Конспект урока литературы в 5 классе по балладе В.А.Жуковского Кубок

Конспект урока по Литературе «В.А.Жуковский. Детство и начало литературного творчества. Жанр баллады. Баллада «Кубок» 5 класс

Конспект урока литературы в 5 классе по балладе В.А.Жуковского Кубок

Наша кнопка

Скачать материал

Ильина Валентина Викторовна

Образовательное учреждение: МБОУ Рождественская СОШ

Предмет: литература

Класс: 5

Тема урока: «В.А.Жуковский. Детство и начало литературного творчества. Жанр баллады. Баллада «Кубок»

Тип урока: урок изучения нового материала

Авторский медиапродукт: презентация, созданная в редакторе Power Point

Оборудование: ПК, проектор, экран для демонстрации презентации, учебники, выставка книг Жуковского, стенды «Жизнь В.А.Жуковского», «Жуковский – переводчик», презентация

Время реализации занятия: 45 минут

Цели урока:

1. Познакомить с началом жизненной и творческой биографии В.А.Жуковского, его переводными балладами

2. Развивать представление о балладе. Об особенностях данного жанра

3. Воспитывать стремление жить в гармонии с природой и самим собой

Задачи:

Образовательные

1) обучить постановке цели занятия, организации процесса ее достижения;

2) обучить организации анализа, самооценки и рефлексии учебно-познавательной деятельности;

3) сформировать способность определять тему, основную мысль произведения;

4) обучить самостоятельному и коллективному поиску ответа на поставленную проблему

Развивающие

1) развивать коммуникативную компетенцию;

2) развивать аналитические и творческие способности;

3) развивать мыслительную деятельность.

Воспитательные

1) показать богатство русской литературы;

2) прививать уважение к литературе;

3) воспитывать культуру поведения в обществе, уважение к чужому мнению.

Методы работы

– проблемно-эвристические;

– частично-поисковые;

– объяснительно-иллюстративные.

Приемы работы: рассказ, беседа,сравнение, анализ, обобщение, систематизация материала

Формы работы: самостоятельная, групповая, коллективная

Структура урока

Этапы урока

Время

I. Приветствие, активизация внимания1 мин.II Целеполагание1 мин.III. Изучение нового (заочная экскурсия – реализация домашнего задания, словарно – лексическая работа по тексту баллады, чтение баллады)20 мин.IV Проверка первичного восприятия текста баллады3 мин.V. Анализ произведенияВ творческой лаборатории поэта.15 мин.VI. Обобщение.2 мин.VI. Домашнее задание.1 мин.VI I. Рефлексия.1 мин.

Ход урока

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков задумчивую даль…

А.С.Пушкин

Сообщение темы урока:

–Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами будем работать в литературной гостиной. Здесь существует золотое правило: выскажи свое мнение, свое впечатление, поделись новым с одноклассниками, стремись узнать что-то новое.

Наш план работы:

1. Заочная экскурсия «Жизнь и творчество В.А.Жуковского»,

2. В Творческой лаборатории В.А.Жуковского.

– Вас устраивает данный план?

II Целеполагание:

-Сформулируйте, пожалуйста, цели, которые мы должны выполнить на уроке согласно его плану? (выслушивает мнение учащихся и обобщает их ответ)

III. Изучение нового Жизнь и творчество в.А.Жуковского

1.–Прочитайте эпиграф к уроку. Как оценивал творчество Жуковского его ученик А.С.Пушкин?

Проблемный вопрос: « Каким человеком и поэтом был Жуковский?»

