Лэпбук в работе логопеда.

Портал образования |

Лэпбук в работе логопеда.

Шестак Елена Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ “ЦРР-детский сад №6 “Родничок”
Населённый пункт: гп.Межозерный, Верхнеуральский район, Челябинская область
Наименование материала: методическое пособие
Тема: “Логопедический лепбук”
18.02.2018
Раздел: дошкольное образование

Краткая аннотация методического пособия

«Логопедический лэпбук»

Шестак Елена Владимировна

Учитель-логопед МДОУ «ЦРР-детский сад №6 «Родничок»

г..п.Межозерный, Верхнеуральский район, Челябинская область

2018год

Дидактическое пособие «Логопедический лэпбук» представляет собой

папку в 3 разворота. На страницах папки имеются различные кармашки,

которые заполняются практическим материалом. Порядок расположения

кармашков позволяет логопеду сохранять структуру логопедического занятия,

что обеспечивает реализацию всех коррекционных задач. В

пособии представлены игры и упражнения, наглядный материал,

нацеленные на развитие всех компонентов речевой системы (фонетику,

словарь, грамматику, связную речь, и на развитие зрительного восприятия,

мелкой моторики. Все материалы пособия несут в себе познавательную и

развивающую функции.

Занятия с лэпбуком можно проводить с одним ребенком или подгруппой

детей.

Пособие адресовано логопедам ДОУ для организации коррекционной

работы по автоматизации и дифференциации , поставленных звуков,

закрепления знаний по лексическим темам с детьми старшего возраста.

Пояснительная записка.

Актуальность.

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать

их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и

грамотно выражать свои мысли – это наиболее насущные проблемы, стоящие

перед дошкольным учреждением. Правильная речь – один из показателей

готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного усвоения грамоты

и чтения.

Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и

обучения детей дошкольного возраста показал, что количество

детей,

имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет.

Увеличилось

число воспитанников с проблемами психического плана –

гипервозбудимость, недостаточная работоспособность, быстрая

утомляемость, пассивность, несформированность или недоразвитие высших

психических функций.

Часто логопеды, и не только начинающие, испытывают затруднения в

организации и проведении индивидуальных занятий. Действительно,

многократные повторения одного и того же материала утомляют не только

ребенка, но и взрослого. А от повторений никуда не деться, когда нужно

отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать,

узнавать звук, а затем правильно его произносить.

При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно

помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть

стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в

желании заниматься. Это достигается использованием сюрпризных

моментов, игровых фрагментов, увлекательных заданий и упражнений, при

выполнении которых процесс обучения и научения превращается в

интересную игру.

«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача

первоначального обучения».

К.Д. Ушинский

Таким образом, для достижения максимальной эффективности в

коррекционном процессе, от учителя-логопеда требуется решение сложных

задач поиска эффективных форм и методов работы по исправлению речевых

нарушений.

В целях реализации данной проблемы в 2016-2017 учебном году было

разработано и внедрено в систему коррекционной работы

многофункциональное пособие «Логопедический лэпбук».

“Лэпбук” (lapbook) – в дословном переводе с английского значит

“наколенная книга” (lap – колени, book – книга).

Лэпбук – представляет собой папку или другую прочную картонную

основу, на которую наклеены маленькие книжки (мини – книжки — простые

и фигурные, в виде кармашков, гармошек, рисунков, небольших текстов и

т.д.), в которых организован и записан изучаемый материал.

Лэпбук – это современное доступное средство обучения, способствующее

взаимодействию всех участников образовательного процесса, отвечает

требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной

предметно-развивающей среде:

трансформируемость – лэпбук позволяет менять пространство в

зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся

интересов и возможностей детей;

полифункциональность – использование папки в различных видах

детской активности. Лэпбук можно использовать для работы с детьми

как индивидуально, так и с подгруппой ;

вариативность . В лэпбуке существует несколько вариантов

использования каждой его части;

доступность лэпбука обеспечивает все виды детской активности,

обеспечивает доступность и для детей с ОВЗ, и для детей-инвалидов,

возможно использование в любом помещении, где осуществляется

образовательная деятельность, в том числе и на прогулочном участке

ДОУ;

насыщенность – периодическая сменяемость игрового материала,

обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых

материалов, стимулирующих активность детей.

В пособии отражены следующие разделы:

• дыхательная гимнастика («Сдуй бабочку», «Дождик», «Ветерок»,

«Снежинка» и т.д.);

• артикуляционная гимнастика (артикуляционные упражнения, символы

гласных звуков, характеристика согласных звуков);

• пальчиковая гимнастика, «Су-джок»;

• развитие сенсорики («Волшебный мешочек»).

