Конспект урока по географии на тему: Страны Латинской Америки. Центральная и Южная Америка. ЭГП и состав территории. Политическая карта. Разнообразие стран. Особенности населения (11 класс)

Латинская Америка. Состав и географическое положение Латинской Америки

Конспект урока по географии на тему: Страны Латинской Америки. Центральная и Южная Америка. ЭГП и состав территории. Политическая карта. Разнообразие стран. Особенности населения (11 класс)

Замечание 1

Это совершенно условное понятие объединяет все континентальные страны, расположенные к югу от США и островов Вест-Индии. Территории Латинской Америки были колонизованы испанцами, португальцами, французами. Англия, Франция и США имели здесь многочисленные колонии. В странах Латинской Америки преобладают романские языки – испанский и португальский, которые произошли от латыни.

Термин «Латинская Америка» был введен как политический термин Наполеоном $III$ – французским императором. В то время и Латинская Америка и Индокитай рассматривались не иначе, как сфера особых французских интересов, поэтому первоначально термин обозначал те части Америки, где разговаривают на романских языках.

С момента завоевания шло насильственное насаждение языков, поэтому во многих современных странах региона испанский язык стал государственным языком. Исключение составляет Бразилия, где официальный язык португальский. Оба языка функционируют в регионе в виде национальных вариантов.

Для них характерны свои языковые особенности, на которые с одной стороны влияние оказали индейские языки, а с другой стороны автономность их развития. В таких странах, как Гаити, Гваделупа, Мартиника, Французская Гвиана официальными языками являются английский и французский.

Население Суринама, Антильских островов, Арубе говорит на нидерландском языке.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Индейские языки оказались вытесненными после колонизации Америки. Только в Боливии, Перу и Парагвае сохранились языки кечуа, аймара, гуарани и являются официальными языками. В целом Латинская Америка говорит на двух языках и ряд стран использует многоязычие.

Сегодня термин «Латинская Америка» указывает на регион, который объединен наднациональными культурными интересами и представляет собой смесь культур романских народов Европы с индейскими и африканскими культурами, в этом заключается отличие Латинской Америки от европейских культур романского происхождения.

В религиозной структуре Латинской Америки преобладают католики, потому что он был единственной обязательной религией в период колонизации, все другие религии жестоко преследовались, подавлялись инквизицией.

Состав Латинской Америки

К Латинской Америке относятся:

  • Аргентина,
  • Белиз,
  • Боливия,
  • Бразилия,
  • Венесуэла,
  • Гватемала,
  • Гаити,
  • Гондурас,
  • Доминикана,
  • Колумбия,
  • Коста-Рика,
  • Куба,
  • Мексика,
  • Никарагуа,
  • Панама,
  • Парагвай,
  • Перу,
  • Сальвадор,
  • Тринидад и Тобаго,
  • Уругвай,
  • Чили,
  • Эквадор,
  • Ямайка.

Французскими территориями являются Гваделупа, Мартиника, Французская Гвиана. Под управлением США находится территория Пуэрто-Рико.

Замечание 2

Иногда в этот список включают, отличающиеся от остальной Латинской Америки в культурном и лингвистичном плане, Фолклендские острова, Гайану, Суринам.

В целом Латинская Америка является крупнейшим регионом мира, в пределах которого находится более $30$ независимых государств и ряд ещё сохраняющихся колониальных владений. На континенте расположены развивающиеся страны, прошедшие довольно длительный путь независимого развития.

Страны далеко не однородны, их отличает друг от друга занимаемая площадь, численность населения, этнический состав, уровень экономического развития. Кроме этого, они отличатся ещё своей политической значимостью. Например, самая большая по площади Бразилия.

Страна занимает $40$ % территории региона, что в $400$ раз превосходит по площади Сальвадор.

Первое место у неё в регионе и по численности населения. Это государство имеет наибольший экономический потенциал и наиболее развитую промышленность. Кроме Бразилии к Ла-Платским странам относятся Уругвай и Парагвай, имеющие аграрно-экспортную специализацию хозяйства. Парагвай представляет собой типично аграрную, наиболее отсталую на континенте страну.