(звучат разные предположения учащихся)

-Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо…? Что? (познакомиться с биографией поэта, с его произведениями)

2. Заочная экскурсия «Жизнь и творчество В.А.Жуковского» (Презентация, стенды) – реализация домашнего задания: подготовленные ученики проводят экскурсию (стенды, компьютер)

А) «Детские годы Жуковского» (слайды 3-5)

Б) «Годы учебы»(слайды 6-8)

В) «Служба при царском дворе» (слайды 9-10)

Г) «Жуковский – переводчик» (слайды 11-14)

К -1. Василий Андреевич Жуковский родился 9 февраля 1783г. в с. Мишенском Белевского уезда. Отец поэта – Афанасий Иванович Бунин, тульский помещик. Мать-пленная турчанка Сальха, которую в 1770 году, в возрасте шестнадцати лет, привезли из-под турецкой крепости Бендеры в «подарок» А.И.Бунину.

При крещении Сальху назвали Елизаветой Дементьевной. Ребёнок был усыновлён, по желанию Бунина, жившим в его доме бедным дворянином Андреем Григорьевичем Жуковским. Таким образом, будущий поэт получил дворянство и избежал уготованной столь многим побочным помещичьим детям участи крепостного.

Мать поэта, ставшая домоправительницей Бунина, легко овладела русской грамотой. Она была умна и обаятельна, но сохранившиеся письма к ней мальчика-Жуковского не свидетельствуют об особой душевной близости, положение не изменилось и после смерти отца. С ребенком обходились ласково, но он чувствовал необычность своего положения и страдал от этого.

К-2. Учился Жуковский с начала в частном пансионе Роде, затем в Тульском народном училище. Первые его стихотворения (не дошедшие до нас ) были написаны в возрасте 6-7 лет. В 1797г.

мальчика увезли из Тулы и поместили в Московский университетский благородный пансион. Пансион возглавлял А.А.Прокопович – Антонский, писатель и педагог.

Воспитанникам внушались идеи нравственного самосовершенствования, гражданского долга и политического благомыслия.

К-3. С 1800 по 1802год Жуковский служит в Московской соляной канторе, но служба тяготит его, так как отвлекает от любимых занятий.

Когда разразилась война 1812 г, поэт , как и все в округе , был охвачен патриотическим порывом и, после обнародования в июле манифеста о составлении военных сил, решил записаться в ополчение.

В августе Жуковский поступил в московское ополчение в чине поручика . В день

Бородинской битвы 26 августа он находился в резерве , позади главной армии , а затем был отрекомендован Кутузову для дежурства при ставке главнокомандующего армиями.

В 1817 году ему предложили стать учителем русского языка принцессы Шарлоты – Александры Федоровны , жены великого князя Николая Павловича (будущего Николая 1).

Эта должность уже не была столь формальной , как прежняя

(чтец при императрице Марии Федоровне). В переломный для России 1826 год, когда после разгрома декабристов началось долгое царствование Николая 1, Жуковский получил предложение организовать и возглавить обучение наследника престола , будущего Александра 2 .

К-4. Жуковский глубоко воспринял идеалы морального самосовершенствования и личной добродетели.

Первой серьезной пробой сил Жуковского был перевод элегии английского поэта-сентименталиста Т.Грея «Сельское кладбище» (1802). Одобренная Карамзиным, элегия Жуковского печатается в лучшем русском журнале того времени –«Вестнике Европы».

Жуковский рано приобретает широкую по тому времени популярность и литературный авторитет. Его элегии, песни, баллады составляют золотой фонд тогдашних журналов. Они поражали новизной содержания

и формой. В европейских литературах второй половины 18- начало 19 века огромное распространение приобретает жанр баллады ,восходящий народнопоэтической традиции. У Жуковского этот жанр становился одним из основных .

Образцом для Жуковского были баллады Бюргера, Уланда.

В русской литературе – «Раиса» Карамзина. Именно в балладах в наибольшей степени выразились романтические устремления Жуковского.

Почти тридцать девять баллад Жуковского – переводы.

Жуковского справедливо называют гением перевода.

