Урок по русскому языку, 2 класс Правописание суффиксов -онк, -ёнок

Конспект урока по русскому языку

Урок по русскому языку, 2 класс Правописание суффиксов -онк, -ёнок

Наша кнопка

Скачать материал

Суффиксы

Подготовила

Учитель начальных классов

МБОУ – СОШ №23 г.Армавира

Морозова Г.А.

Цель.

Продолжить наблюдение над языковым материалом: функция, значение, местонахождение суффикса в слове.

Упражнять в нахождении суффикса в слове, составлении слов из заданных морфем.

Закрепить знания детей о корне слова и окончании.

Оборудование.

Плакат-рисунок «Домики суффиксов», игра на составление слов «Кто больше?», телеграммы, учебник русского языка для второго класса четырехлетней начальной школы авторы С.В. Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова и др. (проект «Начальная школа ХХI век»)

I Организационный момент.

Учитель. Звенит звонок!

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок? Всё на месте? Всё в порядке? Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.

У. Урок начнем со словарной работы. Сегодня я предлагаю вам вспомнить ранее изученные словарные слова.

Дети отгадывают загадки и комментируют для записывания словаu001f-отгадки.

1. Через поле и лесок Подается голосок

Он бежит по проводам

Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон)

2. Есть, ребята, у меня Два серебряных коня. Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня? (Коньки)

З. С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком. (Собака)

4. Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна, Просыпается от сна. (Медведь)

  1. Стоит Алена u001fПлаток зеленый,

Тонкий стан,

Белый сарафан. (Берёза)

У. Составьте предложение с любым из записанных словарных слов.

Дети придумывают предложения. Самое удачное записывается в тетради и на доске учителем.

– Есть ли в этом предложении слова, отвечающие на вопрос кто, что? Назовите их.

– На вопрос какой, какая? Назовите их.

– На вопрос что делать? Назовите их.

У. Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение суффикса

как части слова. А поскольку мы говорим о частях из которых состоит слово, то обязательно вспомним все, что знаем о корне и об окончании.

IV Работа по выделению частей слова.

На доске записаны слова: домики, травушка. вагончик.

– Что надо сделать, чтобы найти в слове окончание?

– Выделите окончания в словах.

5. Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной И стоит среди травы-

Уши больше головы. (Заяц)

IIIСообщение темы урока.

У. – Назовите героев басни.

– Что сказал заяц ёжику?

– Что сказал еж?

– Каков был ответ зайчика?

– Что надо сделать, чтобы найти в слове корень?

– Выделите корень в словах.

– Можем ли выделить суффикс в словах?

– Что же надо сделать, чтобы найти в слове суффикс?

Наши нежные цветки Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет.

Наши алые цветки Закрывают лепестки. Тихо засыпают,

Головой качают.

VI Упражнение в нахождении суффиксов.

1. Игра «Рассели жильцов»

На плакате нарисованы два домика. В окошках обозначены суффиксы -иц,-,

-их-. На отдельных карточках напечатаны слова: тигрица, лосиха, курица, поросенок, львица, зайчиха, повариха, мышонок. Дети распределяют слова по домикам.

У. Какие слова «остались на улице»? Почему?

2. Образование слов с заданными морфемами. Игра «кто больше»?

На доске прикреплен рисунок – цветок подсолнуха. В центре слова: дуб, ключ, солнце, зверь, дед, чай. На лепестках суффиксы: -ок-, -ик-, -ёк-, -ышк-, -ушк-, -ник-.

У. У нас вырос замечательный подсолнух. Рассмотрите его внимательно. Что написано в центре? (Слова). На лепестках? (Суффиксы)

От заданных слов при помощи суффиксов за две минуты надо образовать и записать как можно больше слов.

Проверка записанных слов, подведение итогов.

3. Работа по учебнику.

Упражнение 1, страница 101 (чтение текста детьми).

– Какую басню, прочитанную на уроке лит-ры, напоминает эта басня?

Д. Басню «Страшный зверь» Л.Толстого.

Выполнение заданий к упражнению.

У. На стр. 102 найдите упражнение 2. Прочтите задание. Что нужно сделать для выполнения задания?

Д. Списать слова и выделить в них суффиксы.

У. Ребята, наш урок подошел к концу – Чему научились на уроке?

