Конспект урока по теме Причастный оборот (7 класс)

Конспект урока

Конспект урока по теме  Причастный оборот (7 класс)

Наша кнопка

Скачать материал

Цель урока: – дать понятие о причастном обороте, об определяемом и зависимом словах;

– познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении.

Задачи:

– обучающие: – формирование опорной системы знаний по теме «Причастие»;

– обобщение понятия о причастии как части речи;

– формирование понятий: причастный оборот, определяемое слово;

– развивающие: развитие умения

– анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, обобщать;

– устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словом;

– распознавать и графически обозначать причастный оборот на письме;

– определять место причастного оборота по отношению к определяемому слову;

– воспитательные: – воспитание способности выражать собственное мнение при изучении нового материала;

– воспитание умения учиться, дисциплинированности, требовательности к себе;

– воспитание чувства прекрасного.

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, групповая

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный компьютер, интерактивная доска, выход в Интернет.

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используе-мых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1Организа-ционный этап1, Слайд 11. Приветствует учащихся и настраивает на активную работу на уроке.2. Определяет задачи и раскрывает обучающие цели урока.3. Мотивирует детей на восприятие темы урока и готовит их к индивидуальной и коллективной работе.1. Слушают и осмысливают задачи и цели предстоящего урока.2. Готовятся к проверке домашнего задания.3. Записывают дату и вид работы (слайд 1)32Этап проверки домашне-го задания1, Слайды 2, 31, Слайды 4, 51. Определяет степень усвоения материала предыдущего урока, уровень выполнения домашнего задания (приложение 1).2. Оценивает ответы, определяет, советуясь с детьми, лучший вариант для внесения на слайды 4, 5 на интерактивную доску.3. Обращает внимание на орфоэпические нормы произношения записываемых на интерактивной доске слов.1. Работают с печатными листами, на которых располагается деформированныйтекст домашнего задания, и с интерактивной доской, куда вносят лучший вариант ответа.73Этап подготов-ки к активно-му сознатель-ному усвоению знаний1, Слайды 6, 7, 821. Объявляет тему урока(слайд 6 Приложение 4).2. Создаёт проблемную ситуацию:1) учебник с.31 параграф 122) интерактивная доска(приложение 2 слайд 7 Приложение 4).3. Разрешение проблемной ситуации (приложение 2 слайд 8 Приложение 4).4. Анализ полученного решения (приложение 2 слайд 8 Приложение 4)1. Записывают тему урока (слайд 6)2. Наблюдают, анализируют параграф 12 учебника и пытаются решить проблему: ответить на вопрос учителя, опираясь на собственные наблюдения, работая на интерактивной доске.3. Делают вывод (слайд 8)54Этап усвоения новых знаний.3.1. Предлагает ученикам познакомиться с параграфом 12 в учебнике (прочитать теоретические данные в синей рамочке) и карандашом подчеркнуть новые понятия.2. Организует работу с ЦОР.3. Наблюдает за работой учащихся, стимулирует учебные действия учащихся.4. Консультирует учащихся.5. Обобщает этап усвоения новых знаний.1. Работают с учебником, подчёркивают новые понятия.2. Работают с ЦОР.3. Задают вопросы по новому материалу.4. Осваивают теоретическую часть.5. Готовятся к выполнению практического задания для закрепления знаний.155Этап закрепле-ния новых знаний4, 56, 71. Проверяет степень усвоения теоретического материала урока и помогает учащимся увидеть их успехи.2. Организует работу учащихся с ЦОР.3. Консультирует учащихся.1. Выполняют задание из учебника: упр. 69 (1-4 предложения)2. Самостоятельно работают с ЦОРами.3. Сами оценивают качество выполненной работы, консультируясь с учителем.106Этап информа-ции учащихся о домашнем задании.1, Слайд 9.2. Объясняет домашнее задание (Приложение 3).1. Записывают домашнее задание.2. Задают вопросы по домашнему заданию.27Этап подведе-ния итогов урока.1. Оценивает общую деятельность учащихся и подводит итог урока.2. Побуждает учащихся к рефлексии, формулировке выводов и обобщений.3. Благодарит учащихся за урок.1. Слушают и осмысливают итоги урока.2. Выражают своё отношение к уроку (самоанализ).3

Приложение к плану-конспекту урока

__________________________________________

«Причастный оборот»