Жуковский переводит Уланда, Шеллинга и других, более «мистических» поэтов . Жуковский испытывает сильное влияние Гете и Шиллера ; под их воздействием создает оригинальные стихи, а также замечательные переводы « Песни Миньоны» ( под названием «Мина») , « Утро пришло …» (« Взошла заря…») Гете , «Горной песни» Шиллера («Горная дорога») и др

Венцом деятельности Жуковского как переводчика древних эпосов является перевод «Одиссеи» (1842- 1849).

После «Одиссеи» Жуковский успел еще перевести две песни «Илиады» Много занимается переводами – из Гёте, Шиллера, Байрона, В.Скотта, я – нам родная”. В октябре 1818 года поэт был принят в члены Российской Академии наук.

3.Беседа:

– Какие личные качества Жуковского вам запомнились? Понравились?

– Каким же человеком и поэтом был Жуковский?

4. А) История создания баллады «Кубок» – рассказ учителя.

Проблемный вопрос: «Что такое баллада?»

Поиск ответа (обращаемся к учебнику, стр. 72)

– Докажите, что «Кубок» – это баллада.

Б) Словарная работа по тексту баллады ( реализация д/з: слова выписаны на доску или на слайде)

Рыцарь -, латник -, кубок- , паж -, епанча -, чрев -,

В) Чтение баллады учениками (реализация д/з)

IV Проверка первичного восприятия текста баллады

-Определите тему баллады.

-Назовите главных героев баллады.

-Почему рыцарь и латник не приняли вызова царя?

– Зачем, почему царь объявляет этот конкурс?

V. Анализ произведения

В творческой лаборатории поэта.

1) Самостоятельная работа – исследование в группах.

Вариант 1: Устное словесное рисование (Карточка)

-Каким мы видим пажа в балладе?

-Какие слова подчеркивают возраст пажа?

– Каким мы его себе представляем?

Вариант 2: (карточка)

-Прочитайте описание пучины, в которую царь бросил кубок. Найдите изобразительно – выразительные средства языка, при помощи которых Жуковский рисует эту пучину.

Вариант 3:

-Прочитайте рассказ пажа о морской бездне. Какие чувства вызывает у вас эта картина?

2) Реализация задания.

VI. Обобщение.

Беседа.

-Что помогло юноше спастись?

-Как зрители относятся к его чудесному возвращению?

-Каково отношение автора к героям во второй части баллады?

-Кого поэт осуждает? Кого жалеет и за что?

-Заполните таблицу:

Паж

Царь

Качества характера/ причины поступкаЖажда подвига, смелость, правдивостьЖелание быть богатым, тщеславие, жестокость

-Как вы понимаете слова:

…смертный пред Богом смирись:

И мыслью своей не желай дерзновенно

Знать тайны, им мудро от нас сокровенной…?

-В чем же заключается идея баллады «Кубок» Жуковского?

-Как вы понимаете название баллады? (кубок славы, но не кубок тщеславия, корысти)

-Как проявляются благородство, рыцарство, жестокость героев?

-Как автор относится к героям, кого осуждает, кого жалеет? Как вы это определили?

-По каким приметам догадались?

VI. Домашнее задание. Выразительное чтение баллады (по частям), иллюстрирование

VII.Рефлексия

– Что для себя вы смогли взять с урока?

-Что осталось в вашем сердце?

-Чему научились на уроке?

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории литература:

Источник: https://doc4web.ru/literatura/konspekt-uroka-po-literature-vazhukovskiy-detstvo-i-nachalo-lite.html

Баллады для 5 класса по литературе

Конспект урока литературы в 5 классе по балладе В.А.Жуковского Кубок

(перевод баллады Ф. Шиллера)

«Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой.

В ту бездну прыгнет с вышины?

Бросаю мой кубок туда золотой:

Кто сыщет во тьме глубины

Мой кубок и с ним возвратится безвредно,

Тому он и будет наградой победной».

Так царь возгласил, и с высокой скалы,

Висевшей над бездной морской,

В пучину бездонной, зияющей мглы

Он бросил свой кубок златой.

«Кто, смелый, на подвиг опасный решится?

