chvuz.ru

Доклад Экстремизм в молодежной среде

Доклад Экстремизм в молодежной среде

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

имени генерал- фельдмаршала Михаила Семёновича Воронцова

города Ейска муниципального образования Ейский район

Доклад по теме:

«ЭКСТРЕМИЗМ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ»

(научно — практическая конференция

«Стабильность и порядок в обществе. Вызовы и угрозы»

по теме: «Молодежный экстремизм. Причины роста и

способы противодействия»

Составила:

педагог — психолог МБОУ СОШ№3

им. генерал-фельдмаршала М.С.Воронцова

г.Ейска МО Ейский район

Винокурова Марина Викторовна

г. Ейск, 2016

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

I понятие о молодежном экстремизме

II причины роста экстремистского поведения молодежи

Просмотр мультфильма для детей «Что такое терроризм?!»

(обсуждение мультфильма, совместный поиск причин возникновения экстремизма)

III Противодействие молодежному экстремизму

(Просмотр видео ролика «Профилактика экстремизма»)

Подведение итогов

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Экстремизм — понятие емкое, которое охватывает широкий круг правоотношений. Оно включает в себя и деятельность религиозных объединений либо физических лиц по планированию, подготовке к совершению действий, направленных на осуществление террористической деятельности.

Характеристика экстремизма

Экстремизм — (лат. extremus — крайний), приверженность к крайним взглядам, мерам (обычно в политике). Экстремизм, в дословном понимании, есть ни что иное, как крайнее проявление чего-либо — действий, высказываний, взглядов и т. п. Следовательно, экстремизм может быть политическим, религиозным, экономическим, социальным и т. п., вплоть до бытового.

I. Понятие молодежного экстремизма

Распространение молодежного экстремизма — одна из острейших проблем современной России. Растет количество преступлений, повышается уровень насилия, его характер становится все более организованным.

По данным МВД РФ, сегодня в стране действуют около 150 экстремистских молодежных группировок. В их деятельность вовлечены почти 10 тысяч человек.

Больше всего молодых экстремистов проживают в Москве, Санкт-Петербурге, Ростовской, Воронежской, Самарской, Мурманской, Нижегородской областях.

В ситуации социальной неопределенности, нестабильности и социальной напряженности экстремальность молодежи может приобретать крайние, главным образом спонтанные черты, которые нередко перерастают в экстремистские настроения.

Поводом к этому зачастую становятся попытки отдельных политических сил, государственных и общественных структур использовать молодежь в своих целях, подстрекая и провоцируя ее на экстремистские действия.

Преимущественно групповой характер молодежного экстремизма, спонтанность и непредсказуемость придают данному явлению особую общественную опасность.

Откровенно экстремистские выходки квалифицировались как хулиганские. Особенно это касалось экстремизма на национальной и религиозной почве. Отсутствовали и законодательно закрепленные определения экстремизма, которые позволяли бы правоохранительным органам, средствам массовой информации и общественности четко квалифицировать те или иные его проявления.

Усилившиеся с развалом Союза политические, территориальные, национально-этнические, религиозные противоречия привели к резкому обострению экстремизма в молодежной среде.

Между тем, несмотря на работы российских социологов последних лет, посвященные проблематике молодежного экстремизма, в целом данное явление все еще недостаточно изучено.

В публикациях представлены заслуживающие внимания теоретические концепции социологического исследования различных молодежных движений, отдельных экстремистских проявлений в молодежной среде, причин и факторов, способствующих их возникновению.

Однако необходимость определения глубинных причин, лежащих в основе молодежного экстремизма, требует применения целостного подхода к пониманию его сущности, обобщающего имеющиеся теоретические разработки. Реализация такого подхода возможна на базе фундаментальных представительных исследований, позволяющих анализировать процессы, происходящие в молодежной среде во всем их многообразии.

II. Причины роста экстремистского поведения молодежи

Экстремистское поведение молодежи — одна из наиболее актуальных социально-политических проблем. Состояние, уровень, динамика политического экстремизма молодежи в России широко обсуждаются средствами массовой информации и в специальной литературе, выпускаются аналитические сборники.

Молодежь рассматривается как большая социальная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется возрастными особенностями молодых людей и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находится в состоянии становления.

В современной научной литературе к этой группе обычно относят (в статистике и социологии) людей в возрасте от 15 до 30 лет.

Молодежь, определяя свой жизненный путь, решает конфликтные ситуации, исходя из сопоставления возможных вариантов, если учесть, что для молодежного возраста характерными являются: эмоциональная возбудимость, неумение сдерживаться, отсутствие навыков в разрешении даже несложных конфликтных ситуаций, то все указанное выше может привести к совершению девиации.