Крошечным государством Латинской Америки считаются Багамские острова, которые до сих пор формально являются колонией Британии, а $300$ тыс. островитян называют себя подданными Британской Короны.

Уровень жизни населения островов высокий и превосходит в разы уровень Аргентины, Мексики, Бразилии. Совсем недалеко от Багамских островов находится одно из самых беднейших государств мира – Гаити.

Самую сложную и бурную историю имеет Мексика, в которой отмечается непрерывная борьба мексиканцев за свои права и независимость против Испании и США.

Сегодня Мексика достигла больших успехов в развитии национальной экономики и обеспечивает себя большинством необходимых промышленных товаров.

Латиноамериканские страны относятся к развивающимся государствам, но занимают промежуточное положение – темпы и достигнутый уровень экономического развития значительно выше стран Африканского континента, но ниже стран Азии.

Аргентина, Бразилия и Мексика, дающие $2/3$ промышленного производства региона, входят в группу новых индустриальных стран. К ним также можно отнести Чили, Венесуэлу, Колумбию, Перу. В своем регионе страны создали несколько экономических интеграционных группировок.

Это Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР), в состав которого вошли Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай. Группировка охватывает $45$ % населения, $50$ % совокупного ВВП, $33$ % объема внешней торговли Латинской Америки.

Замечание 3

Если сравнивать страны Латинской Америки с развивающимися странами Азии и Африки, то надо сказать, что многие показатели экономического и социального развития латиноамериканских стран в значительной степени опережают независимые страны Азии и Африки. Но, и внутри самого региона между странами существуют значительные различия в уровнях их развития.

Географическое положение Латинской Америки

Страны Латинской Америки расположены в западном полушарии планеты к югу от границы с США. Первая страна в этом составе – Мексика. Таким образом, Латинская Америка включает южную часть материка Северная Америка, Центральную Америку, острова Вест-Индии и материк Южную Америку. С западной стороны регион омывается водами Тихого океана, с восточной стороны – водами Атлантического океана.

Площадь региона составляет $21$ млн. кв км, а это примерно $15$ % общей площади суши. Материковые страны имеют между собой естественные границы, проходящие или по крупным рекам или по горным хребтам. Основная часть стран имеет открытый выход к океанам, кроме Боливии и Парагвая, или являются островными государствами.

Регион находится очень близко к США. Территория протянулась с севера на юг на $13$ тыс. км, а максимальная протяженность с запада на восток составляет $5$ тыс. км. Несмотря на отдаленность Латинской Америки от других регионов планеты, её экономико-географическое положение достаточно благоприятно для развития хозяйства.

Этому способствует:

  1. Открытый выход в моря и океаны;
  2. Наличие Панамского канала;
  3. Близкое положение к США;
  4. Огромный и пока не реализованный природно-ресурсный потенциал;
  5. В масштабах мира это зона влияния США.

Замечание 4

Если Бразилия является самым крупным материковым государством, то самым большим островным является республика Куба, расположенная на стыке Карибского моря и Мексиканского залива и протянувшаяся на $1250$ км.

Страны региона по государственному устройству либо республики, либо государства в составе Британского Содружества. Остальные страны являются владениями Великобритании, США, Нидерландов.

В пределах этого региона не наблюдалось крупных политических или иных конфликтов.

Объясняется это следующим образом:

  1. Значительная общность в культуре и истории стран;
  2. Страны практически схожи по уровню экономического развития;
  3. Природные условия и рельеф не располагают к развитию вооруженных конфликтов.

Источник: https://spravochnick.ru/geografiya/latinskaya_amerika_sostav_i_geograficheskoe_polozhenie_latinskoy_ameriki/

Состав Латинской Америки. Политическая карта

Конспект урока по географии на тему: Страны Латинской Америки. Центральная и Южная Америка. ЭГП и состав территории. Политическая карта. Разнообразие стран. Особенности населения (11 класс)

Ла­тин­ской Аме­ри­кой на­зы­ва­ют ре­ги­он За­пад­но­го по­лу­ша­рия, рас­по­ло­жен­ный между США и Ан­тарк­ти­дой. В со­ста­ве Ла­тин­ской Аме­ри­ки вы­де­ля­ют несколь­ко суб­ре­ги­о­нов.