Кто сыщет мой кубок и с ним возвратится?»

Но рыцарь и латник недвижно стоят;

Молчанье — на вызов ответ;

В молчанье на грозное море глядят;

За кубком отважного нет.

И в третий раз царь возгласил громогласно:

«Отыщется ль смелый на подвиг опасный?»

И все безответны… вдруг паж молодой

Смиренно и дерзко вперед;

Он снял епанчу, и снял пояс он свой;

Их молча на землю кладет…

И дамы и рыцари мыслят, безгласны:

«Ах! юноша, кто ты? Куда ты, прекрасный?»

И он подступает к наклону скалы

И взор устремил в глубину…

Из чрева пучины бежали валы,

Шумя и гремя, в вышину;

И волны спирались и пена кипела:

Как будто гроза, наступая, ревела.

И воет, и свищет, и бьет, и шипит,

Как влага, мешаясь с огнем,

Волна за волною; и к небу летит

Дымящимся пена столбом;

Пучина бунтует, пучина клокочет…

Не море ль из моря извергнуться хочет?

И вдруг, успокоясь, волненье легло;

И грозно из пены седой

Разинулось черною щелью жерло;

И воды обратно толпой

Помчались во глубь истощенного чрева;

И глубь застонала от грома и рева.

И он, упредя разъяренный прилив,

Спасителя-бога призвал.

И дрогнули зрители, все возопив, —

Уж юноша в бездне пропал.

И бездна таинственно зев свой закрыла:

Его не спасет никакая уж сила.

Над бездной утихло… в ней глухо шумит…

И каждый, очей отвести

Не смея от бездны, печально твердит:

«Красавец отважный, прости!»

Все тише и тише на дне ее воет…

И сердце у всех ожиданием ноет.

«Хоть брось ты туда свой венец золотой,

Сказав: кто венец возвратит,

Тот с ним и престол мой разделит со мной! —

Меня твой престол не прельстит.

Того, что скрывает та бездна немая,

Ничья здесь душа не расскажет живая.

Немало судов, закруженных волной,

Глотала ее глубина:

Все мелкой назад вылетали щепой

С ее неприступного дна…»

Но слышится снова в пучине глубокой

Как будто роптанье грозы недалекой.

И воет, и свищет, и бьет, и шипит,

Как влага, мешаясь с огнем,

Волна за волною; и к небу летит

Дымящимся пена столбом…

И брызнул поток с оглушительным ревом,

Извергнутый бездны зияющим зевом.

Вдруг… что-то сквозь пену седой глубины

Мелькнуло живой белизной…

Мелькнула рука и плечо из волны…

И борется, спорит с волной…

И видят — весь берег потрясся от клича —

Он левою правит, а в правой добыча.

И долго дышал он, и тяжко дышал,

И божий приветствовал свет…

И каждый с весельем: «Он жив! — повторял. —

Чудеснее подвига нет!

Из темного гроба, из пропасти влажной

Спас душу живую красавец отважный».

Он на берег вышел; он встречен толпой;

К царевым ногам он упал;

И кубок у ног положил золотой;

И дочери царь приказал:

Дать юноше кубок с струей винограда;

И в сладость была для него та награда.

«Да здравствует царь! Кто живет на земле,

Тот жизнью земной веселись!

Но страшно в подземной таинственной мгле.

И смертный пред богом смирись:

И мыслью своей не желай дерзновенно

Знать тайны, им мудро от нас сокровенной.

Стрелою стремглав полетел я туда…

И вдруг мне навстречу поток;

Из трещины камня лилася вода;

И вихорь ужасный повлек

Меня в глубину с непонятною силой…

И страшно меня там кружило и било.

Но богу молитву тогда я принес,

И он мне спасителем был:

Торчащий из мглы я увидел утес

И крепко его обхватил;

Висел там и кубок на ветви коралла:

В бездонное влага его не умчала.

