя Башмакова: Мы не догадались.
Мальвина: Потому что Соловьёва ни с кем не дружит. Навещают, когда дружат, правда же, Марья Юрьевна?
Мария Юрьевна: Самое время обсудить характер Жени Соловьёвой. Очень красиво: она больна, подвернула ногу, не может ходить, сидит одна дома, а мы тут все вместе будем о ней судачить. Эх вы, интеллигентные люди.
Майя Башмакова: Мы не судачим, а просто говорим.
Мария Юрьевна: Мальвина, значит, ты не пойдёшь?
Я правильно поняла?
Майя Башмакова: Она пойдёт. Это она так.
Мария Юрьевна: Передай Жене привет от нас всех. Пусть не падает духом! Всякое бывает в жизни.
Майя Башмакова: Вот ей конфета — «Каракум».
Коля Ежов: Верни ей тридцать копеек, я у неё брал.
Мальвина: Хорошо.
(Л. Медведева)
VII. Домашнее задание.
- Составьте диалог «Проведываем больного и даём советы» и разыграйте его. Используйте выражения из рубрики «Советуем запомнить!». Предложите больному сделать ингаляцию.
- Напишите сочинение-миниатюру «Как быть счастливым?», используя глаголы в повелительном наклонении (СЛАЙД 7)
VIII. Подведение итогов. Выставление оценок.
Источник: https://naurok.com.ua/urok-glagoly-povelitelnogo-nakloneniya-44495.html
Наклонение глагола
Глаголы изменяются по наклонениям. Наклонение глагола указывает, как действие, названное глаголом, соотносится с действительностью, то есть происходит ли оно на самом деле или только предположительно. Рассмотрим три глагольные формы:
спросил, спросил бы, спроси
Первая форма – спросил обозначает реальное уже совершённое кем-то действие. Вторая форма – спросил бы обозначает предположительно возможное действие, которое могло бы произойти, но не произошло.
Третья форма – спроси обозначает предположительно возможное действие, которое ещё не произошло.
Эти отличия в значениях глаголов делят их на три склонения: изъявительное, сослагательное (условное) и повелительное.
Изъявительное наклонение
Изъявительное наклонение глагола обозначает действие, которое действительно происходило, происходит или произойдёт, например:
щенок грыз игрушку
щенок грызёт игрушку
щенок будет грызть игрушку
Следовательно, глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам, то есть могут принимать форму настоящего, прошедшего и будущего времени:
бегал – прошедшее время
бегаю – настоящее время
буду бегать – будущее время
В прошедшем времени в единственном числе глаголы изменяются по родам, например:
он бегал – мужской род
она бегала – женский род
оно бегало – средний род
Подробно про каждую форму времени глаголов вы можете посмотреть в теме Времена глаголов.
В изъявительном наклонении глаголы изменяются по лицам и числам, например:
мы бегаем – 1-е лицо множ. число
ты бегаешь – 2-е лицо един. число
она бегает – 3-е лицо един. число
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Подробно про спряжение глаголов вы можете посмотреть в теме Спряжение глаголов.
Условное (сослагательное) наклонение
Условное (сослагательное) наклонение обозначает действия, которые могут произойти при определённом условии, то есть возможные действия, например:
Я почитал бы, если книга будет интересной.
Если будет солнечно, мы сходили бы на пляж.
Глаголы в условном наклонении могут обозначать действия, которые желательны, то есть действия, которые хотят чтобы случились, без каких-либо условий:
Я попила бы чаю.
Мы позагорали бы.
Условное наклонение образуется от формы прошедшего времени прибавлением частицы бы (б). Как и в прошедшем времени, глаголы в условном наклонении изменяются по числам, а в единственном числе и по родам.
Мужской род | читал бы | читали бы (б) |
Женский род | читала бы (б) | |
Средний род | читало бы (б) |
Частица бы (б) пишется отдельно от глагола. Она может стоять после глагола, перед ним, а также может отделяться от глагола другими словами, например:
Я попила бы чаю.
Мы бы позагорали.
Я бы с удовольствием сходил в кино.
При двух или нескольких глаголах условного наклонения может быть одна частица бы, например:
Мы отдыхали бы и веселились.