Это Сред­няя Аме­ри­ка (Мек­си­ка, стра­ны Цен­траль­ной Аме­ри­ки и Вест-Ин­дии), Анд­ские стра­ны (Ве­не­су­э­ла, Ко­лум­бия, Эк­ва­дор, Перу, Бо­ли­вия, Чили), стра­ны бас­сей­на Ла-Пла­ты (Па­раг­вай, Уруг­вай, Ар­ген­ти­на), Бра­зи­лия.

На­зва­ние «Ла­тин­ская Аме­ри­ка» про­ис­хо­дит от ис­то­ри­че­ски сло­жив­ше­го­ся в этой части мира пре­об­ла­да­ю­ще­го вли­я­ния языка, куль­ту­ры и обы­ча­ев ро­ман­ских (ла­тин­ских) на­ро­дов Пи­ре­ней­ско­го по­лу­ост­ро­ва. 

Ре­ги­он за­ни­ма­ет пло­щадь 21 млн кв. км с на­се­ле­ни­ем более 570 млн че­ло­век.

Рис. 1. По­ли­ти­че­ская карта Ла­тин­ской Аме­ри­ки

 2. Разнообразие стран Латинской Америки по площади

Стра­ны Ла­тин­ской Аме­ри­ки раз­лич­ны по пло­ща­ди: самая боль­шая стра­на ре­ги­о­на – Бра­зи­лия, самые ма­лень­кие на­хо­дят­ся в бас­сейне Ка­риб­ско­го моря.

 3. Границы, ЭГП, форма правления и устройства стран

Гра­ни­цы между стра­на­ми про­хо­дят в ос­нов­ном по рекам, хреб­там и дру­гим оро­гра­фи­че­ским объ­ек­там.

Эко­но­ми­ко-гео­гра­фи­че­ское по­ло­же­ние Ла­тин­ской Аме­ри­ки:

1.     Бли­зость к США.

2.     Уда­лен­ность от дру­гих ре­ги­о­нов мира.

3.     На­ли­чие Па­нам­ско­го ка­на­ла.

4.     Почти все стра­ны (кроме Бо­ли­вии и Па­раг­вая) имеют выход к морю.

По форме прав­ле­ния все стра­ны ре­ги­о­на – рес­пуб­ли­ки. В со­став Ла­тин­ской Аме­ри­ки вхо­дит более 33 стран. Неко­то­рые стра­ны вхо­дят в со­став Со­дру­же­ства (на­при­мер, Гай­а­на, До­ми­ни­ка, Три­ни­дад  и То­ба­го). Гви­а­на при­над­ле­жит Фран­ции. Куба яв­ля­ет­ся со­ци­а­ли­сти­че­ским го­су­дар­ством.

По форме ад­ми­ни­стра­тив­но-тер­ри­то­ри­аль­но­го устрой­ства пре­об­ла­да­ют уни­тар­ные го­су­дар­ства, фе­де­ра­тив­ное устрой­ство имеют сле­ду­ю­щие стра­ны: Бра­зи­лия, Ар­ген­ти­на, Мек­си­ка, Ве­не­су­э­ла, Сент-Китс и Невис.

Рис. 2. Флаг Сент-Кит­са и Неви­са

 4. Этапы формирования политической карты

Этапы фор­ми­ро­ва­ния по­ли­ти­че­ской карты Ла­тин­ской Аме­ри­ки:

1.     Этап до­ев­ро­пей­ской ко­ло­ни­за­ции.

2.     Ко­ло­ни­аль­ный этап.

3.     По­сле­ко­ло­ни­аль­ный этап.

4.     Этап после Вто­рой ми­ро­вой войны.

На тер­ри­то­рии Ла­тин­ской Аме­ри­ки рас­по­ла­га­лись ци­ви­ли­за­ции майя, ац­те­ков, инков.

Тер­ри­то­рию Ла­тин­ской Аме­ри­ки осва­и­ва­ли в ос­нов­ном Ис­па­ния и Пор­ту­га­лия.

Осо­бый ста­тус имеет Пу­эр­то-Ри­ко.

