Планирование, содержание и условия реализации коррекционных программ для детей с ЗПР

ᐉКоррекционная программа для детей с ЗПР. Адаптивная программа

Планирование, содержание и условия реализации коррекционных программ для детей с ЗПР

Врачи отмечают тревожную тенденцию по возрастанию в России заболеваемости ЗПР среди детей. Задержка психического развития обусловлена разными причинами, однако это не отменяет того, что с проблемой надо бороться. Одного медикаментозного вмешательства будет недостаточно.

Необходима комплексная работа педагога и других специалистов, которые помогут восполнить пробелы в знаниях, исправить речь, научить концентрации внимания и читать. Многие педагоги, которые специализируются на коррекционных работах с детьми с заболеванием, создают свои методики.

Некоторые программы действительно рабочие и помогают детям с ЗПР преодолевать симптомы.

Варианты программ для детей с ЗПР

Несмотря на то, что болезнь напрямую связана с обучением, программы при ЗПР мало связаны с учебными планами в школе. В коррекционных заведениях особые методы, длина занятий, есть возможность уделить время каждому ребенку в том количестве, в котором это надо.

Особый уклон делается на повторении материала и освоении тех навыков, которым не уделяется время в школе, так как считается, что они очевидны (например, чтобы резать бумагу ножницами сначала необходимо научиться их держать).

Размеренный темп занятий и интенсивная нагрузка на проблемные области помогает быстро догнать одногодок и перейти обучаться в обычные школы.

Такого результата добиваются несколькими вариантами программ для детей с ЗПР, выбор которой зависит от родителей.

Они, видя явную проблему с какой-то одной функцией (например, артикуляция) обращаются к узкопрофильному специалисту (например, логопеду). Профессионал выстраивает индивидуальный график работы.

Кроме того, есть проверенные методики работы с детьми с ЗПР, которые основаны на комплекте рабочих программ для детей с ЗПР.

Общие принципы программ развития

Главное в работе с детьми – сохранять баланс и развивать речь и другие области (память, внимание, эмоции, интеллект, чтение и т.д.). Несмотря на то, что у пациента могут быть ярко выраженные проблемы в какой-то одной области, из-за их взаимосвязи приходиться объединять упражнения, захватывая все сферы.  Помимо этого, программы имеют общие направления работы:

  • Физическое направление – занятия должны быть построены таким образом, чтобы у ребенка была возможность для активного отдыха и подвижных упражнений. Помимо занятий выстраивается правильный рацион питания, режим сна. Родители должны с вниманием относиться к физическому здоровью и психологическому спокойствию, так как это залог успешного обучения.
  • Психологическое – обучения социальным и другим навыкам. Сюда входить общение, умение отвечать на вопросы, вести себя в коллективе.
  • Сенсорно-моторное — замедленное развитие сказывается не только на интеллектуальных и эмоциональных особенностях. В случае, когда наблюдается дисфункция моторной и сенсорной системы, необходима работа и в этом направлении.
  • Познавательное – у пациента с ЗПР наблюдается отсутствие фактических знаний и  опыта из-за слабой памяти. Этот пробел легко заполнить, если правильно смотивировать и не ограничивать детей в познании окружающего мира.
  • Эмоциональное – задержка в развитии отображается и на эмоциональных реакциях, которые часто отстают на несколько лет. Выражается в повышенной эмоциональности, любви к играм и нелюбви к интеллектуальным нагрузкам. Требуется обучение контроля над эмоциями и понимание эмоций других.

Какие дети могут участвовать в программах

Все дети, у которых диагностирована ЗПР, имеют право получить помощь специалистов. Более того, есть разные методики, позволяющие справиться с отклонением любой тяжести.

Работа с ребенком выстраивается по индивидуальному алгоритму, который зависит от фактического возраста, развития навыков и способностей. Кроме того, диагноз подразумевает задержку в развитии, а не нарушения или патологию, а значит, любые проблемы исправимы.

Образовательная и коррекционная программа для детей с ЗПР

Образовательно-коррекционная программа для детей с ЗПР проводится специально обученными людьми. Предназначена она для дошкольников и учеников младшей школы.

