Конспект урока по биологии на тему Живые клетки (5 класс)

Конспект урока по биологии на тему

Конспект урока по биологии на тему Живые клетки (5 класс)

УРОК биологии 5 класс в рамках ФГОС «Кирпичики» жизни»

Тема урока: Живые клетки.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Технология построения урока: развивающее обучение, здоровье сберегающие технологии.

Цель: изучить строение клетки, выявить роль органоидов клетки.

Задачи:

образовательные: знать о строении клетки, роли органоидов клетки.

развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органоиды в клетках на рисунках и таблицах; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

– знать строение клетки;

– рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке.

Метапредметные:

регулятивные: самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

– участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

коммуникативные:– обсуждать в рабочей группе информацию;

– слушать товарища и обосновывать свое мнение;

– выражать свои мысли и идеи.

познавательные:

работать с учебником;

– находить отличия;

– составлять схемы-опоры;

– работать с информационными текстами;

– объяснять значения новых слов;

– сравнивать и выделять признаки;

– уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Личностные:

– осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

– устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

– оценивать собственный вклад в работу группы.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения работать с учебником.

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

  2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

  3. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  4. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

  5. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

  1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

  3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

  4. Оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Информационно-технологическиересурсы: учебник, рабочая тетрадь, ПК, материалы для моделирования клетки (ёмкости с желатином, семена фасоли, гороха, лесные орехи, окрашенные в зелёный цвет семена кабачков).

Основные термины и понятия: клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, хромосомы, хлоропласты, митохондрии, лизосомы.

Ход урока

Приветствуют учителя.

Доклад дежурного. Проверяют готовность к уроку.

2

Определение темы и задач урока.

Учитель предлагает детям разгадать кроссворд.

Приложение 1.

Молодцы. Вы замечательно справились с заданием.

Как вы думаете, почему именно это слово я выделила?

Правильно, сегодня речь на уроке пойдёт о клетке.

Как можно назвать тему урока?

Какова цель и задачи урока?

Как можно достичь цели?

На столах учащихся листы с кроссвордом.

Разгадывают кроссворд, находят главное слово, определяют тему и задачи урока.

Записывают тему в тетрадь.

3

Изучение нового материала.

Учитель.

Скажите, пожалуйста, что вам известно о клетках?

Думаю, что после нашего урока, вы будете знать о клетке больше.

Послушайте стихотворение.

Загляните на часок

Там такое происходит –

Цитоплазма кругом ходит,

Помогает то движенье

В клетке чудным превращеньям.

Их не видел Левенгук,

Удивился б Роберт Гук.

Вопрос.

Знакомы вам имена Антини ван Левенгук и Роберт Гук?

Обратитесь к тексту учебника на стр. 27, абзац первый.

Несколько слов сказать учащимся о Левенгуке.

Учитель.

Из чего построено здание нашей школы?

Правильно, из кирпичей.

Из чего состоит наш организм? Правильно, из клеток.

Можно ли назвать клетки кирпичиками жизни? Можно, но это очень приблизительное сравнение.

Вопрос.

Как вы думаете, почему?

Работаем с текстом учебника на стр. 27, абзац 4.

Назовите главные части клетки, запишите их названия в тетрадь их названия.

Для чего они нужны клетке?

Прочестьстроки стихотворения, которые помогут определить функции частей клетки.

Клетка живая на город похожа.

Стена крепостная в клетке есть тоже.

Мембраной она названа –

Чужих не впускает она!

Вывод: защитная функция.

В клетке внутри – цитоплазма в движении,

Подобно дорогам и направлениям.

Вывод: связывает содержимое клетки.

Но главное это – ядро,  несомненно.

Ядро управляет клеткой бессменно.

В хромосомах записаны законы и правила,

Которые природа для клетки составила.

Вывод: управляет клеткой, хранит наследственный материал.

Вопрос.

Происходят ли какие-либо действия с кирпичами здания школы?

Вопрос.

А с клетками нашего организма? Ели дети затрудняются ответить, обратить их внимание на последний абзац стр. 27.

Вопрос.

Кирпичи в стенах здания одинаковые или разные?

Вопрос.

А клетки в нашем организме?

