chvuz.ru

Двойные согласные. Перенос слов с двойными согласными

Правила переноса слов в русском языке: какие нельзя, варианты с мягким знаком, удвоенными согласными и фамилиями

Лингвистические исследования показывают, что средняя длина русских слов – 7,2 символа. На практике это означает необходимость деления надвое слов, не умещающихся целиком на оставшемся кусочке в конце строки.

Но не все варианты переноса удобны для восприятия, некоторые затрудняют чтение и понимание смысла написанного. Правила переноса слов в русском языке установлены, чтобы избежать подобных затруднений.

Разберемся, как правильно переносить часть слова, не допуская ошибок.

Какие слова нельзя переносить

Как переносить остальные слова

Важно! Слог – неразрывная единица, делить его при переносе нельзя.

На письме это ограничение порождает несколько следствий:

неверно верно
вз-дыхать взды-хать
вздыха-ть
неверно верно
убеж-ать убе-жать
нач-ало на-ча-ло

Как переносить на стыке морфем

В местах соединения морфем отдельного пояснения требуют следующие моменты:

При наличии в слове разделительного твердого знака он присоединяется к приставке, можно переносить только после него.

неверно верно
об-ъезд объ-езд
раз-ъём разъ-ём

Если на стыке приставки и корня соединяются две или несколько согласных, делить слово разрешается только строго между морфемами, не отрывая от корня или приставки часть, не образующую отдельного слога.

неверно верно
пос-порить по-спорить
разг-лядеть, ра-зглядеть разглядеть

Важно! Если односложная приставка оканчивается на согласную, а корень начинается с гласной, возникает конфликт двух правил. Рекомендуется не разбивать приставку, однако на стыке с корнем возникает слияние, которое также правило не позволяет разрывать. В итоге как в математике минус на минус дает плюс, так и здесь запреты аннулируют друг друга. Возможны оба варианта написания, и ни один из двух способов не является неверным.

Исключение составляет Ы, перед которой разделение невозможно: безы-дейный или бе-зыдейный, но не без-ыдейный.

Объясняется это ограничение тем, что Ы в данном случае заменяет И, с которой начинается основа при отсутствии приставки.

Начинающая новую строчку Ы на месте привычного И подсознательно воспринимается как ошибка и затормаживает чтение.

Правила переноса слов с двойными согласными

Перенос слов с удвоенными согласными

Переносить слова с удвоениями следует в зависимости от положения и окружения удвоенной буквы.

Удвоенные согласные, стоящие между гласными, разделяются. Но этому правилу не подчиняются согласные в начале корня или в начале второй основы сложных слов. Их отделение друг от друга будет ошибочным.

неверно верно
ка-ссир, касс-ир кас-сир
ми-ллион, милл-ион мил-лион

Но:

неверно верно
разож-жет разо-жжет
новов-ведение ново-введение

Удвоенные согласные на стыке корня и суффикса рекомендуется разбивать, даже если за ними следует еще одна согласная: клас-сный.

Правила переноса слов с мягким знаком и Й в середине

При наличии в месте перенесения разделительного мягкого знака действует то же правило, что и с твердым: начало слова на первой строке оканчивается Ь, остальное пишется на следующей.

неверно верно
солов-ьиный соловь-иный

Таким же образом поступают и с буквой Й: если она оказывается в месте деления, то остается вместе с предшествующей буквой.

неверно верно
ма-йский май-ский

Сложные слова

При переносе сложных слов пояснения требуют следующие:

Соединительная гласная, оказавшаяся в месте переноса, присоединяется к первой основе, так как образует слияние с предшествующей согласной: само-лет, нефте-провод.

Начальный фрагмент второй основы, не представляющий собой отдельного слога, при разделении не отрывается: трех-граммовый, но не трехг-раммовый.

В сложносокращенных словах односложная часть разбита быть не может: спец-приемник, а не спе-цприемник.
Важно! Аббревиатуры, состоящие из заглавных букв, включающие в себя как заглавные, так и строчные, а также содержащие цифры дробить нельзя.

При записи числительного цифрой с присоединением к ней с помощью дефиса буквенного окончания нельзя переносить буквенную часть, отделяя от цифровой.

Конструкции и сочетания, не поддающиеся делению

Выше говорилось о словах, которые нельзя разделить на части, но запреты разбивки существуют не только для слов. На некоторые конструкции, которые словом, по сути, не являются, они также распространяются.

