Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова.

Мягкий знак в словах как показатель мягкости

Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова.

Чтобы обозначить мягкость согласного в словах используется мягкий знак. Он может стоять в конце слова после согласного (пень, конь) или в середине слова между согласными (линька, дольки).

Мягкий знак может стоять в разных морфемах и между ними: в корне слова (пальто, соль), после корня перед суффиксом (деньки) и в суффиксе (сладенький, сладость, показатель).

Для обозначения мягкости согласного звука мягкий знак пишется:

1. На конце слова всегда:

  • В неопределенной форме глаголов (что сделать? что делать?) и в неопределенной форме глаголов перед -СЯ: читать, бросить, смеяться
  • В словах – приказах – глаголах в повелительном наклонении (не оканчивающихся на шипящие согласные): зааркань, исправь

2. В середине слова:

  • После мягкого [Л’] перед любым твердым или мягким согласным звуком: сальный, кольцо, пыльца. Исключения: толще, иллюстрация, иллюзионист, иллюзия.  
  • После мягкого согласного перед твердым: весьма, ходьба
  • После мягкого согласного перед мягкими [Г’], [К’], [Б’], [М’]: письмена́, серьги

Мягкий знак как показатель мягкости не пишется:

  • В сочетаниях ЧК и ЧН: свечка, скворечник, кочка, перечница
  • В глаголах 3 лица единственного числа перед –СЯ (если глагол отвечает на вопрос что делает?): слушается, читается, видится.
  • В сочетаниях:

СН – весна, песни

СТ – пустяк, крестец

ЗД – гво́здик, звезде

ЗН – размазня, казнил

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Сочетания ЧК/ЧН, ЩН, СТ/СН, ЗД/ЗН

Употребление заглавных (больших) букв

Безударный гласный в корне слова

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова

Правописание слов с чередованием гласных букв в корне

Слова с чередованием согласных букв в корнях

Грамматический мягкий знак после шипящих

Разделительный мягкий и твердый знак

Правописание приставок на -з / -с

Правописание приставок и предлогов

Сочетания – ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова

Буквы И – Ы после Ц

Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.

Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных

Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-

Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях

Гласные О, Ё, Е после шипящих

Слова с двойными (удвоенными) согласными

Правописание безударных окончаний имён существительных

Правописание безударных окончаний прилагательных

Правописание безударных личных окончаний глагола

Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах

Правописание “не” с глаголами

Перенос слов

Орфография и орфограммы 1-4 классов

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Упражнение 9, Канакина, Горецкий, Учебник

Упражнение 1, 2, Канакина, Горецкий, Учебник

Упражнение 3, Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Упражнение 4, Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Упражнение 194, Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 2, Климанова, Рабочая тетрадь

Упражнение 88, Полякова, Учебник

Упражнение 93, Полякова, Учебник

Упражнение 96, Полякова, Учебник

Упражнение 46, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

2 класс

Упражнение 203, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 107, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 58, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 61, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 63, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 2, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 36, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 44, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 117, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 10, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

3 класс

Упражнение 172, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 58, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 11, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 245, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 261, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 27, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 74, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 127, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 119, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

Упражнение 333, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

4 класс

Упражнение 271, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 100, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 177, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 212, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 147, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 57, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 164, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 57, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 8, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 281, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

5 класс

Упражнение 58, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

6 класс

Упражнение 21, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 33, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 249, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 343, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 344, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 349, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 378, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 401, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 426, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 509, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

7 класс

Упражнение 33, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 208, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 508, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

8 класс

Упражнение 332, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

© 2019 – budu5.com, Буду отличником!

Нашли ошибку?

Связаться с нами

Источник: https://budu5.com/manual/chapter/21

Ь –показатель мягкости согласных звуков. правила переноса слов с мягким знаком в середине. урок. русский язык 2 класс

Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова.

На этом уроке мы поговорим об удивительном знаке.

Этот знак – хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но часто в слово просится.

(Мягкий знак)

Мягкий знак – это особая буква в русском алфавите. Она не обозначает звука.

Рассмотрим картинки и назовём предметы.

