Конспект внеклассного чтения по теме Борис Заходер Серая Звездочка (2 класс)

Конспект урока внеклассного чтения во 2 классе «Борис Заходер «Серая Звездочка»

Конспект внеклассного чтения по теме Борис Заходер Серая Звездочка (2 класс)

Здесь Вы можете скачать Конспект урока внеклассного чтения во 2 классе «Борис Заходер «Серая Звездочка» для предмета : Литература. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Конспект урока внеклассного чтения во 2 классе

«Борис Заходер «Серая Звездочка»

подготовила

учитель начальных классов

Фролово

2013

Конспект урока внеклассного чтения во 2-м классе

Тема: Борис Заходер «Серая Звездочка»

Цели:

  1. Познакомить учащихся с творчеством писателя, главными героями рассказов и сказок, которого являются животные.

  2. Развивать навыки выразительного чтения, умение размышлять над прочитанным и отвечать на вопросы; давать характеристики героям произведения, делать выводы, аргументировать свое мнение.

  3. Воспитывать разумное отношение к окружающей действительности, умение замечать интересные события в повседневной жизни; умение слышать и слушать друг друга.

Оборудование:

  1. портрет Б. Заходера; листы “Биография писателя. Б. Заходер;

  2. предметные картинки: герои сказки Б. Заходера “Серая Звездочка”;

  3. текст сказки “Серая Звездочка”; выставка книг Б. Заходера; карточки

  4. для дифференцированной работы; кроссворд по сказке (для работы в паре);

  5. объемная бабочка для физминутки;

  6. жетоны трех цветов: красный, желтый, зеленый.

Ход урока

I. Эмоциональный настрой учащихся

– Предлагаю наш урок начать с рукопожатий.

– Возьмите друг друга за руки. Пожелайте своим друзьям интересной работы и успехов на уроке. Не забывайте: тот, кто с товарищем дружен, вдвойне умней и сильней!

II. Подготовка к восприятию

Учитель читает стихотворение:

Добрую сказку помню я с детства.Хочу, чтобы эту сказку прочитали и вы.Пусть подкрадется к самому сердцу

И зародит в нем зерно доброты.

– Все дети с раннего детства любят слушать сказки. Проходит время. Малыши идут в школу и начинают читать их сами. Читая сказки, вы проникаете в загадочный, чудесный, таинственный мир. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса. И сегодня нас с вами ожидает интересная встреча со сказкой.

– Напомните, ребята, какое произведение вы самостоятельно читали дома.

(Сказку Б. Заходера “Серая Звездочка)

III. Работа с темой урока

Знакомство с биографией Б. Заходера.

– Скажите, ребята, кто-нибудь из вас был знаком до нашего урока с творчеством писателя Б. Заходера?

– А хотите узнать интересные сведения о его жизни?

Чтение эпиграфа урока учителем.

На доске запись:

Ты – Вдохновенный,Ты, мой читатель,Душой одаренный, –Ты мне нужнее, чем Сердце в грудиЖду. Приходи.

Б.Заходер.

– Возьмите лист с информацией “Биография Б. Заходера” и самостоятельно прочитайте сведения о писателе.

Борис Владимирович Заходер.

(9 сентября 1918 – 7 ноября 2000 гг.)

В детстве самым главным увлечением Заходера были животные.

Он очень сильно любил читать и рано начал придумывать сказки, стихи, загадки.

Борис Заходер не только поэт, но еще и сказочник. Героями его сказок становятся “братья наши меньшие” – птицы, звери, рыбы.

По сценариям или по мотивам сказок писателя “Русачок”, “Кит и Кот”, Серая Звездочка” сняты мультипликационные фильмы.

Борис Заходер еще и переводчик. С его помощью переведены на русский язык известные произведения, такие как: А. Мильне “Вини-Пух и Все-Все-Все”, А. Линдгрен “Малыш и Карлсон, который живет на крыше”, Л. Кэрролл “Алиса в Стране Чудес”, П. Треверс “Мэри Поппинс”.

За перевод книги Л. Кэрролла “Алиса в Стане Чудес” Борис Заходер был награжден почетным дипломом Андерсена. Это лучшая награда для любого писателя.

