Конспект урока: К. Паустовский Барсучий нос

Конспект урока по литературному чтению К. Паустовский Барсучий нос

Конспект урока: К. Паустовский Барсучий нос

Конспект урока по литературному чтению

К. Г. Паустовский «Барсучий нос», 3 класс

1. Организационное начало урока.

2. Актуализация знаний. Прогнозирование.

– Ребята, мы продолжаем знакомство с творчеством писателя К. Г. Паустовского.

Посмотрите, сколько красочных иллюстраций вы нарисовали к рассказам автора. Какие произведения представлены на нашей выставке? (Выходит ученик, показывает иллюстрации-рисунки и называет произведения)

– Как вы думаете, чем объединены все произведения К. Паустовского? (Любовью к природе, к животным)

– Сегодня мы знакомимся с новым произведением

– Откройте с.98 учебника. Прочитайте. Как называется произведение? («Барсучий нос»)

– Как вы думаете, кто главный герой произведения? (Барсук)

– Почему так решили? (Об этом говорит название произведения и иллюстрация)

– Проверим наше предположение. Почему автор назвал произведение «Барсучий нос?»

3. Словарная работа.

– Перед чтением обратите внимание на слова. На доске слова: негодование, всполошились, леска, дёготь, чёлн.

– Смысл каких слов вам непонятен? (Дёготь, чёлн)

– Как узнать значение слова? (Посмотреть в словарь)

– С.99 учебника, прочитайте сноску 1.

– Какое слово не объяснили? (Чёлн)

– Попробуем объяснить значение слова чёлн после прочтения 1 части.

Подготовительная работа по учебнику:

Читай плавно развиваем артикуляционный аппарат

Читай внимательно учимся правильному чтению

– Закройте ладонью нижнюю часть страницы. Попробуйте подобрать синонимы к словам негодование, всполошились. Уберите ладонь, прочитайте сноску 1, 2.

4. Первичное чтение. Читает учитель и заранее подготовленные ученики.

1 часть читает учитель

Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули.

Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, где доцветали кувшинки и голубая вода казалась чёрной, как дёготь.

Там мы ловили разноцветных окуней. Они бились и сверкали в траве, как сказочные японские петухи. Мы вытаскивали оловянную плотву и ершей с глазами, похожими на две маленькие луны. Щуки ляскали на нас мелкими, как иглы, зубами.

Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далёкие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звёзды.

– Кто догадался, что обозначает слово чёлн?

– О чём подумали? (Ваня Белкин читал наизусть выделенный отрывок в конкурсе ЛМК «Волшебница – Осень»)

– Да, ребята, я выбрала этот отрывок для конкурса, потому, что К. Паустовский – великий мастер художественного слова.

– Чему мы будем учиться на уроке? (Будем учиться у Паустовского выразительности языка, мастерству описания природы…)

2 часть

– Какие 2 героя появляются во второй части? Читает подготовленный ученик. Горохов

У нас на стоянке горел костёр. Мы жгли его весь день и ночь напролёт, чтобы отгонять волков, – они тихо выли по дальним берегам озера. Их беспокоили дым костра и весёлые человеческие крики.

Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей.

Картошка жарилась на сковороде, от неё шёл острый вкусный запах, и зверь, очевидно, прибежал на этот запах.

С нами был маленький мальчик. Ему было всего девять лет, но он хорошо переносил ночёвки в лесу и холод осенних рассветов. Гораздо лучше нас, взрослых, он всё замечал и рассказывал.

Он был выдумщик, но мы, взрослые, очень любили его выдумки. Мы никак не могли, да и не хотели доказывать ему, что он говорит неправду. Каждый день он придумывал что-нибудь новое: то он слышал, как шептались рыбы, то видел, как муравьи устроили себе паром через ручей из сосновой коры и паутины.

https://www.youtube.com/watch?v=pkyN3EaUURI

Мы делали вид, что верили ему.

Всё, что окружало нас, казалось необыкновенным: и поздняя луна, блиставшая над чёрными озёрами, и высокие облака, похожие на горы розового снега, и даже привычный морской шум высоких стен.

– Какие 2 героя? Что узнали про мальчика?

3 часть

– Что произошло дальше? Читает подготовленный ученик и учитель. Рябухина

Мальчик первый услышал фырканье зверя и зашипел на нас, чтобы мы замолчали. Мы притихли. Мы старались даже не дышать, хотя рука невольно тянулась к двустволке, – кто знает, что это мог быть за зверь!

Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрныё нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с чёрными пронзительными глазками. Наконец показалась полосатая шкура.

Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке.

Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжётся, но я опоздал – барсук прыгнул к сковородке и сунул в неё свой нос…

Запахло палёной кожей. Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли.

На озере и в лесу началось смятение. Без времени заорали испуганные лягушки, всполошились птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ударила пудовая щука.

– Ребята, поднимите руку, кто почувствовал кульминацию рассказа? Как это удалось Рите?

Читает ученик Белкин

Утром мальчик разбудил меня и рассказал, что он сам только что видел, как барсук лечит свой обожжённый нос. Я не поверил.

Я сел у костра и спросонок слушал утренние голоса птиц. Вдали посвистывали белохвостые кулики, крякали утки, курлыкали журавли на сухих болотах – марах, плескались рыбы, тихо ворковали горлинки. Мне не хотелось двигаться.

Мальчик тянул меня за руку. Он обиделся. Он хотел доказать мне, что он не соврал. Он звал меня пойти посмотреть, как лечится барсук.

Я нехотя согласился. Мы осторожно пробрались в чащу, и среди зарослей вереска я увидел гнилой сосновый пень. От него тянуло грибами и йодом.

Около пня, спиной к нам, стоял барсук. Он расковырял пень и засунул в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожжённый нос.

Он стоял неподвижно и холодил свой несчастный нос, а вокруг бегал и фыркал другой маленький барсучонок. Он волновался и толкал нашего барсука носом в живот. Наш барсук рычал на него и лягал задними пушистыми лапами.

Читает учитель

Потом он сел и заплакал. Он смотрел на нас круглыми и мокрыми глазами, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос. Он как будто просил о помощи, но мы ничем не могли ему помочь.

Через год я встретил на берегах этого озера барсука со шрамом на носу. Он сидел у воды и старался поймать лапой гремящих, как жесть, стрекоз. Я помахал ему рукой, но он сердито чихнул в мою сторону и спрятался в зарослях брусники.

С тех пор я его больше не видел.

– Итак, мы прочитали произведение. Наше предположение оказалось верным? (Да, рассказ называется «Барсучий нос», потому что главный герой рассказа – барсук, он обжёг нос)

Ребята, оцените чтение детей (заранее подготовленных)

5. Повторное чтение. Осмысление произведения.

– С. 103, прочитайте вопрос 1.

Какое впечатление произвело на тебя это произведение? (Ответы детей)

– Прочитайте вопрос 2.

– Где и когда происходят события рассказа? (События рассказа происходят осенью, на озере)

– Прочитайте задание 3.

Перечитайте 1 часть произведения. Представьте себе ночевку рыбаков в осеннем лесу. Нарисуйте словесную картину того места, где остановились рыбаки.

Словесное рисование.

– Прочитайте 1 часть про себя. Какие картины нарисует ваше воображение? Вам поможет вот эта иллюстрация (На доске рисунок – иллюстрация «Осенний лес»).

(Учитель выслушивает ответы детей. Кто хочет дополнить, какие ещё картины представили?)

– Легко ли было представить картину, которую автор нарисовал словами? Как вы думаете, почему? ( Автор так интересно и красочно нарисовал …)

-Найдите отрывок, в котором автор описывает рыб. Прочитайте. Как вы думаете, в чем мастерство автора? (

-Подчеркните простым карандашом слова, которые помогают представить описание рыб.

-Как называется художественный прием, который использовал автор в этом отрывке? (Сравнение)

-Как вы думаете, для чего автор использует этот приём? (Чтобы описание было более ярким, красочным)

Физминутка

(ходьба на месте) –

Дружно делают зарядку –

Раз – два – три – четыре!

Руки выше, ноги шире!

Влево, вправо поворот,

Наклон назад,

Наклон вперед.

Выборочное чтение. Работа в группах.

– Ребята, следующую работу с текстом я предлагаю провести по группам. Ребята 1 ряда поработают со 2 частью текста, 2 ряда – с 4 частью, 3 ряда – с 4 частью. Каждая группа получила задание. Выполняйте. (Группы по 4 человека)

Задания на карточках

Задание для 1 группы Теряева, Величко, Рябухина, Зайцева

Во 2 части найдите отрывок, в котором автор описывает маленького мальчика-выдумщика. Прочитайте отрывок. Подготовьте ответы на вопросы:

1. Подумайте, почему взрослые любили выдумки мальчика?

