Шаблон урока по ФГОС с самоанализом

Самоанализ урока

Шаблон урока по ФГОС с самоанализом

В современной педагогике выделяют несколько видов самоанализа урока, каждый из которых затрагивает отдельную составляющую часть всего урока. Вот приблизительная классификация видов самоанализа:

  • Краткий — самый простой вид, дающий главную оценку уроку: каковы были задачи, выполнены ли все заявленные цели урока.
  • Структурный, или поэтапный — анализ каждого этапа урока, каждого элемента, и, что не менее важно, анализ взаимосвязи этих этапов и элементов урока.
  • Структурно-временной. Во время такого самоанализа учитель анализирует время, которое затрачивается на тот или иной этап урока, рациональное использование отведенного времени. Помогает понять, не была ли затянутой, к примеру, проверка домашнего задания, не мало ли времени было отведено времени на практическое применение нового правила или стоило уделить больше внимания объяснению новой темы.
  • Комбинированный — это оценка основной дидактической цели урока и его структурных элементов.
  • Дидактический — анализ методов и приемов, использованных учителем для достижения главной дидактической цели: формирования ЗУН.
  • Аспектный анализ — полная и подробная оценка отдельного аспекта урока: например, использование развивающих методов, использование приемов дифференцированного обучения, проверка ЗУН учащихся, применение технологии проблемного обучения, использование ИКТ на уроке и т.д.
  • Полный самоанализ. Этот тип самоанализа совмещает дидактический, аспектные виды анализа, проверку ЗУН учащихся и оценку результативности урока.
  • Психологический — оценивает, как учитель обеспечивает внимание учащихся на каждом этапе, как проводит индивидуальную работу, как используется мотивация и т.д.
  • Комплексный — объединяет в себе все вышеперечисленные типы анализов. Такой вид самоанализа применяется для оценки целого ряда уроков (например, при проведении аттестации учителя).

Примерные алгоритмы самоанализа урока

Самоанализ не обязательно должен затрагивать все аспекты урока. Все зависит от того, ради чего проводится открытый урок: был ли это урок для подтверждения категории или в рамках недели по предмету, или в рамках фестиваля творческого мастерства и т.д.

Вот несколько примеров алгоритмов, которые помогут учителю составить свой самоанализ:

Самоанализ урока, проведенного в рамках конкурса, фестиваля и т.д.

  • В чем заключается ваше педагогическое кредо, и как урок помог вам отразить это?
  • Объясните выбор содержания урока и выбранной технологии.
  • Какие методы и приемы использованы на уроке и оценка их эффективности.
  • Что удалось/не удалось осуществить?
  • Что можно было бы изменить в ходе урока, нужны ли эти изменения? Если да, то почему?

Краткий план комплексного самоанализа урока 

Выбор темы урока, его место в программе. Связь данного урока с предыдущими, и его влияние на следующие уроки.

Краткая характеристика класса: количество сильных/слабых учеников; какие особенности класса были учтены при планировании урока.

Краткий анализ целей и задач урока и оценка их реализации.

Выбор формы урока и приемов/методов, использованных на уроке, взаимосвязь теории и практики. Целесообразно проанализировать основной этап урока подробнее. Так легче показать взаимосвязь всех этапов урока, показать, как остальные этапы работали на главный, основной этап.

Обосновать выбор дидактического материала, ТСО, наглядности. И как это помогло достичь заявленных целей.

Как организован контроль знаний учащихся (на каком этапе, в какой форме). Оценить эффективность выбранного метода.

Психологическая атмосфера на уроке, заинтересованность учащихся, общение с учителем. Удалось ли избежать перегрузки, утомляемости, сохранить мотивацию?

Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с учетом особенностей класса и степенью усвоенности нового знания.

Как вы сами оцениваете результаты урока: все ли задачи решены, если нет, то почему?

В двух словах: перспективы вашей дальнейшей деятельности.

Таким образом, самоанализ урока помогает учителю взглянуть на свой урок со стороны, объективно оценит его «плюсы» и «минусы». Это рефлексия, позволяющая выделить неучтенные резервы, выработать свой стиль, сформировать свое педагогическое кредо.