Многие композиторы писали песни на стихи Б. Заходера. Самые известные из них – это песенки Винни–Пуха, Мэри Поппинс, Алисы из Страны Чудес.

А знаете ли вы, что в доме Заходера очень много книг – 60 полок!

Юные читатели!

Читайте книги Бориса Заходера. Это полезное и увлекательное занятие.

– Что вас особенно заинтересовало из прочитанного?

(Ответы детей сопровождаются выставкой книг Б. Заходера).

– Остановимся на сказке Б. Заходера “Серая Звездочка”. В конце нашей работы на уроке все герои сказки помогут нам понять главную мысль произведения.

2. Беседа по содержанию прочитанного.

(В ходе работы над содержанием произведения, учитель прикрепляет предметные картинки с изображением героев сказок).

Чтение высказывания Б. Заходера.

Эти сказки рассказывают сами звери и рассказывают их людям. Всем людям – и взрослым, и детям.

Б. Заходер.

– Кто рассказывает эту сказку и кому?

(Рассказывает сказку папа-ежик сыну своему ежонку)

– Как вы думаете, понравилась ли сказка ежонку?

– Кто догадался, почему же ежонок перебивал папу?

– Как вы считаете, как надо слушать рассказ?

– Когда надо задавать вопросы?

– Кого называли Серой Звездочкой ?

(Жабу)

–Как она выглядела на самом деле?

Зачитайте характеристику жабы.

– Кто назвал жабу Серой Звездочкой?

– Как жабе придумали имя?

– Какие имена предлагали ей дать цветы?

– Кто помог цветам сделать выбор?

(Ученый скворец)

– Почему, за что любили Серую Звездочку цветы?

(Она спасала их от вредителей)

– Были ли у Серой Звездочки враги? Кого из них вы запомнили?

– Почему птицы не защищали цветы?

(Цветы были слишком низко для птиц).

– Кто придумал, как спасти жуков и слизняков от Серой Звездочки?

(Бабочка Крапивница)

3. Физминутка. Упражнение для глаз.

На указке прикреплена бабочка (объемное изображение предмета). Учитель держит указку и говорит слова:

Прилетела бабочка.Села на указку.Глазками ее поймай –

И за ней понаблюдай.

Далее учитель перемещает указку вправо–влево, вверх–вниз, выполняет круговые вращения, а учащиеся наблюдают глазами за предметом.

4. Продолжение беседы по содержанию прочитанного.

– Что сделала бабочка Крапивница?

(Она привела в сад Очень Глупого Мальчишку).

– Зачитайте, как повел себя в саду этот мальчик?

– Как цветы спасали Серую Звездочку?

(Розовый куст уколол мальчишку шипами)

– Почему плакала Серая Звездочка?

– Кто смог ее утешить?

– Какой вывод сделала Серая Звездочка из случившегося?

– Какие вопросы задал любопытный ежонок своему папе после того, как прослушал рассказ?

– Какие вопросы возникли у каждого из вас после прочтения этой сказки?

– Понравилась ли вам эта сказка? Какие мысли и чувства она у вас вызвала?

– Зачитайте, пожалуйста, свои отзывы о сказке из личных читательских дневников.

– О чем же в этой сказке Б. Заходер просит нас – читателей?

– Кто может из вас выполнить эту просьбу?

IY. Творческие задания

1. Работа в парах

– Предлагаю вам разгадать кроссворд по сказке “Серая Звездочка”.

– В выделенных клеточках вы прочтете название одного из главных качеств характера Серой Звездочки. ( Доброта).

  1. Половинка имени Серой Звездочки, которым ее называли Колокольчики (Ведь других слов они просто не умели говорить) (Динь)

  2. Цветок, который помог Звездочке избавиться от преследования Очень Глупого Мальчишки. (Роза).

  3. Очень красивый враг цветов, которого не ела Серая Звездочка. (Бабочка).

  4. Какое время суток наступило, когда папа–еж закончил рассказывать сказку? (Утро).

  5. “У Серой Звездочки глаза лучистые потому, что у нее чистая…” (Совесть).

  6. Как назвал Ученый Скворец Сороку за болтливость? (Пустомеля).

  7. Место, где разворачивались события сказки. (Сад).

2. Работа в группах. (Дифференцированные задания).

