Открытый урок по изобразительному искусству на тему Открытка (3 класс)

Поздравительные открытки

Открытый урок по изобразительному искусству на тему Открытка (3 класс)

  • Орлова Оксана Федоровна, учитель ИЗО и МХК

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Образовательная: ознакомление обучающихся с историей возникновения, видами, формами поздравительной открытки как формы общения между людьми.
  • Развивающая: формирование умения работать по плану, развитие художественно-творческого воображения обучающихся, аналитических способностей, совершенствовать навыки аппликации.
  • Воспитывающая: воспитание чувства товарищества, умения работать в коллективе, воспитание взаимовыручки, приучать соблюдать порядок на рабочем месте

Оборудование:

Для учителя: мультимед. проектор, компьютер, образцы открыток, план работы на каждую группу, лист взаимооценки, карточки новых знаний, ножницы, цветная бумага, клей, маркеры, фломастеры, краски, кисти, ватманы,

Ход урока

План: I. Организационный момент. II. Сообщение темы, цели урока. III. Сообщение познавательных сведений. IV. Практическая работа обучающихся. V. Закрепление пройденного.

VI. Завершение урока.

I. Организационный момент (1 мин.)

– Здравствуйте, присаживайтесь. Давайте оставим все проблемы за дверями класса, настроимся на хорошие добрые эмоции и постараемся получить новые знания и новые умения.

II. Сообщение темы, цели урока. (слайд 1-2)

– Ребята, скоро праздник – День учителя и сегодня на уроке мы познакомимся с видами, формами открыток. (слайд 3)

В день осенний, когда у порога Задышали уже холода, Школа празднует день педагога – Праздник мудрости, знаний, труда. День учителя! Вслушайтесь сердцем В эти звуки, что дороги нам. Всем, что связанно с юностью, детством

Мы обязаны учителям!

Школьные годы, пожалуй, самые незабываемые в жизни каждого из нас.

И главное место здесь занимает Учитель. Как говорил герой Олега Мягкова из любимого всеми фильма “Ирония судьбы…”, учителя и врачи — самые важные профессии и самые ответственные. Ошибки врачей и педагогов не проходят для людей бесследно. В последнее время слишком много негатива слышно в адрес наших учителей.

Но среди них есть люди, профессионалы, которые пришли в школу по призванию, по велению своего сердца! Сколько сил, труда, терпения и души Учителя вкладывают в каждого из своих учеников! Да… Нелегкое это дело — учить детей. Быть Учителем — это талант, данный свыше! «Учитель»- слово, которое в странах Востока пишут с большой буквы.

Ведь работа учителя требует колоссального терпения и постоянного профессионального совершенствования. Ее значение для формирования и развития общества невозможно недооценить. Служение, которое не знает каникул и перемен.

Россия всегда славилась своими педагогами: Константин Дмитриевич Ушинский, Антон Семенович Макаренко, Василий Александрович Сухомлинский, Александр Александрович Католиков, Борис Павлович Никитин, Виктор Федорович Шаталов, Михаил Петрович Щетинин и многие другие.

Во времена правления Романовых директор гимназии приравнивался по рангу к генералу, а учитель мог дослужиться до коллежского советника (полковника).

Сегодня профессия педагога — одна из самых распространенных профессий: в России их более 3 миллионов, и около половины из них — школьные учителя.

Около 20% россиян с высшим образованием имеют педагогическое образование. Учительский корпус постоянно растет: во второй половине XX века количество учителей на планете увеличилось более чем в два раза. Положение учителя — своего рода лакмусовая бумажка для любого общества. Если он обеспечен, уважаем, значит, государство заботится о будущем своей страны.

Открытка. Что мы знаем о ней?

III. Сообщение познавательных сведений.

– Ребята, вы уже достаточно взрослые, учитесь в 6 классе и в своей жизни, вероятно, каждый из вас не раз дарил открытки. А что вы знаете об открытках?