Пу­эр­то-Ри­ко яв­ля­ет­ся за­ви­си­мой от США тер­ри­то­ри­ей и имеет ста­тус «неин­кор­по­ри­ро­ван­ной ор­га­ни­зо­ван­ной тер­ри­то­рии», что озна­ча­ет, что дан­ная тер­ри­то­рия на­хо­дит­ся под управ­ле­ни­ем США (а не яв­ля­ет­ся их неотъ­ем­ле­мой ча­стью), дей­ствие на тер­ри­то­рии Кон­сти­ту­ции США огра­ни­че­но; вер­хов­ная власть при­над­ле­жит Кон­грес­су США, но тер­ри­то­рия имеет соб­ствен­ную си­сте­му са­мо­управ­ле­ния.

Рис. 3. Пу­эр­то-Ри­ко на карте

В на­сто­я­щее время не ре­ше­ны мно­гие во­про­сы, ка­са­ю­щи­е­ся гра­ниц и при­над­леж­но­сти тер­ри­то­рий. Ярким при­ме­ром могут слу­жить спор­ные Фолк­ленд­ские (Маль­вин­ские) ост­ро­ва между Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей и Ар­ген­ти­ной.

 5. Остров Свободы

Куба. Офи­ци­аль­ное на­зва­ние – Рес­пуб­ли­ка Куба, неофи­ци­аль­ное с 1959 года – Ост­ров Сво­бо­ды – ост­ров­ное го­су­дар­ство в се­вер­ной части Ка­риб­ско­го моря. Сто­ли­ца – Га­ва­на. Куба – самое боль­шое ост­ров­ное го­су­дар­ство ре­ги­о­на, про­тя­нув­ше­е­ся на 1250 км.

Оно рас­по­ло­же­но на стыке Ка­риб­ско­гo моря и Мек­си­кан­ско­го за­ли­ва, об­ра­зу­ю­щих «аме­ри­кан­ское Сре­ди­зем­но­мо­рье». Изоб­ра­жен­ный на гербе стра­ны ключ – сим­вол тoгo, что от­кры­тый Ко­лум­бом в 1492 г. ост­ров на про­тя­же­нии сто­ле­тий был свoе­го poда клю­чом к Но­во­му Свету.

 Куба яв­ля­ет­ся со­ци­а­ли­сти­че­ским го­су­дар­ством, дол­гое время она была со­юз­ни­ком СССР.

Рис. 4. Герб Кубы

 6. Хунта, захват Гренады

Хунта. Во мно­гих стра­нах этим сло­вом обо­зна­ча­ютраз­лич­ные ор­га­ны го­су­дар­ствен­но­го управ­ле­ния, в том числе граж­дан­ские.

В со­вре­мен­ном рус­ском языке (как и в ряде дру­гих язы­ков мира) слово «хунта» ис­поль­зу­ет­ся в ос­нов­ном для обо­зна­че­ния во­ен­ной дик­та­ту­ры, уста­но­вив­шей­ся в ре­зуль­та­те го­су­дар­ствен­но­го пе­ре­во­ро­та. Ярким при­ме­ром яв­ля­ет­ся Пра­ви­тель­ствен­ная хунта Чили.

Источник: https://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=2255

Территория, границы, политическая карта Латинской Америки. 11-й класс

Конспект урока по географии на тему: Страны Латинской Америки. Центральная и Южная Америка. ЭГП и состав территории. Политическая карта. Разнообразие стран. Особенности населения (11 класс)

  • Антонова Марина Васильевна, учитель географии

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (32,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Учебно-воспитательные задачи:

– Сформировать понятие и представление о Латинской Америке, как историко-культурном и историческо-географическом регионе.
– Сформировать у учащихся представление о странах Латинской Америки, их особенностях экономико-географического положения.

Развивающие:

– Развивать умение оформлять ответ в виде схемы. – Продолжить формировать географические умения: анализировать картографические и статистические материалы, давать краткую характеристику странам.

– Вести работу над общеучебными умениями: сравнивать и обобщать, слушать.