Проблема агрессивного и экстремистского поведения молодежи становится все более актуальной в условиях российской действительности. Элементы экстремистского поведения молодежи формируются на фоне деформации социальной и культурной жизни общества.

В перечень основных причин роста экстремистского поведения молодежи исследователи склонны включать следующие: социальное неравенство, желание самоутвердиться в мире взрослых, недостаточную социальную зрелость, а также недостаточный профессиональный и жизненный опыт, а следовательно, и сравнительно невысокий (неопределенный, маргинальный) социальный статус.

Молодежный экстремизм как явление последних десятилетий, выражающееся в пренебрежении к действующим в обществе нормам поведения или в отрицании их, можно рассматривать с различных позиций.

Молодежь во все времена была подвержена радикальным настроениям.

В силу возрастных ее свойств даже в спокойные в политическом и экономическом плане времена количество радикально настроенных людей среди молодежи всегда выше, чем среди остального населения.

Молодежи свойственна психология максимализма и подражания, что в условиях острого социального кризиса является почвой для агрессивности и молодежного экстремизма.

Развитие политического экстремизма молодежи представляет особую опасность даже не потому, что детская подростковая и молодежная преступность заметно возросли, а потому, что это связано с развитием «анормативных» установок в групповом сознании молодого поколения, что влияет на ценности, предпочтительные образцы поведения, оценки социального взаимодействия, т.е. в широком смысле связано с социальной и политической культурой российского общества в ее проективном состоянии. К сожалению, формирование первого поколения новой России происходило в основном в условиях негативной социально-экономической ситуации 90-х годов ХХ в., что создало предпосылки маргинализации значительной части молодежи, девиации ее поведения, включая политический экстремизм.

Специальный анализ проблемы показывает, что экстремизм в России «молодеет», наиболее часто совершают преступления молодые люди в возрасте 15-25 лет. Молодежь также чаще совершает преступления агрессивного характера.

По статистике, основная масса таких тяжких преступлений на политической почве, как убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, разбой, терроризм, совершается лицами до 25 лет.

Важно учитывать, что в настоящее время молодежный экстремизм растет более высокими темпами, чем преступность взрослых.

Эти процессы приобретают особое значение в контексте проблем социальной безопасности российского общества, вызванных действиями экстремистов, и ведущих к физической и духовной деградации, разрушению личности, этноса, общества, государства.

Поскольку активизация политического экстремизма молодежи в настоящее время представляет серьезную опасность для российского общества, она должна быть глубоко и всесторонне изучена, в том числе средствами политологического познания, как явление, требующее общественного: политико-правового, административно-управленческого и социокультурного противодействия.

Просмотр мультфильма для детей «Что такое терроризм?!»

(обсуждение мультфильма, совместный поиск причин возникновения экстремизма)

Вопросы: «О чем данный мультфильм, какова его суть?; Как вы думаете — кто прав, кто и когда совершил ошибку, какую? Что можно было бы изменить и как?»

III. Противодействие молодежному экстремизму

Следует отметить, что необходимо большее внимание детям и подросткам по двум причинам: 1.

Агрессивное поведение с чертами расовой, этнической и религиозной неприязни возникает на ранних стадиях индивидуального развития, и если остаётся без должного внимания то, может закрепиться или обостриться по мере взросления индивида.

Следовательно, чем скорее начнётся работа с моделями агрессивного поведения, то тем больше шансов избежать агрессивного поведения во взрослой жизни; 2. Серьёзные формы насилия распространённые среди подростков причиняют вред большему количеству людей.

Большая доля актов насилия и нетерпимости происходит в стенах общеобразовательных учреждений, непосредственно за её пределами, там, где дети и подростки проводят значительную часть времени и завязывают социальные отношения.

Поэтому школы, ВУЗы, и центры дополнительного образования — это «горячие точки» агрессии, и в тоже время они выступают в качестве арены осуществления антинасильственных программ.

Такие программы со всей очевидностью показывают, что для борьбы с агрессией в общеобразовательных учреждениях требуется сочетание целого ряда методов.

В общеобразовательных учреждениях должна быть сформирована такая атмосфера, в которой: 1. Учителя и ученики признают акты жестокости, насилия и агрессии, относясь к ним со всей серьёзностью, а не считая их чем-то незначительным; 2. случаи насилия и агрессии систематически отслеживаются; 3. демонстрация жестокости единодушно отвергается учениками как недопустимая.

(Просмотр видео ролика «Профилактика экстремизма»)

Так в чем же заключается профилактика молодежного экстремизма? Кто несет абсолютно полную ответственность за нее?