• автоматизация звуков («слоговые дорожки», «Повторялки», чистоговорки,

скороговорки и т.д.);

• развитие фонематического слуха и звуко-буквенного анализа слова

(«Логопедическое лото», «Звуковая цепочка», «Звуковые дорожки»,

«Прочитай слово по первым звукам», «Волшебный паровозик», «Чего не

стало», «Веселая рыбалка» и т.д.);

• развитие связной речи по лексическим темам («Составь рассказ по серии

картинок», «Повтори стихотворение» и т.д,);

• грамматический строй («Предлоги»);

• мелкая моторика («Тактильные дорожки», «Игры с палочками»,

«Шнуровка», «Собери бусы», «Нарисуй букву», «Волшебная проволочка» и

т.д.);

• зрительное восприятие («Собери картинку», «Увлекательные лабиринты»);

Таким образом использование в работе учителя –логопеда данного пособия

позволяет решать одновременно несколько задач:

1.Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику и тактильные

ощущения.

2.Автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки, обучать

звуковому анализу с элементами обучения грамоте.

3.Развивать лексико-грамматические категории и связную речь.

4.

Развивать психические процессы: восприятие, внимание, память.

5.Развивать зрительную координация, умение ориентироваться на плоскости.

Алгоритм использования данного пособия можно проследить на примере

занятия по автоматизации звука «р». (Приложение№1) Аналогично можно

проводить занятия по автоматизации и дифференциации других звуков.

Дидактический материал заполняется логопедом исходя из его конкретных

задач. Материал постоянно пополняется, что способствует постоянному

профессиональному росту педагога и повышению его творческой активности.

В целях повышения эффективности коррекционной работы к изготовлению

дидактического материала к проведению игр и упражнений привлекаются

родители воспитанников, что позволяет «включить» их в образовательный

процесс, повысить их компетентность и заинтересованность .

Пособие имеет практическую ценность, так как в игровой,

непринуждённой форме ребёнок охватывает весь комплекс программных

задач. При традиционном подходе основная нагрузка падает на самый

мощный слуховой канал, тогда как зрение, на которое в естественных

условиях приходится 80% поступающей информации, хронически остаётся

недогруженным, а это важнейший вид памяти, который несёт немаловажную

ответственность за запоминание и усвоение материала. Знания дошкольника

становятся прочнее и полнее.

Эффективность данного пособия состоит в том, что в процессе освоения

игр у ребёнка повышается познавательная активность. Принцип активности

ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике

такого рода активность сама по себе возникает не часто, она является

следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации

педагогической среды, т. е. применяемой педагогической технологии. К. Д.

Ушинский когда – то сказал, что знания будут тем прочнее, чем большим

количеством органов чувств они воспринимаются.

Постепенное выполнение заданий и упражнений позволяет формировать у

детей предпосылки учебной деятельности, развивает внимание, воспитывает

настойчивость, целеустремлённость в достижении конечного результата, а

это самый высокий показатель данного пособия.

Данное пособие обеспечивает педагогу экономию по времени подготовки и

проведению индивидуально – подгрупповых занятий с детьми по темам

предложенных блоков.

Источник: https://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=4758

Альманах педагога | Использование лэпбука в работе учителя-логопеда при постановке и автоматизации звуков

Лэпбук в работе логопеда.

Бушуева Ольга Николаевна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №54
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Использование лэпбука в работе учителя-логопеда при постановке и автоматизации звуков.
08.01.2019
Раздел: дошкольное образование

Использование лэпбука в работе учителя-логопеда

при постановке и автоматизации звуков.

В

современном

мире

нам

необходимо

выбрать

такое

направление

развития,

чтобы

шагать

в

ногу

со

временем.

Необходимо

осваивать

и

развивать

новые

модели.

Для

того,

чтобы

соответствовать

современным

требованиям, необходимо постоянно изучать, внедрять в свою работу новые

разработки

и

технологии,

заниматься

самообразованием,

тем

самым

повышать свой уровень профессиональной компетентности. Не мало важно

научиться

адекватно

реагировать

на

происходящие

изменения

в

сфере

образования,

уметь

работать

в

команде

единомышленников,

грамотно

и

качественно

организовывать

воспитательно-образовательную

работу

с

воспитанниками, эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с их

родителями

для

решения

образовательных

задач,

самостоятельно

осуществлять

наполнение

содержания

образования

и

адаптировать

его

с

учетом

возрастных

и

индивидуальных

особенностей

детей

конкретной

категории,

ориентируясь

на

требования

федеральных

государственных

образовательных стандартов

дошкольного образования. Главный принцип

федеральных

государственных

образовательных

стандартов дошкольного

образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной.

А мы с вами знаем, что вовлечь ребёнка в деятельность возможно лишь в том

случае, когда ему интересно, когда он увлечён, заинтересован и включается

с а м о с т о я т е л ь н о

в

и г р о в у ю

д е я т е л ь н о с т ь .