– Что вам понравилось?

– Что показалось трудным?

– Вы хорошо работали сегодня на уроке и каждый из вас получит

телеграмму. Откройте последнюю страницу вашей тетради.

Дети находят листок: Телеграмма.

Ты сегодня__________________!

У. Последнее слово телеграммы зашифровано. Хотите расшифровать его? Д. Да!

У. Слушайте задание: у слова молодой возьмите корень и запишите его.

У слова храбрец возьмите суффикс, запишите его. Прочитайте телеграмму.

Вы сегодня действительно молодцы!

Урок окончен. Вас ждет перемена.

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории русский язык:

Источник: https://doc4web.ru/russkiy-yazik/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-suffiksi-klass.html

Правописание суффиксов -ек, -ик

Урок по русскому языку, 2 класс Правописание суффиксов -онк, -ёнок

Цели. Ознакомить с суффиксами -ек, -ик, со способом действия при выборе суффиксов -ек,
-ик
; повторить и закрепить знания о составе слова.

Оборудование. Учебник “Русский язык”, 3-й класс, ч. 1 (авт. Л.М. Зеленина и др. М.: Просвещение, 2003); рисунки для словарной работы и выведения правила; карточки со словами; телевизор, видеомагнитофон, мультфильм “В стране невыученных уроков”.

ХОД УРОКА

II. Словарно-орфографическая работа

Учитель. Первый этап нашего урока – традиционный. Это словарно-орфографическая работа. Мы ее проводим для того, чтобы писать и говорить правильно, не делать ошибок в словарных словах. Внимание на доску:

– Вставьте недостающую букву, и вы прочитаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.

Какое вы прочитали слово? В чем секрет чтения?

Дети. Это слово “яблоко”. Оно читается против хода часовой стрелки.

У. Что такое яблоко?

Д. Яблоко – это плод дерева яблони.

У. О многообразии слова “яблоко” расскажет…

Рассказывает подготовленный ученик.

Д. Не только плод яблони называют яблоком, но и некоторые другие предметы.

Например, тело глаза – глазное яблоко; сердцевина в мишени для стрельбы в цель – яблочко (“попасть в яблочко”); рукоятка меча – яблоко; кадык – адамово яблоко; символ императорской власти – державное яблоко.

Многообразие значений слова “яблоко” объясняется тем, что яблоко – один из древнейших плодов на земле, а яблони растут почти повсюду. На Руси яблоко упоминается в летописях XI века. Существует мнение, что слово “яблоко” в древнерусском языке означало “шар”.

У. Найдите словарное слово “яблоко” в учебнике на с. 152, напишите его, поставьте ударение, подчеркните и запомните непроверяемую безударную гласную (яблоко).
Найдите среди записей на доске пословицу и фразеологические обороты.

На доске:

1. Яблоку негде упасть 2. Яблоко раздора 3. Конь в яблоках 4. Как румяное яблочко

5. Яблоко от яблони недалеко падает

Так говорят о лошади, если у нее шерсть с темными круглыми пятнами Очень красивое Это то, что приводит к ссоре

Тесно

Д. Пословица записана под номером 5, остальные словосочетания являются фразеологическими оборотами.

У. Объясните смысл пословицы.

Д. Так говорят про того человека, чьи плохие поступки повторяют поведение его отца или матери.

У. Соедините стрелками фразеологизмы с объяснением их смысла.

Ученики по одному выходят к доске и выполняют задание.

– А теперь вспомните все, что мы сказали о яблоке, пофантазируйте и предложите картинки-ассоциации, которые нам помогут в запоминании правильного написания слова “яблоко”.

Выслушиваются предложения детей. Учитель предлагает свои варианты.

      

– Посмотрите на картинки-помощницы и “сфотографируйте” их глазками на память.

Дети выполняют задание.

– Молодцы! Я думаю, что теперь вы не сделаете ошибку в слове “яблоко”.

III. Сообщение темы урока

У. Сейчас мы проанализируем с вами два слова и выясним, нужно ли какое-то правило для их написания или нет.

На доске:

– Запишите эти слова.

Дети записывают.

– Какие корни в словах ключик,замочек?

Д. -Ключ-, -замоч-.