Рассмотрите рисунки клеток на стр. 29, сделайте вывод.

Вывод: клетки в организме отличаются друг от друга, так как выполняют разные функции.

Вернёмся к строкам стихотворения, которое я прочла вам в начале урока.

В цитоплазме там и тут

Что такое цитоплазма мы знаем, а что такое органоиды?

В нашем организме много органов, которые выполняют определённые функции. В организме – органы, а в клетке – органоиды – части клети, выполняющие свои функции.

Рассмотрите рисунок клетки на стр. 30, скажите, кроме ядра, оболочки, цитоплазмы, что ещё есть в клетке?

Митохондрии – клеточное дыхание, образуется энергия – энергетические станции клетки.

Лизосомы – пищеварительная функция (рассказать о хвосте головастика).

Сеть – транспорт веществ.

Эти органоиды есть в клетках растений и животных.

Почему растений имеют зелёную окраску? Благодаря хлоропластам.

Вопрос:

клетки растений и животных одинаковые по строению?

Вопрос.

С чем связано такое отличие?

Запомнить: только в растительной клетке есть хлоропласты, толстая клеточная стенка, вакуоли.

Итак, мы изучили строение клеток растений и животных. Закрепим изученное и выполним моделирование клетки из подручного материала.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Высказывают своё мнение.

Слушают своих товарищей.

Делают записи в тетради.

Анализируют, обобщают, делают выводы.

Закрепление.

Лабораторная работа. Моделирование клетки.

Используя подручный материал на ваших столах, постройте модель клетки. Напишите, какой материал вы использовали, чтобы создать модель клетки.

Проверить результат. Сравнить по группам, сделать вывод.

Стенки ёмкости – мембрана.

Желатин – цитоплазма.

Лесной орех – ядро.

Семена фасоли – митохондрии.

Семена гороха – лизосомы.

Семена кабачков – хлоропласты.

В 2 группах были семена кабачков, окрашенные в зелёный цвет.

Вывод детей: моделировали растительную клетку.

В 2 группах такие семена отсутствовали, дети сделаливывод: они изготовили модель животной клетки.

Создают модель клетки, производят описание.

Домашнее задание.

С. 28-32. Вылепить модель клетки из пластилина, написать сочинение «Путешествие внутрь клетки», составить кроссворд.

Записывают домашнее задание в дневник.

Приложение 1. Кроссворд

  1. Увеличительный прибор со зрительной трубкой.

  2. Увеличительный прибор с рукояткой и линзой

  3. Часть зрительной трубки, обращённая к микропрепарату.

  4. Свойство живого, которое обеспечивает организм пительными веществами и энергией..

  5. Часть зрительной трубки, в которую смотрит наш глаз.

  6. Улавливает свет в микроскопе.

Прочтите слова по вертикали, что интересного вы заметили?

Приложение 1. Кроссворд

  1. Увеличительный прибор со зрительной трубкой.

  2. Увеличительный прибор с рукояткой и линзой

  3. Часть зрительной трубки, обращённая к микропрепарату.

  4. Свойство живого, которое обеспечивает организм пительными веществами и энергией..

  5. Часть зрительной трубки, в которую смотрит наш глаз.

  6. Улавливает свет в микроскопе.

Прочтите слова по вертикали, что интересного вы заметили?

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-biologii-na-temu-zhivie-kletki-klass-1247994.html

Жизнедеятельность клетки, её деление и рост

Конспект урока по биологии на тему Живые клетки (5 класс)

Клет­ка – ос­нов­ная еди­ни­ца жизни. Все живые ор­га­низ­мы со­сто­ят из кле­ток. Ви­ру­сы, ко­то­рых можно на­звать жи­вы­ми лишь услов­но, вне кле­ток, на ко­то­рых они па­ра­зи­ти­ру­ют, свойств жи­во­го не про­яв­ля­ют.

Для всего жи­во­го ха­рак­тер­ны обмен ве­ществ и энер­гии, рост и раз­мно­же­ние. Живые клет­ки об­ла­да­ют всеми этими свой­ства­ми. Они дышат, пи­та­ют­ся, рас­тут. Мно­гие из них спо­соб­ны к раз­мно­же­нию.