Игра – основной вид деятельности дошкольников. Сейчас в распоряжении

детей и взрослых большое количество самых разнообразных игр.

Работая учителем – логопед не первый год, приходишь к тому, что

классические приёмы несомненно дают колоссальную результативность в

работе, но не надо забывать и от том, что новое поколение воспитано на

новых технологиях и видениях. Меняется мир, меняется люди.

Одной

из

задач

работы

учителя

логопеда

является

коррекция

звукопроизношения. Умение

свободно

и

правильно

использовать

поставленный звук в самостоятельной речи формируется медленно.

Каждый педагог знает, как неинтересны детям бесконечные повторения

речевого материала во время автоматизации и дифференциации звуков на

индивидуальных

занятиях.

Действительно,

дошкольнику

сложно

даже

несколько минут просто повторять слова с автоматизируемым звуком. К тому

же, повторяя за учителем – логопедом определенные слова и фразы, ребёнок

психологически зажат. Неудивительно, что правильно и достаточно хорошо

повторив речевой материал за логопедом, выйдя из кабинета, дети забывают

все приобретённые произносительные навыки.

Ведь

хочется

увлечь

своего

воспитанника,

удивить

его,

вызвать

положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать материал. Так как же

сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в

то же время продуктивными для ребёнка?

Логопедический

опыт

показывает,

что

игра

способствует

более

успешному

овладению

детьми

знаниями,

умениями

и

навыками.

Она

становится

важным

направлением

коррекционной

работы

над

речевыми

нарушениями. Игра включает внимание, развивает произвольную память,

даёт возможность без труда переключаться с одного вида деятельности на

другой. С ней всегда легче запоминается. Ведь применение игровых приёмов

в коррекции звукопроизношения повышает эмоциональную и активизирует

мыслительную деятельность.

В период

работы

над

звуками

речи

в

копилке

учителя

логопеда

должно

быть

достаточно

большое

количество

наглядно-игровых

дидактических приёмов для того, чтобы занятие превратилось для ребёнка в

увлекательную игру.

Изучая

новые

приёмы

и

технологии,

я

встретила

пособие

под

названием – Лэпбук. Изучив подробнее данное методическое пособие решила

разработать лэпбук для работы по коррекции звукопроизношения.

Так

что

же

такое

лэпбук?

Лэпбук

(lapbook)

в

дословном

переводе

с

английского языка значит ” накопленная книга”. Она представляет собой

тематическую папку с кармашками, блокнотами и окошками, подвижными

деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по

своему усмотрению.

В этой папке собирается материал по

какой-то определенной теме. Чтобы

заполнить

эту

папку,

детям

нужно

выполнить

увлекательные

задания,

провести

наблюдения,

изучить,

п р о а н а л и з и р о в а т ь

и

систематизировать

найденный

ими

материал. Рассматривание папки

в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденный материал.

В моей папке по коррекции звукопроизношения подобраны:

профиль артикуляции на конкретный звук, где с ребёнком разбирается

положения артикуляционного уклада;

представлен

комплекс

упражнений

артикуляционной

гимнастики

необходимый для постановки конкретного звука, с рисунком, схемой и

описанием для правильного выполнения упражнения;

различные

л а б и р и н т ы

(направленные на развитие

правильное

дыхание

при

постановке звука);

под о б р а ны

с ло ва

д л я

автоматизации

поставленного звука в виде

различных рисунков, схем,

картинок (улитка, змейка);

собраны в единую книжку слоги, слова, словосочетания, предложения,

небольшие рассказы, стихи для автоматизации звука;

разработаны мнемотаблицы на стихи и рассказы в словах, которых

наибольшее

количество

раз

встречается

необходимый

для

автоматизации звук;

изготовлены игры: «Определи место звука в слове», «Подбери картинки

на заданный звук»;

лабиринты

шагалки,

позволяют

ребёнку

сконцентрироваться

не

только на правильном произношении необходимого звука, но ещё не

нарушить правила игры и произвести действие с фишкой. Именно во

время этой игры включается самоконтроль правильного произнесения

звука.

Все

задания

могут

постоянно

меняться,

так

как

они

находятся

в

кармашках и легко трансформируются. Кроме того, само изготовление папки

происходит с помощью педагога, детей и родителей. Лэпбук очень удобен

тем,

что

в

одном

месте

собрано

большое

количество

материала

по

определённой

теме.

Легко

переносим,

его

можно

использовать

как

на

занятиях у учителя – логопеда, так и в совместной деятельности воспитателя

с ребёнком и родители могут взять этот материал и поработать с ним в

домашних условиях.

Источник: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=29226

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.