Повелительное наклонение глагола обозначает действия, к которым говорящий побуждает своего слушателя или собеседника. Глаголы в повелительном наклонении могут обозначать:
- приказы: сядь, встань, идите
- советы: Сходите лучше в кино. Лучше обратитесь к врачу.
- разрешение: присаживайтесь, проходите
- пожелания: Сходим в парк? Съедим по мороженому?
Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам, но изменяются по числам. Для образования формы множественного числа, к форме единственного числа добавляется окончание -те, например:
сядь — сядьте
пиши — пишите
играй — играйте
Для обозначения вежливости, при обращении к одному лицу, используются глаголы множественного числа, сравните:
передай — передайте
Для смягчения просьбы или приказа к форме повелительного наклонения прибавляется частица -ка:
присядь — присядь-ка, передайте — передайте-ка
Для выражения резкого приказа употребляется неопределённая форма глагола, например:Руками не трогать! Сидеть молча!
Форма единственного числа 2-го лица повелительного наклонения образуется от основы глаголов настоящего времени несовершенного вида или от основы глаголов будущего простого времени совершенного вида:
- Если основа оканчивается на гласную, то прибавляется -й:
копаю (наст. время) — копай (повел. накл.)
перекопаю (буд. пр. время) — перекопай (повел. накл.)
- Если основа оканчивается на согласную и ударение в 1-ом лице единственного числа падает на окончание, то прибавляется -и:
сторожу́ (наст. время) — сторожи (повел. накл.)
посторожу́ (буд. пр. время) — посторожи (повел. накл.)
- Если основа оканчивается на согласную и ударение в 1-ом лице единственного числа падает на основу, то прибавляется мягкий знак -ь:
ре́жу (наст. время) — режь (повел. накл.)
разре́жу (буд. пр. время) — разрежь (повел. накл.)
- Если основа оканчивается на две согласные и ударение в 1-ом лице единственного числа падает на основу, то вместо мягкого знака -ь прибавляется -и:
по́мню (наст. время) — помни (повел. накл.)
запо́мню (буд. пр. время) — запомни (повел. накл.)
Для образования формы 3-го лица используются частицы пусть, пускай, да совместно с глаголами 3-го лица настоящего или будущего простого времени, например:
Пусть поиграет. Пускай читает.
Частица да выражает призыв или торжественное пожелание, предложения с этой частицей обычно являются восклицательными:
Да пойдёмте уже! Да искоренится зло!
Для образования формы 1-го лица множественного числа используется форма изъявительного наклонения 1-го лица с особой интонацией (призыв к действию), например:
Идём на пляж!
Форма 1-го лица множественного числа обозначает, что говорящий приглашает кого-то ещё совершить действие вместе с ним. К этой форме может прибавляться окончание -те или слова давай, давайте:
Идёмте на пляж!
Давай пойдём на пляж!
Давайте пойдём на пляж!
Формы 1-го лица единственного числа у глаголов повелительного наклонения не бывает.
Возвратные глаголы в повелительном наклонении имеют на конце -ся или -сь, например:
хвались, умойся
Если форма повелительного наклонения оканчивается на согласную, кроме й, то на конце глагола пишется мягкий знак – ь, например:
спрячь, режь, встань
Мягкий знак сохраняется перед -ся (-сь) и -те:
спрячься, режьте, встаньте
Примечание: от глагола лечь форма повелительного наклонения – ляг — лягте, приляг — прилягте. Данный глагол является исключением и не имеет в повелительном наклонение мягкого знака на конце.
Источник: https://naobumium.info/russkiy/naklonenie_glagolov.php
Повелительное наклонение глагола: примеры. Окончания глаголов повелительного наклонения
«Дождик, дождик, уходи! Дай по лужам побродить!» — в этом детском стихотворении мы видим глаголы, в которых выражена просьба. Они называются повелительными.
Повелительное наклонение глагола в русском языке
В русском языке такие слова употребляется в побудительных предложениях. Формы этих глаголов имеют ирреальное значение, это значит, что они не связаны с действительностью, потому что называемое таким образом действие возможно, но не обязательно произойдёт на самом деле. Вот несколько примеров предложений, в которых используются глаголы в форме повелительного наклонения:
- Анатолий Андреевич, разрешите сдать отчёт в течение недели (просьба).