Не отрываются от цифровой части сокращенные обозначения единиц измерения (15 кг, 1987 г., 14 см). Инициалы людей пишут на той же строчке, что и фамилию. Хоть в данных случаях на письме и используется пробел, но он не дает возможности переноса.

Сокращения с дефисом в середине (типа физ-ра, п-ов) тоже не разделяются. Условные сокращения из нескольких слов (и т.д., и др.) должны целиком находиться на одной строке.

Не переносятся знаки препинания, за исключением тире, если оно вводит вторую часть прямой речи после слов автора. Нельзя также отрывать начальные кавычки и открытую скобку от последующего текста.

Присутствие дефиса часто вызывает вопрос, что делать, если перенести слово требуется в месте его расположения.

Разные справочники дают на этот случай различные рекомендации, в частности, дублировать дефис в начале строки или не членить в этом месте слово вовсе. В целом правило считается факультативным.

Можно посоветовать соблюдать его в случаях, когда важно точно указать на наличие дефиса – например, в научных текстах или в школьных и студенческих работах, где проверяется грамотность.

Можно ли переносить имена и фамилии?

Иногда приходится сталкиваться с требованием редакторов или преподавателей не разбивать на части имя или фамилию человека. Вопрос, можно ли переносить имена и фамилии, отдельным правилом не регламентируется.

Существуют рекомендации избегать разделения двойных конструкций, пишущихся через дефис, чтобы избежать неверного прочтения.

Однако в таком случае на наличие второй части фамилии или второго имени укажет заглавная буква в начале, так что соблюдение подобных требований является добровольным.

Правила переноса слов

Правила переноса слов по слогам



Вывод

Варианты переноса лексем, не подпадающих под действие перечисленных выше правил, остаются на усмотрение пишущего: ку-кла/кук-ла, брыз-ги/бры-зги, род-ство/родс-тво/родст-во – все эти варианты одинаково допустимы.

Источник: https://uchim.guru/russkij-yazyk/pravila-perenosa-slov-v-russkom-yazyke.html

Урок-путешествие по русскому языку: «Упражнение в написании слов с двойными согласными. Перенос слов с двойными согласными (закрепление)»

Сокирко Галина Васильевна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория, Андреевская средняя школа, СКО район им. Г. Мусрепова, село Андреевка

2 класс

Цель: Развитие умений писать и переносить слова с двойными согласными.

Оборудование: учебник, тетрадь, ручки, карандаши, линейки, рисунки замка и улицы, окошечко кассы, конверты, листы белой бумаги.

III. Сообщение цели урока

Сегодня на уроке мы с вами будем упражняться в написании и переносе слов с двойными согласными.

Стук в дверь. Входит девочка, она плачет.

Учитель. Здравствуй, девочка. Почему ты плачешь?

Девочка. Здравствуйте, ребята. Со мной приключилась невероятная история. Я не знаю своего имени. Я его просто забыла.

Учитель. Как это? Так не бывает?

Девочка. А вот послушайте. Я учусь во 2 классе. Как-то нам на дом задали написать слова с двойными согласными, и я получила 2. А всё дело в том, что в моём имени тоже есть двойные согласные. Ночью мне приснился сон, за мной гнались двойные согласные. Я споткнулась и упала.

Буквы кружились надо мной и возмущённо кричали: «Ты не знаешь правила о нас. Ведь ты не сможешь написать теперь очень много слов, в которых мы встречаемся. В наказание мы исчезнем из твоего имени». И я разучилась писать своё имя. А когда дети на уроке писали его, я вообще его забыла.

Учитель. Ну что же ты, нужно было выучить правило.

Девочка. Я его уже выучила, а имя всё равно не могу вспомнить. Так и останусь без имени. Правда учительница сказала, что нужно сходить в город Двойников и двухсоглассная королева скажет, где мне искать своё имя. Но как я это сделаю без друзей?

Учитель. Ребята, давайте поможем девочке и совершим путешествие в город Двойников.

Только я хочу предупредить, что и в городе Двойников и по всему пути следования, нам встретится очень много слов с двойными согласными, их нужно записать и запомнить. Но прежде чем отправимся в путь давайте вспомним, какие мы знаем правила об удвоенных согласных?

