Картотека дыхательной гимнастики для детей старшего дошкольного возраста

Упражнения и игры на дыхание для детей от 2 до 7 лет

Картотека дыхательной гимнастики для детей старшего дошкольного возраста

Дыхательная гимнастика представляет собой специально разработанные упражнения для развития дыхательной системы и направлена на укрепление здоровья и улучшения общего физического состояния ребенка.

В основе этого комплекса лежит правильное и систематическое выполнение ребенком специальной гимнастики по поверхностному, замедленному, полному дыханию и искусственному затруднению и задержки.

Дыхательные упражнения выполняются детьми дошкольного возраста в спокойном состоянии или с помощью элементов движения или игры. Наибольшей популярностью пользуются упражнения дыхательной системы разработанной А. Н. Стрельниковой и К. П. Бутейко. Их выполнение направлено на достижение следующих целей:

  • Насыщение кислородом всех клеток организма.
  • Научиться управлять собой и своим психологическим состоянием, за счет овладения комплексом гимнастических упражнений по управлению и контролированию дыхания.
  • Поправить здоровье и общее самочувствие, за счет увеличения работы органов пищеварения, сердечной системы и сердца.
  • Профилактические меры по заболеваниям дыхательной системы.

Упражнения на развитие дыхания подходят детям от 2 лет, часто болеющими вирусными или простудными заболеваниями, болезнями легких, бронхиальной астмой или имеющих проблемы с дыхательной системой. Правильный выбор упражнений поможет облегчить симптомы протекающей болезни, уменьшить период болезни и развитие осложнений в будущем. Лучше если его подберет лечащий врач.

Перед тем как начинать выполнение упражнений важно ознакомится с правилами проведения занятий для детей дошкольного возраста:

  • Занятия проводятся в «дышащей» одежде при температуре в комнате или на улице от 17 до 20.
  • Перед проведением занятия проветриваем помещение, в котором оно будет проводиться.
  • Для получения наибольшего эффекта упражнения выполняются 2 раза в день по 15– 30 минут.
  • Для того чтобы их было интереснее выполнять занятия для детей проводят в форме игры, так оно пройдет эффективнее и не наскучит.
  • Упражнения должны иметь простые и детские названия.
  • Для занятия можно использовать детские игрушки.
  • Для проведения занятий подходит открытое помещение или улица.
  • Упражнения начинаются с простых, постепенно усложняясь и увеличиваясь по числу повторений.
  • Только систематическое выполнение упражнений приведет к желательному результату.

Комплекс дыхательных упражнений для детей от 2 до 4 лет

«Шарик»

Ложимся на спину, обе руки расположены на животе. Теперь включаем воображение и представляем, что вместо живота у нас находится шар. Наполняем его воздухом, через нос, медленно вдыхая. Затем задержав дыхание, сдуваем воздух, выдыхая через рот.

«Рыбка»

Ребенок представляет себя рыбкой в море и, ныряя, задерживает дыхание, чтобы продержаться как можно дольше под водой. Дыхание задерживается на максимально возможное время, начинают с маленьких промежутков постепенно увеличивая время.

Упражнения для тренировки дыхательной системы детям от 5 до 7 лет

«Цветок и одуванчик»

В положении стоя ребенок делает через нос вдох, представляя, что нюхает ароматный цветок, затем выдыхает ртом воздух на одуванчик.

«Веселый хомяк»

Для этого упражнения ребенок представляет себя в роли хомяка, наполнив щеки воздухом. Затем легким хлопком по щечкам выпускает воздух и несколько раз принюхивается носом, в поиске новой еды.

«Дракон»

Ребенок дышит через каждую ноздрю поочередно, представляя себя огнедышащим драконом, зажимая при этом каждую пальцем.

Метод дыхания А. Н. Стрельниковой

Этот метод появился в 70-х годах для лечения людей, страдающих астмой. Он состоит из 14 физических и дыхательных упражнений, основанных на вдохе. Грудная клетка сжимается за счет наклонов и поворотов. Движения тела и вдох должны быть одновременными. Такие занятия подходят для детей от 3 лет.

  • Стоим прямо, руки опущены. Делая вдох, сжимаем руки в кулаки, затем 4 громких и маленьких вдоха и выдыхаем. Повторять упражнение много раз с маленькими перерывами.
  • Стоим прямо, руки в кулаках. Делая вдох, разжимаем руки, повторяем упражнение 8 раз с маленьким перерывом.
  • Наклоны с палкой из стороны в сторону, опираясь на нее. Вдох – наклон в одну сторону, выдох выпрямляемся, еще раз вдох – наклон в другую сторону, выдох выпрямляемся.