Задание для группы № 1 (высокий уровень):

– Соберите из частей пословицы. Выберите пословицы, подходящие к сказке. Объясните свой выбор.

За дружбуСмотри дерево в плодах, Легче друга потерять,Где дружбой дорожат,Друзья познаютсяНе тот друг, кто потакает,Гнилое слово

Длинный язык

а человека – в делах!с умом не в родстве.в беде.а тот, кто помогает.чем найти.от гнилого сердца.там враги дрожат.

дружбой платят.

Задание для группы № 2 (средний уровень):

Прочитай. Поставь + – если утверждение верно и – если оно неверно.

  1. У жаб вместо колючек на теле серые пятнышки.

  2. Цветы разговаривают только с теми, кого очень любят.

  3. По мнению папы–ежа, самый красивый цвет – серый.

  4. Одно из имен, предложенных цветами, было Роза.

  5. Молодые розовые листочки пытался слопать старый Слизняк.

  6. Скворец умел петь песенку “Чижик–Пыжик”.

  7. По мнению Сороки, в голове у Серой Звездочки был спрятан драгоценный камень.

  8. Ежи и жабы делают свое Полезное Дело по ночам.

  9. Все жабы ядовиты.

Задание для группы № 3 (низкий уровень):

Ответить на вопросы теста:

1. “Серая Звездочка” это:

а) лягушкаб) уточка

в) жаба

2. Серая Звездочка жила:

а) в лесу б) на болоте

в) в саду

3. “Звездочка” – это то же самое, что:

а) роза б) астра

в) колокольчик

4. Кто хотел съесть розу?

а) слизняк б) жук

в) гусеница

5. Кого из этих птиц не было в сказке?

а) сорока б) соловей

в) скворец

6. Враги цветов считали Серую Звездочку:

а) вредной злючкой б) серой колючкой

в) безобидной штучкой

7. Бабочка оказалась близкой родственницей:

а) жука б) слизняка

в) гусеницы

8. Как была наказана Крапивница?

а) ее поймал Мальчишка б) ее съел Скворец

в) в нее попал камень

9. О чем НЕ спрашивал Ежонок в конце сказки?

а) ядовиты ли жабы б) куда исчезали враги

в) полезны ежики.

Y. Итог урока. Рефлексия.

– Подведем итог нашей беседы.

Кто же из вас догадался, какова главная мысль сказки Б. Заходера “Серая Звездочка”?

– Поставим “точку” в конце урока.

На столе перед вами жетоны: красный, желтый, зеленый. Выберите для себя один жетон при условии:

  • Красный – если вам на уроке было интересно;
  • Желтый – если вы в чем–то затруднялись на уроке;
  • Зеленый – если вам было трудно на уроке и неинтересно.

(Каждый ребенок подходит к доске и прикрепляет свой жетон. По окончании работы образуется фигура – большая точка, которая может быть разноцветной, в зависимости от выбора цвета жетона).

– Спасибо, ребята, за работу на уроке.

YI. Домашнее задание (по выбору учащихся).

  1. Нарисовать иллюстрацию к сказке Б. Заходера “Серая Звездочка”

  2. Прочитать сказку Б. Заходера “Русачок”.

  3. Сочинить свою познавательную сказку о природе.

Список используемой литературы

  1. Болотина Л.Р., Латышина Д.И. «Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах». // М. «Просвещение». 1978, С- 6-9.

  2. Джежелей О.В., Сергеева А.В., Игнатьева Т.В. «Готовимся к урокам внеклассного чтения». // АРКТИ ЛАРГОС, М. 1997, С – 28-41.

  3. Лазарева В.А. «Уроки литературного чтения в современной начальной школе». // «Начальная школа». 2005 – № 2, С – 2-10.

  4. Светловская Н.Н. «Методика внеклассного чтения». // М. «Просвещение». 1991, С – 44-65.

  5. Свиридова Л.А. «Литературное образование младших школьников». // «Начальная школа плюс до и после». 2005 – № 10, С – 62-66.

  6. Хрестоматия для внеклассного чтения.

