Урок литературы в 5 классе на тему: У лукоморья дуб зелёный..

Конспект урока на тему «А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый»

Урок литературы в 5 классе на тему:  У лукоморья дуб зелёный..

«А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый»

Цели:

Образовательные: познакомить с биографией и произведениями А. С. Пушкина, формировать умение выразительно читать, анализировать текст, ориентироваться в тексте, расширить словарный запас детей.

Развивающие: развивать умение чувствовать себя и передавать своё

отношение через цвет, эмоции, развивать память, внимание,

артистические способности.

Воспитательные: воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии.

Ход урока

1.Организационный момент

Настроение у нас – отличное,
А улыбки – дело привычное,

Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора!

а) Развитие артикуляционного аппарата.

— Вращение языком (маятник)

— Вытягиваем губки за ниточку (трубочка), растягиваем (широкий рот), в разные стороны (улыбка)

б) Развитие дикции: работа со скороговоркой.

Карась, в лаз не лазь.

Застрял в лазе карась.

— прочитать

— тихо→ громко.

— медленно-быстро-быстрее

2. Постановка цели урока. Актуализация знаний

Величайший русский поэт А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве.

Начальное образование, воспитание получил от гувернантов-французов, бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, которая научила Сашу читать и писать по-русски, и любимой няни Арины Родионовны, рассказавшей будущему поэту много замечательных сказок.

Окончил Царскосельский Императорский лицей и был принят на государственную службу. Основное время посвящал литературному творчеству. А.С. Пушкин написал много сказок, которые до сих пор любят взрослые и дети».

— Всего сказок у А. С. Пушкина пять: ·«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Сал­тане», «Сказка о золотом петушке». Еще сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила».

— Кто слышал эту сказку? О чем она?

(О том, как злой волшебник унес со свадьбы невесту Руслана — Людмилу.

О том, как он и еще три жениха Людмилы отправились ее искать, об

их приключенuяx и счастливом конце.)

— Эту поэму А.С. Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет, а вступление к ней — в 1824.

Но прежде, чем начать читать, давайте сделаем небольшую гимнастику для глаз.

  1. Закройте глаза. Отдых 10-15 сек. Откройте глаза. Повторить 2-3 раза.

  2. Движение глазными яблоками:

— глаза вправо –вверх;

— глаза вправо — вниз;

— глаза влево – вверх;

— глаза влево – вниз.

Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10-15 секунд.

2. Чтение статьи на с. 84 учебника.

— Какие сказки и стихи А. С. Пушкина вам читали дома?

— Какие вы прочитали самостоятельно?

— Как всегда называли Пушкина?

— А теперь давайте немного отдохнем и поиграем. На доске у меня есть изображения к самым известным сказкам Пушкина, я вам буду читать отрывки из сказок, а вы вспомните и попытаетесь мне ответить как называются эти сказки.

Чтение отрывков с. 85

Руки у груди поставим.

Три рывка назад локтями.

Руки в замочек за спинкой сожми,

Вверх поднимай, сильно спинку согни.

И головой теперь покрути –

Лень и усталость скорей прогони.

— Я прочитаю вам отрывок, а вы следите по тексту, прислушивайтесь,

делайте легкие пометки карандашом в тексте, если встретятся

непонятные слова.

  1. Чтение стихотворенья учителем

— Скажите, можно ли по этому вступлению к знаменитой поэме Пушкина догадаться, что в ней будет много сказочного, волшебного?

— Что такое Лукоморье? Кто знает?

— Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута: то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря — Лукоморье. Получается залив (учитель рисует на доске).

Слова — «златая», «песнь», «брег», «чредой» — старые, вы­шедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова.

(Золотая, песня, берег, чередой — по очереди.)

Неведомые дорожки— те, которые никто не знает, не ве­дает.

— Что означает слово «дол»? Как бы Противоположность лесу, но это и не горы.

Что же это? (Пространство без деревьев долина.)

Как вы понимаете слова «видений полны»?

О заре— на заре.

— Почему воды названы ясными? (Прозрачные.)

Пленяет— берет в плен.

Тужит— грустит, тяжело ей, туго ей Приходится .