Методика позволит достичь сразу нескольких целей, среди которых выделяют:

  • обучение навыкам коммуникации;
  • подготовка для жизни в обществе;
  • заполнение пробелов в знаниях об окружающем мире;
  • стимулирование к познанию, интеллектуальной деятельности;
  • развитие речи;
  • обучение базовым навыкам (чтение, счет).

Для этого были разработаны упражнения, которые позволяют детям проявить себя:

Вид деятельностиПримеры заданий
Игровая:Сюжетно-ролевые игры;Игры по правилам;Игры в группе.
Коммуникативная и социальная:Беседа и поддержание диалога о работе родителей, своем городе.Рассказ о себе: имя, фамилия, возраст, имена членов семьи.Обучение названиям транспорта, дней недели, порам года, геометрическим фигурам.Пространственное ориентирование: лево, право, вниз, вверх.Сопоставление предметов по цветам, размерам и т.д.
Исследовательская:Изучение окружающей среды: растения, животные, погода, общество.
Обучение:Состав чисел 1-10, арифметика.Счет предметов, ответы на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?».Понимания смысла обобщающих слов (транспорт, фрукты, мебель) и слов-направлений (между, впереди, перед, раньше).
Развитие речи:Находить звук в слове,упражнения на артикуляцию,деление звуков на гласные и согласные,узнавать буквы,составлять схемы предложений.
Литература:Знакомство с детскими сказками, пословицами, загадками.Умение пересказать прочитанное, отвечать на вопросы.Обучение слушать других.Заучивание стихов наизусть – развитие памяти.Театрализация прочитанного.
Самостоятельность:Обучение бытовым навыкам в доме и на улице.
Изобразительное искусство:Лепка, рисование, аппликация – развитие мелкой моторики рук
Музыкальная:Пение и понимания смысла музыки
Двигательная:Зарядка: детей учат бросать мяч, ловить предметы, строиться в ряд, прыгать на месте и бегать по кругу.

Помимо этого обязательны логопедические упражнения, которые включают дыхательную и ую гимнастику. Разминка кистей рук – пальчиковая гимнастика.

С ребенком проходят задания, назначенные дефектологом, логопедом и другими специалистами.
Образовательно-коррекционная работа с детьми тесно связана с развивающей программой из-за схожести целей.

Проводиться как индивидуально, так и в небольших группах.

Особенности психокоррекционной программы

Психокоррекционная программа для детей с ЗПР направлена на формирование и коррекцию общего уровня эмоционального и психического развития.

Методика позволяет сформировать основные алгоритмы психических процессов и поведения в разных ситуациях. Корректируется эмоциональный фон, ребенок становиться спокойнее и знакомиться с волей, целеустремленностью.

Психокоррекционная программа обучает планированию и самоконтролю.
Курс состоит из упражнений и игр:

УпражненияИгры
Запоминание узора из геометрических фигурПредлагается собрать сюжет из картинок
Построение дорожек (например, от животных к их домам)Детям показывают изображение, которое надо запомнить. Они подробно описывают увиденное
Рисование несуществующих животных и рассказ о том, что они умеютПредоставить картинки, на которых надо найти 5 отличий
Рисование простых объектов (дом, цветок)

Тесно связаны с психокоррекционной работой и парциальные программы. Они подразумевают отдельную работу с каждым дефектом: понимание языка,  чистота речи, мелкая моторика и т.д. Парциальная программа служит дополнением к основной, и не может заменить комплексную работу.

Адаптированная программа

Адаптированная программа нацелена на ту группу детей с  ЗПР, которые были отданы в обычные школы. Для них создаются примерные программы, которые помогают в процессе школьного обучения.