Ве­ще­ства, необ­хо­ди­мые для жиз­не­де­я­тель­но­сти кле­ток, по­сту­па­ют в них сквозь кле­точ­ную обо­лоч­ку в виде рас­тво­ров из дру­гих кле­ток и их меж­клет­ни­ков.

Рас­те­ние по­лу­ча­ет эти ве­ще­ства из воз­ду­ха и почвы.

2. Оболочка

Обо­лоч­ка живой клет­ки имеет слож­ное стро­е­ние, она лег­ко­про­ни­ца­е­ма для одних ве­ществ и непро­ни­ца­е­ма для дру­гих.

Такая по­лу­про­ни­ца­е­мость обо­лоч­ки со­хра­ня­ет­ся, пока жива клет­ка.

Таким об­ра­зом, обо­лоч­ка не толь­ко со­хра­ня­ет це­лост­ность клет­ки, но и ре­гу­ли­ру­ет по­ступ­ле­ние ве­ществ из окру­жа­ю­щей среды в клет­ку и из клет­ки в окру­жа­ю­щую ее среду.

В клет­ках, на­при­мер, листа эло­деи под мик­ро­ско­пом можно уви­деть, что хло­ро­пла­сты плав­но пе­ре­ме­ща­ют­ся как бы по кругу, вдоль кле­точ­ной обо­лоч­ки (см. Рис. 1). Но сами они к дви­же­нию не спо­соб­ны, дви­жет­ся вся ци­то­плаз­ма. Это дви­же­ние по­сто­ян­но, но его ино­гда труд­но об­на­ру­жить.

Рис. 1

3. Движение цитоплазмы

На­блю­дать дви­же­ние ци­то­плаз­мы вы смо­же­те на уже зна­ко­мом вам пре­па­ра­те листа эло­деи или на пре­па­ра­тах кор­не­вых во­лос­ков во­до­кра­са, во­лос­ков ты­чи­ноч­ных нитей тра­де­скан­ции.

По­про­буй­те изу­чить вли­я­ние тем­пе­ра­ту­ры на ин­тен­сив­ность дви­же­ния ци­то­плаз­мы. Наи­бо­лее ин­тен­сив­ным оно, как пра­ви­ло, бы­ва­ет при тем­пе­ра­ту­ре около 37 °С. Уже при тем­пе­ра­ту­ре выше 40 °С оно пре­кра­ща­ет­ся.

Дви­же­ние ци­то­плаз­мы спо­соб­ству­ет пе­ре­ме­ще­нию в клет­ках пи­та­тель­ных ве­ществ и воз­ду­ха. Чем ак­тив­нее жиз­не­де­я­тель­ность клет­ки, тем боль­ше ско­рость дви­же­ния ци­то­плаз­мы.

Ци­то­плаз­ма одной клет­ки обыч­но не изо­ли­ро­ва­на от ци­то­плаз­мы дру­гих кле­ток, рас­по­ло­жен­ных рядом.

Нити ци­то­плаз­мы со­еди­ня­ют со­сед­ние клет­ки, про­хо­дя через поры в кле­точ­ных обо­лоч­ках.

Между обо­лоч­ка­ми со­сед­них кле­ток на­хо­дит­ся осо­бое меж­кле­точ­ное ве­ще­ство. Если меж­кле­точ­ное ве­ще­ство раз­ру­ша­ет­ся, клет­ки разъ­еди­ня­ют­ся. В спе­лых пло­дах ар­бу­зов и то­ма­тов, рас­сып­ча­тых яб­ло­ках клет­ки легко разъ­еди­ня­ют­ся.

Неред­ко живые рас­ту­щие клет­ки всех ор­га­нов рас­те­ния ме­ня­ют форму. Их обо­лоч­ки округ­ля­ют­ся и ме­ста­ми от­хо­дят друг от друга. В этих участ­ках меж­кле­точ­ное ве­ще­ство раз­ру­ша­ет­ся. Воз­ни­ка­ют меж­клет­ни­ки, за­пол­нен­ные воз­ду­хом.