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Локальный (внутришкольный)pps, информационныйПрезентацияПрезентация в приложении в виде картинокЕК ЦОРhtm, информационныйВеб-страницаhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cf2bca83-a90a-44b0-b310-d1723b5f6f2b/%5BRUS7_135%5D_%5BTD_230%5D.htmЕК ЦОРhtm, информационныйВеб-страницаhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6afadfdd-d8ad-48a2-9be7-3aba88ab4602/%5BRUS7_135%5D_%5BTD_231%5D.htmЕК ЦОРhtm, контрольныйТест с выборомhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/068aafe9-e047-4d32-a8c4-a6bb0fcdedba/%5BRUS7_135%5D_%5BQS_238%5D.htmlЕК ЦОРhtm, контрольныйТест с выборомhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2c1d7ab1-324f-4d6f-b991-32cd522c9f69/%5BRUS7_135%5D_%5BQS_239%5D.htmlЕК ЦОРhtm, контрольныйТест с выборомhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9563003c-0b7a-4d0f-ab51-22d0482a9546/%5BRUS7_132-140%5D_%5BQS_336%5D.htmlЕК ЦОРhtm, контрольныйТест с выборомhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/519113a9-91-416d-9024-003420e852d7/%5BRUS7_132-140%5D_%5BQS_337%5D.html

Приложение №1 к плану-конспекту урока

__________________________________________

«Причастный оборот»

Проверка домашнего задания:

Распространить текст причастиями, сделав его более ярким и полным (от выделенных слов задать вопросы: какой? что делающий? что делавший? что сделавший?)

На картине К. Маковского «Дети, бегущие от росы» изображена ________________________гроза.

На ___________________________ небе большая серая туча. Она закрыла почти всё небо. Солнца не видно.

____________________ ветер клонит к земле траву, цветы и спелую рожь ___________________________.

Перед нами ________________________ крестьянские ребятишки ______________________. Они, очевидно, ходили в лес за грибами.

У девочки в __________________________ переднике много грибов. Её льняные волосы растрепались от быстрой ходьбы и сильного ветра. На спине у неё маленький братишка ___________________________________. Он боится хоть на минуту оторваться от неё.

______________________ сердце девочки громко стучит: успеет ли она добраться до деревни, прежде чем яркая ______________________________молния вспыхнет в чёрном небе, загрохочет гром и хлынет дождь.

Вот уже девочка на мостике ___________________________.

Вот-вот разразится гроза.

Приложение №2 к плану-конспекту урока

__________________________________________

«Причастный оборот»

Учитель: Выполняя домашнее задание, вы задавали вопросы к причастию, а это значит, что причастие в каждом составленном вами словосочетании выступало в роли зависимого слова. А может ли быть по-другому? Может ли причастие быть главным, то есть подчинять себе другие слова? Итак, перед вами

Проблема:

Может ли причастие быть главным словом?

Вспомним, что такое главное слово: главное слово – определяемое слово, от него задаётся вопросзависимое слово – слово, к которому задаётся вопрос

Задание для наблюдения и решения проблемы:

выделите главное слово в каждом словосочетании: светящиеся окна служащие родине растаявшие льдины с обрадованными ребятишками разбросанные ребёнком исследованной местностью прочитавшего книгу обнаруженного противника расчищенная школьниками в написанных словах Вывод:причастие может выступать в качестве как зависимого, так и главного слова, то есть может подчинять себе другие слова.

Приложение №3 к плану-конспекту урока

__________________________________________

«Причастный оборот»

Домашнее задание:

1) используя материалы предыдущего домашнего задания (текст по картине Маковского «Дети, бегущие от грозы»), составить 5 причастных оборотов (придумать к любым 5 причастиям зависимые слова);

2) упр. 69 учебника: выписать предложения с причастными оборотами из 5-9 предложений.

Приложение №4 к плану-конспекту урока

__________________________________________

«Причастный оборот»

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории русский язык:

Источник: https://doc4web.ru/russkiy-yazik/konspekt-uroka-prichastniy-oborot-klass.html

Конспект урока русского языка в 7 классе на тему

Конспект урока по теме  Причастный оборот (7 класс)

Разработала: Большакова О.М. 2013-2014 уч.год

Конспект урока русского языка в 7 классе на тему: «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте»

Цели:

1. Закрепление знаний и умений по теме «Деепричастие и деепричастный оборот».

2. Формирование представлений о роли деепричастий в художественных произведениях.

Задачи:

1.Закрепить умение находить деепричастия и деепричастные обороты в предложениях и текстах.

2. Повторить правило постановки знаков препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах.

3.Воспитывать любовь к русскому языку, вызвать интерес к изучаемой теме.

Оборудование: опорные схемы, технологические карты для учащихся, тексты произведений А.С. Пушкина.

Ход урока

1. Орг. момент.