Все описанные упражнения, направленные на развитие дыхательной системы, осуществляются с помощью диафрагмы и межреберных мышц. Диафрагма помогает получить необходимое давление в грудной клетке и брюшной полости. При правильном выполнении упражнений, которые проходят в форме игры затрагиваются 4 типа дыхания:

  • Нижнее. В упражнении участвует диафрагма. Воздухом насыщается нижняя и средняя часть легких.
  • Среднее. В упражнении участвуют межреберные мышцы, расширяя грудную клетку.
  • Верхнее. Грудная клетка неподвижна. Благодаря движению плеч и ключицы воздухом насыщается верхняя часть легких.
  • Смешанное. Воздух проходит во все части легких.

Развитие речевого дыхания у детей от 2 лет

Речь представляет собой воздушный поток из звуков, образованных в речевом аппарате при помощи дыхания или воздушной струи.

Развитие речевого дыхания способствует образованию звуков, созданию четкой и выразительной речи, правильному произношению. Определяет уровень развития дыхания речи дошкольного возраста логопед.

Он поможет понять правильность развития дыхания и расстановку пауз у ребенка во время разговора или игры.

Плохо развитое дыхание дошкольников связано со здоровьем, неактивным образом жизни и обострением хронических заболеваний дыхательной системы.

Неправильное речевое дыхание выражается в нерациональном использовании воздуха во время разговора, неправильном применении выдоха и вдоха.

Все это негативно сказывается на постановки и развитие речи у детей малых лет и происходит чаще всего из-за невнимания родителей к этой проблеме или недолжном воспитании.

У дошкольников при плохом развитии вдоха или выдоха речь тихая. При произношении длинных предложений возникают проблемы, происходит нарушение плавности произносимой речи. Это происходит за счет нехватки воздуха, который они должны восполнять на середине предложения.

Также при наличии проблемы с развитием речевого дыхания у детей от 2 лет при разговоре происходит не договаривание слов, и поэтому они могут перейти на шепот. Проговаривать длинное предложение приходится во время вдоха. От этого речь звучит неуверенно, быстро, без соблюдения пауз, как бы захлебываясь.

Развить речевое дыхание у ребенка поможет специальная постановка выдоха, выполненная в форме игры. Поэтому главной задачей упражнений является формирование правильного выдоха через рот.

Элементы выполнения правильного речевого дыханий ребенка через выдох:

  • Через маленький, но сильный вдох носом можно понять и оценить, как расширяется диафрагма ребенка;
  • Выдох должен быть плавным и ровным, рот сложен буквой «О»;
  • Выдох только через рот, ни в коем случае не через нос;
  • Выдох должен быть полным с паузой в несколько минут.

Развить речевое дыхание у детей любого возраста через тренировку выдоха поможет выполнение специальных упражнений в форме игры. Они состоят из элементов зарядки дыхательной системы и артикуляционных упражнений. Выполнение гимнастики может наскучить или надоесть ребенку. Избежать этого поможет соблюдение следующих правил.

Занятие проводятся ежедневно, начиная с 3 минут для маленьких и постепенно прибавляя до 7 минут для дошкольников. Проходить они должны через час после еды. На улице, если теплая погода или в проветриваемой комнате в форме игры.

Упражнения — игры, направленные на развитие выдоха

«Веселые снежинки»

Подвешиваем перед лицом ребенка (на расстоянии 10 см) на нитки бумажные снежинки или цветные полоски, и предлагаем ему на них подуть. Делать он должен это стоя и только на выдохе. Затем усложняем задание, отодвигая нити подальше.

«Спортивные фломастеры»

Устраиваем соревнование фломастеров. В упражнении могут принимать участие несколько детей или родители с детьми. Кладем два разноцветных фломастера на стол, определив финишную черту, и дуем каждый на свой фломастер. Первый пришедший к финишу выиграл.

«Праздник»

Организовываем день рождение любимой игрушки. Для этого накрываем праздничный стол из детской или настоящей посуды, рассаживаем гостей игрушек за него и приносим десерт со свечей. Ребенок должен задуть свечу на выдохе, используя большое количество воздуха. Получиться может не с первого раза, повторить упражнение желательно несколько раз.

«Самолетик»

В игре могут участвовать несколько детей. Складываем из бумаги самолетики и ставим их на стол. По команде дети сильно дуют на них, выпуская максимальное количество воздуха. Выигрывает тот чей самолетик улетит дальше.

Тренировка дыхания, с помощью речевого материала

Овладев правильным выдохом, ребенок должен научиться выполнять задания по развитию речевого дыхания.

  • Научится правильному произношению слогов и звуков. Для этого потребуется постоянное проговаривание слогов, гласных звуков на одном выдохе.
  • Выучить маленькие стишки. Лучше для развития дыхания подойдут маленькие стихи четверостишья. При их проговаривании обращаем внимание на комбинацию вдоха и выдоха, полученные ребенком во время проговаривания стиха.