Чахнет— сохнет.

  1. Прослушивание поэмы «Руслан и Людмила»

4. Физминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгали как зайки.

Стоп. Немножко отдохнем.

И домой пешком пойдем.

Давайте немножко отдохнем!

Реснички опускаются….

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем….

Сном волшебным засыпаем….

Дышится легко…ровно…глубоко…

Наши руки отдыхают….

Ноги тоже отдыхают…

Отдыхают …. Засыпают…

Шея не напряжена…

А расслаблена…

Губы чуть приоткрываются…

Всё чудесно расслабляется…

Дышится легко…ровно…глубоко…

Пауза 2 минуты

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали…

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать!

Крепче кулаки сжимаем.

Их повыше поднимаем!

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и тихонько сесть!

Выразительное чтение детьми.

— чтение по цепочке.

5. Закрепление изученного материала

— О каких сказочных чудесах рассказал кот учёный?

— Найдите в тексте строки, где упоминается о витязях морских и их дядьке.

6. Итог урока

— Произведение какого писателя читали?

— Как называется произведение?

7. Домашнее задание

Выучить наизусть отрывок до слов « И с ними дядька их морской….»

Источник: https://globuss24.ru/doc/konspekt-uroka-na-temu-a-s-pushkin-u-lukomoryya-dub-zeleniy

Ещё документы из категории литература:

Источник: https://doc4web.ru/literatura/konspekt-uroka-na-temu-as-pushkin-u-lukomorya-dub-zeleniy.html

Урок литературы в 5 классе на тему: У лукоморья дуб зелёный.

Урок литературы в 5 классе на тему:  У лукоморья дуб зелёный..

Конспект урока литературы в 5 классе на тему: « У лукоморья дуб зелёный…» (вступление к поэме А.С. Пушкина « Руслан и Людмила»). Сказочный мир, созданный А.С. Пушкиным.

Цели:

1.Образовательные:

-познакомить с биографией и произведениями А. С. Пушкина,

-формировать умение выразительно читать, анализировать текст, ориентироваться в тексте,

-расширить словарный запас детей.

-формировать умение находить нужную информацию в словарях, в том числе в конце учебника;

Развивающие:

-развивать умение чувствовать себя и передавать своё

отношение через цвет, эмоции, развивать память, внимание,

артистические способности.

-развивать речь учащихся, ввести термины: неведомый, видение, чредой, пленять, чахнуть и др.

-развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения;

Воспитательные:

-воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии;

гуманное отношение к людям, уважительное отношение к родителям, бережное отношение к слову, интерес к знаниям, чувство ответственности за результаты своего труда, культуру общения.

Ход урока

  1. Организационный момент урока

Ровно встали. Тихо сели. Посмотрите на своего соседа или соседку по парте и улыбнитесь. Пусть доброжелательность и взаимоуважение сопровождает вас весь урок.

2. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УРОКА. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Величайший русский поэт А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве.

Начальное образование, воспитание получил от гувернантов-французов, бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, которая научила Сашу читать и писать по-русски, и любимой няни Арины Родионовны, рассказавшей будущему поэту много замечательных сказок.

Окончил Царскосельский Императорский лицей и был принят на государственную службу. Основное время посвящал литературному творчеству. А.С. Пушкин написал много сказок, которые до сих пор любят взрослые и дети».

– Всего сказок у А. С. Пушкина пять: ·«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке». Еще сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила».

– Кто слышал эту сказку? О чем она?

(О том, как злой волшебник унес со свадьбы невесту Руслана – Людмилу.

О том, как он и еще три жениха Людмилы отправились ее искать, об

их приключенuяx и счастливом конце.)

– Эту поэму А.С. Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет, а вступление к ней – в 1824.

Но прежде, чем начать читать, давайте сделаем небольшую гимнастику для глаз.

  1. Закройте глаза. Отдых 10-15 сек. Откройте глаза. Повторить 2-3 раза.

  2. Движение глазными яблоками:

– глаза вправо -вверх;

– глаза вправо – вниз;

– глаза влево – вверх;

– глаза влево – вниз.

Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10-15 секунд

-Давайте вспомним, какие произведения А.С.Пушкина вы знаете?

– А насколько вы хорошо помните, сейчас узнаем

Работа в группах.

Игра «Найди пару».

Задание: подберите к отрывкам из стихотворений и сказок А.С.Пушкина их названия.

1. Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, – Говорит одна девица, – То на весь крещёный мир

Приготовила б я пир.

2. “Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора:”

3.Старичок отправился к морю, (Почернело синее море). Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка, спросила:

“Чего тебе надобно, старче?”

4. Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.

5.У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

6.”Свет мой, зеркальце! скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?”

7. Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.

8.Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

9.Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Уж небо осенью дышало», «Сказка о царе Салтане», «Няне», «Сказка о золотой рыбке», «У лукоморья дуб зелёный…», «Сказка о попе и работнике его Балде»,«Зимний вечер», «Сказка о золотом петушке»).

3 . Сообщение темы урока.

– Ребята, вы правильно подобрали названия к отрывкам из сказок и стихотворений.

– Какой отрывок из стихотворения показался вам незнакомым?

– Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?

Сегодня мы познакомимся с новым произведением, которое написано красивым литературным языком “У лукоморья дуб зелёный:”

– Как вы думаете, к какому жанру можно отнести это произведение?

– Это вступление к поэме “Руслан и Людмила”. А что такое поэма?

(Демонстрация иллюстраций к поэме «Руслан и Людмила»).

Это очаровательная поэма, в которой причудливо переплетаются нянины сказки, романтические баллады, рыцарские поэмы. Это мир добрых и злых волшебников, мир увлекательных и интересных, опасных приключений, похищений, фантастических превращений.

– Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении произведения «У лукоморья дуб зелёный …».

4. Введение нового материала. Работа над темой:«А. С. Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный…» (вступление к поэме «Руслан и Людмила»). Сказочный мир, созданный Пушкиным».

1). Вступительное слово учителя.

– Эту поэму А.С. Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет, а вступление к ней – в 1824.

2). Выразительное чтение учителем или подготовленным учеником стихотворения «У лукоморья дуб зелёный…» стр.89-90

Работа над структурой и эмоциональным строем текста.

Словарная работа

– А что такое лукоморье, ребята, кто из вас знает?

– Подумайте, каким изображает поэт лукоморье?

1) – Ребята, сколько частей в этом произведении?

– Что изобразил поэт в этой части? (читают по цепочке)

– А каким вы представляете себе Кота учёного? – Почему кот учёный?

-Что вы можете сказать о второй части?

– Описание, какого чуда, занимает центральное место в отрывке? Прочитайте.

– Как вы представляете себе лешего, русалку? Где вы встречались с этими персонажами?

– А почему леший не идёт, а бродит?

– Ребята, а как вы думаете, может ли русалка на ветвях сидеть?

Оказывается могут.

В русальную неделю (следующая за троицей), выходят из воды, бегают по полям, качаются по деревьям, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду.

– Что значит выражение «на неведомых дорожках»?

– Кто живет в избушке на курьих ножках? В каких сказках мы встречаем Бабу-ягу?.

– Ребята, кто нарисует нам избушку на курьих ножках?

– Что означает «дол»?

– Как вы понимаете слова «видений полны»?

– Кого в Древней Руси называли витязем?

– Как витязи выходят на берег?

– Почему воды названы ясными?

Дядька в старину: старый солдат. Наш дядька не простой солдат, а морской.

– Каким вы представляете себе колдуна и что знаете о нём?

– Как вы понимаете выражение «царевна тужит»?

– Что необычного в описании волка?

– Как вы понимаете выражение «царь Кащей над златом чахнет»?

– Для каких произведений характерна такая концовка: «И я там был, и мед я пил…»?

Состоит из двух частей.

Описал (время и место), где и когда происходят события сказочного мира.

Образованный, мудрый, знающий песни и сказки.

Более объёмная. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса.

Говорится о сказочных героях

(поэтому эта поэма – сказка).

Леший– хозяин леса и зверей.

Бродить – едва ходить, еле таскать ноги, плестись.

