Урок по окружающему миру по теме: Равнины и горы России 4 класс

4 класс. Окружающий мир. Равнины и горы России. – Равнины и горы России

Урок по окружающему миру по теме: Равнины и горы России 4 класс

На фи­зи­че­ской карте Рос­сии най­дем Во­сточ­но-Ев­ро­пей­скую рав­ни­ну, она про­тя­ну­лась от за­пад­ной гра­ни­цы на­ше­го го­су­дар­ства до Ураль­ских гор (рис. 1).

Рис. 1. Во­сточ­но-Ев­ро­пей­ская рав­ни­на (Ис­точ­ник)

На се­ве­ре рав­ни­на омы­ва­ет­ся Ба­рен­це­вым и Белым мо­ря­ми. На юге Чер­ным и Азов­ским мо­ря­ми. Про­тя­жен­ность рав­ни­ны с се­ве­ра на юг – 2500 км, с за­па­да на во­сток – 1000 км.

Во­сточ­но-Ев­ро­пей­ская рав­ни­на по праву на­зы­ва­ет­ся ве­ли­кой, ведь она вто­рая по ве­ли­чине в мире (пло­щадь более 5 мил­ли­о­нов км²).

Вто­рое на­зва­ние Во­сточ­но-Ев­ро­пей­ской рав­ни­ны – Рус­ская.

То, что она на­зы­ва­ет­ся рав­ни­ной, не озна­ча­ет, что ее по­верх­ность аб­со­лют­но плос­кая (рис. 2).

Рис. 2. Во­сточ­но-Ев­ро­пей­ская рав­ни­на (Ис­точ­ник)

На Во­сточ­но-Ев­ро­пей­ской рав­нине встре­ча­ют­ся низ­мен­но­сти и воз­вы­шен­но­сти, много хол­мов. Такая рав­ни­на на­зы­ва­ет­ся хол­ми­стой.

Че­ло­век из­д­рев­ле за­се­лял рав­ни­ны – на них удоб­но стро­ить жи­ли­ща и про­кла­ды­вать до­ро­ги, за­ни­мать­ся зем­ле­де­ли­ем, вы­па­сать скот. По Рус­ской рав­нине про­те­ка­ет Волга – самая длин­ная и мно­го­вод­ная река Ев­ро­пы (рис. 3), пол­но­вод­ные Днепр и Дон.

Рис. 3. Волга (Ис­точ­ник)

На Во­сточ­но-Ев­ро­пей­ской рав­нине про­жи­ва­ет боль­шая часть на­се­ле­ния Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Здесь по­стро­е­ны мно­го­мил­ли­он­ные го­ро­да: Москва (рис. 4), Санкт-Пе­тер­бург, Ниж­ний Нов­го­род, Са­ма­ра, Ро­стов-на-До­ну.

Рис. 4. Москва (Ис­точ­ник)

Во­сточ­но-Ев­ро­пей­ская рав­ни­на была цен­тром куль­ту­ры и науки Рос­сии, вдох­нов­ляя по­этов, пи­са­те­лей и ху­дож­ни­ков своей непо­вто­ри­мой кра­со­той.

Оча­ро­ва­ние Рус­ской рав­ни­ны ста­ра­лись от­ра­зить в своих кар­ти­нах Ле­ви­тан (рис. 5), Шиш­кин (рис. 6), По­ле­нов (рис. 7).

Рис. 5. И.И. Ле­ви­тан. Зо­ло­тая осень (Ис­точ­ник)

Рис. 6. А.И. Шиш­кин. Утро в сос­но­вом лесу (Ис­точ­ник)

Рис. 7. В. Д. По­ле­нов. Пер­вый снег (Ис­точ­ник)

 Западно-Сибирская равнина

На фи­зи­че­ской карте Рос­сии най­дем За­пад­но-Си­бир­скую рав­ни­ну, ле­жа­щую к во­сто­ку от Ураль­ских гор (рис. 8).