Существуют также специальные игры, содержащие в себе упражнения для дыхательной системы и постановки речи, подходящие для любого возраста.

«Маятник»

Начальное положение – стоим прямо, ноги раздвинуты, руки в замке подняты вверх. Делаем глубокий вдох, наклоняемся в сторону, выход – произносим «Бум». Последнюю букву тянем.

«Вождение»

Начальное положение такое же, руки впереди сжаты в кулаки. Делаем вдох – крутим кулаки как на руле, выдох – говорим «ррр».

«Хлоп»

Ребенок встает на колени, руки вдоль туловища. Делаем вдох – разводим руки, выдох — сводим и хлопаем в ладоши, проговаривая «Хлоп».

Этот комплекс упражнений, проводимый в форме игры, подходит для детей от 2 лет и дошкольного возраста. Их необходимо делать ежедневно по 6–8 раз.

На сегодняшний день сложилась ситуация масштабного отклонения в развитии речи у детей малых лет и дошкольников. Считается нормой отсутствие разговора у детей 3 летнего возраста. Это совсем неправильно. Начинать занятия по правильному произношению необходимо как можно раньше, так как наличие этой проблемы может сказать в дальнейшем на учебе в школе.

Хорошо развитое речевое дыхание, с помощью упражнений поможет развить произношение звуков и слогов, которые в дальнейшем превратятся в четкие и понятные слова. Поэтому очень важно проводить занятия по дыханию у детей с раннего возраста или только начинающих произносить слова и фразы, для предотвращения речевых дефектов в будущем.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Источник: http://yourspeech.ru/training/breath/uprazhneniya-na-dyhanie-dlya-detej.html

Лучшие упражнения дыхательной гимнастики для дошкольников

Картотека дыхательной гимнастики для детей старшего дошкольного возраста

Дыхательные упражнения необходимо проводить в течении 10 минут дважды в день. Но не стоит проводить такую зарядку для дошкольников раньше, чем через час после приема еды.

Лучший вариант — десятиминутка во время утренней гимнастики. Чтобы заинтересовать всю группу, обязательно нужно проводить занятия в игровой форме.

Также малыши будут выполнять все требования с большим удовольствием, если каждое упражнение будет иметь свое «детское» название.

Цели и задачи дыхательной гимнастики:

  1. научить малыша глубоко и правильно дышать;
  2. развивать речевой аппарат и координацию движений;
  3. провести время качественно, с пользой и весело.

Основные занятия

Комплекс дыхательных упражнений в гимнастике включает в себя самые разнообразные упражнения. Рассмотрим основные из них.

  • «Водолаз». Малыши должны представить, что находятся в море и опускаются под воду. Теперь нужно сделать глубокий вдох и задержать дыхание на максимально долгое время.
  • «Часики». Ручки вниз, ножки на ширине плеч. Малыши изображают часы, размахивая прямыми руками вперед и назад, произнося при этом «тик-так».
  • «Вырасту большой-большой». Ноги вместе, дети стоят ровно. Нужно поднять руки в стороны, затем вверх. На вдохе подняться на носочки и хорошенько потянуться вверх. Далее дети опускают руки вниз, становятся на ступни, произнося на выдохе «ууххх».
  •  «Паровозик едет». Дети идут, делая движения руками и произнося «чух-чух». Затем — останавливаются и на выдохе издают звук «ту-туууу».

Как укрепить иммунитет ребенка старшего дошкольного возраста?

Конечно же, дыхательные упражнения отличаются в младшей группе детского сада от тех, которые проводятся у дошкольников.

  • «Бросаем мячик». Дети становятся в кружок. Один из них держит мяч в поднятых руках. Вдыхает, а на выдохе бросает мяч своему другу, произнося длительное «уухх».
  •  «Дракон». Дети поочередно дышат через каждую ноздрю. Необходимо зажимать пальцем одну ноздрю, а второй очень глубоко вдыхать и выдыхать воздух.
  • «Как говорит ворона». Дети расставляют ноги на ширине плечи, руки опускают вниз. На вдохе нужно развести руки в стороны, как крылья у вороны, а на выдохе медленно опустить руки, говоря «кааррр». Требуйте от детей, чтобы они максимально растягивали звук «р».
  • «Ненасытный хомячок». Дети должны надуть щеки и медленно ходить по кругу. Далее нужно хлопнуть по щечкам, выпустив воздух. Затем пройти пару шагов, хорошенько дыша носом, как хомячок, который вынюхивает еду, чтобы наполнить щечки снова.

Дыхательная гимнастика с использованием подручных средств

Такие занятия для детей дошкольного возраста могут проводиться не только в виде зарядки. Следует развивать фантазию, принося в детский коллектив новые упражнения.

