Конспект урока по географии Открытия русских путешественников(5 класс)

Урок для 5 класса по теме:

Конспект урока по географии Открытия русских путешественников(5 класс)

Наша кнопка

Скачать материал

Урок географии в 5 классе

Учитель: Карелова Наталья Валерьевна, учитель географии, первая квалификационная категория

Тема: Русские путешественники

Тип урока: урок формирования умений и навыков

Целевая установка: создать условия для формирования представлений учащимися о роли русских путешественников в освоении и изучении территории Земли

Понятия: Россия, Европа, Азия, поморы, казаки, река Колыма, река Анадырь, Ледовитое море, Северная Америка, Северный Ледовитый океан, Семен Дежнев, Витус Беринг, Алексей Чириков, мыс Северо-Восточный (Дежненева), полуостров Аляска, Алеутские острова, Командорские острова

Задачи, приводящие к предметным результатам:

– Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний.

– Определять и показывать на карте маршруты путешествий.

– Формулировать вывод о роли русских путешественников в исследовании Земли.

– Составлять описание территорий, открытых русскими путешественниками.

– Составлять описание жизни и деятельности Семена Дежнева, Витуса Беринга и Алексея Чирикова.

Задачи, приводящие к метапредметным результатам:

– умение работать с различными источниками информации.

– выделять главное в тексте.

– структурировать учебный материал.

– преобразовывать текстовую информацию в табличную форму.

Задачи, приводящие к личностным результатам:

– понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Практическая работа: Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

Оборудование: учебник географии 5 класс, карта России, атласы, технологическая карта, дополнительный текст, презентация, медиапроектор, интерактивная доска, контурные карты.

Ход урока.

Этапы работы (УУД)