Правила стр.

Итак, в путь. На чём же мы поедем? Давайте вспомним в названии какого железнодорожного средства есть двойные согласные.

На большие расстояньяМчится он без опазданья.Пишется в конце 2 СС,

Называется… экспресс.

Запись на магнитофоне.

Внимание! Внимание! Экспресс до города Двойников отправляется через 5 минут от 7 перрона. Билеты приобретайте в кассе.

Учитель. Нам нужно поторопиться. Какие слова с двойными согласными вы услышали в объявлении? Запишите их. Какие здесь удвоенные согласные?
Ну что же поспешим в кассу.

На доске окошечко кассы.

— Вы получите билеты, если выполните следующее задание. Упр. стр.

IV. Физминутка

Вот наш поезд едет, колёса стучат, хлопают
А в этом поезде ребята сидят. приседания
Пыхтит паровоз надувают щёкиДалеко, далеко ребят он повёз.Стоп! Остановка!

Кто хочет гулять скорей выходите.

Выходит один ребёнок.

Мы топаем ногами, мы хлопаем руками,Мы качаем головой, мы руки поднимаем,Мы руки опускаем, мы кружимся потом.Мы топаем ногами, мы хлопаем руками,Мы руки разведём и побежим потом.Загудел паровоз и вагончики повёз.

Вагончики зелёные бегут, бегу, бегут, бег на месте

А круглые колёсики тук, тук, тук. Сели за парты правильно

Вот мы и прибыли в город Двойников. Посмотрите-ка, нас ждёт записка.
«Чтобы попасть к двухсогласной королеве нужно доехать на „виде городского транспорта“ по „дороге покрытой асфальтом“ до „дороги с рядами деревьев по сторонам“ и по ней дойти пешком до дворца».
Ребята, вы что-нибудь понимаете? Я тоже. А вот здесь есть приписка.

1 Замени предложение в кавычках одним словом.
2. Раздели слова для переноса. Трол-лейбус, шос-се, ал-лея.
3. Придумай с одним из слов предложение. Подчеркни главные члены.

Прошли по аллее. Вот и добрались мы до дворца Королевы. Почему же ворота закрыты? Что случилось? Смотрите записка (или звуковое письмо).

«Дорогие ребята! Я не дождалась вас, т. к. мне срочно нужно на урок во 2 класс. Где искать имя девочки вы узнаете, если разгадаете кроссворд, написанный на антенне моего дворца. Успехов вам!»

Кроссворд:

Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу. хоккей
Рисунки в журнале или газете. иллюстрация
Приспособление для купания или стирки. ванна
Человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или другом виде транспорта. пассажир
Обучение животных. Дрессировка

Значит, имя девочки надо искать в классе. Ребята, я ничего не понимаю, но думаю, что в нашем классе есть девочка с точно таким же именем, в котором есть двойные согласные.

Девочка. Да! Да! Меня зовут Анна. Спасибо, ребята. Теперь я больше не забуду своего имени. Потому, что я всегда буду учить правила русского языка, а в слове РУССКОГО, кстати, есть две СС.

Девочка уходит.

Учитель. Давайте вспомним ещё имена с удвоенной согласной. Ну, что ж, ребята, пора нам домой. Перенестись нам домой помогут наши друзья правила. Повторение правил.

Чтобы вы не забыли о чём мы с вами сегодня говорили, давайте закрепим. Возьмите листочки, придумайте слова с удвоенными согласными. Кто больше?

А эти пары вспоминают слова с определёнными согласными (сс, лл, мм).

V. Подведение итогов

Ну, надеюсь, вы не забыли правила.Что мы делали сегодня на уроке?

Что понравилось больше всего.

Дома: выписать из словаря в конце учебника слова с двойными согласными, показать перенос этих слов.

Источник: https://www.azbyka.kz/urok-puteshestvie-po-russkomu-yazyku-uprazhnenie-v-napisanii-slov-s-dvoynymi-soglasnymi-perenos-slov

Русский язык 2 класс Перенос слов с двойными согласными

Предмет:  русскийязык

Тема. Переносслов с двойными согласными. 

2класс УМК « Школа России». Т.Г. Рамзаева.

