Практический проект по биологии Строение растительной и животной клетки

Растительная и животная клетка, таблица сравнения в строении и жизнедеятельности, вывод

Практический проект по биологии Строение растительной и животной клетки

> Наука > Биология > Сравнение особенностей растительной и животной клетки

По своему строению клетки всех живых организмов можно разделить на два больших отдела: безъядерные и ядерные организмы.

Для того чтобы сравнить строение растительной и животной клетки, следует сказать, что обе эти структуры принадлежат к надцарству эукариот, а значит, содержат мембранную оболочку, морфологически оформленное ядро и органеллы разного назначения.

  • Сравнение животной и растительной клетки
  • Краткое сравнение растительной и животной клетки
  • Общие признаки строения
  • Что из этого следует

Сравнение животной и растительной клетки

РастительнаяЖивотная
Способ питанияАвтотрофныйГетеротрофный
Клеточная стенкаНаходится снаружи и представлена целлюлозной оболочкой. Не меняет своей формыНазывается гликокаликсом — тонкий слой клеток белковой и углеводной природы. Структура может менять свою форму.
Клеточный центрНет. Может быть только у низших растенийЕсть
ДелениеОбразуется перегородка между дочерними структурамиОбразуется перетяжка между дочерними структурами
Запасной углеводКрахмалГликоген
ПластидыХлоропласты, хромопласты, лейкопласты; отличаются друг от друга в зависимости от окраскиНет
ВакуолиКрупные полости, которые заполнены клеточным соком. Содержат большое количество питательных веществ. Обеспечивают тургорное давление. В клетке их относительно немного.Многочисленные мелкие пищеварительные, у некоторых — сократительные. Строение различно с вакуолями растений.

Особенность строения растительной клетки:

  • Есть пластиды;
  • Присутствует прочная целлюлозная оболочка;
  • Автотрофный тип питания;
  • Синтез макроэргических соединений, который происходит в хлоропластах и митохондриях;
  • Наличие крупных вакуолей;
  • Ядерный центр присутствует только у низших растений;
  • Минеральные соли находятся в виде кристаллов (включений).

Особенность строения животной клетки:

  • Пластиды отсутствуют;
  • Непрочная клеточная оболочка, которая называется гликокаликсом;
  • Гетеротрофы;
  • Синтез макроэргических соединений (АТФ) осуществляется исключительно в митохондриях;
  • Вакуоли только мелкие, крупные отсутствуют;
  • Ядерный центр есть у всех эукариот;
  • Минеральные соли растворены в цитоплазме.

: атф это что за вещество — состав, функции и роль в организме.

Краткое сравнение растительной и животной клетки

  • Если сравнивать эти две структуры, важным отличием является способ питания: все растения относятся к автотрофам. Для животных органические вещества являются главным источником углерода, которые попадают в организм вместе с пищей, таким образом они относятся к гетеротрофам.
  • У растений есть пластиды для фотосинтеза, которые обуславливают их цвет (хромопласты — красные, хлоропласты — зеленые и лейкопласты — бесцветные), во втором типе клеток хлоропласты отсутствуют.
  • Снаружи растения покрыты плотной оболочкой, которая называется плазматическая мембрана и состоит из целлюлозы, тогда как у животных наружная мембрана представлена гликокаликсом.

: сколько у человека хромосом?

Общие признаки строения

  1. Все ядерные структуры покрыты очень тонкой мембранной оболочкой, которая ограждает их от взаимодействия с внешней средой. С помощью специальных наростов, называемых складкам, они очень близко прилегают друг к другу.

    Обмен веществ осуществляется через специальные отверстия — поры, которые пронизывают мембрану.

  2. Главным органоидом всех типов клеток растений и животных является ядро.

    Чаще всего оно находится в центре и может содержать одно или несколько ядрышек, которые, в свою очередь, синтезируют белок и структуры РНК.

  3. В обеих структурах содержится бесцветная полужидкая цитоплазма, которая заполняет пространство между ядром и мембраной.

    В ней находятся органоиды и запасные питательные вещества.

  4. Важным является генетический код, который наследуется одинаково.
  5. Обмен веществ и энергии происходит по одинаковому принципу.
  6. Одинаковый процесс деления, т.к.

    и животная, и растительная могут делиться путем митоза.

  7. Имеют одинаковую химическую составляющую.
  8. Сходный состав органоидов (ЭПС, Аппарат Гольджи, рибосомы, лизосомы, митохондрии).

: формы естественного отбора это что, значение термина в биологии.