Помощь специалистов детям с ЗПР

Важную роль в работе с детьми с ЗПР играет помощь специалистов, таких как дефектолог, психолог и логопед. Их программы разрабатываются индивидуально для каждого случая, ориентируясь на проблемы конкретного пациента. Специалисты отрабатывают постановку звуков, слоговую структуру. Они дают мотивацию учиться говорить правильно, ведь просто так малыш не будет повторять.

https://www.youtube.com/watch?v=2PZbDLhPmvo

Помимо постановки звуков, программа логопеда нацелена на развитие живого общения. Поэтому расширяется словарный запас, лексика и грамматика. Все это доводиться до автоматизма, то есть создаются схемы, которые будут использоваться в повседневной жизни.

Программы психолога при ЗПР разрабатываются, чтобы оказать эмоциональную поддержку. Нередко используется арт-терапия, чтобы оказать непрямое вмешательство в развитие.

Помимо специалистов, в развитии пациента участвуют и преподаватели в дошкольных учреждениях. Они следуют уже разработанным методикам, утвержденным Министерством образования РФ.

Программа Баряевой очень популярна среди работников дошкольных учреждений, которые работают с детьми с ЗПР. Она разделена по неделям и в каждой прописывается лексическая тема, которая будет развиваться. Заранее определяется словарь из 10-20 слов, над которыми предстоит работать. Также отводится мероприятие (праздник или игра), для эмоционального и качественного усвоения темы.

Программа Шевченко нацелена на работу с дошкольниками и часто используется дефектологами. Цель программы – ранняя коррекция психического развития. Дети обучаются писать, читать, считать, тренируют самоконтроль и самостоятельность. Учатся основам личной гигиены и культуры речи.

Программа Боряковой включает несколько направлений работы:

  • первичное исследование навыков и знаний, из чего делается прогноз для дальнейшей работы;
  • мотивация;
  • последующая работа специалистов, направленная на коррекцию проблем, обеспечение всестороннего развития, не только психического, но и физического;
  • формирование высших психических функций.

Программа Неретиной для детей с ЗПР ориентирована на познавательное и речевое развитие в процессе исследования окружающего мира. Упор делается на речь и подготовку к обучению в школе.

«Маленькие ступеньки» — это программа для детей с ЗПР, которая представлена серией книг. Например, одна из них посвящена развитию самообслуживания. Ребенок будет постепенно обучаться есть, пить, одеваться и умываться.

В некоторых коррекционных детских садах особое внимание уделяют музыке, которая положительно влияет на эмоциональное состояние. Поэтому была разработана программа по сольфеджио, которая учит воспринимать музыку, петь, ощущать ритм и играть на музыкальных инструментах.

Выводы

После того, как был поставлен диагноз ЗПР, необходимо выбрать подходящую программу развития. Важно помнить, что нарушения при ЗПР поддаются корректировке, а значит остается выбрать только подходящих специалистов. В зависимости от возраста и способностей, формируется подход обучении. Он может быть построен на играх, упражнениях, искусстве или музыке.

Источник: https://autizmy-net.ru/rabochie-korrektsionnyie-programmyi-dlya-detey-s-zpr/

Портал педагога | Планирование, содержание и условия реализации коррекционных программ для детей с ЗПР

Планирование, содержание и условия реализации коррекционных программ для детей с ЗПР

Орлова Светлана Васильевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ “Средняя общеобразовательная школа №1”
Населённый пункт: ЯНАО, Тюменская обл.

, Пуровский р-он, г. Тарко-Сале
Наименование материала: презентация
Тема: Планирование, содержание и условия реализации коррекционных программ для детей с ЗПР
10.03.

2017
Раздел: начальное образование

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

С.В. Орлова

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему:

«Планирование, содержание и условия реализации

коррекционных программ

для детей с ЗПР».

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

:

Определить условия проектирования и реализации

коррекционной программы для детей с ЗПР.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

– Изучить теоретическую и нормативную базу данной проблемы;

– Рассмотреть особенности развития детей с ЗПР и определить наиболее

эффективные программы коррекционного образования;

-Выделить требования к структуре, содержанию и условиям реализации

коррекционной программы на основе ФГОС ДО и Концепции Федерального

государственного образовательного стандарта обучающихся с ОВЗ.