И смутно все было внизу подо мной

В пурпуровом сумраке там;

Все спало для слуха в той бездне глухой;

Но виделось страшно очам,

Как двигались в ней безобразные груды,

Морской глубины несказанные чуды.

Я видел, как в черной пучине кипят,

В громадный свиваяся клуб,

И млат водяной, и уродливый скат,

И ужас морей однозуб;

И смертью грозил мне, зубами сверкая,

Мокой ненасытный, гиена морская.

И был я один с неизбежной судьбой,

От взора людей далеко;

Один меж чудовищ с любящей душой,

Во чреве земли, глубоко

Под звуком живым человечьего слова,

Меж страшных жильцов подземелья немова.

И я содрогался… вдруг слышу: ползет

Стоногое грозно из мглы,

И хочет схватить, и разинулся рот…

Я в ужасе прочь от скалы!..

То было спасеньем: я схвачен приливом

И выброшен вверх водомета порывом».

Чудесен рассказ показался царю:

«Мой кубок возьми золотой;

Но с ним я и перстень тебе подарю,

В котором алмаз дорогой,

Когда ты на подвиг отважишься снова

И тайны все дна перескажешь морскова».

То слыша, царевна с волненьем в груди,

Краснея, царю говорит:

«Довольно, родитель; его пощади!

Подобное кто совершит?

И если уж должно быть опыту снова,

То рыцаря вышли, не пажа младова».

Но царь, не внимая, свой кубок златой

В пучину швырнул с высоты:

«И будешь здесь рыцарь любимейший мой,

Когда с ним воротишься, ты;

И дочь моя, ныне твоя предо мною

Заступница, будет твоею женою».

В нем жизнью небесной душа зажжена;

Отважность сверкнула в очах;

Он видит: краснеет, бледнеет она;

Он видит: в ней жалость и страх…

Тогда, неописанной радостью полный,

На жизнь и погибель он кинулся в волны…

Утихнула бездна… и снова шумит…

И пеною снова полна…

И с трепетом в бездну царевна глядит…

И бьет за волною волна…

Приходит, уходит волна быстротечно:

А юноши нет и не будет уж вечно.

Лесной царь

(Перевод баллады И. В. Гете)

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?

Ездок запоздалый, с ним сын молодой.

К отцу, весь издрогнув, малютка приник;

Обняв, его держит и греет старик.

«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?»

«Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:

Он в темной короне, с густой бородой».

«О нет, то белеет туман над водой».

«Дитя, оглянися; младенец, ко мне;

Веселого много в моей стороне;

Цветы бирюзовы, жемчужны струи;

Из золота слиты чертоги мои».

«Родимый, лесной царь со мной говорит:

Он золото, перлы и радость сулит».

«О нет, мой младенец, ослышался ты:

То ветер, проснувшись, колыхнул листы».

«Ко мне, мой младенец; в дуброве моей

Узнаешь прекрасных моих дочерей:

При месяце будут играть и летать,

Играя, летая, тебя усыплять».

«Родимый, лесной царь созвал дочерей:

Мне, вижу, кивают из темных ветвей».

«О нет, все спокойно в ночной глубине:

То ветлы седые стоят в стороне».

«Дитя, я пленился твоей красотой:

Неволей иль волей, а будешь ты мой».

«Родимый, лесной царь нас хочет догнать;

Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».

Ездок оробелый не скачет, летит;

Младенец тоскует, младенец кричит;

Ездок подгоняет, ездок доскакал…

В руках его мертвый младенец лежал.

Александр Пушкин

* * *

Ворон к ворону летит,

Ворон ворону кричит:

Ворон! где б нам отобедать?

Как бы нам о том проведать?

Ворон ворону в ответ:

Знаю, будет нам обед;

В чистом поле под ракитой

Богатырь лежит убитый.

Кем убит и отчего,

Знает сокол лишь его,

Да кобылка вороная,

Да хозяйка молодая.