Рис. 8. За­пад­но-Си­бир­ская рав­ни­на (Ис­точ­ник)

Ее пло­щадь огром­на – около 3 мил­ли­о­нов км². В от­ли­чие от Во­сточ­но-Ев­ро­пей­ской рав­ни­ны она по­ло­гая – на мно­гие ки­ло­мет­ры нет низ­мен­но­стей и воз­вы­шен­но­стей. Такая рав­ни­на на­зы­ва­ет­ся плос­кой (рис. 9).

Рис. 9. За­пад­но-Си­бир­ская рав­ни­на (Ис­точ­ник)

За­пад­но-Си­бир­ская рав­ни­на – самая плос­кая и самая низ­кая рав­ни­на на Земле, по­это­му на ней очень много болот (рис. 10–12).

Рис. 10. За­пад­но-Си­бир­ская рав­ни­на. Бо­ло­та (Ис­точ­ник)

Рис. 11. За­пад­но-Си­бир­ская рав­ни­на. Ва­сю­ган­ские бо­ло­та (Ис­точ­ник)

Рис. 12. За­пад­но-Си­бир­ская рав­ни­на. Река Ва­сю­ган (Ис­точ­ник)

Глав­ные реки этой рав­ни­ны – Обь, Иртыш, Ени­сей, ко­то­рые текут на север, по­сколь­ку За­пад­но-Си­бир­ская рав­ни­на слег­ка на­кло­не­на к Се­вер­но­му Ле­до­ви­то­му оке­а­ну.

 Среднесибирское плоскогорье

К во­сто­ку от За­пад­но-Си­бир­ской рав­ни­ны лежит Сред­не­си­бир­ское плос­ко­го­рье (рис. 13).

Рис. 13. Сред­не­си­бир­ское плос­ко­го­рье (Ис­точ­ник)

Это тоже рав­ни­на, хотя и вы­гля­дит со­всем иначе: здесь пре­об­ла­да­ют воз­вы­шен­ные про­стран­ства с плос­ки­ми по­верх­но­стя­ми и до­воль­но кру­ты­ми скло­на­ми (рис. 14, 15).

Рис. 14. Сред­не­си­бир­ское плос­ко­го­рье (Ис­точ­ник)

Рис. 15. Сред­не­си­бир­ское плос­ко­го­рье. Плато Пу­то­ра­на (Ис­точ­ник)

Такой пей­заж на­по­ми­на­ет гор­ную мест­ность, от­сю­да и на­зва­ние «плос­ко­го­рье». Общая пло­щадь плос­ко­го­рья около 3,5 мил­ли­о­нов км².

Здесь про­те­ка­ют быст­рые пол­но­вод­ные и по­ро­жи­стые реки Лена, Ан­га­ра, Под­ка­мен­ная Тун­гус­ка, Вилюй. Здесь про­хлад­ное лето, очень хо­лод­ная (до -60) и мно­го­снеж­ная зима.

Сред­не­си­бир­ское плос­ко­го­рье на­хо­дит­ся в об­ла­сти «веч­ной мерз­ло­ты», почва здесь про­мерз­ла на глу­би­ну до 1 км. Эта мест­ность мало за­се­ле­на.

 Уральские горы

Най­дем на фи­зи­че­ской карте Рос­сии Ураль­ские горы (рис. 16).

Рис. 16. Ураль­ские горы

Они об­ра­зо­ва­лись более 200 мил­ли­о­нов лет назад и были вы­со­той до 10 тысяч мет­ров. Сей­час же наи­выс­шая точка Урала не пре­вы­ша­ет 1 400 м.

Так про­изо­шло, по­то­му что за много мил­ли­о­нов лет горы раз­ру­ша­лись под воз­дей­стви­ем дождя, ветра, мо­ро­за, жары, рас­ти­тель­но­сти и дру­гих фак­то­ров, ста­но­вясь ниже, а ино­гда при­об­ре­тая при­чуд­ли­вые очер­та­ния.