– Я предлагаю пополнить багаж наших знаний и посмотреть несколько слайдов.

(слайд 4)Откры́тка (первоначально откры́тое письмо́) — особый вид почтовой карточки для открытого письма (без конверта). Коллекционирование открыток называется филокартией.

Когда появилась открытка?

С позиции истории – не так уж давно: каких-то 150-200 лет назад. Путь появления открытки в каждой из стран был различным.

(слайд 5) Англичане говорят, что первая рождественская открытка появилась у них в 1794 году – сделал сэр Генри Коул. Можно считать, что история открытки в Британии началась именно с этой, посвященной рождеству. На ней была изображена счастливая семья, сидящая за празднично накрытым столом, а картинку дополняла подпись: «Весёлого Рождества и счастливого Нового года!»

(слайд 6) Французы, долго не думая, ответили бы, что именно они являются родоначальниками открытки. Во Франции она появилась во время франко-прусской войны. Солдаты писали весточки родным на карточках, а на обороте рисовали рисунки.

Одна из самых популярных версий истории возникновения открытки принадлежит французам. Согласно их мнению, открытка возникла во время франко-прусской войны.

У участвовавших в боевых действиях солдат часто заканчивалась писчая бумага и конверты, поэтому для того, чтобы передать весточку родным, они использовали вырезанные из картона прямоугольники.

На войне мало развлечений, поэтому многие солдаты, для того, чтобы отвлечься от тяжелых военных будней и невеселых мыслей, разрисовывали свои картонные прямоугольники. Один из таких разрисованных картонных прообразов попался на глаза книготорговцу Леону Бенардо из Бретани. Возможно, что именно так началась история создания открытки.

А китайцы (слайд 7)так и останутся при своём мнении: открытка их изобретение. Открытки эволюционировали из визитных карточек, культура которых была очень распространена в Древнем Китае.

Согласно китайскому этикету того времени, если посетитель не смог застать того человека, которого он хотел поздравить, он должен был оставить на пороге его дома свою визитную карточку с написанными на ней пожеланиями к празднику.

К тому же несмотря на то, что не понятно, где именно началась история почтовой открытки, дальнейшее ее развитие выглядит куда менее туманным. Так, в самом начале XIX века во Франции появилась иллюстрированная почтовая бумага. Так же примерно в то же время стало принято отправлять открытки и в Англии.

Однако в январе 1869 года в истории развития почтовой открытки произошло важное событие – австро-венгерское правительство приняло предложение профессора экономики Венской Военной Академии Эммануила Германа о создании «корреспондентской карточки» – очень похожей на современные открытки, – которую следовало посылать без конверта.

(слайд 8)Уже в 1871 году к инициативе Австро-Венгрии присоединись почтовые ведомства Англии, Швейцарии, Люксембурга, Бельгии, Дании и Голландии. Через год к этому списку добавились Швеция, Норвегия, Цейлон, а в 1873 – Франция, Испания, Румыни, Сербия и Чили.

(слайд 9) В России история создания открытки началась позднее – лишь в 1872 году появились первые открытые письма. Они не были иллюстрированы, и были выполнены на бумаге разных цветов.

Открытки, напечатанные на бумаге черного цвета, можно было отправлять как внутри города, так и в другие города, в зависимости от наклеенных марок.

Открытки на коричневой бумаге были предназначены для отправки внутри города, а зеленые – для иногородних отправлений.

Следующей важной вехой в истории развития открытки в России стал 1894 год, когда министр внутренних дел России разрешил выпускать бланки открытых писем частного изготовления – до этого монопольное право на выпуск открытых писем принадлежало почтовому ведомству.

Первыми иллюстрированными открытками в России стали фотографические видовые открытки с изображением достопримечательностей Москвы. Известна серия из пяти таких открыток, на которой есть надпись, позволяющая их датировать: “Дозволено цензурой. Москва. 18 ноября 1895 года”.