Органы дыхания прекрасно укрепляет:

  1. надувание воздушных шаров;
  2. выдувание мыльных пузырей;
  3. свист;
  4. игры на дудочке и губной гармошке.

Рассмотрим еще несколько упражнений для дошкольников из дыхательной гимнастики.

  • «Веселый футбол». Сделайте ворота из кубиков и маленький мяч из ваты. Задача детей – дуть на мяч, чтобы он закатился в ворота. А сколько веселья начнется, когда дошкольники станут дуть на мячик носом!
  • «Маленькие художники». Малыши должны выдыхать на стекло так, чтобы можно было нарисовать фигурку, которую Вы скажете.
  • «Бабочки». Нарежьте из бумаги бабочек, затем подвесьте их на нитки. Дети должны дуть так, чтобы бабочки летали.

Как приучить ребенка выполнять дыхательные упражнения?

Это – миссия не только воспитателя в детском саду, но и родителей. Упражнения не требуют ничего сложного, если правильно преподнести их чаду. Если Вы родитель и стремитесь вырастить здорового и крепкого малыша, то комплекс дыхательной гимнастики должен выполняться и Вами лично. Только своим примером можно привлечь малыша к веселой игре.

Занятия не имеют выходных и праздников. Всего лишь 20 минут в день такой игры уже дадут результат.

Занятия могут проводиться как дома, так и на природе. Если же Вы выполняете эти комплексы в домашних условиях, то обязательно проветрите комнату перед началом.

Польза дыхательной гимнастики

Все эти упражнения для детей дошкольного возраста рассчитаны не только на укрепление иммунитета. Сейчас существует много малышей, которые страдают нарушением звукопроизношения. Речевое дыхание формируется только при постоянной работе над звуковой культурой речи и выполнении упражнений для дыхания.

Гимнастика не просто развивает несозревшую дыхательную систему детей, но и является отличным дополнением при лечении. Подобные упражнения постоянно практикуются у детей в логопедических группах детского сада.

Но поверьте, даже если Ваш малыш не имеет проблем с речью, то такие игровые упражнения пойдут только на пользу! Самое интересное, что занятия не являются самыми простыми.

Но малыши, благодаря игровой форме, даже не замечают, что серьезно потрудились и сделали шаг к крепкому здоровью.

Существуют ли противопоказания у дыхательной гимнастики?

Этот вопрос волнует как мам, так и воспитателей в детском саду. Ведь каждый ребенок – это индивидуальность. На самом деле особых противопоказаний нет.

Мамы могут проконсультироваться с детским врачом, чтобы составить ряд упражнений, которые подходят малышу больше всего.

А если каждая мамочка принесет в детский сад по одному полезному упражнению, то группа будет хранить в своем арсенале огромное количество полезных и веселых занятий.

В заключение

Развивайте малышей правильно. Пройдет время, и Вы удивитесь, как из ребенка, который постоянно цеплял вирусные инфекции и плохо разговаривал, вырос крепкий и сильный, здоровый и жизнерадостный человек.

Источник: https://szabotoi.ru/zdorovye-rebenka/dyhatelnaya-gimnastika-dlya-doshkolnikov

Дыхательная гимнастика в детском саду: комплексы для детей 2-3, 4-5, 6-7 лет

Картотека дыхательной гимнастики для детей старшего дошкольного возраста

Детский иммунитет очень хрупкий. Родители зачастую не понимают причин частых ОРЗ, насморков, длительного кашля. А виной тому может быть поверхностное дыхание. Оно неполноценное – вдох и выдох производится в неполную силу. Вентиляция легких ухудшается, организму не хватает кислорода.

Дыхательная гимнастика быстро и эффективно помогает дошкольникам справиться с болезнями, укрепляет иммунитет.

Цели и задачи дыхательной гимнастики в детском саду

Воспитатели ДОУ вводят в занятия с группой дыхательную гимнастику с единой задачей – укрепить дыхательную систему дошколят.

Целей ставится гораздо больше:

  1. Укрепление иммунитета
  2. Развитие мышц гортани, носоглотки и т.д.
  3. Корректировка дефектов речевого дыхания
  4. Повысить уровень кислорода в крови
  5. Улучшить обменные процессы детского организма
  6. Научить детей носовому дыханию
  7. Избавиться от поверхностного дыхания
  8. Развить плавный вдох, длительный выдох
  9. Укрепить физиологическое дыхание дошкольников
  10. Тренировать силу, ритм вдоха-выдоха.

Одновременно с укреплением дыхательного и речевого аппарата воспитатели развивают интеллект малышей в детском саду. Тренировки проводятся под музыку, читаются стихи для создания ритма движений. Все это благотворно влияет на общее развитие детей. По этой причине, говорить о вреде или отсутствии пользы дыхательных тренажеров весьма глупо.