- Не тяните с этим слишком долго (совет).
- Пусть это будет в последний раз (требование).
- Молчать. Слушать (приказ).
Формы единственного числа
Глаголы повелительного наклонения изменяются по числам и лицам. В этой таблице приведены примеры форм ед. числа.
Повелительное наклонение глагола: примеры единственного числа | |
1-е лицо | — |
2-е лицо | Встань, потянись, солнцу улыбнись. Почувствуй утреннюю свежесть. Открой свои глаза. Почисти зубы, умойся. Накрой-ка на стол |
3-е лицо | Пускай не ходит враг по дорогам наших сёл. Пусть смело идёт солдат в бой |
Если мы обращаемся с побуждением не к одному человеку, то используем глагол в форме повелительного наклонения во множ. числе.
Они изменяются также по лицам и, в отличие от изменения предыдущих форм, могут употребляться в первом лице.
Это объясняется тем, что один человек не может самого себя просить выполнить что-либо, но обращаться с просьбой о совместном действии к людям, находящимся рядом, может.
Повелительное наклонение глагола: примеры множественного числа | |
1-е лицо | Пойдём в лес по грибы. Давайте сделаем ремонт. Давайте попробуем обсудить спокойно. Пойдёмте на урок |
2-е лицо | Откройте учебники. Выполните упражнение. Покажите-ка свою работу |
3-е лицо | Пусть уйдут наши печали. Да не наступят для тебя лихие дни, страна моя! |
Образование глаголов. Окончания глаголов повелительного наклонения
Такие глаголы имеют форму второго лица и образуются от формы наст. и буд. времени, в котором выделяется основа (часть слова без окончания):
- ходит – ход-;
- пишет – пиш-;
- читает – чита-;
- установит – установ-;
- оставит – остав-.
К основе присоединяется суффикс -и- (-й-) или нулевой суффикс:
- ход + и;
- пиш + и;
- чита + й;
- установ + и;
- оставь + нулевой суффикс.
Окончания этой глагольной формы выражают грамматическое значение числа.
Повелительное наклонение глагола. Примеры предложений с глаголами в единственном числе |
|
Повелительное наклонение глагола. Примеры предложений с глаголами во множественном числе |
|
Если в повелительной форме глагола в единственном числе стоит мягкий знак, то он останется и перед окончанием множественного числа, и перед суффиксом -ся:
- исправьте, исправься;
- останьтесь, останься;
- сбросьте, сбросься;
- не спорьте;
- не трожьте,
- извольте.
В деловой сфере
Глагол в форме повелительного наклонения довольно активно используется в различных сферах деятельности. Например, в деловой сфере мы используем инструкции.
Что необходимо предпринять при пожаре?
При обнаружении признаков возгорания:
- незамедлительно позвоните в пожарную охрану города, села или иного населённого пункта;
- эвакуируйте людей;
- примите посильные меры по тушению возгорания.
Руководители предприятия:
- продублируйте сообщение о возгорания в пожарную охрану и проинформируйте вышестоящих лиц и ответственного дежурного;
- организуйте спасение людей, используя все возможные средства;
- проверьте, включены ли системы противопожарной автозащиты;
- отключите электроэнергию или выполните мероприятия, по устранению возгорания;
- прекратите все работы в объекте возгорания, кроме тех, что связаны с ликвидацией пожара;
- удалите работников и иных лиц из опасной зоны, кроме участвующих в тушении пожара;
- осуществите руководство по тушению возгорания до прибытия пожарной охраны;
- обеспечьте соблюдение требований безопасности всеми работниками, принимающими участие в тушении пожара;
- организуйте защиту материальных ценностей;
- встретьте подразделение пожарной охраны;
- обеспечьте оказание необходимой медицинской помощи лицам, пострадавшим от возгорания;
- проинформируйте руководителя тушения пожара обо всех особенностях объекта возгорания;
- организуйте привлечение сил и средств к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией возгорания и предупреждением его развития.
В учебной деятельности
В учебной деятельности предложения с глаголами повелительного наклонения используются, например, в алгоритмах.
Пример — применение правила правописания безударных гласных:
- Измени слово или подбери однокоренное слово.