В России первые почтовые карточки-открытки появились в начале 1870-х годов. Но первые открытки были простыми, без украшений, почтовыми бланками. Иллюстрированные открытки стали издаваться только к концу Х1Х века.(слайд10

История поздравительных открыток в нашей стране началась в конце XIX века, когда в 1892 году были созданы одни из самых ранних открыток такого назначения.

(слайд 11)

Российская поздравительная рождественская открытка (конец XIX века – начало ХХ века).

После революции, в Советском Союзе открытки были сначала объявлены буржуазным предрассудком, однако со временем их производство вновь началось, поэтому все мы помним о прекрасных открытках, посвященных таким праздникам, как Новый Год, 23 февраля, 8 марта, День Победы, и 1 мая.(слайд 12)

В 90-е годы появились издательства, специализирующиеся на производстве открыток, которые не только продолжили историю художественной открытки в России, но и вывели российские открытки на новый уровень идей и качества производства.

Более того, сейчас наметилась новая страница этой истории.

С одной стороны, сейчас мало кто пользуется открытками по их прямому назначению – их сейчас редко отправляют по почте, для связи на расстоянии успешно применяются другие, более новые и оперативные средства коммуникации. Однако открытки часто дарят лично. Поэтому большое распространение получили открытки, сделанные вручную. (слайд 13-16)

Более того, hand-made открытками интересуются не только частные лица, – они часто становятся бизнес-подарками. Ведь вряд ли у кого-то поднимется рука выкинуть такие открытки, а потому они долго будут радовать людей своим внешним видом и одновременно – рекламировать компанию, их подарившую.

На Западе существует наука делтиология, которая изучает историю и символику открыток. Ученые, исследуя открытку, пытаются постичь феномены общественного сознания прошедших эпох. Однако это не приближает нас к разгадке главного секрета открытки – того, что позволяет этому маленькому кусочку картона служить проводником самых светлых чувств: любви, уважения и признательности.

Поздравляйте с открытой душой, а поможет вам в этом открытка!

Бывают открытки поздравительные, художественные, сувенирные и даже рекламные.

Что же означает слово открытка? В Большой Советской энциклопедии М.С.Забоченем дано известное определение филокартии (от греч. «φιλέω» — люблю и фр.«carte» — карточка), оно определяет открытки как почтовые карточки, или открытые письма которые предназначены для посылки по почте в открытом виде.

Нand-made – это открытки, сделанные собственными руками с использованием ткани, кожи, сухоцветов, минералов. Говорят, что у этих открыток есть душа.

IV. Практическая работа обучающихся.

Нарисовать, выполнить открытку в стиле hand-made , посвященную Дню Учителя.

V. Закрепление пройденного.

– В начале урока мы поставили цель. Как вы считаете, мы выполнили ее?

VI. Завершение урока

Домашнее задание.

– Подумайте над вопросом: какой формы может быть открытка? В альбоме зарисуйте несколько эскизов открыток разной формы.

VII. Рефлексия.

– Вам было интересно?

– Что нового вы узнали?

– С какими трудностями встретились?

– Мне было очень приятно поработать вместе с вами, спасибо за урок. Хочу пожелать вам дарить другим только хорошее настроение и тогда другие люди ответят вам тем же.

Список литературы:

  1. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М.: Просвещение, 1992
  2. Перевертень Г.И. Самолеки из бумаги. М.: Просвещение, 1983
  3. Программно-методичексие материалы. Изобразительное искусство. 5-9 классы/сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1998
  4. Ростовцев. Н.Н., Тереньтев А.Е. Развитие творческих способностей на уроках рисования. – М., 1976
  5. Журналы “Юный художник”

Использованные Интернет-ресурсы:

  1. http://gazetaravenclaw.narod.ru
  2. http://www.genon.ru
  3. handmade/hand_made

7.01.2013

Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/627275/

Презентация к уроку ИЗО по теме «Открытка ко «Дню матери»

Открытый урок по изобразительному искусству на тему Открытка (3 класс)

Тема: «Открытка ко «Дню матери»»

Цель урока: изобразить цветок при помощи ластика на заштрихованном и растушеванном листе бумаги.