В ста­ри­ну Ураль­ские горы на­зы­ва­ли «ка­мен­ный пояс земли Рус­ской», ведь они будто пе­ре­по­я­сы­ва­ли стра­ну, от­де­ляя ев­ро­пей­скую часть от ази­ат­ской.

Дол­гое время было из­вест­но о бо­гат­стве Ураль­ских гор по­лез­ны­ми ми­не­ра­ла­ми (белая слюда, тур­ма­лин, ак­ва­ма­рин, гра­нат, сап­фир, топаз, ко­рунд (рис. 17–23)),

Рис. 17. Белая слюда. Му­ско­вит (Ис­точ­ник)

Рис. 18. Тур­ма­лин (Ис­точ­ник)

Рис. 19. Ак­ва­ма­рин (Ис­точ­ник)

Рис. 20. Гра­нат (Ис­точ­ник)

Рис. 21. Сап­фир (Ис­точ­ник)

Рис. 22. Топаз (Ис­точ­ник)

Рис. 23. Ко­рунд (Ис­точ­ник)

 а в 1700-м году царь Петр І отдал при­каз о раз­ра­бот­ке ме­сто­рож­де­ний руд, стали стро­ить за­во­ды по их пе­ре­ра­бот­ке. В Иль­мен­ских горах (Урал) был най­ден неиз­вест­ный ранее ми­не­рал, ко­то­рый на­зва­ли иль­ме­нит (рис. 24),

Рис. 24. Иль­ме­нит (Ис­точ­ник)

сей­час это охра­ня­е­мая тер­ри­то­рия Иль­мен­ско­го за­по­вед­ни­ка (рис. 25).

Рис. 25. Иль­мен­ский за­по­вед­ник (Ис­точ­ник)

 Кавказские горы

Самые вы­со­кие горы Рос­сии – Кав­каз­ские (выше 5 тысяч мет­ров), по­это­му мно­гие вер­ши­ны по­сто­ян­но по­кры­ты сне­гом (рис. 26, 27).

Рис. 26. Кав­каз­ские горы

Рис. 27. Кав­каз­ские горы (Ис­точ­ник)

Здесь на­хо­дит­ся самая вы­со­кая гора в Рос­сии – Эль­брус, из-за того, что у нее две верш­ни­ны, ее на­зы­ва­ют дву­гла­вой (вы­со­та вер­шин – 5642 м и 5521 м) (рис. 28).

Рис. 28. Гора Эль­брус (Ис­точ­ник)

 Алтай и Саяны

На юге Си­би­ри рас­по­ло­же­ны горы Алтай и Саяны, ко­то­рые сла­вят­ся своей кра­со­той и непо­вто­ри­мой при­ро­дой. Здесь живет снеж­ный барс (ирбис) (рис. 29), архар (самый круп­ный гор­ный баран) (рис. 30).

Рис. 29. Снеж­ный барс (Ис­точ­ник)

Рис. 30. Архар (Ис­точ­ник)

Алтай вклю­чен в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия. Его еще на­зы­ва­ют Зо­ло­тые горы Евра­зии. Такое на­зва­ние свя­зы­ва­ют с тюрк­ским сло­вом «алтын» – зо­ло­той (рис. 31–33).

Рис. 31. Алтай (Ис­точ­ник)

Рис. 32. Алтай (Ис­точ­ник)

Рис. 33. Алтай (Ис­точ­ник)

У Саян своя кра­со­та: пол­но­вод­ные реки, кра­си­вей­шие озера, гра­нит­ные пики, буй­ное цве­те­ние аль­пий­ских лугов, реч­ные во­до­па­ды, поля гри­бов и ягод (рис. 34–36).