Помимо активных мер по обеспечению физической безопасности подростков и молодёжи не стоит забывать и духовном просвещении, которое, прежде всего, заключается в воспитании толерантности.

Важность формирования толерантных отношений у молодёжи обусловлена тем, что вопрос об уровне толерантности российского общества является сегодня критически важным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Только толерантное отношение друг к другу поможет нам стать дружными, способными ставить себя на место другого человека. И это помогает подрастающей молодежи выходить из экстремальных ситуаций посредством выражения своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия.

Источник: https://botana.biz/prepod/vospitatelnaya_rabota/ovh1o0is.html

Проблема экстремизма в молодежной среде

Министерство образования и науки Российской Федерации

Магнитогорский государственный университет

Социальный факультет             

КУРСОВАЯ РАБОТА

Проблема экстремизма в молодежной среде

      

Магнитогорск – 2011

  СОДЕРЖАНИЕ     

 

  Молодежь является зеркалом любого общества. Все положительные черты социума, так же как и его язвы отражаются в данной социально – демографической группе. Российская молодежь не исключение.

  Молодому поколению россиян присущи не только положительные черты, но и негативные качества: наркомания, алкоголизм, преступность, социальная и расовая нетерпимость.

  Среди всех асоциальных явлений, представляющих угрозу национальной безопасности, особое место занимает молодежный экстремизм. Данное явление представляет непосредственную опасность для российской государственности.

Нарушение социального мира и стабильности не может не вызывать глубокой обеспокоенности не только политиков, общественных деятелей, представителей правоохранительных органов и правозащитных организаций, но и рядовых граждан.

  Актуальность анализа проблемы молодежного экстремизма обусловлена следующими факторами и обстоятельствами.

  Во-первых, молодёжь, являясь одной из крупнейших социально — демографических групп общества с определёнными возрастными особенностями, интересами, ценностями и местом в социальной структуре, одновременно, как ни печально это признавать, склонна к экстремистским настроениям, особенно в наиболее жестоких формах.

Отрицание компромиссов, в какой бы то ни было форме, радикализм и нетерпимость, максимализм и нигилизм, пренебрежительное отношение к собственной жизни и готовность к самопожертвованию становятся основой мировосприятия молодых экстремистов, делают их жестокими и возводят данную социальную категорию в группу риска.

  Во-вторых, сложностью и противоречивостью социокультурной ситуации в современной России, которая в известной мере способствует проявлениям экстремизма в молодежной среде.

Сегодня настало время откровенно признать, что сама практика экономической, социальной, политической и духовной жизни  России в определенной мере генерирует экстремизм и терроризм.

Помимо очагов военной напряженности по периметру российских границ внутри страны существуют объективные условия, способствующие нарастанию экстремистской и террористической деятельности.

Это существование теневого и незаконного бизнеса в экономике, ослабление регулирующей роли государства, слабость и неэффективность российского законодательства, организованная преступность и коррупция во всех эшелонах государственной власти, межнациональная напряженность и бесконтрольная работа средств массовой информации. В результате такого состояния общественных отношений в России как взрослое, так и молодое поколение, можно сказать, подталкиваются к проявлениям экстремизма и даже терроризма.

  В-третьих, существованием негативных тенденций и проявлений в среде современной молодежи России.

Сказанное особенно касается того поколения российской молодежи, которое сформировалось в сложных и противоречивых условиях социальной модернизации общества с начала 90-х годов прошлого века.

К нынешнему времени в России уже сложилось или формируется совершенно новое поколение, в среде которого изначально наличествуют проявления нравственной распущенности и правовой безответственности, нетерпимости и агрессивности, максимализма и невежества, прагматизма и эгоцентризма, неуважения к старшему поколению, склонности к крайним методам и формам деятельности. Хотим мы того или нет,  но в современных социальных условиях молодежь России выступает потенциальным резервом экстремизма и терроризма, а не только высоких порывов души и благородных поступков.

  В-четвертых, потребностью в обобщенном, целостном, социально-философском осмыслении проблемы сущности и содержания, социальной природы, тенденций и форм проявления экстремизма в молодежной среде, а также социокультурных условий, путей, средств и способов деятельности по профилактике и противодействию молодежного экстремизма в современном российском обществе.

  Объект исследования – экстремизм в современной России.

  Предмет исследования – предпосылки и источники молодежного экстремизма в современном российском обществе.

  Цель исследования – изучить и проанализировать проблему молодежного экстремизма в современной  России.