Задачи:

  • формирование умения самостоятельно находить решения технических и художественных задач, отвечающих заданному условию, в построении композиции произведений декоративно-прикладного характера;
  • развитие любознательности, фантазии, воображения, творческого технического и художественного мышления;
  • воспитание любви к близким людям, способность видеть красоту природы.

Оборудование для учителя: альбомные листы, карандаши, готовая поделка (открытка в увеличенном виде), компьютер, интерактивная доска, слайды с изображением семьи и цветов, песня «Моя мама лучшая на свете» (слова Энтин Ю., музыка Буржов Ж.).

Оборудование для учащихся: альбомный лист, картон, цветной и простой карандаши, ластик.

Примечание: при подготовке к уроку учитель вместе изготовили черновик (лист бумаги закрасили цветным карандашом, после этого затушевали (растирается), заготовку для открытки (свернутый напополам лист белого картона, лицевая сторона которого закрашена цветным карандашом и затушевана).

Тема: «Открытка ко «Дню матери»»

Цель урока: изобразить цветок при  помощи ластика на заштрихованном и растушеванном листе бумаги.

Задачи:

  • формирование умения самостоятельно находить решения технических и художественных задач, отвечающих заданному условию, в построении композиции произведений  декоративно-прикладного  характера;
  • развитие любознательности, фантазии, воображения, творческого технического и художественного мышления;
  • воспитание любви к близким людям, способность видеть красоту природы.

Оборудование для учителя: альбомные листы, карандаши, готовая поделка (открытка в увеличенном виде), компьютер, интерактивная доска, слайды с изображением семьи и цветов, песня «Моя мама лучшая на свете» (слова Энтин Ю., музыка Буржов Ж.).

Оборудование для учащихся: альбомный лист, картон, цветной и простой карандаши, ластик.

Примечание: при подготовке к уроку учитель вместе изготовили черновик (лист бумаги закрасили  цветным карандашом, после этого затушевали (растирается)), заготовку для открытки (свернутый напополам лист белого картона, лицевая сторона которого закрашена цветным карандашом и затушевана).

Ход урока

1. Организационный момент.

– Проверьте, пожалуйста, чтобы у вас на столах были только карандаши – простой и цветной, ластик, специально подрезанный; альбомный лист; заготовка открытки и маленький квадрат (учитель показывает все предметы).

2. Вступительная беседа.

– Прежде чем приступить к работе, а работа предстоит достаточно сложная, но интересная и необычная, я попрошу вас расслабиться и послушать одну песенку. Вы наверняка не раз слышали ее. Когда вы будете её слушать, подумайте, почему именно эту песенку я включила.

Звучит песня «Моя мама лучшая на свете»

– Итак, как вы думаете, почему именно эта песня? (Учащиеся высказывают свои мысли).

3. Объявление новой темы.

Показ на  интерактивной доске появляется название темы и фотографии.

– Через два месяца – 29 ноября будет замечательный, светлый праздник – «День матери». Время летит не заметно, поэтому подготовиться к этому празднику нужно заранее. А как вы думайте, откуда вообще появился этот праздник и для чего он нужен? (Дети высказывают свои предположения).

– В России отмечать «День матери» стали сравнительно недавно. Хотя невозможно поспорить с тем, что этот праздник – праздник вечности: из поколения в поколение для каждого человека мама – самый главный человек в жизни. Основанный Президентом Российской Федерации в 1998 году, он празднуется в последнее воскресенье ноября.

– А какой подарок самый лучший?

– Подарок, выполненный своими руками.

– И вы уже догадались, кому мы с вами будем делать открытку в подарок. Догадались?