Методологическое обоснование работы

История изучения данной проблемы отечественными и

зарубежными исследователями и обобщенный анализ

результатов исследования содержится в работах Т.А.

Власовой (1973-1976), Т.Б. Глезерман (1983), Ю.Г.

Демьянова (1970, 1988), В.В. Ковалева (1985), В.В.

Лебединского (1985) и других ученых.

Объект исследования

условия эффективности проектирования и реализации

коррекционной программы начального образования для

детей с ЗПР.

условия эффективности проектирования и реализации

коррекционной программы начального образования для

детей с ЗПР.

Предмет исследования

процесс разработки коррекционной программы начального

образования для детей с ЗПР в соответствии с их

образовательными потребностями.

Гипотеза исследования

Предполагается что обеспечение специальных условий

воспитанникам с особыми образовательными

потребностями – залог успешности коррекционно-

образовательного процесса.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Внедряя планирование, условия и реализацию

коррекционных программ дети с ЗПР достигают

наиболее полного прогресса в социальном развитии.

Социальная адаптация и реабилитация являются

основой системы психолого-педагогической помощи

как одной из важнейших условий наиболее

адекватного и эффективного вхождения ребенка или

подростка в социум.

СТРУКТУРА РАБОТЫ

Введение

2. Обеспечение системного комплексного воздействия на ребёнка с ЗПР

посредством проектирования и реализации коррекционной программы.

2.1.

Обеспечение

специальных

условий

воспитанникам

с

особыми

образовательными

потребностями

залог

успешности

коррекционно-

образовательного процесса.

2.2. Алгоритм разработки коррекционной программы для детей с ЗПР начальной

школы.

2.3.

Требование

к

структуре

и

содержанию

коррекционной

образовательной

программы.

2.4. Требования к условиям реализации коррекционной образовательной программы

начального образования.

3. Заключение.

4. Список литературы.

5. Приложение.

Своевременная организация коррекционного воздействия

является основным фактором, обуславливающим социальную

адаптацию и реабилитацию ребенка с ЗПР.

Своевременная организация коррекционного воздействия

является основным фактором, обуславливающим социальную

адаптацию и реабилитацию ребенка с ЗПР.

Исходя из этого, есть необходимость организации специального

образовательного пространства для достижения целей обучения и

воспитания.

Исходя из этого, есть необходимость организации специального

образовательного пространства для достижения целей обучения и

воспитания.

Образовательное пространство формируется культурными

традициями обучения детей разных возрастов в условиях семьи и

образовательных организаций.

Образовательное пространство формируется культурными

традициями обучения детей разных возрастов в условиях семьи и

образовательных организаций.

При разработке коррекционной программы необходимо

учитывать общие и особые, характерные только данной категории,

образовательные потребности воспитанников, формы и степени

тяжести задержки психического развития.

При разработке коррекционной программы необходимо

учитывать общие и особые, характерные только данной категории,

образовательные потребности воспитанников, формы и степени

тяжести задержки психического развития.

К детям с ЗПР относятся дети, не имеющие выраженных отклонений

в развитии

К детям с ЗПР относятся дети, не имеющие выраженных отклонений

в развитии

Как отмечает И.Ю.Борякова, у

большинства из них отмечается

полиморфная клиническая

симптоматика: незрелость

поведения, целенаправленной

деятельности на фоне быстрой

истощаемости, нарушенной

работоспособности,

энцефалопатических

расстройств.

Классификация К.С.Лебединской на

основе учета этиологии и патогенеза

основных форм ЗПР – «Программы

воспитания и обучения школьников с ЗПР»:

-по типу конституционального

психического и психофизического

инфантилизма;

-соматогенного происхождения

(с явлениями соматогенной астении и

инфантилизма);

-психогенного происхождения

(патологическое развитие личности по

невротическому типу, психогенная

инфантилизация);

-церебрально-органического генеза.

В

с о о т в е т с т в и и

с

т и п о м

з а д е р ж к и

о п р е д е л я ю т с я

коррекционные

условия.

Коррекционный

процесс

направлен

на

формирование

психических

процессов,

на

развитие

навыков

самоконтроля и регуляции деятельности.