2. Всё ли мальчик выдумывал?

3. Какое отношение автора к мальчику? А у вас?

Задание для 2 группы Белкин Лазарева Селина Корнейчук

В 4 части найдите отрывок, который вызвал у вас удивление. Прочитайте отрывок.

Подумайте и ответьте на вопросы:

1. Почему вы удивились?

2. Как вёл себя другой маленький барсучок? Какое слово подобрал автор?

3. Как вы думаете, что хотел показать автор таким отношением между животными?

Задание для 3 группы Шалатонов, Кондакова, Лобаченко, Мельничук

В 4 части найдите отрывок, который вызвал у вас сострадание. Прочитайте отрывок.

Подумайте и ответьте на вопросы:

1. Почему рыбаки ничем не могли помочь барсуку?

2. Как ты думаешь, почему барсук оказался в такой неприятной ситуации?

Выступление детских групп.

6. Подведение итогов урока

– Какова же главная мысль рассказа? Чему пытается научить нас автор? (Нужно быть наблюдательным в природе, не навредить, а постараться понять и помочь живым обитателям).

7. Рефлексия

– Ребята, выберите высказывания (СЛАЙД), на которые можете ответить и продолжите:

«Сегодня на уроке

я понял, что…

мне захотелось…

я почувствовал…

я научился…

я смог…

Урок дал мне для жизни…

– Ребята, оцените свою активность на уроке. Если вам было интересно, вы поднимали руку, читали, отвечали, высказывали своё мнение – повесьте осенние листочки на верхние ветки берёзки (рисунок – иллюстрация на доске); если было скучно, «просидели» весь урок – положите листочки на землю, средняя активность – на средние веточки.

– Давайте вместе оценим урок, посмотрев на наше дерево. Какой вывод?

– Я рада, что вам было интересно. Спасибо за активную работу.

– Ребята, работу каких учащихся вы бы оценили на «отлично»?

8. Домашнее задание.

С. 103, задание 6. Найди в тексте всё, что написано о барсуке. Дополнительное задание по желанию: выполнить иллюстрацию к рассказу, подготовить сообщение о барсуке «Барсук – лесной зверёк»

PS Части в учебнике пронумеровать.

Слайд с пропущенными словами

Там мы ловили __________ окуней. Они бились и сверкали в траве, как ______________________. Мы вытаскивали ____________ плотву и ершей с глазами, похожими на__________________. Щуки ляскали на нас мелкими, как_________, зубами.

Источник: https://botana.biz/prepod/nachalnye_klassy/ozq8pbiz.html

План-конспект урока литературного чтения по теме

Конспект урока: К. Паустовский Барсучий нос

  • Серебрякова Елена Николаевна, учитель начальных классов

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • познакомить с новым разделом, с произведением К.Паустовского «Барсучий нос», обеспечить целостное восприятие и понимание текста;
  • искать, находить, перерабатывать информацию в соответствии с заданием;
  • объяснять значение слов;
  • развивать умения определять главную мысль произведения, высказывать своё мнение, слушать друг друга, обобщать, сравнивать, делать выводы; развивать познавательный и читательский интерес;
  • воспитывать любовь к природе.

Планируемые результаты:

  • Предметные: прогнозировать содержание раздела, осмысленно читать, осуществлять поиск необходимой информации в книге; осознанно и произвольно строить высказывание.
  • Метапредметные: формулировать тему урока на основе ключевых слов; планировать учебное сотрудничество; сотрудничать в поиске и сборе информации; прогнозировать на основе работы с материалом.
  • Личностные: нести ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общениях.

Ход урока

2. Работа по теме урока

А) Знакомство с новым разделом.

– Ребята, откройте учебник на с.96 и прочитайте название раздела.

– Как вы думаете, какие произведения мы будем читать в этом разделе?

– Какие понятия мы будем изучать в этом разделе?

– Чему мы будем учиться?

Диалог Ани и Вани.

– Что любит Аня? Откуда она это узнаёт?

– Что любит читать Ваня?

Журналы и газеты – это периодическая литература, т.к. издаётся периодами.

– Какую литературу они любят? (познавательную)

С.96-97 чтение сообщения профессора Самоварова.