Общие правила выполнения

Основная задача педагога – научить ребенка правильно использовать вдох, выдох. Следуйте общим требованиям по подготовке к занятиям и их проведению:

  • Перед занятиями проветрите комнату. Воздух должен быть свежим, но не холодным.
  • Каждое упражнений проводится в течение 2-3 минут.
  • Нельзя делать слишком резких вдохов и выдохов. Контролируйте их плавность.
  • Первые занятия проводите лежа на спине.
  • Не говорите дошкольнику: “Быстрее дыши, глубже”. Не фиксируйте его внимание на дыхании. Пусть постепенно привыкает делать вдохи-выдохи автоматически.
  • Следите за напряжением мышц груди, шеи, плеч. Они должны быть расслаблены.
  • Если у дошкольника насморк, не забудьте перед началом занятий очистить носовые проходы от грязи и слизи.
  • В периоды болезней сократите нагрузку на детсадовца при выполнении дыхательной гимнастики вполовину.

Упражнения

Уровень сложности заданий, продолжительность тренировки зависят от возраста, индивидуальных особенностей дошкольников.

Проводить занятия можно во время утренней зарядки, повторять их на прогулке до обеда, вечером. Форма занятий – игровая.

Комплекс для детей 2-3 лет

УпражнениеЦельИсходная позицияИнструкцияПовторы
ПузырикиУчимся правильно дышать.Стоя, руки спокойно вытянуты вдоль тела.Вдох через носик, надуваем щечки (как пузырьки). Выдох через рот.2-3
НасосикОбучение правильному дыханию.СтояНа вдох – приседаем, на выдохе – встаем в исходное положение. Чем ниже приседание, тем глубже вдох.3-4
Рубим дроваУкрепление физиологического дыхания.Стоя, руки опущеныВдыхаем, руки поднимаются наверх, на выдохе – наклоняемся, вытягиваем руки чуть вперед, как будто рубим дрова.3
ТрубачОбучение плавному выдоху.Сидя или стоя в удобном устойчивом положении. Руки сложить трубой, поднести ко рту.Свободно вдохнуть, на выдохе громко сказать: “П-ф-ф..”.5
ПаровозикРитмичное дыхание, контроль за его частотой.Ходим по игровой комнате. Руками изображаем движения колес паровоза.Во время хождения друг за другом на выдохе приговариваем ритмично: “Чух-Чух”. 30 секунд
МячОбучение длительному выдоху.Стоя. В руках зажат мяч. Руки готовятся к броску.Неглубокий вдох, на выдохе делаем бросок мяча вперед с силой и говорим протяжно: “У-у-ух”.5-6

Дыхательную гимнастику для детей младших групп (2-3 лет) следует проводить в форме веселой игры. Обязательно участие взрослых, воспитателей.

Комплекс для детей 4-5 лет

Дошкольники средней группы детского сада, более самостоятельные и подвижные. Дыхательная гимнастика для детей от 4 лет может включать в себя следующие задания:

УпражнениеЦельИсходное положениеИнструкцияПовторы
Слушай свое дыханиеОбучение контролю над ритмом, глубиной дыхания.Удобная для ребенка позиция. Сидя, лежа, стоя. Мышцы тела расслаблены.Спокойно дышим и слушаем себя. Наблюдаем за тем, куда проходит воздушная струя, как двигается грудная клетка и т.д.1-2 раза
Воздушный шарТренировка мышц брюшной полости, контроль за наполнением легких воздухом.Лежа на спине, руки протянуты вдоль тела. Концентрация внимания на животе.Медленно, глубоко вдыхаем, наблюдаем, как поднимается, опускается живот.5-10
Подыши одной ноздрейТренировка мышц дыхательного аппарата.Любое удобное расположение тела. Мышцы полностью расслаблены.Открываем ноздри для вдоха и выдоха попеременно. Через одну вдыхаем медленно, глубоко, через другую выдыхаем.6
ТрубочкаУкрепление мышц носоглотки, легких.Сидя, стояДелаем максимально глубокий выдох через нос, при этом живот, ребра должны подтянуться к телу. Вытягиваем губы трубочкой и резко вдыхаем как можно больше воздуха. Задерживаем дыхание. Поднимаем голову вверх, выдыхаем через нос.6
Мыльные пузыриУкрепление тонуса мышц легких, носоглотки.СтояПоднимаем голову в ИС и выдыхаем медленно через нос. Вдыхаем, не опуская голову. Выдыхаем с опущенной головой носом.4
ЕжикТренировка ритмичного неглубокого дыхания.Стоя. Голову поворачиваем в ритме марша.При каждом повороте головы влево-вправо делаем короткий вдох носом, дышим шумно, напрягая мышцы носоглотки. Выдыхаем через нос.6

Комплекс для детей 6-7 лет

Для этого возраста и более младшего подойдут дыхательные упражнения для детей по методу Толкачева, гимнастика по Стрельниковой. Разминку можно начинать с комплекса для детей 3-4 лет.