Самоанализ открытого урока

Как правило, учителя пишут самоанализы уроков к аттестации, при проведении открытых уроков, однако завуч или методист может провести анализ и обычного урока, чтобы понять, как учитель сам оценивает проведенный урок — достигнуты ли поставленные цели, был ли урок успешен или нет, какие ошибки допустил учитель.

Пример и образец самоанализа урока

Начинающие учителя часто затрудняются с составлением схемы самоанализа урока и написанием самого анализа, поэтому на нашем сайте создан специальный раздел и образцами и примерами самоанализов уроков по всем предметам.

Эти примеры и образцы находятся на этой странице, просто выберите нужные вам примеры и скопируйте или скачайте на свой компьютер.

Имея перед глазами примеры, составленные опытными учителями, вам будет не трудно провести самоанализ своего урока.

Самоанализ урока по ФГОС

  • Обозначьте тему урока.
  • Приведите краткую характеристику класса: сколько детей в классе, количество сильных/слабых учеников, какие психологические особенности учеников были учтены в ходе подготовки к этому уроку.
  • Укажите тип урока по ФГОС. Напишите, как вписывается урок в план изучения темы, как будет работать на дальнейшее изучение темы.
  • Укажите УУД, которые были запланированы на урок, и какие способы выбраны для их формирования.
  • Перечислите методы и формы, выбранные для каждого этапа? С какой целью выбран тот или иной метод, ожидаемые результаты.
  • Сформулируйте, в чем заключается главный этап, как другие части урока работают на него.
  • Проанализируйте, насколько рационально выделено время для каждого вида работы и для каждого этапа урока. Насколько логично выстроена структура, как организованы связки между этапами урока.
  • Какие наглядные, дидактические материалы, ТСО были использованы на уроке. Соответствует ли отбор этих материалов поставленным целям?
  • Контроль усвоения ЗУН: на каком этапе урока проводился, как организован, в какой форме.
  • Ваша оценка результатов проведенного урока: удалось ли достичь поставленных целей? Если нет — укажите причину, в чем возникло затруднение?

Источник

Запись опубликована в рубрике Методика преподавания. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Источник: https://yataal.wordpress.com/2016/04/30/%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0/

Самоанализ урока в начальной школе по ФГОС: схема, пример и образец

Шаблон урока по ФГОС с самоанализом

С введением современных инноваций в образовательную отрасль особую актуальность обретает качественный самоанализ урока в начальной школе по ФГОС. Школе нужны новые учителя, профессиональные и компетентные, владеющие новейшими педагогическими технологиями, готовые к дальнейшему самосовершенствованию и саморазвитию.

Специфика внедрения ФГОС

По мере внедрения в современную школу федеральных государственных стандартов второго поколения, среди задач, поставленных перед учителем, приоритетными считают развитие у школьников универсальных учебных навыков, подразумевающих умение анализировать полученную информацию, выполнять контроль своей работы.

Для того чтобы учителю было проще работать, был разработан самоанализ урока в начальной школе по ФГОС. Не все педагоги в реальности способны адекватно оценивать свою деятельность, поэтому образцы, предлагаемые профессионалами, актуальны, помогают молодым специалистам справляться с задачами, поставленными перед ними.

Особенности оценки проведенного занятия

Самоанализ урока по ФГОС – важный момент деятельности любого педагога современной школы. Урок является логически завершенным, целостным, ограниченным временными рамками отрезком учебно-воспитательного процесса.

Он состоит из сложного взаимодействия главных элементов учебного процесса: целей, задач, содержания, методов, средств, форм, взаимосвязанной деятельности педагога и учеников.

Самоанализ урока в начальной школе по ФГОС основан на определенных правилах, но не исключает творческой составляющей.

При составлении поурочного планирования педагог опирается на педагогические и психологические закономерности образовательного процесса, требования, выдвигаемые образовательными стандартами.

Самоанализ урока в начальной школе по ФГОС является необходимым элементом педагогического творчества.

Учитель оценивает урок «со стороны», осознает его как явление, осмысляет совокупность личных теоретических знаний, приемов, способов работы во взаимодействии с конкретными учениками и классом.