Рис. 34. Саяны (Ис­точ­ник)

Рис. 35. Саяны (Ис­точ­ник)

Рис. 36. Саяны (Ис­точ­ник)

 Камчатка

На по­лу­ост­ро­ве Кам­чат­ка на­хо­дит­ся еще один объ­ект Все­мир­но­го на­сле­дия – вул­ка­ны Кам­чат­ки, точ­ное ко­ли­че­ство ко­то­рых невоз­мож­но опре­де­лить (около 1000, 28 из них – дей­ству­ю­щие). Этот район из­ве­стен боль­шим ко­ли­че­ством вул­ка­нов, гей­зе­ров, гор­ных хреб­тов, озер, рек и во­до­па­дов (рис. 37–39).

Рис. 37. Вул­ка­ны Кам­чат­ки (Ис­точ­ник)

Рис. 38. Вул­ка­ны Кам­чат­ки (Ис­точ­ник)

Рис. 39. Вул­ка­ны Кам­чат­ки (Ис­точ­ник)

Уни­каль­ная До­ли­на гей­зе­ров, одно из семи чудес Рос­сии, рас­по­ло­же­на в Кро­ноц­ком за­по­вед­ни­ке (рис. 40–42).

Рис. 40. До­ли­на Гей­зе­ров (Ис­точ­ник)

Рис. 41. До­ли­на Гей­зе­ров (Ис­точ­ник)

Рис. 42. До­ли­на Гей­зе­ров (Ис­точ­ник)

источник лекции – http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/4-klass/undefined/ravniny-i-gory-rossii?seconds=0&chapter_id=852

источник видео – https://www..com/watch?v=m2GgnCZ15w0

источник видео – https://www..com/watch?v=P-nNECfJ160

источник видео – https://www..com/watch?v=oPi-83Z1hBw

источник видео – https://www..com/watch?v=jnIkoY9ZosQ

источник презентации – http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2012/05/24/prezentatsiya-po-teme-ravniny-i-gory-rossii

Источник: https://www.kursoteka.ru/course/4286/lesson

Конспект урока для 4 класса

Урок по окружающему миру по теме: Равнины и горы России 4 класс

Наша кнопка

Скачать материал

Тип урока: урок открытия нового знания.

Форма урока: урок – путешествие.

Используемые технологии (методы): технология использования в обучении игровых методов, частично-поисковый метод (обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации), информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии.

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: презентация «Равнины и горы России», компьютер, физическая карта России, учебник А.А. Плешаков «Мир вокруг нас», атласы, словарь С.И. Ожегова.

Цель урока: формирование у учащихся представление о равнинах и горах России.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с равнинами и горами на территории России, формировать умения работать с физической картой России.

Познавательные: развивать умения, необходимые для работы с различными информационными источниками, развивать познавательную активность , умение наблюдать, делать выводы, способствовать обогащению словарного запаса.

.

Регулятивные: определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя, планировать и контролировать , вносить коррективы и оценивать свою деятельность;

Коммуникативные: способствовать развитию коммуникативной компетентности обучающихся, сотрудничества друг с другом и учителем.

Личностные: способствовать воспитанию любви к своей стране, родному краю;воспитывать патриотов своего Отечества.

Ход урока.

I. Орг. момент.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

2. Проверка домашнего задания.

Игра « Да и нет»

– Мы с вами завершили изучение раздела «Земля и человечество». Предлагаю вам проверить свои знания и оценить друг друга.

Я читаю утверждения, а вы , если согласны со мной , ставите знак «+», и , если не согласны, то – «-«.

  1. Астрономия – это наука изучающая поверхность Земли. (-)

  2. Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков – это карта. ( +)

  3. В Солнечной системе 8 планет. (+)

  4. Глобус – планета Солнечной системы. ( -)

  5. Самая яркая звезда Сириус в созвездии Большого Пса. ( +)

  6. Археология – это наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества. (+)

  7. История – это наука изучающая , жизнь людей в далеком, и не далеком прошлом, их занятия, обычаи , верования. (+)

2. Самопроверка.

– Я читаю правильные ответы. Посчитайте количество баллов. Поставьте отметку, соответствующую набранному количеству баллов. 7 баллов – «5», 6 баллов – «4», 5 баллов – «3». Поставьте себе оценку.