Технологии: использованы программы Microsoft PowerPoint
Цели:

  формировать умение слышать и обозначать написьме долгие согласные звуки буквами, переносить данные слова ;

  учить правильно,обозначать двойной согласный на письме ;

развивать орфографическую зоркость, речь,творческое мышление;

      пополнить словарный запас учащихся ;

Ожидаемые результаты:

— повышение активности учащихся  на уроках;

— улучшение результатов обучения;

практической деятельности и повседневной жизни.

Ход урока

1.Орг. момент

Учитель:

Итак, урок русскогоязыка. А эпиграфом к нашемууроку будет русская народная пословица «Грамоте учиться — всегда пригодится”.

— Как вы понимаете смыслэтой пословицы? (Ответы детей)

 2.Минутка чистописания. 

Ятетрадочку открою И как надо положу.Я, друзья мои, не скрою,Ручку правильно держу.Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

нн жж кк мм сс рр лл ее бб

Жужжит жужелица,

Жужжит, кружится.

— Жужелица – хищный жук. (показиллюстрации жука)

-Какое сочетание «лишнее»?

— Пропишите буквосочетания валфавитном порядке.

— Прочитайте скороговорку,пропишите ее, подчеркните двойные согласные в словах. 

 3. Лингвистическоезадание. (хлопки еслиуслышат двойную согласную)

— На слух определите слова сдвойными согласными.

Элла, Нона, ванна, класс,Ссора, теннис и рассказ,Пассажир, шоссе, программа,Группа, касса, телеграмма.Мы слова такие слышим

И с двойной согласной пишем.

Вспомним правиланаписания при письме:

 Дети моделируют четыре правила для переноса(из каждой группы по одному ученику).

Я буду диктовать слова сразными правилами. Каждый ряд со своим помощником «собирает” слова, исходя изопределенных правил

А мы должны наблюдать,размышлять,замечать, делать выводы.

 4.. Словарная работа

1 группа: «Проверяйка” собираетслова с правилом «Буквы ъ, ь, й не отделяются отпредшествующих букв”.

2 группа: «Вспоминайка” -«Слова, состоящие из одного слога, не переносятся”.

3 группа: «Словознайка”- «Слова переносятся по слогам”.

4 группа: «Узнавайка” -«На строке не оставляется одна буква, даже если она обозначает слог”.

Слова для диктовки: Сварить, чайник, Яна, зайцы, ёжик, петух,край, учительница, мороз, вдруг, мост, коньки, май, лисица.

Проверка письма.

«Проверяйка» — чайник, зайцы, учительница. Коньки.

«Вспоминайка» –край, вдруг, мост, май.

«Словознайка»- сварить, петух, мороз, лисица.

«Узнавайка» — Яна, ёжик.

Проверка письма.

— В группах устно поодному слову данные слова разделят для переноса, обозначают ударения,поочередно по каждой группе один ученик выполняет на доске, остальные втетрадях

Чай/ник , рост, за/бор,ёжик.

 5. Постановка учебной задачи.

Поиграем в игру «Назовиодним словом”.

—  День недели после пятницы (суббота).                                              

— Игра на льду наконьках в небольшой мяч или шайбу (хоккей).

— Результат сложения(сумма).

— Место, где продаютбилеты (касса).

— Искусственный водоём(бассейн)

Итак, что общего в этихугаданных словах?

 6. Решение учебной задачи.

Ответы учеников (всеслова с двойными согласными).

— Значит, сегодня мыбудем повторять правила написания слов с двойными согласными.

— Какой вывод можносделать, когда мы пишем слова с двойными согласными?

Вывод:Двойные согласные в слове пиши, когда при произношении согласных произноситсядолго.

Работа в тетрадях (этислова переписываются в тетрадь).

— Разделите записанныеслова на слоги. Мы записали слова, но у некоторых они не уместились на однойстрочке. Надо знать правило переноса слов с двойными согласными. Посмотритевнимательно, как можно разделить слова  для переноса и сделайте вывод.

Суб-бота, кас-са,хок-кей, бас-сейн, сумм-ма.

— Давайте в группахпопробуем сами вынести правило:

ВЫВОД:- При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют настроке, а другую переносят (шос-се).

Cлайд 22

1.    Прочитайте правилосамостоятельно из книги

2.    Прочитать хором.

3.    Рассказать в парах,группах.

А сейчас устно разделимугаданные слова на слоги для переноса суб-бо-та, хок-кей, кас-са, сум-ма,бас-сейн.