Образец самоанализа урока

Самоанализ урока по ФГОС является рефлексией, которая позволяет оценить слабые и сильные стороны деятельности педагога, выявить неиспользуемые ресурсы, некоторые особенности индивидуального стиля преподавания. Предлагаем пример самоанализа.

“Тема урока: “Приставка как отдельная часть речи”.

Урок был проведен по программе Н. Ф. Виноградовой “Начальная школа. 21 век”.

Тип занятия: урок ввода новых знаний.

В качестве цели занятия было определено получение информации о приставке. В ходе урока она была достигнута в полном объеме.

Удалось сформировать у ребят представление о способах нахождения приставки в словах.

Считаю, что на занятии в полном объеме были реализованы метапредметные задачи. Школьники работали в группах, индивидуально, совершенствовали свою речь, развивали зрительную память.

Среди недостатков проведенного урока отмечу нехватку времени на проведение физминутки.

Продолжительность каждого этапа урока: ввод новых знаний, закрепление полученной информации, объяснение домашнего задания – полностью соответствовала временным рамкам.

Особое значение было отведено отработке полученных знаний. Для этого были предложены разноуровневые задания на группы. Для самооценки каждому ученику предлагались индивидуальные упражнения, учитывался уровень обученности, осуществлялся дифференцированный подход к каждому ребенку.

Этап повторения предыдущего материала не был включен в структуру урока, так как акцент сделан на получение новых знаний. Домашнее задание дано в достаточном объеме, учитывались индивидуальные особенности каждого ребенка.

Все задачи и цели достигнуты в полном объеме. Урок удался, ребята получили полную информацию по рассматриваемому вопросу”.

С помощью такой оценки педагогического мастерства учителя можно выявить основные затруднения, своевременно оказывать педагогу поддержку и помощь, наблюдать за профессиональным ростом.

Критерии оценивания современного урока

Часто у экспертов возникает проблема адекватной оценки профессионализма аттестуемого педагога. Самоанализ урока в начальной школе по ФГОС по математике проводится по определенному алгоритму. Данная процедура предполагает мысленное деление урока на отдельные компоненты. Учитель сравнивает собственную деятельность с теми задачами, которые были им предварительно поставлены на урок.

Кроме того, самоанализ урока в начальной школе по ФГОС по математике подразумевает и оценку самостоятельной работы школьников, поиск реальной ценности урока. Анализ любого занятия подразумевает сравнение собственной профессиональной деятельности отдельного учителя с теми критериями, которые утверждены Министерством образования РФ.

Алгоритм анализа

Схема самоанализа урока по ФГОС подразумевает анализ построения учебного процесса на уроке, выявление оптимальных учебных задач, оценку рациональности подобранных учителем форм, содержания, методики обучения. Эффективность отдельного занятия определяется не задачами, которые были поставлены педагогом, а знаниями, усвоенными учениками во время занятия.

В процессе оценки учебного процесса выявляется уровень решения воспитательных, образовательных, развивающих задач подрастающим поколением. Самоанализ урока в начальной школе по ФГОС по русскому языку направлен на сопоставление развивающих, учебных, воспитательных задач с полученными результатами.

Разновидности анализа

Существует несколько вариантов оценки своей педагогической деятельности современными педагогами.

Первый вид связан с кратким (оценочным) анализом, предполагающим проведение оценки учебно-воспитательного направления учебного занятия, анализом достижения основных целей и задач.

Например, самоанализ урока в начальной школе по ФГОС по окружающему миру составляется педагогом с учетом программного содержания, направленности предмета.

Поэтапный анализ

Структурный анализ представляет собой оценку и выявление доминирующих элементов занятия, их целенаправленность, которая обеспечивает развитие познавательного интереса учащихся.

Системный анализ в современной школе рассматривает урок в виде единой системы с позиций осуществления основной дидактической цели. Он предполагает решение всех развивающих задач на уроке, создание педагогом условий для формирования умений и навыков школьников, формирования знаний, отработки практических умений.

Полный анализ

Полный самоанализ урока в начальной школе по ФГОС по окружающему миру рассматривается в виде системы, включающей в себя оценку полной реализации задач учебного занятия. Данный анализ необходим для изучения и полноценного разбора всех структурных элементов урока.