этапа

1Организационный момент.(Задача – создать положительный эмоциональный настрой, мобилизовать внимание)– Добрый день. Я рада видеть вас и надеюсь на успешное взаимодействие на уроке. Сегодня у нас много гостей, мы должны показать, как хорошо мы умеем работать.2.Активизация знаний(опираясь на повторение пройденного материала перейти к постановке проблемы урока, формулированию темы)– Сегодня мы будет с вами работать по Листам знаний. Каждому на стол я раздала такой лист, запишем свое имя фамилию. Этот своеобразный план поможет нам с вами разобрать сегодняшнюю тему. В данном листе у нас имеются задания, выполнив которые, мы узнаем много интересного. Так как с этими листами мы работаем впервые, поэтому я буду вам помогать. Итак темы урока нет, чтобы нам узнать, о чем мы будем говорить на уроке нам необходимо выполнить Перове задание. (кроссворд) – технологическая карта, выставление оценок3.Создание проблемной ситуации, постановка темы и целей урока(подвести учащихся к самостоятельной постановке темы урока путем недостающих знаний для решения определенных задач; создать положительную мотивацию обучающихся для изучения новой темы; формировать у учащихся логическое мышление, умение на основе анализа темы урока формулировать цели урока- познавательные УУД – выдвижение гипотез и их обоснование– Что получилось (Россия). Что мы знаем о нашей стране? Кто сможет показать ее на карте?- Какая наша страна?Что мы знаем о путешественниках России? Как вы думаете, какая тема нашего урока? (русские путешественники) – записать в технологическую карту?- Что мы должны узнать сегодня на уроке? Какую цель мы поставим себе?Наша страна огромна, очень многие ученые, географы занимались изучением и исследованием нашей страны. Сегодня мы познакомимся только с некоторыми из них, с теми кого называют «русскими Колумбами». Кто такой Колумб?- Как вы думаете почему их так называли? (высказываются). Это ваша точка зрения, я пока промолчу, а в конце урока мы выясним правы ли вы.- Что нам поможет узнать о «русских Колумбах» (учебник, атласы, контурные карты.4.Изучение нового материала(формировать навыки самостоятельного осмысления и оценки обучающимися своих знаний; выявить сформированность навыка самостоятельной работы с картой и учебником; регулятивные УУД – находить в тексте конкретные факты, сведения, умение работать с таблицами; формирование самооценки, самоконтролю выполняемой работыПознавательные:- формирование логических умений: анализ, построение цепочек рассуждения.Личностные:формирование нравственно-этических ценностей патриотизм.I Рассказ учителя: Россия занимает значительную часть Европы и Азии. Ее берега омывают многочисленные моря трех океанов. Разнообразно ее природа: необъятные степи и высочайшие горы, болотистая тундра и непроходимые леса. Изучить ее, сделать ее богатства доступными российскому народу пыталось не одно поколение первопроходцев, путешественников. (Что значит ПЕРВОПРОХОДЕЦ – ЗАПИСАТЬ СЛОВО). Не жалея сил, а часто и жизни, они открывали, изучали, описывали новые земли. Российские исследователи многое сделали и для изучения нашей страны и для изучения нашей планеты. Русские путешествовали в основном по нашей стране.- Как вы думаете, почему? (Россия огромна, она нуждалась в открытии, изучении и нанесении на карту. Для того чтобы территория нашей страны была изучена, потребовалось несколько столетий)II Выполняем задание 2 в технологической карте.– В чем заслуга Семена Дежнева? Что открыла его экспедиция? (пролив между Азией и Америкой, путь из Северного Ледовитого океана в Тихий океан)- Отметим маршрут на интерактивной карте и на физической карте цветными магнитами) – выставление оценокIII Выполняем задание номер 3 на технологической карте.– Что было открыто благодаря экспедиции Витуса Беринга и Алексея Чирикова?- Почему Экспедиция под руководством В.Беринга и А.Чирикова называлась Камчатской? (Корабли вышли из Петропавловска, заложенного на Камчатке)- Подписать на интерактивной карте все названия, указать место гибели В.Беринга. ния нашей страны земли.ОВЫЕ ЗЕМЛИ. первопроходцев, путешественников. я тундра5Закрепление(развитие монологической, диалоговой речи, умение ставить вопросы; формирование способов взаимодействия учебного сотрудничества)-Сейчас сделаем вывод- Повторим главное (текст учебника)-А теперь задание не по карте, а по группам. Объединитесь по четыре человека и пусть каждая группа придумает интересный вопрос по теме? – Задают вопросы и отвечают. Спасибо.- Ну а теперь вернемся к вопросу, который я задала в начале урока:- Почему же Семена Дежнева, Витуса Беринга и Алексея Чирикова называли «русскими Колумбами»? (ответы учащихся)6.Рефлексия(формировать способность учащихся вырабатывать собственное отношение к изучаемому материалу, осмыслить и провести оценку своих знаний и возможностей для дальнейшего изучения темы)– В чем состоит заслуга русских первопроходцев?- А вот в чем состоит заслуга русских первопроходцев в исследовании Земли мы узнаем на следующем уроке.- Чем мы занимались сегодня на уроке?- Что нового узнали?- Оцените свою работу на уроке, подсчитайте количество баллов и запишите. У кого пять? Спасибо.7.Д/ЗРазвивать внутреннюю мотивацию к деятельности, умение самостоятельно добывать знания– Параграф 17, вопросы на стр.88- Написать сочинение-рассуждение «К берегам Аляски»- Составить кроссворд о русских первопроходцах.

ИМЯ____________________________Фамилия________________________________

Тема урока______________________________________________________________

Задания

Оценка учащегося

Оценка учителя

1. Задание. Реши кроссворд, прочти слово в выделенных клеточках.

  1. С каким животным познакомился Джеймс Кук в Австралии, в переводе с австралийского это слово означает «не понимаю».
  2. Как переводится на русский язык название корабля, на котором Джеймс Кук совершил первое кругосветное плавание.
  3. Имя голландского мореплавателя, открывшего Австралию задолго до Кука, но скрывшего свое открытие.
  4. Испанский мореплаватель, проплывший на своем корабле в нескольких километрах от Австралии, но не заметивший ее из-за тумана.
  5. Собственностью какого государства стала считаться Австралия, после того, как ее открыл Джеймс Кук.
  6. Материк, открытый Джеймсом Куком.