(«Толковый словарь» В.И.Даля)

Нет.

Читают сноску в учебнике:

«На неведомых дорожках» – на неизвестных дорожках.

5. Прослушивание поэмы «Руслан и Людмила»

– В каких словах выражена основная мысль отрывка? Как вы понимаете это выражение. Чтение учащимися по частям по «цепочке» с кратким комментированием

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгали как зайки.

Стоп. Немножко отдохнем.

И домой пешком пойдем.

7. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

– О каких сказочных чудесах рассказал кот учёный?

– Найдите в тексте строки, где упоминается о витязях морских и их дядьке.

8. ИТОГ УРОКА

– С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке?

– Что особенно вам понравилось?

– Кого бы вы поселили в страну Лукоморье?

– С какими героями этой страны вам хотелось бы подружиться?

Подведем итоги урока:

– Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа» ( заполнить лист самооценки)

1. Мне было трудно понять…».

2.Урок понравился, потому….».

3. «Я усвоил….»

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выучить наизусть отрывок .

Источник: https://botana.biz/prepod/russkii_yazyk_literatura/ogcskwwj.html

Тема: А. С. Пушкин: жизненный и творческий путь писателя. Вступление к поэме «У Лукоморья дуб зелёный…»

Урок литературы в 5 классе на тему:  У лукоморья дуб зелёный..

Полякова Татьяна АнатольевнаБулаевская школа-гимназия имени Батыр Баянарайона Магжана Жумабаева

Урок русской литературы в 5 классе с использованием электронного учебника «Русская литература» 5 класс национального Центра педагогических технологий информатизации образования г. Алматы

Цель: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством А. С. Пушкина, с новым литературоведческим понятием «поэма»

Задачи:

  • образовательные: расширить знания учащихся о Пушкине-личности, писателе, поэте; познакомить учащихся со вступлением к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»;
  • развивающие: развивать умение переводить зрительную информацию в словесную с использованием ИКТ; способствовать развитию навыков выразительного, правильного, беглого чтения (выбирать нужный тон и темп чтения, указывать паузы, выделять логическое ударение);
  • воспитательные: воспитывать любовь к русской поэзии; способствовать обогащению читательского опыта учащихся.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: выставка книг «Мир Пушкина — удивительный мир», электронный учебник «Русская литература» 5 класс, интерактивная доска, репродукция картины И. Айвазовского «Пушкин на берегу моря», фрагмент музыкального сопровождения — увертюра к опере М. Глинки «Руслан и Людмила», иллюстрации учащихся к произведениям А. С. Пушкина.

I. Организационный момент

Сообщение темы и цели урока.

Выразительное чтение учащимися отрывка из стихотворения С. Я. Маршака «Бессмертие».

Бессмертие

    По-русски говорим мы с детства,Но волшебство знакомых словМы обретаем, как наследство,В сиянье пушкинских стихов.Поэт не стал далёкой тенью,Святыней, отданной в музей.Он шумно празднует рожденьеСреди бесчисленных друзей…

II. Работа с электронным учебником. Знакомство с биографической справкой о Пушкине

А. С. Пушкин родился в 1799 году в Москве. Маленький Саша рано научился читать. Он в детстве в совершенстве изучил французский язык, много читал по-французски, но особая любовь у мальчика была к русской речи. Няня поэта Арина Родионовна познакомила Сашу Пушкина с русской народной поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Прошли годы, Пушкин стал поэтом.

Сюжеты сказок, услышанные от няни, он использовал при создании своих сказок. Пушкин не писал специально для детей, но его сказки любят и взрослые, и дети. В сказках он показал конфликт между добром и злом. Всего сказок у него пять. Какие сказки вы знаете? (На экране интерактивной доски обложки книг). А поэму «Руслан и Людмила» Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет.

III. Выявление и обобщение читательского опыта учащихся

1. Викторина на знание произведений Пушкина.

2. Беседа о книгах А. С. Пушкина с использованием выставки.

3. Беседа учителя с классом:

— Ребята, что вы можете сказать о книгах, представленных на выставке? (Все они принадлежат перу А. С. Пушкина).