3. Самоопределение к деятельности.

Эпиграфом к новому разделу я взяла строки из известной песни, слова которой были написаны Ф. Савиновым :

( Слайд №1)

Вижу горы и долины,

Вижу реки и моря.

Это русские картины,

Это Родина моя.

– Как вы думаете, о чём будет говориться в новом разделе? Попробуйте сформулировать название нового раздела, темы сегодняшнего урока. (Слайд №2)

Откройте учебник на стр. 63, проверьте, правильны ли ваши предположения.

– Чему вас научит раздел « Природа России»?

В чем же заключается цель нашего урока? (мнения детей)

Цель нашего урока:

– Формирование представлений о равнинах и горах России.

4.Работа над новой темой.

Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг.

Узнаем, как живут люди, какие растения и животные хотят познакомиться с нами, увидим, как выглядит поверхность, куда текут реки, что таится в недрах. И всегда с нами будет незаменимая помощница – карта.

Сегодня она вам расскажет и покажет, как выглядит земная поверхность.(Слайд 3).

Дома вы подготовили проекты «Равнины и горы России». Во время нашего путешествия ребята приготовившие проекты сообщат нам много нового о поверхности нашей Родины.

С востока нашей страны мы и начнем наше путешествие. Но сначала повторим условные обозначения физической карты. Начнем с цветов.

Посмотрите на физическую карту России. Какие цвета вы на ней видите? Давайте разберемся в этой цветовой гамме. (Отв. детей).

– С цветовой гаммой мы разобрались. Вы готовы в путь?

Первая наша остановка – полуостров Камчатка. Найдите полуостров на ваших картах.

Что вы можете сказать о поверхности полуострова? (Отв. детей).

– Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка. Какую он имеет высоту? (4750)

(Показ слайдов 5,6 «Вулканы Камчатки»)

Дополнительный материал о полуострове Камчатка заранее подготовленным учеником.

Следующая остановка – Средне – Сибирское плоскогорье. (слайд 7)

– Что вы видите на карте? Что можете сказать о поверхности плоскогорья? ( На этом участке есть все три цвета: зелёный, жёлтый, коричневый.)

Как вы объясните слово «плоскогорье»? (Отв. детей). Посмотрите в словаре.

Плоскогорье – место с равниной или холмистой поверхностью, лежащей высоко над уровнем моря.

– Что вы можете сказать о поверхности? ( Много возвышенностей, холмов).

— А теперь отправимся на юг нашей страны.

Следующая остановка – горы Алтая и Саян.

– Какая здесь земная поверхность? (Отв. детей).

Сообщение детей. (Слайд 8,9)

Алтай входит в список Всемирного наследия.

— Продолжаем наше путешествие. Западно – Сибирская равнина.

– Где мы оказались? Что нам об этой равнине расскажет карта? (Ответы детей)

(Это огромная низменность, ее поверхность ровная, ее называют «плоская равнина». На ней много болот.)

Сообщение детей. (слайд 10)

Следующая остановка – Уральские горы.

– Что вы видите на карте? (Ответы детей)

– Что можно сказать об этих горах.?

Сообщение детей. (Показ слайдов «Уральские горы» (11,12))

(Уральские горы протянулись с севера на юг через всю территорию России. Самая высокая гора Народная – 1895м. Но это не высокие горы, потому что нет тем. кор. цвета. Уральский хребет. Каменный пояс России.)

– Сравните две горы: гора Народная на Урале – 1895 м

Гора Белуха на Алтае – 4506 м.

Уральские горы называют «старые горы», их форма плосковершинная

Физминутка. ( Музыкальная)

Следующая остановка – Восточно – Европейская равнина.

– Где остановились мы сейчас? Что вы можете сказать, изучив карту? (Отв. д.)

– Что особенного вы заметили в рельефе этой равнины?