Основной целью психологической коррекции детей с задержкой

психического развития является оптимизация их интеллектуальной

деятельности

за

счет

стимуляции

их

психических

процессов

и

формирования

позитивной

мотивации

на

познавательную

деятельность.

Алгоритм проектирования коррекционной основной

Алгоритм проектирования коррекционной основной

общеобразовательной программы

общеобразовательной программы

Изучение нормативных документов

Изучение нормативных документов

Изучение теоретических основ дифференциации ОП

Изучение теоретических основ дифференциации ОП

Изучение образовательных потребностей

Изучение образовательных потребностей

Подбор оперативных задач проектирования

образовательных маршрутов

Подбор оперативных задач проектирования

образовательных маршрутов

Контроль динамики хода коррекционной работы, внесение

изменений.

Контроль динамики хода коррекционной работы, внесение

изменений.

Определение планирования и форм работы участников ОП

Определение планирования и форм работы участников ОП

Определение стратегии и тактики коррекционной работы

Определение стратегии и тактики коррекционной работы

Программа

коррекционной

работы

включает

в

себя

взаимосвязанные

направления,

раскрывающие

её

основное

содержание:

диагностическое

коррекционно-развивающее

консультативное

информационно-просветительское

Структура и содержание коррекционной основной

Структура и содержание коррекционной основной

общеобразовательной программы

общеобразовательной программы

Структура и содержание коррекционной основной

Структура и содержание коррекционной основной

общеобразовательной программы

общеобразовательной программы

Структура

образовательной

программы

построена

по

трем разделам:

-целевой раздел

-содержательный раздел

-организационный раздел

Требования к условиям реализации коррекционной

Требования к условиям реализации коррекционной

основной общеобразовательной программы

основной общеобразовательной программы

– уважение взрослых к человеческому достоинству детей;

-использование форм и методов , соответствующих возрастным

и индивидуальным особенностям детей;

защита

детей

от

всех

форм

физического

и

психического

насилия;

поддержка

родителей

в

воспитании

детей,

охране

и

укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в

образовательную деятельность;

-создание необходимых условий для диагностики и коррекции

нарушений развития и социальной адаптации,

учет

возраста

детей,

их

состояния

здоровья,

специфики

Программы при наполняемости группы .

ВЫВОДЫ

ВЫВОДЫ

ВЫВОДЫ

ВЫВОДЫ

Начальное

образование

период

наиболее

интенсивного

формирования

познавательной

деятельности

и

личности

в

целом.

Задержка

психического

развития

у

школьников

это

временное

несоответствие

уровня

психического

развития

паспортному

возрасту

ребенка,

которое

проявляется

в

несоответствии интеллектуальных возможностей его возрасту

(негрубое

нарушение

познавательной

сферы),

личностной

незрелости,

преобладании

игровых

интересов.

Это

синдром

временного

отставания

психики

в

целом

или

отдельных

ее

функций

(моторных,

сенсорных,

речевых,

эмоциональных,

волевых).

Это

не

клиническая

форма,

а

замедленный

темп

развития.Задержка

психического

развития

это

нарушение,

которое

преодолевается

с

возрастом,

и

тем

успешнее,

чем

раньше

создаются

специальные

условия

для

обучения

и

воспитания ребенка.

ВЫВОДЫ

ВЫВОДЫ

ВЫВОДЫ

ВЫВОДЫ

Своевременная

организация

коррекционного

воздействия

является основным фактором, обуславливающим социальную

адаптацию и реабилитацию ребенка с ЗПР.

Общим требованием является формирование возрастных

психологических

новообразований

и

предпосылок

для

перехода к следующему возрастному этапу. Специфическими

требованиями

являются

создание

адекватных

условий,

учитывающих особенности психического развития ребенка с

ЗПР,

стандартизация

специальных

психолого-педагогических

условий.

Вы никогда не сумеете решить возникшую

проблему, если сохраните то же мышление и тот

же подход, который привел вас к этой проблеме.

Альберт Эйнштейн

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=19770

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.