– Сегодня на уроке у нас произойдёт необычная встреча лингвистики и литературы.

А какова тема этой встречи, цели и задачи, мы выясним с вами, выполнив первое задание, данное вам на специальных листах.

Подпишите их, пожалуйста, (класс, фамилия, имя)

Запишем сегодняшнее число…..

Классная работа.

2. Перед вами предложения: Под голубыми небесами Великолепными коврами, (Блестя на солнце), снег лежит… (Скользя по утреннему снегу), Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня…

1. Вспомните, какие слова пропущены в каждом предложении?

2. Что объединяет эти слова? (это особая форма глагола – деепричастие)

3. Ещё раз посмотрите на предложения и на основании вставленных слов сформулируйте тему урока. (Ученики. ТЕМА: Деепричастие и деепричастный оборот).

4.Сформулируйте цели нашего урока, учитывая, что с данным правилом мы уже знакомы. Воспользуйтесь для этого опорными схемами.

ЦЕЛЬ:

1) закрепить умение находить ____________________________ в предложениях и текстах;

2) повторить правило постановки ____________________________________ .

Ответ:

1. закрепить умение находить деепричастия и деепричастные обороты в предложениях и текстах;

2. повторить правило постановки знаков препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах.

3. Обратимся еще раз к предложениям (первым строкам)

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит…

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня…

– Кто автор этих строк? Из какого они произведения?

– А раз мы будем сегодня работать с необычными упражнениями, то в течение урока будем выявлять, какую роль играют деепричастия и деепричастные обороты в художественных произведениях А.С. Пушкина.

4. Актуализация знаний.

Тест

1. Деепричастие отвечает на вопросы:

А) Что делал? Что сделал? Б) Что делая? Что сделав? В) Каков предмет?

2. Укажите, признаки каких частей речи имеет деепричастие.

А) Глагола и прилагательного. Б) Наречия и прилагательного. В) Глагола и наречия.

3. Деепричастие –

А) изменяемая часть речи. Б) неизменяемая часть речи.

4. В предложении деепричастие играет роль:

А) дополнения Б) определения В) обстоятельства

5. Продолжите предложение:

Деепричастие с зависимыми словами называется ___________________________________

6. Укажите на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении: Бояре(1) Потужив о государе (2) И царице молодой(3) В спальню к ней пришли толпой.

А) 1, 2, 3 Б) 1, 2 В) 1, 3

7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

А) Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла. Б) Тут соседи беспокоить Стали старого царя Страшный вред ему творя. В) Тут она, взмахнув крылами, Полетела над волнами.

Дополнительное задание

1. Какой оборот вы ещё знаете? 2. Какие знаки препинания бывают при нём?

– Известный русский писатель Алексей Петрович Югов верно отметил: «Деепричастие – самая огнепышущая, самая живая форма глагола. В нем струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение деепричастия – выражать само действие, хотя и добавочное, которое иной раз бывает гораздо важнее основного».

– По частоте употребления деепричастие стоит на одном из первых мест среди слов русского языка.

5. Закрепление

– Восстановите предложения, вставив знаки препинания и подходящие по смыслу деепричастия из слов для справок: синея, нагоняя, лаская, крутя, не тратя, сияя, беседуя.

1. Вот север тучи ___________ Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница-зима.

2. Буря мглою небо кроет Вихри снежные __________.

3. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; __________ блещут небеса.

4. И ветер ___________ листочки древес Тебя с успокоенных гонит небес.

5. “Царь велит своим боярам Времени ______________ даром И царицу и приплод Тайно бросить в бездну вод”.

6. Видит: весь __________ в злате Царь Салтан сидит в палате На престоле и в венце, С грустной думой на лице.

7. В руки он ее берет И на свет из тьмы несет, И _____________ приятно В путь пускаются обратно.

6. Физминутка.

7. Творческий диктант.

Александр Сергеевич Пушкин __________________ (изображать) пр…роду не предст…ёт перед нами простым наблюдателем. ________________(стараться) проникнуть в её тайны поэт обращает…ся к жизни человека _________________ (находить) об…яснения чудесным природным явлениям. Мы видим прозрачный лес ч…рнеющий вдали.

_______________(мечтать) о стремительном беге коня герой ощущает волю, свободу и покой. Зима в лирике Пушкина не усыпляет человека, а зовёт к действию ____________ (вселять) бодрость и веселье. Стихия разбушевавшаяся в пр…роде стремится к гармонии__________________ (восстанавливать) её.

Природа для поэта – пример истинной красоты мира.

Задание:

1. Восстановите предложения, преобразовав глаголы в деепричастия.