Что из этого следует

  1. Принципиальное сходство в особенностях строения и молекулярного состава клеток растений и животных указывает на родство и единство их происхождения, вероятнее всего, от одноклеточных водных организмов.

  2. В составе обоих видов содержится множество элементов Периодической таблицы, которые в основном существуют в виде комплексных соединений неорганической и органической природы.
  3. Однако различным является то, что в процессе эволюции эти два типа клеток далеко отошли друг от друга, т.к.

    от различных неблагоприятных воздействий внешней среды они имеют абсолютно разные способы защиты и также имеют различные друг от друга способы питания.

  4. Растительная клетка главным образом отличается от животной крепкой оболочкой, состоящей из целлюлозы; специальными органоидами — хлоропластами с молекулами хлорофилла в своем составе, с помощью которых осуществим фотосинтез; и хорошо развитыми вакуолями с запасом питательных веществ.

Отзывы и комментарии

Источник: https://obrazovanie.guru/nauka/biologiya/sravnenie-osobennostej-rastitelnoj-i-zhivotnoj-kletki.html

Особенности строения растительных и животных клеток. 9-й класс

Практический проект по биологии Строение растительной и животной клетки

Разделы: Биология

Цели:

  • Образовательная: формирование знаний об органоидах клетки, их строении и функциях, отличительных особенностях растительной и животной клеток и принципиальном единстве их строения; формирование единой картины живой природы и взаимосвязи ее компонентов.
  • Развивающая: формирование умений самостоятельной работы, установления причинно-следственных связей, умения сравнивать, обобщать, аргументировать свой ответ; развитие навыков работы со структурно-логической схемой; формирование познавательного интереса обучающихся к изучению цитологии.
  • Воспитательная: воспитание интереса к познанию живой природы, воспитание патриотических чувств, гордости за соотечественников, внесших вклад в развитие биологии.

Оборудование: таблицы «Животная и растительная клетка», раздаточные карточки, микроскопы, микропрепараты, рабочие листы.

Мотивация учебной деятельности: почему клетки отличаются?

Требования:

Ученик должен

  • Знать строение растительной и животной клеток в связи с выполняемыми функциями, их сходства и отличительные особенности;
  • Знать основные органоиды, входящие в состав эукариотической клетки;
  • Уметь определять по рисункам и на препаратах разные типы клеток;
  • Уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Ход урока

Добрый день!

А что это значит? Значит день наш по-доброму начат.

День новых знакомств, впечатлений, А может и нового знанья рождение…

Приглашаю вас на торжественное открытие Лаборатории мысли. Право для открытия предоставляется обучающимся …

(фанфары)

Я вас поздравляю.

Давайте пожелаем друг другу удачи.Итак, в путь. Куда нас приведет мысль?

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (СТАДИЯ ВЫЗОВА)

17 век – век открытий, противоречий и взлетов в искусстве, науке, литературе.

17 век – это времена, когда люди обращаются к природе, видя в ней истоки жизни. Природа во всем: в музыке, живописи, литературе. Вы слышите, звучит музыка великого композитора Антонио Вивальди, который жил и творил в это время?

(звучат «Времена года» Вивальди)

Это шум весеннего ручейка, щебет птиц в голубом небе. Это тихий шелест листвы, стрекотание кузнечиков, мурлыканье кошки, мелодичная игра на флейте. В этом веке появились и прекрасные полотна с картинами природы.

В этом же веке появилась целая плеяда прогрессивных естествоиспытателей, которые пытались проникнуть в самые сокровенные тайны природы.

Кого вы сможете назвать?

Роберт Гук. Весьма благодарен я этому итальянцу Галилео Галилею, который создал прибор по имени «микроскоп». Он помог мне увидеть нечто весьма интересующее весь свет. Я чувствую, что стою на пороге великих открытий. Везде: на сердцевине бузины, на стебле камыша, на пробке любого дерева под микроскопом я увидел…

Что увидел Роберт Гук? (ячейки, целлюлы, клетки)

О, чудо! О, красота и вечная гармония природы!

Кто еще пытался проникнуть в сокровенные тайны природы?

Антони ван Левенгук. Эта капелька застоявшейся воды из лужи, что стоит во дворе моем, давно уже позеленела. Да, впрочем, что же я смогу увидеть в ней (без энтузиазма склоняется над микроскопом).

О, что я вижу! В этой капельке грязной воды встретился мне целый мир маленьких живых существ. Мир, который трудно понять и объяснить.