УпражнениеЦельИсходное положениеИнструкцияПовторы
КачалкаТренировка мышц дыхательной системы, развитие речевого аппарата.Сидя на стульчике, ладошки лежат на коленях.Раскачиваем тело в стороны с небольшими наклонами. Вдыхаем через нос, на выдохе говорим: “Ф-р-о-о-ох”.6-8
Достань полТренировка мышц дыхательной системы, развитие речевого аппарата.Стоя. Руки вперед, ноги чуть расставлены по сторонам.Вдохнуть носом и сделать медленный наклон, доставая руками до пола. Во время наклона говорим на выдохе: “Бак”.4
ПрыжкиКонтроль за ритмом, глубиной дыхания.Стоя, руки вытянуты по швам.Прыгаем на обеих ножках вверх. Каждый прыжок сопровождаем словом “Ха”. Стараемся дышать ровно.12-16 прыжков чередуем с ходьбой на месте. Повторить 3-4 раза.
ЗаблудилсяТренировка мышц речевого аппарата.Стоя ровно, руки сложены около рта как рупор.Делаем медленный вдох, на выдохе произносим: “АУ….”.8-10
Задуй свечкуТренировка мышц речевого аппарата.СтояДелаем вдох и задерживаем дыхание. Складываем губы трубочкой и выдыхаем с силой три раза, задуваем воображаемую свечу, проговаривая во время выдоха : “Фу, Фу…”.4

Логопеды, воспитатели – это грамотные специалисты по работе с детьми разного возраста. Они умеют вплести в канву занятий в дошкольном учреждении дыхательную гимнастику методически верно. Проводят гимнастику артистично, в форме игры. Дети продолжают профилактику болезней в старшем возрасте самостоятельно.

Источник: https://orechi.ru/razvitie-rechi/dyhatelnaya-gimnastika-v-detskom-sadu

Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет в детском саду: картотека воспитателю

Картотека дыхательной гимнастики для детей старшего дошкольного возраста

Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений, помогающих улучшить работу органов артикуляционного аппарата. Целью таких занятий является:

  • укрепление мышц губ, языка, щек;
  • повышение подвижности челюстей, языка и мягкого неба;
  • развитие координации движения артикуляционных органов;
  • закрепление умения удерживать язык и зубы в нужной позиции.

В результате регулярного выполнения артикуляционной гимнастики у детей вырабатывается правильное произношение звуков. Если не уделять внимание работе по исправлению недостатков речи, это отразится на грамотности и приведет к проблемам с успеваемостью у ребенка.

Для занятий с детьми дошкольного возраста необходимо выбирать упражнения в игровой форме, которые будут им интересны. Артикуляционная гимнастика может проводиться как индивидуально, так и в группах. Условием проведения артикуляционной гимнастики является использование зеркала.

Наиболее удобное время для ее выполнения — утром, после зарядки, и вечером. Длительность занятия должна составлять не более 10 минут и включать 4 – 5 упражнений. Чтобы разнообразить такие занятия, предлагаем воспользоваться следующей картотекой артикуляционной гимнастики для детей 5 – 6 лет.

Картотека артикуляционной гимнастики

Дети старшего дошкольного возраста выполняют упражнения быстро и уверенно, хорошо справляются с различными статическими играми.

Игры для губ

Цель таких игр в развитии артикуляционного аппарата и артикуляционной моторики. Каждое действие нужно выполнять по 10 – 12 раз.

Трубочка

Воспитатель предлагает детям стать музыкантами и поиграть на духовых инструментах. Для этого им нужно вытянуть губы вперед «хоботком» и подержать их в таком положении 10 секунд. Потом следует расслабить губы.

Окошко

Воспитатель декламирует стишок:

Приоткройте рот немножко,

Губки сделайте «окошком».

Дети должны раздвинуть и слегка вытянуть вперед губы так, чтобы они приняли форму квадрата.

Зубки все в рядок стоят,

Все в окошечко глядят.

Дети удерживают губы в такой позиции до тех пор, пока воспитатель договорит стихотворение до конца. Затем расслабляют их.

Бублик

Перед выполнением упражнения воспитатель просит детей отгадать загадку:

Маленькое, сдобное

Колесико съедобное.

Но его сама не съем.

А раздам ребятам всем.

Когда дети произнесут отгадку «бублик», воспитатель предлагает детям изобразить бублик губами. Для этого нужно вытянуть губы «трубочкой», а затем округлить их. При этом надо стараться держать их таким образом, чтобы были видны зубы (зубы должны быть сжатыми). В таком положении следует досчитать до 5 и расслабиться.