1-й абзац.

– Из какой литературы мы узнаём познавательную информацию?

– Какой вопрос задаёт профессор? (Что мы узнаем, читая художественные рассказы)

Ваши предположения? Сравним их с ответом профессора.

С.96-97 чтение ответа.

Б) Работа над произведением Паустовского «Барсучий нос».

Чтение названия, прогнозирование содержания.

Сообщение о барсуке рассказывает заранее подготовленный ученик.

Ученик. Барсук – хищный зверь, размером со среднюю собаку, с короткими ногами и длинной шерстью. Длина тела 60-90 сантиметров, масса тела – 24-34 килограмма. По спине у барсука идут белые продольные полосы. Обитает в лесах Европы.

Живёт в подземных норах, которые роет по склонам песчаных холмов, оврагов, берегов рек и озёр. Ведёт ночной образ жизни. Всеядный, питается барсук ягодами, корневищами, грибами, ест мышей, лягушек, насекомых. На зиму впадает в спячку.

Приносит пользу сельскому хозяйству – уничтожает вредных насекомых.

Чтение 1-й части. По ходу чтения словарная работа.

  • Ворох – куча.
  • Чёлн – выдолбленная из дерева лодка.
  • Дёготь – тёмный смолистый жидкий продукт.
  • Леска – специально обработанная капроновая нить.
  • Плотва – рыба семейства карповых.

– В какое время года происходят события?

– С чем автор сравнивает воду в озере?

– Какую рыбу ловили рыбаки?

– Как описывает автор рыбу?

– Как описывает звёзды?

– Какие литературные приёмы использует автор в этом отрывке?

– Как можно озаглавить этот отрывок? (Осенняя рыбалка)

– Почему охотники всё время поддерживали огонь в костре?

– Как отдыхающие у костра люди обнаружили присутствие какого-то зверя?

– Почему барсук прибежал к костру?

– Как можно озаглавить этот отрывок? (Неизвестный зверь)

– От чьёго имени ведётся повествование? (От лица рассказчика)

– Кем является рассказчик – повествователем или участником событий?

Чтение 2-й части. По ходу чтения словарная работа.

  • Пудовая щука – 16-ти килограммовая.
  • Смятение – паническая растерянность, тревога.
  • Всполошились – встревожились.
  • Фырканье – шумный воздух, выпускаемый из ноздрей.

– Какими словами автор характеризует мальчика?

– Что можно сказать о нём?

– Кто первым услышал фырканье зверя?

– Расскажите о барсуке.

– Прочитайте отрывок о том, как было больно барсуку.

– Как повели себя обитатели леса и реки.

– Как можно озаглавить этот отрывок? (Зверёк решил поужинать у людей)

* Чтение 3 части. По ходу чтения словарная работа.

  • Мшары – сухие болота.
  • Ворковали – издавали однообразные звуки.
  • Вереск – вечнозелёный кустарничек, растёт в сосновых лесах, торфяных болотах.

Придумайте самостоятельно вопросы к этой части.

– Как мы можем её озаглавить? (Барсук лечит свой нос)

– Кто первый увидел, как барсук лечит свой нос?

– Из каких строк видно, что ему очень больно?

– Почему автор узнал барсука?

– Что вы можете сказать об авторе этого рассказа? (Встреча через год)

Знакомство с биографией писателя. Рассказывает учитель.

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. Детство провёл на Украине у деда и бабки. Учился в киевской гимназии, поступил в Киевский университет, но закончить его не успел в связи с переездом в Москву.

Работал репетитором, санитаром, кондуктором трамвая, рабочим на заводе.

Много путешествовал по стране. Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями.

Во второй половине 30 годов появляются рассказы и сказки, написанные для детей: «Резиновая лодка», «Золотой линь», «Кот-ворюга», «Заячьи лапы», «Растрёпанный воробей», «Стальное колечко», «Корзина с еловыми шишками», «Барсучий нос» и другие. Всю свою любовь писатель посвятил трём темам: людям, искусству и природе.

3. Подведение итогов урока

Какова главная мысль рассказа?

Необходимо учиться видеть природу, наблюдать и понимать её красоту.

4. Рефлексия

  • Меня удивило… Мне стало жалко… Мне не понравилось…

    Меня поразило…

Домашнее задание. Подготовить рассказ от имени мальчика.

28.05.2019

Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/674378/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.