Оборудование:

  • Настенная политическая карта мира, атлас, мультимедийный проектор.
  • Раздаточный материал для учащихся: ТПО( примеч. Материалы Фестиваля 2009-2010г.) технологическая карта, тест.
  • Методы формы учебной деятельности: частично-посковый, эвристическая беседа.

План.

Презентация “ Особенности стран Латинской Америки”.

  • План изучения территории.
  • Сам. работа с ТПО (тетрадь с печатной основой).
  • Изученик нового материала Состав региона.
  • Работа по карте у доски “Особенности географического положения материка Южная Америка”.
  • История открытия региона. Формирование политической карты.
  • Разнообразие стран Латинской Америки (с.р., схема).
  • Задания-загадки.
  • Тест.
  • 1. Вступительное слово учителя:

    – Сегодня, мы начнём наш урок не совсем обычно, сначала мы совершим виртуальное путешествие по некоторым странам. Перед вами стоит задача: после просмотра презентации ответить на вопрос: Какой регион мы будем сегодня изучать?

    2. Показ Презентации.(1-14 слайд)

    После просмотра детям задаётся вопрос.

    – Ребята, вы определили, с каким регионом мы будем сегодня знакомиться? ( Латинская Америка)-(слайд 15).

    – Покажите его на карте. (слайд 16)

    – Давайте вспомним план, по которому мы даём характеристику региона.

    учебник стр.330: территория, границы, положение; природные условия и ресурсы; население; хозяйство, территориальная структура; характеристика крупнейших стран (Бразилия); охрана окружающей среды и экологические проблемы.

    – Итак, назовите тему нашего урока. “ Территория, границы, положение региона на политической карте ” – запишите в тетрадь.(слайд 17)

    – Цель нашего урока: Изучить состав региона, закрепить умение определять географическое положение стран и их особенности.

    Чтобы перейти к изучению нового материала, давайте вспомним, что нам уже известно о странах данного региона.

    Для этого откройте ТПО (Тема 5, блок 1, работа по вариантам).

    Самостоятельная работа учащихся с ТПО (10мин.).Приложение 1

    5. Изучение нового материала

    Вступительное слово учителя.

    – Что входит в состав Латинской Америки?

    Латинской Америкой называют регион Западного полушария между США и Антарктидой. В него входят: Мексика, страны Центральной Америки, Вест-Индии и Южной Америки.

    Причём, Мексику, Вест– Индию и Центральную Америку часто объединяют в субрегион Карибских стран.

    Всего в состав региона входит 33 суверенных государства, а также 14 стран, являющихся владениями Великобритании, Франции, Нидерландов и США. (Это маленькие острова в Карибском море).

    Территория Латинской Америки протягивается с севера на юг на 13 тыс. км., а с запада на восток до 5 тыс. км.

    В какой части света расположен регион? (Америка), что в неё входит? ( два материка).

    – В честь какого путешественника названа Америка? (Америго Веспуччи).

    – Ребята, кто открыл материк Южная Америка?( Христофор Колумб). Х.Колумб жил в Португалии. Он решил открыть путь в Индию западным путём. Впервые он открыл Багамские острова, один из которых он назвал Сан-Сальвадор.

    Так как он искал путь в Индию, туземцев стали называть индейцами. Открытые им табак и картофель на острове Куба, завоевали потом весь мир.

    С открытием новых земель (15-17века) началась эпоха их колонизации испанцами и португальцами.

    – Как вы понимаете слово колонизация? ( захват, освоение новых земель).

    6.

    История заселения, освоения региона.Формирование политической карты: Название “Латинская Америка” происходит от исторически сложившегося в этой части мира преобладающего влияния языка, культуры и обычаев романских (латинских) народов Пиренейского полуострова– испанцев, португальцев. Которые в 15-18 веках завоевали эту часть Америки и колонизовали её. До прихода сюда европейцев на материке существовали развитые государства: ацтеков (слайд 18)со столицей Теночтитлан, территория современной Мексики и майя (слайды 19,20) на полуострове Юкатан (Мексика), а также империя инков (слайды 21,22) на западном побережье Южной Америки (Перу, Эквадор) со столицей в Куско.

    Все эти цивилизации были уничтожены с приходом европейских колонизаторов.