Игры для языка

Цель таких игр научить контролировать движения языка, держать его в нужном положении.

Иголочка

Перед игрой надо выяснить у детей, знают ли они, что такое иголочка, какая она и для чего нужна. Можно показать им видео, на котором демонстрируется, как движется иголка при шитье.

Далее воспитатель предлагает детям повторить движения иголочки с помощью язычка. Рот нужно закрыть и «уколоть» языком левую щеку, затем правую щеку. Следует стараться делать это таким образом, чтобы на щеке появлялся заметный след от язычка.

Непослушный язычок

Воспитатель предлагает детям наказать язычок за то, что он мешает им правильно проговаривать звуки. Для этого нужно широко улыбнуться и высунуть язык.

Чтобы «отшлепать» язычок следует плотно смыкать и размыкать губы, зажимая ими язык. Делать это надо ритмично и быстро. Потом нужно его покусать его зубками (нажимать не очень сильно, чтобы не появлялось болевых ощущений). Эти движения необходимо чередовать, выполняя каждое из них по 10 раз.

Чистим зубы

В начале игры воспитатель проводит опрос среди детей: кто утром почистил зубы. Дети должны рассказать, как они это делали. Можно попросить их показать рукой, какие движения они выполняли.

Затем воспитатель предлагает детям почистить зубки еще раз с помощью язычка. Сначала нужно почистить верхние зубы с внешней стороны, а затем нижние зубы с внутренней. Рот широко открыт, язык ритмично движется влево – вправо.

Парус

Дети слушают стихотворение и рассматривают картинку с парусником.

Плывет кораблик по волнам,

Рвется парус к облакам.

К борту волны поднимаются,

И о кораблик разбиваются.

Воспитатель должен обратить внимание детей на изгиб паруса при его натяжении. После этого он просит изобразить парус с помощью языка. Они должны улыбнуться и открыть рот. Кончиком языка нужно зацепиться за верхние зубы, напрячь его и удерживать в таком положении до 10 секунд.

Котенок

Воспитатель рассказывает стихотворение:

Котик любит молоко:

Лишь нальешь — слизнет он вмиг.

Лакает живо и легко,

«Лопаткой» высунув язык.

Воспитатель спрашивает у детей, кто из них наблюдал за котенком, когда тот пил молоко. Затем предлагает повторить эти движения. Нужно широко открыть рот, высунуть широкий язык и подвигать им, как будто лакая молоко. Следует выполнить 4 – 6 таких движений, затем отдохнуть и повторить все еще раз.

Игры для щек

Цель игр — укреплять мышцы щек.

Шарик

Перед началом игры нужно показать детям картинку с изображением воздушных шаров (или же сами шарики). Можно спросить, когда развешивают такие шарики и какое настроение испытывают дети при их виде.

После этого воспитатель просит детей изобразить шарик, надувая щеки. Потом показать, как шарик сдувается. Это можно делать медленно, постепенно выпуская воздух, или быстро — делая резкий выдох. Для большего веселья рекомендуется предложить детям «проколоть» шарик, нажав указательными пальцами на надутые щеки.  

Хомячок

Детям предлагается рассмотреть картинку, видео или даже живого хомячка и обратить внимание на его щеки. Можно показать, как они увеличиваются, когда хомяк что-то запихивает себе в рот.

Надувает хомяк щечки,

Зерно держит он в мешочках.

Щечки мы надуем тоже,

Вместе хомячку поможем.

Дети закрывают рот и надувают щеки. В таком положении они находятся около 5 секунд. Затем расслабляются.   

Барабанщик

Цель: отработка звука [д].

Сначала воспитатель дает детям послушать звучание барабана и просит определить, какой музыкальный инструмент издает такие звуки. Обращает их внимание, что он звучит ритмично, в разном темпе. Можно продемонстрировать видео с изображением игры на барабане.

Теперь дети должны попробовать имитировать звучание барабана с помощью язычка. Им нужно улыбнуться, приоткрыть рот, а языком упереться в бугорки над верхними зубами. Губы и рот должны оставаться в таком положении до окончания выполнения упражнения.

По команде воспитателя дети начинают постукивать язычком, произнося при этом звуки [д-д-д-д-д]. Сначала надо делать это медленно, а затем убыстрять темп (так чередуется несколько раз).

Парашют

Цель: учить создавать воздушную струю, необходимую для произнесения шипящих и звуков [р], [р'].

Сначала можно загадать загадку:

Спрыгнул с вертолета вниз —

На цветке большом повис.

Как земли коснешься,

То цветок свернется.

Чтобы изобразить парашют детям нужно положить на кончик носа маленький шарик из ваты. Язык сложить в форме «чашечки», высунуть его вперед и прижать к верхней губе.