Источник: https://docbase.org/40720-konspekt-uroka-vneklassnogo-chteniya-vo-2-klasse-boris-zahoder-seraya-zvezdochka.html

Скачать и распечатать текст сказки (Борис Заходер. “Серая звездочка”). (4 страницы)

Слушать онлайн или скачать аудиофайл

СЕРАЯ ЗВЁЗДОЧКА 

— Ну, так вот, — сказал папа Ёжик, — сказка эта называется «Серая Звёздочка», но по названию тебе ни за что не догадаться, про кого эта сказка. Поэтому слушай внимательно и не перебивай. Все вопросы потом.

— А разве бывают серые звёздочки? — спросил Ежонок.

— Если ты меня ещё раз перебьёшь, не буду рассказывать, — ответил Ёжик, но, заметив, что сынишка собирается заплакать, смягчился: — Вообще-то не бывает, хотя, по-моему, это странно — ведь серый цвет самый красивый. Но одна Серая Звёздочка была.

— Так вот, жила-была жаба — неуклюжая, некрасивая, вдобавок от неё пахло чесноком, а вместо колючек у неё были — можешь себе представить! — бородавки. Брр!

К счастью, она не знала ни о том, что она такая некрасивая, ни о том, что она — жаба. Во-первых, потому, что была совсем маленькая и вообще мало что знала, а во-вторых, потому, что её никто так не называл.

Она жила в саду, где росли Деревья, Кусты и Цветы, а ты должен знать, что Деревья, Кусты и Цветы разговаривают только с теми, кого они очень-очень любят.

А ведь не станешь ты называть того, кого ты очень-очень любишь, жабой?

Ежонок засопел в знак согласия.

— Ну вот, Деревья, Кусты и Цветы очень любили жабу и поэтому звали её самыми ласковыми именами. Особенно Цветы.

— А за что они её так любили? — тихонечко спросил Ежонок.

Отец насупился, и Ежонок сразу свернулся.

— Если помолчишь, то скоро узнаешь, — строго сказал Ёжик. Он продолжал: — Когда жаба появилась в саду, Цветы спросили, как её зовут, и, когда она ответила, что не знает, очень обрадовались.

«Ой, как здорово! — сказали Анютины Глазки (они первыми увидели её). — Тогда мы сами тебе придумаем имя! Хочешь, мы будем звать тебя… будем звать тебя Анютой?»

«Уж лучше Маргаритой, — сказали Маргаритки. — Это имя гораздо красивее!»

Тут вмешались Розы — они предложили назвать её Красавицей; Колокольчики потребовали, чтобы она называлась Динь-Динь (это было единственное слово, которое они умели говорить), а цветок, по имени Иван-да-Марья, предложил ей называться Ванечка-Манечка.

Ежонок фыркнул и испуганно покосился на отца, но Ёжик не рассердился, потому что Ежонок фыркнул вовремя. Он спокойно продолжал:

— Словом, спорам не было бы конца, если бы не Астры. И если бы не Ученый Скворец.

«Пусть она называется Астрой», — сказали Астры.

«Или, ещё лучше, Звёздочкой, — сказал Учёный Скворец. — Это значит то же самое, что Астра, только гораздо понятнее. К тому же она и правда напоминает звёздочку — вы только посмотрите, какие у неё лучистые глаза! А так как она серая, вы можете звать её Серой Звёздочкой — тогда уж не будет никакой путаницы! Кажется, ясно?»

И все согласились с Учёным Скворцом, потому что он был очень умный, умел говорить несколько настоящих человеческих слов и насвистывать почти до конца Музыкальное произведение, которое называется, кажется… «Ёжик-Пыжик» или как-то в этом роде. За это люди построили ему на тополе домик.

C тех пор все стали называть жабу Серой Звёздочкой. Все, кроме Колокольчиков, — они по-прежнему звали её Динь-Динь, но ведь это было единственное слово, которое они умели говорить.

«Нечего сказать, звёздочка, — прошипел толстый старый Слизняк. Он вполз на розовый куст и подбирался к нежным молодым листочкам. — Хороша звёздочка! Ведь это самая обыкновенная серая…»

Он хотел сказать «жаба», но не успел, потому что в этот самый миг Серая Звёздочка взглянула на него своими лучистыми глазами — и Слизняк исчез.

«Спасибо тебе, милая Звёздочка, — сказала Роза, побледневшая от страха. — Ты спасла меня от страшного врага!»