Сокол в рощу улетел,

На кобылку недруг сел,

А хозяйка ждет милого

Не убитого, живого.

Песнь о вещем Олеге

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хозарам,

Их села и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам;

С дружиной своей, в цареградской броне,

Князь по полю едет на верном коне.

Из темного леса навстречу ему

Идет вдохновенный кудесник,

Покорный Перуну старик одному,

Заветов грядущего вестник,

В мольбах и гаданьях проведший весь век.

И к мудрому старцу подъехал Олег.

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною?

И скоро ль, на радость соседей-врагов,

Могильной засыплюсь землею?

Открой мне всю правду, не бойся меня:

В награду любого возьмешь ты коня».

«Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на светлом челе.

Запомни же ныне ты слово мое:

Воителю слава — отрада;

Победой прославлено имя твое;

Твой щит на вратах Цареграда;

И волны и суша покорны тебе;

Завидует недруг столь дивной судьбе.

И синего моря обманчивый вал

В часы роковой непогоды,

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы…

Под грозной броней ты не ведаешь ран;

Незримый хранитель могущему дан.

Твой конь не боится опасных трудов;

Он, чуя господскую волю,

То смирный стоит под стрелами врагов,

То мчится по бранному полю.

И холод и сеча ему ничего…

Но примешь ты смерть от коня своего».

Олег усмехнулся — однако чело

И взор омрачилися думой.

В молчанье, рукой опершись на седло,

С коня он слезает, угрюмый;

И верного друга прощальной рукой

И гладит и треплет по шее крутой.

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,

Расстаться настало нам время;

Теперь отдыхай! уж не ступит нога

В твое позлащенное стремя.

Прощай, утешайся — да помни меня.

Вы, отроки-други, возьмите коня!

Покройте попоной, мохнатым ковром;

В мой луг под уздцы отведите;

Купайте; кормите отборным зерном;

Водой ключевою поите».

И отроки тотчас с конем отошли,

А князю другого коня подвели.

Пирует с дружиною вещий Олег

При звоне веселом стакана.

И кудри их белы, как утренний снег

Над славной главою кургана…

Они поминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они…

«А где мой товарищ? — промолвил Олег, –

Скажите, где конь мой ретивый?

Здоров ли? все так же ль легок его бег?

Все тот же ль он бурный, игривый?»

И внемлет ответу: на холме крутом

Давно уж почил непробудным он сном.

Могучий Олег головою поник

И думает: «Что же гаданье?

Кудесник, ты лживый, безумный старик!

Презреть бы твое предсказанье!

Мой конь и доныне носил бы меня».

И хочет увидеть он кости коня.

Вот едет могучий Олег со двора,

С ним Игорь и старые гости,

И видят — на холме, у брега Днепра,

Лежат благородные кости;

Их моют дожди, засыпает их пыль,

И ветер волнует над ними ковыль.

Князь тихо на череп коня наступил

И молвил: «Спи, друг одинокой!

Твой старый хозяин тебя пережил:

На тризне, уже недалекой,

Не ты под секирой ковыль обагришь

И жаркою кровью мой прах напоишь!

Так вот где таилась погибель моя!

Мне смертию кость угрожала!»

Из мертвой главы гробовая змия,

Шипя, между тем выползала;

Как черная лента, вкруг ног обвилась,

И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Ковши круговые, запенясь, шипят

На тризне плачевной Олега;

Князь Игорь и Ольга на холме сидят;

Дружина пирует у брега;

Бойцы поминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они.

Рекомендуем посмотреть:

Рассказы о природе, 5 класс

Стихи для школьников 5 класса. Путешествия к далеким берегам

Урок внеклассного чтения в 5 классе

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 5 классе «Весна, весна! И все ей рады…»

Куприн «Белый пудель»

Источник: https://ped-kopilka.ru/semeinaja-biblioteka/vneklasnoe-chtenie-5-klas/balady-dlja-5-klasa-po-literature.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.