Слайд 23-32

 7. Физминутка

 8. Слуховой диктант.  

Слуховой диктант. Вкаких словах есть двойные согласные? Запишите слова.

Спросите, не повысив тона:
Что больше: центнер или тонна?Необходимы соль и крупы,

Чтоб кашу наварить для группы.

Кто получит низкий балл,Не придет на школьный бал.Если в доме много сора,

Может в доме вспыхнуть ссора.

Приятней найти под ёлкой гриб,

Чем получить ангину или грипп.

 9.  Работа с учебником.

Упражнение 215.

Вспомните изученныеправила переноса.

Переносите так:  удоски 1 ученик (а остальные пишут в тетрадях):

мас-са, шос-се, класс

Продолжитьсамостоятельно – упражнение 218:

рас-каз, груп-па,ко-мис-сия, хок-кей

Проверка и самооценка.

10 . Закреплениеизученного материала

 А). Работа по карточкам. Выберите задание посвоим силам

1.    Составьтепредложение, используя словосочетания:

Вирусныйгрипп, гриппозное состояние, грипповал целую неделю.

(Разделитеслово с двойной согласной для переноса.)

2.    Составьтерассказ, используя слова с двойными согласными. Кому трудно, может работать сподсказками.

Наш класс.

         Я учусь во втором  ….У нас дружный ….. Мы проводим интересные …. В ….. наш ….. ходит в ….. Я люблюиграть со своими друзьями в ….

(Слова-  подсказки: коллектив, бассейн, теннис, класс,утренник, суббота, хоккей.)

 Б). Самостоятельная работа.

ТЕСТ.

Найди слова с ошибкой:

1.     класс, шоссе,телеграма

2.      субота, хоккей, группа.

В каком ряду во всехсловах пишется двойная согласная буква:

1.     хо… ей, шо… е,ра…каз;

2.      дли…а,дли…ый, весе…ий;

3.     Ко… ектив, прожу…ать,кра…ый.

В каком ряду, верно,выполнен перенос слов:

1.     рас-свет, с-сора,грам-м;

2.     От-тепель, осен-ний,Ал-ла;

3.     От-тянуть, ван-на,а-ллея.

Дополни предложения словами с двойнымисогласными, подходящими по смыслу:

1.     Сестра принесла____________ .

2.      _______ ребят идет на экскурсию в парк.

3.      В городском парке много тенистых ______.

4.     Ученики писали ______об экскурсии.

 11.  Итог:

         — Какую задачу ставили на уроке?

-Чему мы учились на уроке?

-Как нужно переносить слова с двойными согласными?

         — Вы считаете, что научились, но вамнужна ещё помощь.

-Вы считаете, что было трудно на уроке.

12. Домашнее задание:

— по учебнику – 220;

— на перенос, натворческое применение усвоенного – 222;

— на свободноетворчество по теме «Перенос слов с двойными согласными”.

А закончить урок я хочусловами:

Учите русский годы крядуС душой, с усердием, с умом.Вас ждет великая награда,

И та награда — в нем самом.

Источник: https://irinakolomyjtso.ucoz.ru/publ/russkij_jazyk_2_klass_perenos_slov_s_dvojnymi_soglasnymi/1-1-0-9

Слова с двойными (удвоенными) согласными

Долгий согласный звук в слове часто передается на письме с помощью двух одинаковых согласных букв. Такие согласные называют двойными (удвоенными).

Двойными в словах могут быть следующие согласные:

Двойные согласные могут стоять:

  1. В начале слова — жжение
  2. В середине слова — мировоззрение
  3. В конце слова — килограмм

Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня: бессрочный, воззрение, поддержать

Двойные согласные могут быть на стыке корня и суффикса: каминный, лимонный.

Двойные согласные могут находится и в самом корне: искусство, грамм.

Правописание двойных согласных нужно запоминать или, если возникли сомнения, обращаться к орфографическому словарю.

Обычно там, где слышится долгий звук, и пишутся двойные согласные. Однако есть ряд исключений, которые надо знать: галерея, имитация.

! Обрати внимание:

Удвоенные согласные относятся к одному слогу: ссо-ра, жу-жжать.