Эти маленькие зверушки очень забавные, они кувыркались, прыгали, резвились, и, кажется, были очень счастливы в жизни… (на доску помещаются простейшие).

О чем нам поведал Левенгук? ( о простейших)

О, этот 17 век – век великих открытий, чудной музыки.

Много времени прошло с тех пор, на смену пришел 18 век, потом 19. Это время в науке было наполнено открытиями, фактами и противоречиями. Итальянец М. Мальпиги, англичанин Н. Грю, чех Я.-Э. Пуркинье, немцы М. Шлейден и Т. Шванн, наш соотечественник Карл Бэр внесли свой вклад в изучение законов природы.

(звучит произведение П.И. Чайковского «Времена года»)

Вы, конечно, узнали эту прекрасную музыку, символ эпохи 19 века, музыку П.И. Чайковского. Прекрасные «Времена года» снова напоминают нам о вечной связи с природой, о единстве всех ее частей.

Природа, понятие жизни всегда прекрасны и в произведениях великих композиторов, в полотнах великих художников, в открытиях великих ученых биологов. Но все это – красота ощущаемая.

А давайте попробуем заглянуть внутрь этой красоты, и, может быть, эта невидимая внутренняя красота восхитит нас не меньше и даст нам возможность узнать чуть больше об этой стороне живой природы.

А чем же представлена внутренняя красота?

Представьте, что вы заглянули внутрь живого организма… (на доску помещаются разные живые организмы).

Из каких структур состоят организмы животных?

(из клеток)

Из каких структур состоят организмы растений?

Грибы?

Правильно, из клеток. Возьмем, к примеру, дом стоит Из тыщи кирпичей, И мир природы состоит Из маленьких частей. Так клетка, кажется мала! Но в микроскоп взгляните: Ведь это целая страна…

В которой очень много загадок…

Сегодня мы с вами познакомимся с особенностями строения клеток растений и животных.

Формулирование темы урока.

Тема: «Особенности строения растительных и животных клеток».

Лабораторная работа.

II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Путеводителем в нашей лаборатории мысли станут рабочие листы, пробелы в которых вы будете заполнять по ходу урока. А задания дадут пищу для серых клеточек вашего мозга, как любил отмечать Эркюль Пуаро.

Клетка – удивительный и загадочный мир, который существует в каждом организме. Иногда организм представляет собой одну клетку, а иногда состоит из миллионов. А все ли клетки одинаковые?

Задание 1.

Составьте на доске и в тетрадях кластер «клетка».

Вы уже знаете о клетках многое. Изучили внутреннее строение клеток.

А все ли клетки имеют одинаковое строение?

У нас есть так называемое Древо предсказаний . Поместите на него органоиды, которые входят в состав клеток. У вас на столах есть листочки с этого дерева. Но помещаете лист, называя обязательно выполняемую функцию.

А все остальные в рабочих листах работают с таблицей, сопоставляя органоиды с их строением и выполняемой функцией.

Задание 2.

Используя текст учебника и стихотворение , установите соответствие между органоидами, их строением и выполняемыми функциями. Прокомментируйте свой ответ.

ОрганоидСтроение Функции
1. Наружная цитоплазматическая мембранаБарьерная, транспортная, рецепторная (восприятие сигналов из окружающей среды)
2. ЯдроРегуляция функций в клетке, хранитель наследственной информации
3. ПластидыФотосинтез, окраска частей растения, запасающая
4. МитохондрииЭнергетические станции клетки, участвуют в процессах аэробного клеточного дыхания.
5. Гранулярная эндоплазматическая сетьСинтез белка
6. Агранулярная эндоплазматическая сетьСинтез углеводов и липидов
7. РибосомыСвободные рибосомы синтезируют белок, необходимый для жизнедеятельности клетки, прикрепленные – белок, выводящийся из клетки, белки мембран и лизосом.
8. ЛизосомыВнутриклеточное переваривание ВМС
9. Клеточный центрСборка микротрубочек
10. Жгутики, ресничкиДвижение
11. ВакуольТургор, окрашивание клеток
12. Опорный аппарат (микротрубочки, микрофиламенты)Опора
13. Комлекс ГольджиСинтез полисахаридов, модификация олигосахаридов. Сборка мембран из веществ.
14. Клеточный центрСборка микротрубочек
15. ЦентриолиУчаствуют в образовании базальных телец ресничек и жгутиков и в образовании митотического веретена

Обменяйтесь тетрадями и осуществите взаимопроверку.