— С каким произведением А. С. Пушкина вы ещё не знакомы? (Поэма «Руслан и Людмила»).

Эту поэму «Руслан и Людмила» Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет….

4. Об истории создания поэмы «Руслан и Людмила». (Опережающее задание: индивидуальное сообщение ученика)

IV. Прослушивание фрагмента увертюры к опере М. Глинки «Руслан и Людмила»

— Какие ассоциации рождает у вас прослушанный музыкальный фрагмент? (Рассуждения детей: «Нас ждёт встреча с волшебством, чудесами, будет что-то неожиданное…».

Учитель: А познакомиться с этим неизведанным, волшебным нам и поможет вступление к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Мы продолжим путешествие по загадочным уголкам природы, где нас ждёт много волшебного, интересного и неизведанного.

V. Работа с текстом «Вступления к поэме «У Лукоморья дуб зелёный…» А. Пушкина

1. Введение понятия «поэма».

Учитель: Жанр этого произведения — поэма. (Работа с электронным учебником «Русская литература» 5 класс, подмодуль 1. Фольклор. Малые эпические формы).

Задание:

Рассмотрите таблицу в электронном учебнике и выпишите в тетрадь жанры произведений, которые характеризуют творчество Пушкина.

1. Первичное восприятие текста поэмы. Чтение учителем наизусть текста «У Лукоморья дуб зелёный…» на фоне музыки. (На интерактивной доске текст перед учащимися)

2. Беседа о сказочном в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» (а также о сказочном в сказках — обобщение изученного ранее).

Аналитическая работа:

— Какие чудеса и сказочные герои вас удивили?

— Каким вы представили себе Лукоморье?

— Ребята, какие чудеса приготовил нам сказочный лес?

— Каких сказочных героев вы встретили?

— Что характерно для сказки? (Волшебство, озвучивание животных и неживых предметов, магические числа).

— Какие элементы волшебства, сказочности присутствуют во вступлении к поэме?

VIII. Физминутка! (Проводит ученик)

    Хорошо гулять по лесу!За песнями наклоняйся!Вот Высокая сосна,1 — подняться, подтянуться.На поляне дуб зелёный,2 — согнуться, разогнуться,Потянулся к небу кроной.3 — в ладошки три хлопка.4 — руки шире,5 — руками помахать,6 — за парту тихо сесть.

IX. Лексическая страничка. (Работа с толковым словарём живого великорусского языка В.Даля)

Лукоморье — это морской берег или морская лука.

Лука — это изгиб, кривизна, излучина, дуга.

Словарная работа:

Златая — золотая. Дол — долина — пространство без деревьев. Чреда — по очереди. Пленяет — берёт в плен. Подбор синонимов: чахнет — сохнет; тужит — грустит.

X. Рефлексия урока

— Что нового вы узнали на уроке?

— Что вам особенно понравилось, запомнилось?

XIII. Домашнее задание:

Нарисовать иллюстрации к вступлению к поэме «У Лукоморья дуб зелёный…», выучить наизусть отрывок «У Лукоморья дуб зелёный…».

Источник: https://www.azbyka.kz/tema-s-pushkin-zhiznennyy-i-tvorcheskiy-put-pisatelya-vstuplenie-k-poeme-u-lukomorya-dub-zelyonyy

Урок по теме

Урок литературы в 5 классе на тему:  У лукоморья дуб зелёный..

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: знакомство учащихся с историей создания пролога к поэме «Руслан и Людмила», с отношением поэта к устному народному творчеству; формирование умения анализировать лирическое произведение; совершенствование навыков выразительного чтения.

Оборудование урока: мультимедийная установка; презентация Microsoft PowerPoint.

Ход урока

Слайд 1, 2

Рассматривание портрета Пушкина.

I. Вступительное слово учителя.

В Петербурге, после окончания лицея, Пушкин написал первое крупное литературное произведение «Руслан и Людмила». Поэма свидетельствовала о дальнейшем росте литературной самостоятельности гения Пушкина.

Слайд 3

Поэма имела громадный успех. Она раскупалась нарасхват.

Слайд 4

Василий Андреевич Жуковский подарил Пушкину свой портрет со следующей надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила»».