2. Расставьте знаки препинания при деепричастных оборотах, подчеркните как члены предложения.

3. Найдите обороты, которые ещё есть в предложениях, выделите их знаками препинания, подчеркните как члены предложения.

4. Вставьте пропущенные буквы, устно объясните орфограммы.

8. Подведём итог урока.

1. Что же можно сказать о роли деепричастий в художественных произведениях? Мы убедились, что: – деепричастия дорисовывают основное действие, делают речь героев более живой, точной, яркой, эмоциональной. – они помогают передать внешние действия, душевное состояние героев.

– предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами более выразительны, живописны. __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ Под голубыми небесами Великолепными коврами, _________________________, снег лежит…

______________________________________, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня…

1. ТЕМА: ______________________________________________________________________

ЦЕЛЬ: – закрепить умение находить_______________________________________________ _________________________________________________________ в предложениях и текстах; – повторить правило постановки _________________________________________________ ________________________________________________________________________________

2. Тест

1. Деепричастие отвечает на вопросы:

А) Что делал? Что сделал? Б) Что делая? Что сделав? В) Каков предмет?

2. Укажите, признаки каких частей речи имеет деепричастие.

А) Глагола и прилагательного. Б) Наречия и прилагательного. В) Глагола и наречия.

3. Деепричастие –

А) изменяемая часть речи. Б) неизменяемая часть речи.

4. В предложении деепричастие играет роль:

А) дополнения Б) определения В) обстоятельства 5. Продолжите предложение: Деепричастие с зависимыми словами называется _____________________________ ________________________________________________________________________

6. Укажите на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

Бояре(1) Потужив о государе (2) И царице молодой(3) В спальню к ней пришли толпой.

А) 1, 2, 3 Б) 1, 2 В) 1, 3

7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

А) Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла. Б) Тут соседи беспокоить Стали старого царя Страшный вред ему творя. В) Тут она, взмахнув крылами, Полетела над волнами.

3. – Восстановите предложения, вставив знаки препинания и подходящие по смыслу деепричастия из слов для справок: синея, нагоняя, лаская, крутя, не тратя, сияя, беседуя.

1. Вот север тучи ___________ Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница-зима.

2. Буря мглою небо кроет Вихри снежные __________.

3. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; __________ блещут небеса.

4.И ветер ___________ листочки древес Тебя с успокоенных гонит небес.

5. “Царь велит своим боярам Времени ______________ даром И царицу и приплод Тайно бросить в бездну вод”.

6. Видит: весь __________ в злате Царь Салтан сидит в палате На престоле и в венце, С грустной думой на лице.

7. В руки он ее берет И на свет из тьмы несет, И _____________ приятно В путь пускаются обратно.

4. Творческий диктант.

Александр Сергеевич Пушкин __________________ (изображать) пр…роду не предст…ёт перед нами простым наблюдателем. ________________(стараться) проникнуть в её тайны поэт обращает…ся к жизни человека _________________ (находить) об…яснения чудесным природным явлениям. Мы видим прозрачный лес ч…рнеющий вдали.

_______________(мечтать) о стремительном беге коня герой ощущает волю, свободу и покой. Зима в лирике Пушкина не усыпляет человека, а зовёт к действию ____________ (вселять) бодрость и веселье. Стихия разбушевавшаяся в пр…роде стремится к гармонии__________________ (восстанавливать) её.

Природа для поэта – пример истинной красоты мира.

Задание:

1..Восстановите предложения, преобразовав глаголы в деепричастия.

2. Расставьте знаки препинания при деепричастных оборотах, подчеркните как члены предложения.

3. Найдите обороты, которые ещё есть в предложениях, выделите их знаками препинания, подчеркните как члены предложения.

4. Вставьте пропущенные буквы, устно объясните орфограммы.

Какое правило мы сегодня повторили? Какова роль деепричастий в произведениях А.С. Пушкина? Мы повторяли ________________ . Мы вспомнили, как _____________ на письме деепричастия, деепричастные и причастные обороты. Предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами делают текст _______________.

Мы повторяли деепричастия, деепричастные обороты, ________________ примеры из стихотворений и сказок А.С. Пушкина. Мы вспомнили, как _____________ на письме деепричастия, деепричастные и причастные обороты. Мы увидели, что деепричастия делают речь героев __________, _______________, ________________ . Они передают ___________ действия, ____________состояние героев.

Предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами более ________________.

Источник: http://uchkopilka.ru/russkij-yazyk/konspekty-i-stsenarii/3592-konspekt-uroka-deeprichastie-732

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.