(Это возвышенности и холмы, поэтому эту равнину называют «холмистая равнина». А еще ее называют Русской равниной.)

Сообщения детей. ( слайд 13)

А сейчас держим путь на юго – запад. Кавказские горы.

– Что рассказывает нам карта? ( Это горы. Они высокие. Самая высокая гора Эльбрус – 5642 м.)

(Слайд 14,15 «Кавказские горы»).

Путешествие подошло к концу.

5. Закрепление.

1) — Что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе ) России ?

– Что такое равнина?

– Что вы можете сказать о горах?

2) Работа у интерактивной доски. (Соединение стрелками типа равнин с названием, соединение контура горы с ее названием)

3) Групповая работа. Тест «Равнины и горы России»

А1. Вспомни, какие горы называют «Каменным поясом Земли Русской»?

1) Саяны  2) Уральские 3) Кавказские  4) Алтай

А2.Укажи полуостров, на котором 28 действующих вулканов.

1) Ямал  2) Кольский 3) Камчатка  4) Чукотский

А3. Отметь самую высокую гору России.

1) Казбек  2) Белуха 3) Эльбрус  4) Народная

А 4. Сосчитай, сколько в России крупнейших равнин?

1) 2  2) 3 3) 4 4) 5

В 1. Обозначь горы, которые отделяют европейскую часть страны от азиатской

1) Саяны  2) Уральские 3) Кавказские  4) Алтай

В 2. Найди неверное высказывание

1) Равнины с низменностями и возвышенностями называются холмистыми.

2) Саяны включены в список Всемирного наследия.

3) В Ильменском заповеднике охраняют минералы Урала.

4) Русская равнина – величайшая в мире.

С 1. Отметь горы, располагающиеся на юге Сибири.

1) Кавказские  2) Уральские 3) Саяны  4) Алтай

6. Подведение итога урока.

1) Рефлексия.

– Был ли этот урок интересным для вас?

– Какие задания понравились больше всего?

– Какие задания вызвали трудность?

2)Итог.

– С какими равнинами познакомились на уроке?

– Назовите виды равнин.

– Назовите самые высокие горы России; самые длинные по протяжённости.

7. Рекомендации по домашнему заданию.

1 уровень – учебник стр. 64-71, пересказ.

2 уровень – составить рассказ о горах, где побывали.

3 уровень – составить презентацию по любому объекту (горы, равнина).

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории география:

Источник: https://doc4web.ru/geografiya/konspekt-uroka-dlya-klassa-ravnini-i-gori-rossii.html

Урок по окружающему миру в 4-м классе по теме

Урок по окружающему миру по теме: Равнины и горы России 4 класс

  • Пушкарева Жанна Владимировна, учитель начальных классов

Разделы: Начальная школа

Цель урока: формирование у обучающихся представление о равнинах и горах России.

Задачи урока:

Развивающие:

  • способствовать развитию коммуникативной компетентности обучающихся, сотрудничества друг с другом и учителем;
  • развивать познавательную активность обучающихся, умение наблюдать, делать выводы, способствовать обогащению словарного запаса.

Обучающие:

  • познакомить с равнинами и горами на территории России, на территории Кемеровской области;
  • формировать умения работать с физическими картами России, Кузбасса;
  • развивать умения, необходимые для работы с различными информационными источниками.

Воспитывающие:

  • способствовать воспитанию любви к своей стране, родному краю;
  • воспитывать патриотов своего Отечества.

Оборудование:

  • учебник и тетрадь А. Плешакова;
  • «Словарь русского языка» Ожегова;
  • «Книга о природе Кузбасса» Л. Соловьёва;
  • физическая карта России и Кузбасса;
  • презентация Power Point, проектор, экран.

1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

2. Проверка домашнего задания.

Самостоятельная работа со взаимопроверкой.

– Мы с вами завершили изучение раздела «Земля и человечество». Предлагаю вам проверить свои знания и оценить друг друга.

2.1. Самостоятельная работа.