Структурный и психологический анализ

Структурно-временной вид анализа рассматривается в педагогике как вариант оценки рациональности применения на отдельных промежутках урока временных рамок.

Комбинированный вариант проверки результативности работы педагога подразумевает оценку главной дидактической цели урока и анализа основных структурных элементов занятия. Психологический анализ направлен на проверку соблюдения учителем психологических требований к учебному занятию.

Аспектный и комплексный анализ состоят во взаимосвязи содержания, целей, методик и форм организации урока. Среди самых распространенных типов анализа лидируют:

  • краткий;
  • комплексный;
  • полный;
  • аспектный.

Как составить полноценный самоанализ урока в начальной школе по ФГОС? Пример схемы анализа, приведенный ниже, можно использовать на любом учебном предмете.

  1. Указывается общая информация: календарная дата, наименование школы, фамилия, имя, отчество педагога, тематика урока.
  2. Анализируется соблюдение санитарно-гигиенических норм и выполнение требований техники безопасности.
  3. Рассматриваются основные моменты урока, продолжительность и предназначение каждого структурного элемента занятия. Анализируется сочетание управления и самоуправления в классе, групповая, парная, индивидуальная, совместная работа. Оценивается этап закрепления и повторения учебного материала.
  4. Сравниваются цели, поставленные педагогом на урок, со степенью их усвоения.

Кроме того, во время самоанализа осуществляется оценка содержания учебного занятия с позиций решения общих дидактических принципов:

  • научность предполагает учет инновационных педагогических методик;
  • наглядность состоит в использовании графической информации, записи материала;
  • последовательность предполагает логическое построение излагаемого материала, отсутствие цикличности, акцент на сложные понятия и термины;
  • связь с практикой, ориентация содержания учебной дисциплины на требования современного общества.

Заключение

Зачем нужен самоанализ урока по ФГОС? Образец структуры, предложенный выше, в полной мере отвечает на данный вопрос. Педагог, рассказывая коллегам о результатах своей деятельности, отмечает все положительные и отрицательные моменты.

Среди обязательных элементов, включаемых в самоанализ урока, выделим проработку методов деятельности педагога на учебном занятии. Учитель рассказывает коллегам о том, какими способами учащиеся привлекались к усвоению материала.

Оценивается в самоанализе и свобода владения темой школьников, учителя.

Не остается без пристального внимания и рациональность организации разноуровневых заданий, создание условий для помощи слабым ученикам. Самоанализ включает материал, касающийся методов закрепления и формирования интереса у учеников к преподаваемой дисциплине.

Особое место в оценке своей деятельности педагог должен уделять обратной связи со школьниками, созданию им условий для полноценного саморазвития каждого ученика. В выводах к проведенному занятию учитель отмечает полноту выполнения плана занятия, достижение цели, интересные и поучительные моменты.

Важна и та атмосфера, которая будет царить в процессе проведения анализа урока.

Если коллеги настроены доброжелательно и объективно, аттестуемому педагогу намного проще и комфортнее отметить недостатки, которые он для себя выявил в проведенном уроке (мероприятии).

После введения федеральных государственных стандартов второго поколения в структуру самоанализа были внесены некоторые изменения.

Классический вариант в новых реалиях уже не позволяет получать полноценную картину деятельности педагога, поэтому не применяется при диагностике профессионализма современного школьного учителя.

Источник: http://fb.ru/article/269444/samoanaliz-uroka-v-nachalnoy-shkole-po-fgos-shema-primer-i-obrazets

Структура урока по ФГОС — образец для школы

Шаблон урока по ФГОС с самоанализом

Рассмотрим, какие цели и задачи решает новая структура урока по ФГОС в основной школе в зависимости от типа урока. В статье приводим структуру занятия в начальных классах и пример структуры уроков по английскому и русскому языкам.

После принятия ФГОС, который в своей основе ставит развитие личности ребенка, традиционные педагогические техники и подходы к уркам были пересмотрены. Федеральным государственным образовательным стандартом была предложена новая структура урока по ФГОС – план-схема урочного занятия, реализация которой способствует достижению ключевых задач образовательного процесса:

  • повышению интереса учащихся к учебно-познавательной, поисковой и исследовательской деятельности;
  • развитию способностей школьников к самостоятельному поиску знаний, формированию у них универсальных учебных действий;
  • разработке качественно новой образовательной среды, которая способствует непрерывному саморазвитию подростков.