4. Деление клетки

Как мы уже го­во­ри­ли, клет­ки спо­соб­ны к раз­мно­же­нию. Раз­мно­жа­ют­ся они путем де­ле­ния (см. Рис. 2). В ре­зуль­та­те де­ле­ния и роста кле­ток про­ис­хо­дит рост ор­га­низ­ма в целом.

Де­ле­нию клет­ки пред­ше­ству­ет де­ле­ние ее ядра. Перед де­ле­ни­ем клет­ки ядро уве­ли­чи­ва­ет­ся, и в нем ста­но­вят­ся хо­ро­шо за­мет­ны тель­ца, обыч­но ци­лин­дри­че­ской формы – хро­мо­со­мы. В них как бы за­пи­са­ны все на­след­ствен­ные при­зна­ки клет­ки.

Рис. 2

5. Хромосомы

Рас­смат­ри­вая де­ля­щи­е­ся клет­ки, уче­ные за­ме­ти­ли в ядре неболь­шие тель­ца, ко­то­рые хо­ро­шо впи­ты­ва­ли в себя кра­си­тель. Эти тель­ца по­лу­чи­ли на­зва­ние хро­мо­сом – от древ­не­гре­че­ских слов «хро­мос» – «цвет» и «сома» – «тело» (см. Рис. 3).

В 1910 г. Т. Мор­ган до­ка­зал, что в хро­мо­со­мах в опре­де­лен­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти рас­по­ло­же­ны гены. Хро­мо­со­мы со­дер­жат ДНК – ос­нов­ной но­си­тель на­след­ствен­ной ин­фор­ма­ции клет­ки.

Перед де­ле­ни­ем клет­ки каж­дая хро­мо­со­ма как бы ко­пи­ру­ет себя. Об­ра­зу­ют­ся две оди­на­ко­вые части. В ходе де­ле­ния части хро­мо­со­мы рас­хо­дят­ся к раз­ным по­лю­сам клет­ки. В ядрах каж­дой из двух новых кле­ток их ока­зы­ва­ет­ся столь­ко же, сколь­ко было в ма­те­рин­ской клет­ке. Всё со­дер­жи­мое также рав­но­мер­но рас­пре­де­ля­ет­ся между двумя но­вы­ми клет­ка­ми.

Ядро мо­ло­дой клет­ки рас­по­ла­га­ет­ся в цен­тре, она (клет­ка) со­дер­жит много мел­ких ва­ку­о­лей. В ста­рой клет­ке обыч­но име­ет­ся одна боль­шая ва­ку­оль, по­это­му ци­то­плаз­ма с ядром при­ле­га­ет к кле­точ­ной обо­лоч­ке. Мо­ло­дые клет­ки, в от­ли­чие от ста­рых, спо­соб­ны де­лить­ся.

То­ти­по­тент­ность

То­ти­по­тент­ность – это свой­ство одной клет­ки ор­га­низ­ма путем де­ле­ния дать на­ча­ло це­ло­му ор­га­низ­му или клет­ке лю­бо­го типа этого ор­га­низ­ма.

У жи­вот­ных этим свой­ством об­ла­да­ет толь­ко опло­до­тво­рен­ная яй­це­клет­ка, а у рас­те­ний любая клет­ка может утра­чи­вать свою спе­ци­а­ли­за­цию и ста­но­вить­ся то­ти­по­тент­ной.

Мно­го­кле­точ­ные ор­га­низ­мы могут со­дер­жать огром­ное ко­ли­че­ство кле­ток. Так, один лист яб­ло­ни со­сто­ит при­мер­но из 50 млн кле­ток раз­лич­ных типов. У цвет­ко­вых рас­те­ний раз­ли­ча­ют около 80 типов кле­ток. Наука, изу­ча­ю­щая стро­е­ние и жиз­не­де­я­тель­ность клет­ки, на­зы­ва­ет­ся ци­то­ло­гия.

Рис. 3. Хро­мо­со­мы

Вопросы к конспектам

1. Какие свой­ства имеет обо­лоч­ка клет­ки? 2. Что про­ис­хо­дит с хро­мо­со­ма­ми при де­ле­нии клет­ки? 3. * Под­го­товь­те со­об­ще­ние об ис­то­рии раз­ви­тия ци­то­ло­гии.

Источник: https://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=1187

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.