    Большая часть современных государств Латинской Америки– это бывшие колонии Испании, а Бразилия– бывшая португальская колония.

    Найдите тому подтверждение в атласе с….( правильно, только в Бразилии– население говорит на португальском языке, на остальной территории господствует испанский язык).

    -Есть ли в этом регионе развитые страны? (нет).

    Все 33 суверенных государства относятся к числу развивающихся.

    Далее вы продолжаете самостоятельно характеризовать регион, используя Технологическую карту (на столе). Приложение 2

    Обратите внимание на схему, которую нужно кратко заполнить, применяя условные знаки. По мере заполнения схемы в тетради, заполним схему на доске.

    – Что послужило основой выделения региона Латинская Америка? (с.331 уч.)

    – Особенности проведения границ между странами.

    – Составить схему “ Разнообразие стран Латинской Америки”.

    (Слайд 23)

    . Работа по карте: Задания-загадки.

    А) Государство омываеся двумя океанами, образующими у терриории два залива. С

    севера оно граничит с одной более развитой в экономическом оношении страной.

    Назвать страну, заливы, пограничное государство. (Мексика слайды 24-27).

    Б) На территории этой страны расположена самая сухая пустыня мира-Атакама. Ей принадлежит остров в Тихом океане – о.Пасхи (слайды 28-32).

    В) Часть территории страны имеет суровый климат. Территория носит название Патагония.(Аргенина слайд 33).

    Г) На территории этой страны находится самый высокий водопад в мире– Анхель.

    (Венесуэла слайд 34).

    Д) Страна где выращивают тростник, какао-бобы и сырьё для химической промышл енности.(Бразилия слайд 35-36).

    Е) Отгадай картинку. (Куба слайд 37-40).

    Закрепленние материала: ТЕСТ. Приложение 3Подведение итога урока.

    Ребята, сегодня мы изучили особенности географического положения стран Латинской Америки. Скажите, на что же влияют особенности территории? ( На разнообразие природных условий и наличие природных ресурсов, которые определяют специализацию хозяйства).Значит тема нашего следующего урока: “Природные ресурсы”.

    .

    – Повторите виды природных ресурсов, выполните практическую работу на к/к “Особенности стран ”. Найдите на карте “географические имена”, выпишите их и нанесите на к/к.

    Приложения

    3.03.2011

    Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/593976/

    10 класс. География. Латинская Америка – Состав Латинской Америки. Политическая карта

    Конспект урока по географии на тему: Страны Латинской Америки. Центральная и Южная Америка. ЭГП и состав территории. Политическая карта. Разнообразие стран. Особенности населения (11 класс)

    Ла­тин­ской Аме­ри­кой на­зы­ва­ют ре­ги­он За­пад­но­го по­лу­ша­рия, рас­по­ло­жен­ный между США и Ан­тарк­ти­дой. В со­ста­ве Ла­тин­ской Аме­ри­ки вы­де­ля­ют несколь­ко суб­ре­ги­о­нов.

    Это Сред­няя Аме­ри­ка (Мек­си­ка, стра­ны Цен­траль­ной Аме­ри­ки и Вест-Ин­дии), Анд­ские стра­ны (Ве­не­су­э­ла, Ко­лум­бия, Эк­ва­дор, Перу, Бо­ли­вия, Чили), стра­ны бас­сей­на Ла-Пла­ты (Па­раг­вай, Уруг­вай, Ар­ген­ти­на), Бра­зи­лия.

    На­зва­ние «Ла­тин­ская Аме­ри­ка» про­ис­хо­дит от ис­то­ри­че­ски сло­жив­ше­го­ся в этой части мира пре­об­ла­да­ю­ще­го вли­я­ния языка, куль­ту­ры и обы­ча­ев ро­ман­ских (ла­тин­ских) на­ро­дов Пи­ре­ней­ско­го по­лу­ост­ро­ва. 

    Ре­ги­он за­ни­ма­ет пло­щадь 21 млн кв. км с на­се­ле­ни­ем более 570 млн че­ло­век.

    Рис. 1. По­ли­ти­че­ская карта Ла­тин­ской Аме­ри­ки (Ис­точ­ник)

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.