— А надо тебе знать, — пояснил Ёжик, — что у Цветов, Деревьев и Кустов, хотя они никому не делают зла — наоборот, одно хорошее! — тоже есть враги. Их много. Хорошо ещё, что эти враги довольно вкусные!

— Значит, Звёздочка съела этого толстого Слизняка? — спросил Ежонок облизнувшись.

— Скорее всего, да, — сказал Ёжик. — Правда, ручаться нельзя. Никто не видел, как Звёздочка ела Слизняков, Прожорливых Жуков и Вредных Гусениц. Но все враги Цветов исчезали, стоило Серой Звёздочке посмотреть на них своими лучистыми глазами.

Исчезали навсегда. И с тех пор как Серая Звёздочка поселилась в саду, Деревьям, Цветам и Кустам стало жить гораздо лучше. Особенно Цветам.

Потому что Кусты и Деревья защищали от врагов Птицы, а Цветы защищать было некому — для Птиц они слишком низенькие.

Вот почему Цветы так полюбили Серую Звёздочку. Они расцветали от радости каждое утро, когда она приходила я сад. Только и слышно было: «Звёздочка, к нам!», «Нет, сперва к нам! К нам!..»

Цветы говорили ей самые ласковые слова, и благодарили, и хвалили её на все лады, а Серая Звёздочка скромно молчала — ведь она была очень, очень скромная, — и только глаза ее так и сияли.

Одна Сорока, любившая подслушивать человеческие разговоры, однажды даже спросила, правда ли, что у неё в голове спрятан драгоценный камень и поэтому её глаза так сияют.

«Я не знаю, — смущённо сказала Серая Звёздочка. — По-моему, нет…»

«Ну и Сорока! Ну и пустомеля! — сказал Учёный Скворец. — Не камень, а путаница, и не у Звёздочки в голове, а у тебя! У Серой Звёздочки лучистые глаза потому, что у неё чистая совесть — ведь она делает полезное Дело! Кажется, ясно?»

— Папа, можно задать вопрос? — спросил Ежонок.

— Все вопросы потом.

— Ну пожалуйста, папочка, только один.

— Один — ну так и быть.

— Папа, а мы… мы полезные?

— Очень, — сказал Ёжик, — можешь не сомневаться. Но слушай, что было дальше.

Так вот, как я уже сказал, Цветы знали, что Серая Звёздочка — добрая, хорошая и полезная. Знали это и Птицы. Знали, конечно, и Люди, особенно Умные Люди. И только враги Цветов были с этим не согласны.

«Мерзкая, вредная злючка!» — шипели они, конечно, когда Звёздочки не было поблизости. «Уродина! Гадость!» — скрипели Прожорливые Жуки. «Надо расправиться с ней! — вторили им Гусеницы.

 — От неё просто нет житья!»

Правда, на их брань и угрозы никто не обращал внимания, и к тому же врагов становилось всё меньше и меньше, но, на беду, в дело вмешалась ближайшая родственница Гусениц — бабочка Крапивница. На вид она была совершенно безобидная и даже хорошенькая, но на самом деле ужасно вредная. Так иногда бывает.

Да, я забыл тебе сказать, Что Серая Звёздочка никогда не трогала Бабочек.

— Почему? — спросил Ежонок. — Они невкусные?

— Совсем не потому, глупыш. Скорее всего потому, что бабочки похожи на цветы, а ведь Звёздочка так любила Цветы! И, наверно, она не знала, что Бабочки и Гусеницы — почти одно и то же. Ведь Гусеницы превращаются в Бабочек, а от Бабочек выводятся новые Гусеницы…

Так вот, хитрая Крапивница придумала хитрый план — как погубить Серую Звёздочку.

«Я скоро спасу вас от этой мерзкой жабы!» — сказала она своим сёстрам Гусеницам, своим друзьям — Жукам и Слизнякам. И улетела из сада.

А когда она вернулась, за ней бежал Очень Глупый Мальчишка. В руке у него была тюбетейка, он размахивал ею в воздухе и думал, что вот-вот поймает хорошенькую Крапивницу. Тюбетейкой.

А хитрая Крапивница делала вид, что вот-вот попадётся: сядет на цветок, притворится, будто не замечает Очень Глупого Мальчишку, а потом вдруг вспорхнёт перед самым его носом и перелетает на следующую клумбу.