У. Выделите в каждом слове суффикс и укажите, ударный или безударный гласный звук в нем.

Д. -ик, -ек. В суффиксе -ик – безударный гласный звук, в суффиксе -ек – тоже безударный.

У. Скажите, совпадает или расходится произношение суффикса с его обозначением на письме?

Д. В слове “ключик” – совпадает, а в слове “замочек” – расходится.

У. Сделайте вывод: надо ли проверять обозначение на письме гласного звука в суффиксах -ек,
-ик ?

Д. Гласные в суффиксах -ек, -ик надо проверять.

У. Молодцы! Вы правильно сделали вывод. Тема нашего урока: “Правописание суффиксов
-ек ,-ик“.

IV. Знакомство с новым материалом

У. Чтобы “попасть в яблочко”, то есть достигнуть цели урока, можно идти разными путями. Путь 1: взять готовое правило. Путь 2: самим изобрести это правило.
– Каким путем мы пойдем и почему?

Д. Лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его.

У. Хорошо. Итак, мы сами изобретаем правило.
Посмотрите внимательно на данный ряд существительных.

На доске в один ряд прикреплены карточки со словами:

кузнеч…к

сыночки

кузнечики

сыноч…к

мяч…к

орешки

мячики

ореш…к

– На какие две группы можно разделить эти слова?

Д. На существительные в единственном и множественном числе.

Дети по одному выходят к доске и располагают карточки в два столбика.

На доске:

Ед.ч.

Мн.ч.

кузнеч…к сыноч…к мяч…к

ореш…к

кузнечики
сыночки
мячики
орешки

– Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс? Как вы думаете? Для этого проанализируйте слова второго столбика. Что интересного вы заметили?

Д. Я думаю, что если при изменении формы слова гласный и остается, то его и надо писать в суффиксе -ик.

А если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать -ек.
Подтвердить наше научное предположение поможет мультфильм, снятый по книге Лии Гераскиной. “В стране невыученных уроков”.

Вспомните, как Виктор Перестукин при помощи “ключика” открыл “замочек”.

Д. Это было единственное правило, которое знал Витя. Если при склонении слова – изменении по падежам – гласный выпадает, то пишется
-ек
, а если не выпадает, пишется -ик.

У. Посмотрим фрагмент мультфильма.
У Вити было слово-помощник “нет”: замочек – (нет) замочка; ключик – (нет) ключика.

Учитель прикрепляет на доску рисунки 7–8.

    

– Прочитайте правило в учебнике на с. 154 и сравните с нашим выводом.

Дети читают текст упражнения 108.

Верно ли мы с вами сформулировали правило?

Д. Да.

У. Послушайте сказку, которая поможет запомнить это правило.

Читает подготовленный ученик.

Д. В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс -ик был прилежным учеником, а его друг, суффикс -ек, был самым настоящим прогульщиком – вернее, К всегда оставался на месте, аЕ умудрялся улизнуть.

Один раз, когда Е опять убежал, учитель, суффикс -тель, решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе -ек. И сейчас, когда мы начинаем склонять слова с суффиксом -ек, гласный Е всегда выпадает, становится беглым.

Вот посмотрите: платочек платочка платочку.

VI. Закрепление нового материала

У. Еще раз прочитайте внимательно правило в учебнике. “Свернем” его в инструкцию, алгоритм – предписание наших действий.

Дети с учителем составляют алгоритм написания суффиксов -ек, -ик и записывают его на доске и в тетрадях.

Алгоритм правописания гласных в суффиксах -ек, -ик

У. Чтобы закрепить полученные знания, потренироваться в применении выведенного нами правила, выполним упражнение 109.

Упражнение выполняется с комментированием.

VII. Итог урока

У. Доскажите слова по алгоритму.

Если при изменении формы слова существительного с суффиксом -ек гласный выпадает, то в суффиксе пишется…

Д. Буква е.

У. В суффиксе -ик пишем букву и, если…

Д. При изменении формы слова гласный не выпадает.

У. Самым лучшим результатом урока будет ваше безошибочное написание суффиксов -ек, -ик.

VIII. Домашнее задание

Источник: http://zvonoknaurok.ru/load/nachalnaja_shkola/russkij_jazyk/pravopisanie_suffiksov_ek_ik/9-1-0-42

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.