Какое слово получилось __________________________________________6 – «5»5-4 – «4»3 – «3»2. Задание. Прочитайте текст учебника «На востоке Азии» на странице85, ответьте на вопрос:1) С какими людьми связано освоение Севера_____________________________________________________________________________2) Проследите по карте маршрут путешествия Семена Дежнева, выпишите в таблицу географические названия объектов, которые исследовал Семен ДежневРекиМоре (океан)Мыс

3) Укажите маршрут Семена Дежнева на контурной карте, используя рисунок 47 на странице 85

3 – «5»

2 – «4»

1 – «3»

3. Задание. Прочитай дополнительный текст1) Подчеркни на каких кораблях отправились в путешествие Витус Беринг и Алексей Чириков2) Запиши в таблицу, какие географические объекты были открыты благодаря этим путешественникам.ОстроваПроливПобережье

3) Отметь на карте место гибели командора Витуса Беринга.

4) Подпиши на карте Алеутские острова и полуостров Аляска, полуостров Камчатка.

4 – «5»

3-2 – «4»

1 – «3»

4. 15- 14 – «5»13-10 – «4»9 – «3»

В начале 18 века в России стали бурно развиваться наука, промышленность, торговля, создаваться морской флот. Россия активно осваивала и изучала свою обширную территорию, вела поиск новых торговых путей.

Летом 1741 года из гавани порта Петропавловск, расположенного на полуострове Камчатка вышли два российских корабля – «Святой Петр» под командованием Витуса Беринга и «Святой Павел», командиром которого был Алексей Чириков. По пути они потеряли друг друга и дальше двигались независимо. Судьба их сложилась по-разному.

16 июля 1741 года «Святой Павел» приблизился к гористому берегу. Это был один из островов у южного побережья Аляски. Высадиться на берег не удалось. Обратный путь был тяжелым: люди голодали, их мучила цинга, жажда. И все же в октябре 1741 года отважные мореплаватели вернулись домой.

Корабль Витуса Беринга достиг берегов Северной Америки 17 июля 1741 года – всего на день позже экспедиции Чирикова. На обратном пути «Святой Петр» попал в шторм и был выброшен на неизвестный остров.

На пустынном берегу острова не из чего было даже построить жилище, и морякам пришлось прятаться от непогоды под перевернутыми шлюпками. Во время вынужденной зимовки многие моряки погибли, в том числе и командор Витус Беринг.

Только в августе 1741 года выжившие моряки смогли построить небольшое судно и добраться до Камчатки.

Благодаря экспедиции В.Беринга и А.Чирикова были открыты северо-западная часть Северной Америки, Алеутские и Командорские острова. В честь Беринга назван пролив, разделяющие Евразию и Северную Америку, в честь него была учреждена медаль.

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории география:

Источник: https://doc4web.ru/geografiya/urok-dlya-klassa-po-teme-russkie-puteshestvenniki.html

Открытия русских путешественников. География. 5 класс. Конспект урока

Конспект урока по географии Открытия русских путешественников(5 класс)

УМК «География. Начальный курс. 5 класс»И. И. Бариновой, А. А. Плешакова, Н. И. Сонина.

Тип урока: комбинированный.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации  средствами частично – поискового метода.

Цели по содержанию:

а) образовательная: способствовать  ознакомлению с важным этапом в истории географических открытий

б) развивающая: создать условия для развития общеучебных умений: работать с картами атласа  и текстом учебника, дополнительной литературой

в) воспитательная: использовать воспитательный потенциал учебного материала темы для воздействия на эмоциональную сферу личности обучающихся

Методы:  частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная.

Оборудование и материалы: интерактивная доска, портреты путешественников

Использованные источники: http://www.stihi.ru, http://www.rgo.ru

1. Проверка домашнего задания

– Учитель зачитывать стихотворение и задает классу вопрос: определите, какой период в истории географических открытий Земли описан? Какие строки подтверждают вашу мысль?