При переносе слов с удвоенными согласными, эти буквы разделяются: суб-бота, ап-петит.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Употребление заглавных (больших) букв

Безударный гласный в корне слова

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова

Правописание слов с чередованием гласных букв в корне

Слова с чередованием согласных букв в корнях

Мягкий знак в словах как показатель мягкости

Грамматический мягкий знак после шипящих

Разделительный мягкий и твердый знак

Правописание приставок на -з / -с

Правописание приставок и предлогов

Сочетания — ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова

Буквы И — Ы после Ц

Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.

Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных

Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-

Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях

Гласные О, Ё, Е после шипящих

Правописание безударных окончаний имён существительных

Правописание безударных окончаний прилагательных

Правописание безударных личных окончаний глагола

Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах

Правописание «не» с глаголами

Перенос слов

Орфография и орфограммы 1-4 классов

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 136, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 221, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 3, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 104, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 105, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 106, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 25, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 2, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 3, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 34, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

3 класс

Упражнение 255, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 70, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 179, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 27, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 157, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 127, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 186, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 237, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 159, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 163, Полякова, Учебник, 1 часть

4 класс

Упражнение 66, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 78, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 188, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 206, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 217, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 4, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

Упражнение 190, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 206, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 580, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 624, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

5 класс

Упражнение 240, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 244, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 65, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 66, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 67, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 70, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

6 класс

Упражнение 248, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 361, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 372, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 378, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 385, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 400, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 409, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 426, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 439, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 475, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

7 класс

Упражнение 125, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 242, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 325, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 349, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 366, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 388, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 389, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 436, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

© 2019 — budu5.com, Буду отличником!

Нашли ошибку?

Связаться с нами

Источник: https://budu5.com/manual/chapter/37

Удвоенные согласные: правила написания и переноса. Правописание слов с удвоенными согласными

«Ранняя весна наступила неожиданно, побежали серебряные ручейки по расхлябанным дорожкам. Вернулись крылатые странники из далёких краёв, эти пернатые труженики без устали вьют гнёзда».

Весенняя картина, переданная данным текстом, заставляет нас вспомнить правила написания удвоенных согласных.

Двойные согласные в заимствованных словах

Если написание удвоенных согласных в слове никак нельзя проверить, то они называются двойными. Эти слова подлежат запоминанию. Как требует это правило, слова с удвоенными согласными, приведённые ниже, мы запоминаем.

1. Некоторые имена собственные: Алла, Анна, Васса, Инесса, Элла, Римма, Кирилл, Савва.

2. Заимствованные слова: терраса, тонна, эффект, теннис, репрессия, программа, колонна, корреспондент, ассамблея, аллея, балл и т. д.

3. Некоторые исконно русские словах: Россия, жжёт, жужжит, дрожжи, ссора.

4. Во всех словах, являющихся однокоренными с вышеприведёнными.

Различия слов с разным количеством согласных

Когда в одних словах один согласный, а в других удвоенные согласные, правила такие:

1. Если корень слов различается по количеству согласных, то это, скорее всего, разные слова, имеющие разное лексическое значение:

Примеры предложений:

2. Бывают случаи, когда количество одинаковых букв не влияет на лексическое значение слов: Алла – Алка, кристалл – кристальный, искусство – искусный, корреспондент – юнкор, колонна – колонка, финн – финский, тонна — пятитонка.

Удвоенных согласных нет

Если взять, например, слово «алюминий», то в нём одна буква «л». Запомните такие слова, в которых отсутствуют удвоенные согласные. Примеры слов:

На стыке морфем

Когда конец приставки и начало корня, конец корня и начало суффикса или суффикс – одна и та же буква, появляются удвоенные согласные. Правила диктуют такое написание:

Удвоенные согласные появляются при сложении сокращённых основ:

В суффиксах прилагательных

В русском языке одна из самых сложных орфограмм – одна и две буквы Н в суффиксах, которые встречается в словах разных частей речи. Рассмотрим правописание -н- и -нн- в прилагательных. А поможет нам в этом таблица.

Удвоенные согласные. Правила для прилагательных

Н

НН

-ин-: осиный, орлиный, соколиный;

-ан-(-ян-): полотняный, кожаный;

-онн-: станционный, лекционный;

-енн-: клюквенный, соломенный;

Из этого правила существует несколько исключений: ветреный (безветренный), стеклянный, оловянный, деревянный.