- Выдели корень.
- Найди корень, в котором гласная стоит под ударением.
- Проверь по этому корню все оставшиеся слова.
В бытовой деятельности
В быту предложения с глаголами повелительного наклонения используются в руководствах по применению бытовой техники, проведению ремонтных работ, приготовлению блюд, изготовлению одежды и тому подобное.
Возьмём, например, рецепт приготовления пищи:
- Соломка из говядины. Двести грамм говядины и одну луковицу нарежьте одинаковой соломкой длиной семь-восемь сантиметров. Накалите на очень сильном огне сковороду, растопите 100 г свиного жира. Опустите в него нарезанные мясо и лук, обжарьте, при этом всё время помешивайте, не допуская подгорания. Через две минуты добавьте в сковороду чайную ложку столового вина, столько же говяжьего бульона, соль и сахар по вкусу. Доведите до кипения и подавайте к столу, украсив зеленью.
- Салат из огурцов в кисло-сладком соусе. Для начала приготовьте заливку: растворите две чайные ложечки сахарного песка в двух же чайных ложечках яблочного уксуса. Вымойте огурцы, нарежьте, поместите нарезанные кусочки в салатник, мелко накрошите зелень, перемешайте. Залейте соусом из сахара и уксуса. Можно подавать к столу.
Источник: http://fb.ru/article/265761/povelitelnoe-naklonenie-glagola-primeryi-okonchaniya-glagolov-povelitelnogo-nakloneniya
Глаголы повелительного наклонения. Конспект урока в 6 классе
Напомним, в русском языке существует три вида наклонения глаголов:
Повелительное наклонение это грамматический признак глагола, который выражается целым рядом глагольных форм, побуждающих к чему-либо.
Это может быть приказ (повеление, отсюда и название), просьба, вежливое поручение, совет или какое-то другое волеизъявление. Причем смысловой оттенок никак не отображается при написании или образовании форм. Все зависит от интонации или мотива побуждающего к действию.
Будь добр, передай, пожалуйста, соль.
Подайте мою шляпу.
Давайте напишем письмо.
Немедленно выйди из воды!
Пусть расскажет о себе.
Также следует учесть, что формы повелительного наклонения существуют вне времени или имеют ирреальное значение (глагол не связан с реальной действительностью). Другими словами, реализация действия возможна, но не является обязательным условием.
Улыбнитесь!
Верни мои вещи.
Пускай увидят.
Формы повелительного наклонения
Глаголы повелительного наклонения могут изменяться по числам и лицам.
Определение или образование повелительного наклонения
Для того чтобы правильно определить наклонение, нужно знать, как оно образовывается.
Любая форма образуется с помощью основы настоящего или будущего времени и прибавлением к ней суффикса (-и-; -й-; -ся-), окончания или формообразующей частицы. Они могут быть как единственного, так и множественного числа.
Также к глаголам повелительного наклонения может быть прибавлена частица –ка. Она смягчает приказание или приводит его в игривую форму.
Улыбнись-ка, подойди-ка, потанцуй-ка и т.д.
Либо образование происходит благодаря прибавлению слов давай, давайте, пускай, пусть.Давай попробуем, давайте познакомимся, пускай плачет, пусть удивится.
Конспект урока для 6 класса
Урок данной темы завершает изучение наклонений глагола; учащиеся знакомы с понятием «наклонение», с изъявительным и условным наклонениями.
Урок составлен в соответствии с § 76 учебника Л. М. Рыбченковой.
Глаголы повелительного наклонения
- изучение нового материала;
- развитие умений морфологического разбора глагола, орфографических навыков;
- воспитание культуры поведения и общения.
- Познавательные: поиск информации, определение смысла информации, построение высказывания, рефлексия деятельности;
- Регулятивные: постановка цели, планирование деятельности;
- Коммуникативные: умение выразить мысль;
- Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственная оценка.
Комбинированный.
-
Организационный момент.
-
Актуализация опорных знаний:
А) Повторение сведений о наклонении глагола: устный ответ по таблице учебника (§74, упр. 524).
Наклонение глагола выражает отношение действия к действительности: происходит оно на самом деле или является только возможным, желательным или необходимым. Глаголы изъявительного наклонения обозначают реальные действия, которые происходили (прошедшее время), происходят (настоящее время) или будут происходить (будущее время). Например: бежал, бежит, будет бежать.