Структура урока по ФГОС в основной школе

Ранее было принято, чтобы урок состоял из стандартных содержательных блоков, количество и последовательность которых могла меняться в зависимости от типа занятия.

После организационного момента, на который отводилась пара минут, учитель проверял и оценивал выполнение домашнего задания, излагал и закреплял новую тему урока.  В конце занятия оглашались оценки.

Педагог, по сути, передавал свои знания, выступал в роли “оценщика”, неся персональную ответственность за успешность образовательных результатов. Безусловно, такая структура урока не позволяет решать задачи, актуальные для современного процесса обучения по ФГОС в основной и начальной школе.

Назрела необходимость создания новых условий, при которых сами учащиеся ответственны за поиск и качество усвоения знаний. Новые подходы к учебному процессу призваны повысить уровень детского самосознания, научить школьников быть уверенными, мыслить творчески, экспериментировать, искать новые решения.

В рекомендации читайте, каковы принципы мониторинга здоровьесберегающего потенциала урока, по каким параметрам его оценивать и какие диагностические методы использовать. Методическая помощь представлена специалистами системы «Завуч»

  • Как оценить здоровьесберегающий потенциал урока

Структура современного урока по ФГОС в основной школе выстраивается таким образом, чтобы обеспечить:

  • воспитательно-образовательный процесс, ориентированный на личность;
  • приоритет самостоятельной работы учащихся над деятельностью педагога;
  • преобладание практики над теорией, утверждение деятельностного характера обучения;
  • развитие и совершенствование универсальных учебных действий, способности к саморазвитию и самооцениванию;
  • выстраивание доверительного общения между учителем и коллективом детей, педагог становится наставником.

Типы уроков по ФГОС и их структура

На данный момент для основной школы выделены семь типов уроков. Типология учебных занятий остается на стадии разработки, поскольку педагогические поиски по этому направлению продолжаются. Однако хорошо известны общие показатели, отличающие структуру современного урока по ФГОС:

  • четкая формулировка педагогических целей и способов их достижения, учитель может выступать в роли наставника и сотрудника;
  • обеспечение развивающего, проблемного характера образования, что содействует поиску и новым открытиям, склонности к экспериментированию;  
  • позитивное начало и окончание занятия, благодаря которым формируется положительная мотивация, обретение у детей уверенности в собственных силах, готовности преодолевать сложности для достижения успешного учебного опыта;
  • учет возможностей, способностей учеников, их эмоционального настроя, который гарантирует обратную связь и возможность оперативного реагирования на проблему.

Разберем подробнее каждый из типов уроков по ФГОС в основной школе и их структуру.

1. Урок открытия нового знания.

Деятельностная цель урока заключается в формировании умений реализации полученных знаний на практике. Содержательная цель сводится к расширению понятийной базы учащихся за счет включения новых элементов.

Урок открытия нового знания по ФГОС имеет следующую структуру:

  • Мотивационный этап (этап самоопределения) к учебной деятельности (“надо”-“хочу”-“могу”). Длительность – 1-2 минуты.
  • Актуализация пройденного материала, самостоятельное выполнение пробной задачи, фиксирование затруднений. Длительность – 5-6 минут.
  • Проработка проблемных моментов: мест и причин; подготовка к преодолению затруднений. Выделяется 2-3 минуты.
  • Конструирование проекта выхода из затруднения (решения проблемы). Длительность – 5-6 минут.
  • Реализация проекта (5-6 минут)
  • Первичное закрепление учебного опыта, действия проговариваются вслух. Длительность – 4-5 минут
  • Самостоятельная работа с последующей самопроверкой – 4-5 минут
  • Рефлексия учебной деятельности – 2-3 минуты.

2.Урок комплексного применения знаний и умений по ФГОС (урок закрепления информации).