Вопросы к самостоятельной работе (Приложение. Слайд №1):

  1. Что такое астрономия?
  2. Сколько планет в Солнечной системе? Перечисли их.
  3. Назовите самую яркую звезду. В каком созвездии она находится?
  4. Что изучает наука география?
  5. Закончи предложение: «Глобус – это …»
  6. Закончи предложение: «Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков- это…»
  7. Что изучает история?
  8. Приведите примеры исторических источников.
  9. Что изучает археология?
  10. Запишите 2-3 экологические проблемы

2.2. Взаимопроверка.

– Поменяйтесь своими работами друг с другом. Если ответ вашего соседа (соседки) близок или точно совпадает с ответом на слайде, ставите +. (Слайд №2-3)

– Посчитайте количество плюсов. Поставьте отметку, соответствующую набранному количеству баллов. ( Слайд №4)

– Поднимите руки, кто получил отметку 5. Вы – молодцы.

– Поднимите руки, кто получил отметку 4. Вы тоже работали над разделом добросовестно.

– Поднимите руки, кто получил отметку 3. К сожалению, ваши знания слабы, вам некоторые моменты необходимо повторить.

3. Сообщение темы и цели урока

Эпиграфом к новому разделу я взяла строки из известной песни, слова которой были написаны Ф. Савиновым (Слайд №5):

Вижу горы и долины, Вижу реки и моря. Это русские картины,

Это Родина моя.

– Как вы думаете, о чём будет говориться в новом разделе? Попробуйте сформулировать название нового раздела, темы сегодняшнего урока. (Слайд №6)

Откройте учебник на стр. 63, проверьте, правильны ли ваши предположения.

– Чему вас научит раздел « Природа России»?

4. Изучение нового материала

4.1. Работа по физической карте России.

– Откройте учебник на стр.64. С помощью чего мы начнём знакомство с природой нашей страны? (С физической карты России) (Слайд №7)

– Мы уже знаем, что карта – это уменьшенное изображение поверхности земли на плоскости с помощью условных знаков. На физической карте к условным обозначениям относится и цвет. Посмотрите на шкалу. Обратите внимание, как изменяется цвет земной поверхности в зависимости от высоты расположения местности над уровнем моря?

– Какой цвет на карте будет иметь самая низкая поверхность земли?

– Как будет называться такая поверхность?

– Какой цвет имеют возвышенности?

– Каким цветом на карте показаны горы?

4.2. Практическая работа.

– Откройте учебник на стр. 66. Перед вами задание к практической работе, которую вы будете выполнять в парах. Вы должны не только найти объекты на карте, но и рассказать о их местоположении.

4.3. Беседа-путешествие.

И мы начинаем путешествие по просторам нашей страны с Восточно-Европейской равнины. Покажите Восточно-Европейскую равнину на карте.

– Как вы думаете, почему, именно, с Восточно-Европейской равнины мы начнём наше путешествие? (Здесь располагается столица нашего государства – Москва.)

– Мы попробуем объяснить смысл слова «равнина», а кто-нибудь из вас найдёт его определение в толковом словаре Ожегова.

– Что означает слово «равнина»?

– В толковом словаре Ожегова даётся следующее определение: «Равнина – ровная без гор и холмов поверхность».

Восточно-Европейская равнина расположена между западными границами России и Уральскими горами. Она самая большая равнина в мире. Её площадь – более 5000000 квадратных километров.

– Посмотрите на карту. Какие цвета потребовались, чтобы изобразить поверхность Восточно-Европейской равнины?

– Какой вывод вы можете сделать о её поверхности?

– Правильно, такие равнины называют холмистыми. (Слайд №8)

– Двигаясь на восток, навстречу солнцу, мы окажемся на Западно-Сибирской равнине.

– Покажите Западно-Сибирскую равнину на карте.

– Почему для нас с вами эта равнина будет роднее и ближе других? (Здесь наша малая родина.)

– Почему эту равнину называют низменностью?