Глаголы условного и повелительного наклонений обозначают не реальные, а возможные или желательные, необходимые действия.
Б) Распределительный диктант: записать глаголы в 3 столбика (изъявительное, условное и повелительное наклонение):
Расскажу, расскажите, рассказал бы, отрезала, отрезали бы, отрежь, отрежьте, приготовили, приготовлю, приготовьте, приготовил бы, лежишь, лёг бы, ляг, лягте.
При проверке учащиеся объясняют свой выбор; следует обратить внимание на орфограммы, которые встретились в словах, отметить их при формулировании целей урока.
-
Целеполагание, мотивация, планирование работы на уроке (учащиеся формулируют цели: узнать, как образуются глаголы повелительного наклонения, как правильно использовать их в речи, на какие орфограммы следует обратить внимание при написании данных глаголов и т. д.).
-
Наблюдение над языковым материалом (глаголы из диктанта), определение их способа словообразования; поиск информации в учебнике, подготовка устного ответа (работа в парах).
Учащиеся отвечают, что формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего (будущего) времени с помощью суффикса -И или без суффикса: дышат – дыши, отрежут – отрежь. (По мере выполнения упражнений эти сведения будут дополняться).
-
Тренировочные упражнения:
А) упр. 543-поставить глаголы в форму повелительного наклонения;
дополнительное задание – морфологический разбор данных глаголов (наблюдение над грамматическими формами).
Не тратить время понапрасну! – Не тратьте время понапрасну!
Не тратьте – глагол, нач. форма – тратить, несовершенный вид, переходный, невозвратный, 2-е спряжение, повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо; в предложении является сказуемым.
Б) Лингвистическая задача: образуйте от данных глаголов форму повелительного наклонения, не изменив при этом ни одной буквы в слове: смотрите, любите, дарите.
(СмотрИте – смОтрите, любИте – лЮбите, дарИте – дАрите).
Приведите свои примеры таких глаголов.
В) Орфографическая работа: сравнение форм повелительного и изъявительного наклонений (пишИте – пИшете, поднимИте – поднИмете и т. д.) – таблица в упр. 545 и материал упр. 546.
-ИТЕ пишется в форме повелительного наклонения (независимо от спряжения) и в форме изъявительного наклонения в глаголах II спряжения; Например: Полюбите его! Вы его любите?
-ЕТЕ пишется в форме изъявительного наклонения в глаголах I спряжения;
Ищите потерянного щенка! Вы его плохо ищете!
Вывод об особенностях правописания данных глаголов.
Г) Работа по культуре речи: как правильно образовывать форму повелительного наклонения от некоторых глаголов (бежать, ехать, класть, положить, лечь: беги, поезжай, клади, положите, лягте).
Наблюдение над языковым материалом: в каких формах приказ звучит категорично, как можно смягчить просьбу и т. д.
Заполнение таблицы упр. 549.
Инфинитив: Стоять! Молчать!
Повелительное наклонение: Помолчите!
Условное наклонение: Помолчали бы вы!
Повелительное наклонение с частицей –КА: Помолчите-ка!
Д) Практическая работа: переписать кулинарный рецепт, заменяя глаголы в инфинитиве глаголами в повелительном наклонении 2 лица множественного числа (упр. 550).
Разогреть масло на сковороде. Вырезать в середине кусочка хлеба сердечко, поджарить с одной стороны.
– Разогрейте масло на сковороде. Вырежьте в середине кусочка хлеба сердечко, поджарьте с одной стороны.
При проверке объяснить орфограммы (мягкий знак в глаголах повелительного наклонения) и пунктограммы (запятая при однородных членах предложения).
Подведение итогов, рефлексия.
Разбор домашнего задания: §76, упр. 551
(составить связный рассказ на одну из предложенных тем, используя различные способы выражения советов. Темы: «Как не опоздать в школу», «Как переходить улицу», «Как выбрать компьютерную игру»).
Поделитесь статьей в соц. сетях:
Источник: http://olgadyachenko.ru/glagoly-povelitelnogo-nakloneniya-primery.html