Деятельностная цель урока: научить школьников фиксировать собственные трудности, выявлять причины затруднения и способы их преодоления. Содержательная цель: повторение, закрепление и при необходимости коррекция изученных алгоритмов, правил, понятий и т.д.

  • Организационный этап.
  • Проверка домашнего задания; опорные знания учащихся воспроизводятся,  корректируются и актуализируются.
  • Постановка главной цели и задач урока; на этом этапе учащихся нужно мотивировать к учебной деятельности.
  • Первичное закрепление знаний. Решаются типовые задачи (в знакомой ситуации) и конструктивные (в измененной ситуации).
  • Получение знаний в новой ситуации (проблемные задания); творческое применение полученных навыков.
  • Выдача домашнего задания с инструктажем по его выполнению.
  • Подведение итогов урока (рефлексия).

3. Структура урока актуализации знаний и умений по ФГОС (урок повторения)

  • Организационный этап
  • Проверка домашнего задания, навыки и умения учащихся, нужные для творческого решения учебных задач, повторяются и  корректируются.
  • Обозначение цели и задач урока. Мотивирование учащихся к учебной деятельности.
  • Актуализация имеющихся знаний с целью подготовки к контрольному уроку (или изучению новой темы).
  • Знания и умения применяются на практике в новой ситуации.
  • Обобщение и систематизация знаний.
  • Школьников проверяют на предмет усвоения знаний, допущенные ошибки обсуждают и корректируют.
  • Выдается домашнее задание с порядком действий по его выполнению.
  • Подводятся итоги урока (рефлексия).

4. Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельных способностей и навыков структурирования и систематизации предметного содержания. Содержательная цель: построение распространенных деятельностных норм и выявление теоретических аспектов развития содержательно-методических линий курсов.

Структура данного типа урока по ФГОС:

  • Организационный этап
  • Обозначение цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности школьников.
  • Актуализация имеющихся знаний.
  • Обобщение и систематизация знаний для подготовки учеников к обобщенной деятельности/воспроизведению на новом уровне (вопросы формулируют по другому).
  • Знания и умения применяются на практике в новой ситуации.
  • Учащихся проверяют на предмет усвоения знаний, допущенные ошибки обсуждают и корректируют.
  • Подводятся итоги занятия (рефлексия). Формируются выводы по изученному материалу.

5. Структура урока по ФГОС коррекции знаний, умений и навыков

  • Организационный этап
  • Обозначение цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности школьников.
  • Подведение итогов диагностики навыков, знаний и умений. Определяются типичные ошибки и пробелы в знаниях, задаются пути их устранения и совершенствования. По результатам диагностики педагог планирует индивидуальные, групповые, коллективные способы обучения.
  • Выдается домашнее задание с порядком действий по его выполнению.
  • Подводятся итоги урока (рефлексия).

6. Структура урока развивающего контроля по ФГОС:

  • Организационный этап.
  • Обозначение цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности школьников.
  • Выявляются навыки, знания и умения, оценивается уровень владения общеучебными знаниями. Задания должны соответствовать школьной программе. Быть посильными для каждого ребенка.   
  • Контроль может быть в письменной форме, а может сочетать устную форму с письменной. Исходя из типа контроля, формируется его структура.
  • Подводятся итоги занятия (рефлексия).

Урок контроля знаний имеет деятельностную цель: формирование у школьников способностей к контролю. Содержательная цель сводится к контролю и самоконтролю освоенных понятий и алгоритмов. Уроки развивающего контроля длятся два часа, проводятся после изучения внушительного блока материалов, поэтому чаще используются для преподавания русского языка, физики, математики.   

7. Комбинированный урок

Совмещает различные методы обучения: повторение изученного материала, освоение новых знаний с последующим закреплением, промежуточный контроль.

Структура комбинированного урока по ФГОС:

  • Мотивационный этап (организационный момент).
  • Проверка домашнего задания, актуализация пройденного материала.
  • Создание проблемной ситуации, первичное усвоение знаний.
  • Проверка понимания (учащиеся выполняют стандартные задания по алгоритму, уровень сложности постепенно повышается).
  • Первичное закрепление, самостоятельная работа в парах или группах.
  • Выявление допущенных ошибок и их коррекция.
  • Обсуждение домашнего задания, рефлексия.