– Действительно, поверхность Западно-Сибирской равнины находится ниже уровня моря, поэтому на ней много болот. Такую равнину называют плоской. (Слайд №9)

– Следуя курсом на восток, мы попадаем на Среднесибирское плоскогорье.

– Покажите Среднесибирское плоскогорье на карте.

– Объясните смысл слова «плоскогорье».

– В толковом словаре Ожегова мы узнаём, что «Плоскогорье – это местность с волнистой поверхностью, лежащая на высоте 200 метров над уровнем моря». Как изменился цвет на карте? (Слайд №10)

4.4. Физкультурная минутка.

Дружно все сейчас мы встали, По горам мы зашагали. Руки вверх. Руки вниз. За страховочную верёвку держись. Мы шагали, приседали,

Наконец мы на привале…

– Тихо все сели.

4.5. Работа с учебником.

– О горах России вы прочтёте самостоятельно в учебнике на стр. 67-69 и приготовьтесь отвечать на мои вопросы.

– Как своим расположением Уральские горы отличаются от других гор? Покажите их на карте. (Слайд №11)

– Назовите самые высокие горы России? Покажите их на карте. Найдите и покажите самую высочайшую вершину Кавказских гор. (Слайды № 12-13)

– Какие горы включены в Список Всемирного наследия? Покажите их на карте. (Слайды №14-15)

– Чем знамениты горы на полуострове Камчатка? Покажите их на карте.(Слайды №16-17)

5. Закрепление изученного материала

5.1. Краеведение. Горы и равнины Кемеровской области.

– Индивидуальное задание будет по «Книге о природе Кузбасса» Леонида Соловьёва. Необходимо найти интересные сведения о горах и равнинах Кузбасса.

5.2. Работа в тетрадях.

– Откройте тетради на стр.21-22. Выполните задания № 1-2.

5.3. Фронтальная проверка выполненного задания в тетради.

-Назовите равнину и горы, которые на ней находятся.

– Проверяем, какие горы соответствуют данным записям.

5.4. Проверка индивидуального задания.

– Что означает слово «Кузбасс»?

Кузбасс – Кузнецкий угольный бассейн. (Слайд №18) А предложил это название русский историк и геолог Пётр Александрович Чихачёв, побывавший у нас в 1842 году.

– Более половины Кемеровской области занимают горы. Самая большая по протяжённости и высоте над уровнем моря – горная система Кузнецкого Алатау. (Слайд №19)

– Кузнецкий Алатау в переводе с тюркского: «ала» – пёстрый, «тау» – гора, то есть «пёстрые горы». Самая высокая гора нашей области – Верхний Зуб – 2178 метров над уровнем моря.

– Самое большое скопление каменных россыпей – курумов – находится в Кузнецком Алатау. (Слайд №20)

– Самые низкие и древние горы – Салаирский кряж. Салаирский кряж образовался около 150 миллионов лет тому назад. (Слайд №21)

– Кузнецкая котловина представляет собой межгорную впадину. Словно подковой с трёх сторон её окружают горы – Салаир, Кузнецкий Алатау и Горная Шория. (Слайд №22) В Горной Шории находятся курорты международного уровня.

– Знаете ли вы, что Кузнецкая котловина неоднократно была дном моря, и было это более 250 миллионов лет назад? (Слайд №23)

6. Подведение итога урока

6.1. Рефлексия.

– Был ли этот урок интересным для вас?

– Какие задания понравились больше всего?

– Какие задания вызвали трудность?

6.2. Итог.

– С какими равнинами познакомились на уроке?

– Назовите виды равнин. (Слайды № 24-27)

– Назовите самые высокие горы России; самые длинные по протяжённости.

7. Рекомендации по домашнему заданию

1 уровень – учебник стр. 64-71, пересказ. 2 уровень – составить рассказ о горах, где побывали.

3 уровень – составить презентацию по любому объекту (горы, равнина).

Спасибо за урок.

17.01.2012

Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/607353/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.