Слайд 5

Зато критики, сторонники устарелых книжных теорий в искусстве, пришли от нее в ужас. В вольном обращении Пушкина с преданиями старины, в самом языке они увидели проявление недопустимых с их точки зрения демократических стремлений: «Обратите ваше внимание на новый ужасный предмет, возникающий посреди океана российской словесности».

В 1828 году Пушкин пишет пролог к поэме «Руслан и Людмила». Пролог был ответом Пушкина на споры по поводу его поэмы, утверждающим, что и простонародное может быт

прекрасным. Одновременно пролог стал своего рода художественным исследованием волшебной сказки.

Слайд 6

III. Обмен мнениями о прослушанном.

  1. Каково общее настроение этого текста?
    (Радостное, так как читатель встречается со сказками, а сказка для народа – такой же праздник, как нарядно расшитый костюм, ярко расписанная игрушка).

  2. Кто же рассказывает читателю сказки? (Поэт рассказывает сказки, переданные ему чудесным котом.)

Вы прослушали вступление – пролог к поэме Пушкина «Руслан и Людмила».

Эти строки можно назвать мощным, ярким вступлением ко всему сказочному творчеству великого поэта.

IV. Словарная работа

Слайд 8

Лукоморье – старинное народное название изогнутого морского берега. Берег, словно лук, изогнулся..

Слайд 9

Неведомые (дорожки) – незнакомые.

Слайд 10

Невиданные (звери) – неизвестные, такие, которых никто не видел.

Слайд 11

Брег песчаный – (устар.). То же, что и берег.

Слайд 12

Витязь – В Древней Руси: отважный, доблестный воин.

Слайд 13

Чредой – (устар.). То же, что очередь.

Слайд 14

Пленяет – взять в плен.

Слайд 15

Темница – место заключения.

Слайд 16

Над златом чахнет – над золотом сохнет.

Дети объясняют с помощью учителя значение данных слов.

V. Работа учащихся по вопросам, раскрывающим тематическое, композиционное и языковое своеобразие пролога

Слайд 17

  1. Какова общая тема произведения?
    (Тема сказки получает главное направление: «Там чудеса…». Словами там чудеса Пушкин указал на самое важное: мир сказки прекрасен, а красота ее в чудесном).
  2. Есть ли в прослушанном вами прологе традиционные для народной сказки зачин и концовка? (Есть).
    Найдите их в тексте, а затем еще раз внимательно прослушайте. Одинаково ли они читаются? (Зачин и концовка читаются с разной интонацией).
  3. В чем причина этих изменений?
    (Волшебная атмосфера зачина передается таинственной интонацией, а концовка читается с мягким юмором, так как заключительные слова пробуждают нас ото сна. Сказка кончилась, она такой же вымысел, как и те угощения, которые «отведал» рассказчик, средствами самой сказки Пушкин разомкнул тот чудесный мир, в который он ввел читателя).
  4. С какой целью автор вводит в текст устаревшие, вышедшие из употребления слова? (С помощью этих слов автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством).

VI. Конкурсное чтение учащимися пролога по заданию

Первое, что бросается в глаза, – мозаичность. Весь сказочный мир дробится на ярки кусочки. Маленькими отрывочками мы и будем читать текст, передавая таинственный мир сказки.

Слайд 18

VП. Знакомство с произведениями художников, иллюстрирующих пролог. Рассматривание картин художников: Б.Парилова, В.Дудорова.

Мозаичное построение пролога уже на протяжении полутора веков привлекает внимание художников. Дайте название картинам словами из текста.

VШ. Беседа по вопросам с целью выяснения художественных особенностей текста.

  1. Какие произведения устного народного творчества вы вспоминаете, слушая
    «У лукоморья… »? («Кощей Бессмертный», «Марья Маревна», «Баба Яга», «Василиса Прекрасная» и другие).
  2. Какие сказки А.С.

    Пушкина, сохранившие художественные особенные особенности русских народных сказок вы помните?
    («Сказка о золотом петушке; «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане» «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и его работнике Балде».

Х. Д/3 Выучить наизусть пролог.

27.05.2012

Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/623957/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.