Структура урока по ФГОС в начальной школе

Уроки нового образца для младших школьников должны в полной мере отражать принципы ФГОС и соответствовать новым тенденциям образовательной практики. Структура урока по ФГОС в начальной школе должна быть реализована в пяти последовательных этапах, которые отражают процесс усвоения детьми учебного материала.

  1. Восприятие – отражение в сознании ребенка свойств отдельных предметов, процессов и явлений. Новая информация лучше воспринимается детьми, если выделять главные тезисы, предоставлять данные в рамках смысловых блоков.

  2. Осмысление – понимание учебного материала. На данном этапе школьники анализируют отдельные смысловые блоки, строят логические цепочки и алгоритмы, формулируют признаки или характеристики изучаемого объекта (явления), тренируются сравнивать, обдумывать, выделять ключевую информацию.

  3. Запоминание – сохранение знаний в памяти, выделение наиболее значимых элементов, запечатление нужного материала различными способами.

  4. Применение – использование усвоенных знаний на практике. Выполнение практикумов, тренировочных упражнений с возрастающим уровнем сложности, выявление ошибок и их коррекция.

  5. Обобщение и систематизация – сведение информации в единую систему.

Важно, чтобы педагог проводил самоанализ урока по ФГОС в зависимости от его типа и структуры. Это позволит скорректировать недочеты и сделать учебный процесс более эффективными. Предлагаем скачать карту самоанализа занятий и образец вопросов, которые следует задать для оценки каждого из этапов урока по ФГОС.

Источник: https://www.menobr.ru/article/65324-qqq-18-m4-struktura-uroka-po-fgos

Самоанализы уроков – База разработок – Сообщество взаимопомощи учителей Педсовет.su

Шаблон урока по ФГОС с самоанализом

Самоанализ урока

Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами.

Цель анализа заключается о выявлении методов и приемов организации деятельности преподавателя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам.

Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы преподавателя и учащихся.

Многим учителям проще провести несколько открытых уроков, чем написать их самоанализ. Педагогу кажется, что проверяющие “придираются”, выискивая недочеты, а проверяющие уверены, что просто обязаны найти “ляп” или несоответствие, чтобы помочь учителю осознать свои пробелы.

Да и как учитель может обучать рефлексии детей, если сам не вполне владеет этим искусством?

Виды анализа и самоанализа урока

В современной педагогике выделяют несколько видов самоанализа урока, каждый из которых затрагивает отдельную составляющую часть всего урока. Вот приблизительная классификация видов самоанализа:

  • Краткий — самый простой вид, дающий главную оценку уроку: каковы были задачи, выполнены ли все заявленные цели урока.
  • Структурный, или поэтапный — анализ каждого этапа урока, каждого элемента, и, что не менее важно, анализ взаимосвязи этих этапов и элементов урока. 
  • Структурно-временной. Во время такого самоанализа учитель анализирует время, которое затрачивается на тот или иной этап урока, рациональное использование отведенного времени. Помогает понять, не была ли затянутой, к примеру, проверка домашнего задания, не мало ли времени было отведено времени на практическое применение нового правила или стоило уделить больше внимания объяснению новой темы.
  • Комбинированный — это оценка основной дидактической цели урока и его структурных элементов.
  • Дидактический — анализ методов и приемов, использованных учителем для достижения главной дидактической цели: формирования ЗУН.
  • Аспектный анализ — полная и подробная оценка отдельного аспекта урока: например, использование развивающих методов, использование приемов дифференцированного обучения, проверка ЗУН учащихся, применение технологии проблемного обучения, использование ИКТ на уроке и т.д.
  • Полный самоанализ. Этот тип самоанализа совмещает дидактический, аспектные виды анализа, проверку ЗУН учащихся и оценку результативности урока.
  • Психологический — оценивает, как учитель обеспечивает внимание учащихся на каждом этапе, как проводит индивидуальную работу, как используется мотивация и т.д.
  • Комплексный — объединяет в себе все вышеперечисленные типы анализов. Такой вид самоанализа применяется для оценки целого ряда уроков (например, при проведении аттестации учителя).
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.