Сергей Парыгин

Корабли бороздят океаны Взад-вперед, в каждом месте Земли. В Заполярье и в жаркие страны Свой маршрут проложили они. В наше время достигнуто это, А четыре столетья назад Люди тщетно искали ответа,

Где находится рай, а где – ад.

И на подвиг спешили фанаты (индульгенции были в ходу). И скрипели на реях канаты, Превращая легенду в мечту. И напутствовал их Римский Папа – Люди тихо внимали ему – Привезли чтоб из Индии злата,

Чтоб наполнить пустую казну.

Суетились купцы и дворяне, Комплектуя свои корабли: Становились порой моряками Даже герцоги и короли. На людей нету хуже пародий – Не сыскать, сколько их не ищи, – Чем великое бегство народов

На блестящие точки Земли.

Позабыв и Христа и Иуду, Дальше всех Папу Римского шлют: Эльдорадо придумали люди.

И плывут, и плывут, и плывут.

И плывут корабли в океане, Вдалеке от родных берегов. То плывут они в жаркие страны Или в вечное царство снегов. По торосам и горным отрогам, Где и летом не каждый пройдет, Среди льдов прорубая дорогу,
Что есть сил день и ночь напролет.

Люди золото ищут упорно, В тесноте и в обиде живут. И с каким-то упрямым напором

Все плывут, и плывут, и плывут.

– Учитель читает вопросы географического диктанта, дети пишут в тетради ответы.

  1. Кто впервые совершил кругосветное плавание? (Ф. Магеллан)
  2. Кто открыл Тихий океан? (Ф. Магеллан)
  3. Кто и когда открыл Новый Свет? (Х. Колумб, 1492)
  4. Он открыл и исследовал восточные берега Австралии (Дж. Кук)
  5. Какие русские мореплаватели открыли Антарктиду? (М.П. Лазарев, Ф. Ф. Беллинсгаузен)

Один ученик отвечает, другие осуществляют взаимопроверку в парах.

2. Актуализация знаний

Обучающиеся отвечают на вопросы перед параграфом 7 (страница 35) и подходят к формулировке темы урока,  определяют цель урока записывая её в тетрадь. Желающие озвучивают классу.

3. Изучение нового материала

Вопрос 1.  Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами

Задание учащимся: прочитать пункт 1 параграфа и составить развернутый план.

Далее рассматривается путешествие А. Никитина. Обучающиеся выполняли опережающее задание по подготовке  сообщений, используя компьютерную презентацию, представляют материал, а остальные учащиеся,  прослушивая, заполняют таблицу 1 на странице 19.

Вопрос учителя: За какие 3 моря ходил А. Никитин? Как они назывались в древности?

Рассматриваем путешествия С. Дежнева, В. Беринга прослушивая сообщения и заполняя таблицу.

Обучающиеся делают вывод, отвечая на вопросы:

  • Каков вклад С. Дежнева  в географическую науку? Какие географические объекты носят его имя?
  • В чем заслуга В. Беринга? Какие географические объекты носят его имя?

Работа с учебником стр. 36 рис. 30 изучаем маршруты русских землепроходцев в 17 веке. Обучающиеся отвечают на вопросы и комментируют маршруты путешествий.

4. Закрепление нового материала

Обучающиеся возвращаются к цели урока.

Учитель задает вопрос: Кто достиг цели? Кому что-то не удалось? Каковы причины?

5. Первичная проверка знаний

Обучающиеся выполняют задание на странице 19 №3,4 рабочей тетради.

Далее осуществляют самопроверку, используя для этого учебник..

6. Домашнее задание

Параграф 7, на выбор: стр.20 №5 рабочая тетрадь или составить кроссворд « Великие путешественники».

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/otkrytiya-russkih-puteshestvennikov-geografiya-5-klass-konspekt-uroka/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.