Рис. 1. Угол (Источник)

Рис. 2. Уголь (Источник)

Это угол и уголь.

В слове угол последний звук Л звучит твердо.

В слове уголь звук Л' звучит мягко.

На письме, чтобы показать мягкость согласного звука, пишут мягкий знак, который указывает на то, что согласный мягкий.

Запомните: Ь – показатель мягкости согласного звука, после которого он стоит.

Назовём предметы, определив место Ь знака в словах.

Пальто, тюльпан, коньки – в середине слова.

Соль, тетрадь, пень – на конце слова.

Итак, мы узнали, что мягкий знак – это показатель мягкости согласного звука, встречается в середине слова и на конце.

Мягкий знак не обозначает звука. При фонетическом разборе мы должны это помнить.

Правила переноса слов с мягким знаком

Как известно, слова переносятся по слогам. Запомните: при переносе слов с мягким знаком в середине, мягкий знак нельзя отрывать от согласного, мягкость которого он обозначает.

Закрепление знаний на практике

Пальчик в слове 2 гласные А, И.

2 слога, мягкий знак в середине слова указывает на мягкость согласного звука Л.

Делим так: паль-чик.

Машенька в слове 3 гласные А, Е, А.

3 слога, мягкий знак в середине слова указывает на мягкость согласного звука Н.

Делим так: Ма-шень-ка.

Допишем слово с мягким знаком к таким словам: ел, брат, мел, жар, шест, банка, уголки. Проверим: ел – ель, брат – брать, мел – мель, жар – жарь, шест – шесть, банка – банька, уголки – угольки. Как мы видим, изменилось значение слов, согласный звук стал мягким, изменилось количество букв, а количество звуков осталось прежним.

Выпишем слова в два столбика. В первый столбик запишем слова, в которых мягкость согласного звука обозначается буквами Е, Ё, Ю, Я, И. Во второй – слова, в которых мягкость согласного звука обозначается мягким знаком.

Носик, есть, котик, курица, зорька, пальма, Ваня, рис, осёл, сталь, пальто, василёк, роль, пыль.

Проверим:

носик                         есть

котик                         зорька

курица                       пальма

Ваня                           сталь

рис                             пальто

осёл                            роль

василёк                      пыль

Вставим букву и разделим слова для переноса. Пальто, больница, мальчик, рельсы, васильки, жильцы, школьники, тоненький, беленький, серенький, учительница.

Проверим себя.

Во всех словах нужно написать мягкий знак – показатель мягкости согласного звука. Для переноса слова делим так: паль-то, боль-ни-ца, маль-чик, рель-сы, ва-силь-ки, жиль-цы, школь-ни-ки, то-нень-кий, бе-лень-кий, се-рень-кий, учи-тель-ни-ца.

При переносе слов с мягким знаком в середине отрывать его от согласного нельзя.

Выпишем в столбик слова, в которых букв больше, чем звуков. Объясним почему, укажем количество букв и звуков. Малыши, коньки, лесок, сок, тень, олень, гусь, рыбаки, портфель, утро.

Проверим:

Коньки – 6 б.,5 зв.

Тень – 4 б., 3 зв.

Олень – 5 б., 4 зв.

Гусь – 4 б., 3 зв.

Портфель – 8 б., 7 зв.

Звуков меньше, чем букв, потому что мягкий знак не обозначает звука.

На следующем уроке мы узнаем, как правильно пишутся слова с сочетаниями ЧК, ЧН, ЩН, и закрепим эти знания на практике.

Список рекомендованной литературы

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” (Источник).  
  2. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” (Источник).    
  3. Samarapedsovet.ru (Источник).          

Рекомендованное домашнее задание

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012. Выполни упр. 97 С. 68.
  2. Вставьте, где нужно, мягкий знак на месте пропуска в словах: осен…, пол…яна, рул…, пул…и, пыл…ца, лож…ка, лин…ка.
  3. * Используя полученные на уроке знания, начерти табличку-напоминание о мягком знаке.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/2-klass/zvuki-i-bukvy/pokazatel-myagkosti-soglasnyh-zvukov-pravila-perenosa-slov-s-myagkim-znakom-v-seredine

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.