А каждая ли клетка имеет все эти органоиды?

Задание 3.

Изучите строение клеток под микроскопом, используя инструкцию.

  1. Протрите готовый микропрепарат тампоном.
  2. С помощью зеркала наведите свет в отверстие в предметном столике.
  3. Закрепите микропрепарат на предметном столике с помощью зажимов.
  4. Опустите тубус.
  5. Рассматривая в окуляр объект, поднимайте с помощью винтов объектив.
  6. Рассмотрите микропрепарат. Выделите в нем основные части. Сравните с рисунками на раздаточном материале.
  7. Сравните строение растительной и животной клеток. Результаты оформите в виде таблицы.
ПризнакиРастительная клеткаЖивотная клеткаГрибная клетка
Клеточная стенка+
целлюлоза
+
хитин
Пластиды+
Крупная центральная вакуоль++
ЦентриолиТолько у низших+Не у всех
Запасное веществокрахмалгликогенгликоген

Сделайте вывод об отличительных особенностях растительной клетки и запишите его в рабочий лист.

Вывод: особенностями строения растительной клетки, отличающей ее от животной являются:

А) наличие прочной клеточной стенки, состоящей из целлюлозы; Б) наличие пластид, в которых происходит первичный синтез органических веществ;

В) наличие развитой системы вакуолей, обусловливающих осмотические свойства клеток.

III. ОБОБЩЕНИЕ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Задание 4 (работа по цепочке).

Правила этой работы:

  1. Говорят все.
  2. Право на молчание.
  3. Никакой критики.
  4. Не повторяться.

Докажите, что данная клетка является растительной.

А внимательным экспертом будет …

Задание 5 (работа по цепочке).

Докажите, что данная клетка является животной.

Задание 6.

Какие особенности строения сближают грибы с растениями?

Какие особенности строения сближают грибы с животными?

Задание 7 «Инсерт».

Найдите ошибки в тексте.

Этот органоид – важнейшая структура клеток эукариот. Представляет собой центр управления клетки и хранилище информации о ней. Имеет шарообразную форму, отделено от цитоплазмы оболочкой, состоящей из одной мембраны. Обычно этот органоид имеется в клетке в единственном экземпляре.

А этот органоид несет энергетическую функцию. Имеет свою генетическую систему. Этих органоидов в клетках мало. У этого органоида две гладкие мембраны.

Задание 8 «Развитие монологической речи».

  1. Любой живой организм состоит из…
  2. Все многообразие клеток можно разделить на 2 группы по наличию оформленного ядра: … и …
  3. Не имеют четко оформленного ядра …
  4. Ядро содержится в клетках …
  5. К прокариотам относятся… и …
  6. К эукариотам относятся…, …, …
  7. Растительная клетка покрыта…, а животная имеет …
  8. Запасным веществом животной клетки является…
  9. А растительные клетки запасают …
  10. Оболочки растительных , животных и грибных клеток отличаются по содержанию основного вещества.
  11. Оболочки растительных клеток содержат…, животных клеток – …, грибных -…
  12. Единый план строения всех клеток свидетельствует об их … и ….

Составьте рассказ «Сравнительная характеристика растительной и животной клеток», заполнив пропуски.

Задание 9 «Мозговой штурм».

Известно, что с помощью методов глубокого замораживания можно консервировать не только продукты питания, но и живую ткань.

Действуя по специальной методике, охлаждая организм с помощью жидкого гелия или водорода соответственно до температуры -269 или -253, можно добиться полной остановки всех жизненных процессов. Положительный результат был достигнут в опытах с целым рядом живых организмов.

Также успешно замораживали и потом восстанавливали культуры человеческих тканей. Как можно использовать этот процесс для сохранения редких и исчезающих видов растений и животных?

Клетка, организм, планета…

Как они похожи, как они таинственны и неизведанны…

Много работы предстоит современным ученым и ученым будущего…

И человеку нет конца пути…

Самооценка знаний обучающихся (СОБСТВЕННО рефлексия)

  • Я УЗНАЛ…
  • Я УМЕЮ…
  • У МЕНЯ ЕСТЬ ВОПРОСЫ…

Рекомендации по оцениванию.

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: №26, ТЕСТ

Есть просто храм. Есть храм науки. А есть еще природы храм – С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он – свет в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь. Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

Завтрашний день будет таким, каким вы создадите его сегодня!

Удачи во всех ваших начинаниях! До свидания!

Презентация, Самоанализ урока.

4.05.2011

Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/595290/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.