И так она заманила Очень Глупого Мальчишку в самую глубину сада, как раз на ту дорожку, где сидела Серая Звёздочка и беседовала с Учёным Скворцом.

Крапивница была сразу же наказана за свой подлый поступок: Учёный Скворец молнией слетел с ветки и схватил её клювом. Но было уже поздно, потому что Очень Глупый Мальчишка заметил Серую Звёздочку.

«Жаба, жаба! — закричал он очень глупым голосом. — У-у-у, какая противная! Бей жабу! Бей!»

Серая Звёздочка сперва не поняла, что он говорит о ней, — ведь её никто ещё не называл жабой. Она не двинулась с места и тогда, когда Очень Глупый Мальчишка замахнулся на неё камнем.

«Звёздочка, спасайся!» — отчаянным голосом крикнул ей Учёный Скворец, чуть не подавившись Крапивницей.

В ту же минуту тяжёлый камень шлёпнулся на землю рядом с Серой Звёздочкой. К счастью, Очень Глупый Мальчишка промахнулся, и Серая Звёздочка успела отскочить в сторону. Цветы и Трава скрыли её от глаз. Но Очень Глупый Мальчишка не унимался. Он подобрал ещё несколько камней и продолжал швырять их туда, где шевелились трава и цветы.

«Жаба! Ядовитая жаба! — кричал он. — Бей уродину!»

«Дур-ра-чок! Дур-ра-чок! — крикнул ему Учёный Скворец. — Что за путаница у тебя в голове? Ведь она полезная! Кажется, ясно?»

Но Очень Глупый Мальчишка схватил палку и полез прямо в Розовый Куст — туда, где, как ему казалось, спряталась Серая Звёздочка.

Розовый Куст изо всех сил уколол его своими острыми колючками. И Очень Глупый Мальчишка с рёвом побежал из сада.

— Урраа! — закричал Ежонок.

— Да, брат, колючки — это хорошая вещь! — продолжал Ёжик. — Если бы у Серой Звёздочки были колючки, то, возможно, ей не пришлось бы так горько плакать в этот день.

Но, как ты знаешь, колючек у неё не было, и потому она сидела под корнями Розового Куста и горько-горько плакала.

«Он назвал меня жабой, — рыдала она, — уродиной! Так сказал Человек, а ведь люди всё-всё знают! Значит, я жаба, жаба!..»

Все утешали её как могли: Анютины Глазки говорили, что она всегда останется их милой Серой Звёздочкой; Розы говорили ей, что красота — не самое главное в жизни (с их стороны это была немалая жертва). «Не плачь, Ванечка-Манечка», — повторяли Иван-да-Марья, а Колокольчики шептали: «Динь-Динь, Динь-Динь», и это тоже звучало очень утешительно.

Но Серая Звёздочка плакала так громко, что не слышала утешений. Так всегда бывает, когда начинают утешать слишком рано. Цветы этого не знали, но зато это прекрасно знал Учёный Скворец. Он дал Серой Звёздочке вволю выплакаться, а потом сказал:

«Я не буду тебя утешать, дорогая. Скажу тебе только одно: дело не в названии. И уж, во всяком случае, совершенно неважно, что про тебя скажет какой-то Глупый Мальчишка, у которого в голове одна путаница! Для всех твоих друзей ты была и будешь милой Серой Звёздочкой. Кажется, ясно?»

И он засвистел Музыкальное произведение про… про Ёжика-Пыжика, чтобы развеселить Серую Звёздочку и показать, что считает разговор оконченным.

Серая Звёздочка перестала плакать.

«Ты, конечно, прав, Скворушка, — сказала она. — Конечно, дело не в названии… Но всё-таки… всё-таки я, пожалуй, не буду больше приходить в сад днём, чтобы… чтобы не встретить кого-нибудь глупого…»

И с тех пор Серая Звёздочка — и не только она, а и все её братья, сёстры, дети и внуки приходят в сад и делают своё Полезное Дело только по ночам.

  • Б. Заходер – читать веселые стихи  “Птичья школа”

Источник: https://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/detskie-rasskazy/587-b-zakhoder-seraya-zvezdochka

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.