Особо стоит упоминать слова, которые образуются без суффикса:

В суффиксах причастий

Чтобы правильно применять правило, слова с удвоенными согласными-причастиями нужно отличать от прилагательных. Они образуются от глаголов:

Правописание удвоенных согласных. Правило для причастий с одной буквой Н

Правило

Примеры

В кратких причастиях

Все задания выполнены.

В причастиях несовершенного вида без зависимых слов и приставок

Скамейка крашеная.

Правописание удвоенных согласных с двумя буквами Н

Правило

Примеры

Есть приставки

Расставленные столы.

Есть зависимые слова

Скамейка, крашенная вчера.

Слова для запоминания: невиданный, негаданный, нежданный, нечаянный, нечитанный.

В суффиксах наречий

В словах-наречиях пишется столько же Н, сколько в производящем слове. Это самое простое правило. Слова с удвоенными согласными с этой орфограммой существуют в русском языке наряду с теми, которые пишутся с одной буквой:

Тест

Теперь, когда изучена тема «Удвоенные согласные», правила знакомы и понятны, можно проверить, насколько высок уровень усвоения учебного материала.

1. Какое слово написано неправильно?

А. Балл. Б. Группа. В. Класс. Г. Аллея. Д. Галлерея.

2. Какой ответ на вопрос: «Как перенести слово?» будет верным?

А. Нужно оставить обе буквы на строке.

Б. Одну букву оставить на строке, а другую перенести.

В. Обе буквы нужно перенести на следующую строку.

3. Ответьте: можно ли проверять двойные согласные?

А. Обязательно нужно проверить.

Б. Нет, нужно запомнить.

4. В каком слове не двойной, а удвоенный согласный?

А. Суббота. Б. Телеграмма. В. Рассказ. Г. Хоккей.

5. В каком слове пишутся ЖЖ? Напишите его _____________________

6. Одна или две буквы пропущены в скобках:

буковая а(л/лл)ея, телевизио(н/нн)ая анте(н/нн)а, дра(м/мм)атическая ко(л/лл)изия, дружный ко(л/лл)ектив, интересная пье(с/сс)а, захваче(н/нн)ая те(р/рр)итория, (с/сс)ориться с друзьями, старые дро(ж/жж)и, проявляют гу(м/мм)анизм, криста(л/лл)ьная честность, подать а(п/пп)е(л/лл)яцию, сплав а(л/лл)юминия, изобретательское иску(с/сс)тво, а(к/кк)уратно разложить, инте(л/лл)игентно поговорить, сходить на опере(т/тт)у, ма(с/сс)онская ложа, увлекаюсь бе(л/лл)етристикой, а(п/пп)етитный пирожок, художестве(н/нн)ая га(л/лл)ерея.

1. В каких предложениях есть слова, которые пишутся с удвоенными согласными?

2. В каких предложениях присутствуют слова с двумя буквами Н?

3. Выберите предложения, в которых верно указаны цифры, на месте которых пропущены НН.

Ответы

1. Какое слово написано неправильно?

Д. Галерея.

2. Какой ответ на вопрос: «Как перенести слово?» будет верным?

Б. Одну букву оставить на строке, а другую перенести.

3. Ответьте: можно ли проверять двойные согласные?

Б. Нет, нужно запомнить.

4. В каком слове не двойной, а удвоенный согласный?

В. Рассказ.

5. В каком слове пишутся ЖЖ? Напишите его: выжженная.

6. Одна или две буквы пропущены в скобках:

Буковая аллея, телевизионная антенна, драматическая коллизия, художественная галерея, дружный коллектив, интересная пьеса, захваченная территория, ссориться с друзьями, старые дрожжи, проявляют гуманизм, кристальная честность, подать апелляцию, сплав алюминия, изобретательское искусство, аккуратно разложить, интеллигентно поговорить, сходить на оперетту, массонская ложа, увлекаюсь беллетристикой, аппетитный пирожок.

Задания в формате ГИА

1. В каких предложениях есть слова, которые пишутся с удвоенными согласными?

2. В каких предложениях присутствуют слова с двумя буквами Н?

На третье задание ответы даны в самом тексте, в скобках.

Источник: http://fb.ru/article/265405/udvoennyie-soglasnyie-pravila-napisaniya-i-perenosa-pravopisanie-slov-s-udvoennyimi-soglasnyimi