4. Объяснение и наглядный показ изделия.

– Вчера мы с вами проделали очень большую, трудоемкую работу для подготовки к этому уроку. Что мы сделали?

– Мы заштриховали маленький листок бумаги цветным карандашом, после этого его растушевали (растерли карандаш). После взяли альбомный лист, свернули пополам и продели точно такую же работу.

– Сегодня мы с вами завершим изготовление этой необычной открытки. И с помощью ластика сделаем рисунок – изображение цветка на открытке. Это делается на первый взгляд просто, но работа требует аккуратности и внимательности. Мы будем стирать ластиком карандаш, тем самым, получая рисунок. Этот художественный прием мы назовем «рисунок ластиком».

(Учитель записывает на доске).

– Посмотрите на эту открытку. В итоге всей вашей работы должна получиться похожая, но своя индивидуальная и необычная (учитель показывает готовую открытку).

– Скажите, какие материалы мы будем использовать для её изготовления? (Альбомный лист).

– Какие инструменты? (Цветной и простой карандаши, ластик).

Учитель показывает материал и инструменты. На доске появляются карточки:

  • материалы – бумага
  • инструменты – карандаш, ластик.

5. Коллективная работа с целью активизации мышления детей.

– Посмотрите на мою открытку. Я сделала такой цветок. Но мы с все разные и мамы у нас разные, поэтому предлагаю вам вспомнить, какие еще есть цветы. Я буду вам загадывать загадки, и мы с вами посмотрим, что у каждого цветка, своя удивительная и неповторимая форма.

Учитель загадывает загадки, после ответа на интерактивной доске появляется изображение цветка.

1. Голова на ножке, в голове горошки. Солнце жжёт макушку,

Сделать хочет погремушку. (Мак)

2. Рос шар бел, ветер дунул – улетел. (Одуванчик)

3. Я – травянистое растение С цветком сиреневого цвета. Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету. (Ирис – ирИс)

4. Все знакомы с нами: Яркие, как пламя, Мы однофамильцы С мелкими гвоздями. Полюбуйтесь дикими

Алыми …                  (Гвоздиками)

5. Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчики)

6. Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш)

7. Ярко-синий, пушистый
Он в хлебе родится, в еду не годится. (Василёк)

8. Стоит в саду кудряшка – белая рубашка.
Сердечко золотое, что это такое? (Ромашка)

– Итак, посмотрите, какой разной формы цветы. Выберите наиболее понравившийся вам цветок.

6. Самостоятельная работа учащихся.

Предварительная работа.

– Прежде чем приступить непосредственно к изготовлению открытки, вам нужно потренироваться. Во-первых, на чистом листе бумаги сделайте эскиз рисунка – то есть нарисуйте тот цветок, который хотите изобразить на открытке.

Во-вторых, мы не зря сделали с вами маленькую заготовку. На ней потренируйтесь, попробуйте ластиком стереть карандаш. Попробуйте стирать разными сторонами резинки – чтобы получилась толстая, широкая полоса. Короткая, длинная.

– Итак, приступаем к работе. Пробуем.

Учащиеся выполняют задание. Учитель помогает им, если это необходимо.

– Итак. Все готовы к изготовлению непосредственно открытки. С рисунком вы определились, попробовали на черновике. Приступаем к работе.

Школьники выполняют работу. Закрепление полученных навыков.

7. Выставка работ, просмотр и анализ работ, коллективное обсуждение по вопросам.

– Почему выбрал именно этот цвет?

– Почему выбрал цветок такой формы?

– Насколько выразительны линия и контур?

– Как ты думаешь, понравится ли маме?

Подведение итогов урока.

– Сложно ли было работать ластиком? Почему?

– Что понравилось? Что нет?

Александра Киль

 Презентация к уроку

Авторизуйтесь на сайте, чтобы скачать файл

Источник: https://www.o-detstve.ru/forteachers/educstudio/presentation/1025.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.