  Задачи исследования:

  1. изучить и проанализировать научную литературу по проблеме молодежного экстремизма в современной России;

  2. раскрыть понятия «экстремизм»  и рассмотреть  его виды;

  3. изучить источники и предпосылки молодежного экстремизма в современной России;

  4. провести эмпирическое исследование по проблеме молодежного экстремизма в современной России;

  5. представить практические рекомендации по решению проблемы молодежного экстремизма в современной России;

  Методы исследования:

  1.анализ научной литературы по проблеме молодежного экстремизма;

  2.анализ статистических данных по проблеме молодежного экстремизма;

  3.анализ социологических исследований по проблеме молодежного экстремизма;

  4. анкетирование;

  Практическая значимостькурсовой работы: материалы нашего исследования, изложенные в этой работе, могут быть полезны специалистам по социальной работе различных государственных учреждений, с целью использования их в программах по профилактике молодежного экстремизма.

1.1. Понятие «экстремизм» и виды экстремизма

 

  В моменты общественных потрясений, связанных со значительными изменениями условий и образа жизни людей, внезапно образующимся вакуумом ценностей, неясностью жизненных перспектив, экстремизм становится одной из наиболее опасных характеристик общественного бытия.

  В разных странах и в разные времена было дано много разных юридических и научных определений понятию «экстремизм». Единого определения на сегодняшний день не существует.

  В России юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в статье 1 Федерального Закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». В соответствии с поправками от 29 апреля 2008 г. к экстремистской деятельности (экстремизму) относятся:

Большой российский энциклопедический словарь дает нам такое определение: экстремизм (от лат. extremus — крайний) — приверженность к крайним взглядам, мерам. [11 C.

1776] Как черта, характеризующая мировоззрение личности или группы лиц, он может иметь отношение к различным сферам жизни, выражаясь в идеях и действиях.

Социальную базу экстремизма составляют маргинальные слои, представители националистических, религиозных движений, недовольные существующей политической реальностью.

  Для экстремизма характерны насилие или его угроза; одномерность восприятия общественных проблем; фанатизм; бездумное выполнение любых приказов; опора не на разум, а на инстинкты, предрассудки; неспособность к толерантности. Целью экстремизма является дестабилизация, разрушение, сложившихся в обществе отношений, ценностей.

  Экстремизм следует отличать от близких к нему по смыслу понятий. Так, В.И. Даниленко обращает внимание на несовпадение  аналитических концепций, нередко отождествляемых понятий экстремизма и радикализма.

[16 C.723].

Радикализм, преследуя радикальные цели и отказываясь от демократических институтов, не выходит при этом за пределы конституционных рамок, в отличие от экстремизма, не ограничивающего себя никакими рамками.

  А.С. Грачев указывает на смыкание экстремизма с крайним радикализмом, терроризмом, нигилизмом. [15 C.23]. В связи с этим, полагаем, что необходимо внести  уточнения, касающиеся соотношения указанных понятий.

  Так, радикализм, может рассматриваться как самостоятельное, отличающееся от экстремизма, явление, поскольку не выходит за установленные законом пределы.

  Терроризм  — деятельность,  осуществляемая в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, либо оказания воздействия на принятие решений органами власти. То есть, средство, используемое экстремистами, а не обособленное явление.

Некоторые исследователи, например С.А. Эфиров, полагают, что вообще не следует стремиться выработать универсальное определение терроризма, но можно ограничиться лишь некоторыми важнейшими признаками, достаточно полно его характеризующими.

К таким признакам он относит:

  — политическую мотивацию насильственных действий;

  — направленность насилия на дестабилизацию положения в обществе и запугивание различных социальных групп;

Источник: http://stud24.ru/sociology/problema-jekstremizma-v-molodezhnoj-srede/101980-303044-page1.html

Доклад

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

имени генерал- фельдмаршала Михаила Семёновича Воронцова

города Ейска муниципального образования Ейский район

Доклад по теме:

«ЭКСТРЕМИЗМ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ»

(научно – практическая конференция

«Стабильность и порядок в обществе. Вызовы и угрозы»

по теме: «Молодежный экстремизм. Причины роста и

способы противодействия»

Составила:

педагог – психолог МБОУ СОШ№3

им. генерал-фельдмаршала М.С.Воронцова

г.Ейска МО Ейский район

Винокурова Марина Викторовна

г. Ейск, 2016

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

I понятие о молодежном экстремизме

II причины роста экстремистского поведения молодежи

Просмотр мультфильма для детей «Что такое терроризм?!»

(обсуждение мультфильма, совместный поиск причин возникновения экстремизма)

III Противодействие молодежному экстремизму

(Просмотр видео ролика «Профилактика экстремизма»)

Подведение итогов

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