Задание игры — попытаться сдуть ватку с носа таким образом, чтобы она подлетела вверх, а затем опустилась на стол.

Комарик

Цель: отработка произношения звука [з].

Воспитатель читает детям отрывок из сказки К. Чуковского «Муха – Цокотуха»:

Вдруг откуда-то летит

Маленький комарик.

И в руках его горит

Маленький фонарик.

Он напоминает детям, как выглядит комар, и просит вспомнить, какие звуки он издает. Чтобы правильно произнести этот звук, детям нужно открыть рот и растянуть губы в улыбке. Затем поднять язык за верхние зубы и длительно протяжно произнести звук [з]. Надо следить, чтобы рот все время был открыт. Если будет трудно удерживать его в таком положении, можно помочь себе пальцами.   

Молоток

Цель: подготовка к произношению звука [р].

Сначала дети должны отгадать загадку:

Инструмент в хозяйстве нужен.

Очень он с гвоздями дружен.

Им я гвозди забиваю.

Папу с мамой забавляю.

Затем им предлагается постучать языком как молоточком. Для этого нужно открыть рот, а языком упереться в верхние зубы. Стучать нужно ритмично, создавая легкую вибрацию. Надо следить, чтобы кончик языка не опускался вниз и не высовывался изо рта. После 6 – 7 ударов необходимо передохнуть и повторить снова.

Футбол

Цель: отработка создания воздушной струи, необходимой для произношения свистящих звуков.

Перед началом игры можно спросить у детей, кто любит играть в футбол. Дети должны вспомнить, в чем заключается суть игры.

Затем воспитатель предлагает попробовать забить мяч в ворота с помощью языка. На столе устанавливаются маленькие ворота (можно сделать их из конструктора), в роли мяча будет ватный шарик.

Дети должны открыть рот и высунуть язык. У языка нужно приподнять боковые края (нельзя складывать язык в «трубочку»). Теперь следует попытаться сдвинуть «мячик» сильно подув на него.

Артикуляционная гимнастика очень важна для постановки правильного произношения у ребенка. Для повышения эффективности таких занятий рекомендуется проводить предварительную диагностику по выявлению дефектов речи у ребенка.

Это поможет правильно выбрать комплекс упражнений из всех представленных в картотеке артикуляционной гимнастики.

Эти упражнения можно использовать не только с детьми старшего возраста (пяти-шести лет), но и другого: младше или старше, в зависимости от рекомендаций логопеда.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/dou/6809_kartoteka_ertikulyatcionnoy_gymnastiki

Картотека дыхательной гимнастики для средней, старшей и подготовительной группы

Картотека дыхательной гимнастики для детей старшего дошкольного возраста

Детские образовательные учреждения дают не только основу знаний, но и физической подготовки детей.

Кроме физических упражнений важно также тренировать дыхание, особенно в случаях, когда это крайне необходимо, например при наличии хронических болезней.

Картотека дыхательной гимнастики для средней, старшей и подготовительной групп содержит усложненные упражнения, которые в игровой форме помогут вылечить дыхательные болезни и укрепят иммунитет у здоровых детишек.

Методика Стрельниковой

Методика Стрельниковой может показаться странной из-за специфики выполнения упражнений. Но она имеет право на существование в особых случаях, например в случае заболеваний носоглотки, где в лечебных целях применяется монотонное ритмическое дыхание.

Упражнения делать 8 — 10 раз. Вдыхать меньше, чем обычно, не напрягаться, темп можно менять на удобный для ребенка. Выдох при следующих упражнениях легкий, произвольный и неконтролируемый. Со временем можно дыхательные упражнения совмещать со звуковыми.

  1. Разминка — дети стоят, расставив ноги на ширину плеч, руки не полностью согнуты в локтях при прямом туловище. Пальцы сжаты в кулаки, но не слишком сильно и повернуты навстречу друг к другу. Присесть, скрестив руки, активно и быстро, с шумом вдыхать носом один раз в секунду. Выдыхать произвольно. Усложнение — вдыхать два раза в секунду.
  2. Наклоны — стоим, ноги расставлены на ширину плеч, туловище держать прямым, руки по швам. Наклоняемся, произвольно опустив и слегка скрестив руки. Шумно и быстро вдыхать носом один раз в секунду, при выдохе не полностью выпрямится.
  3. Наклоны назад — ноги на ширине плеч, поднять согнутые в локтях руки на уровень плеч, руки в кулачках, пальцы повернуть навстречу. Отклоняемся назад, руки скрещиваем перед грудью, делаем быстрый вдох носом с небольшим шумом. На выдохе выпрямляться не полностью и повторить наклоны назад со вдохом. Выдох контролировать не нужно.
  4. Маятник — наклоняемся вперед и опускаем вниз руки. Качаемся вперед — руки на быстром вдохе носом скрещиваются, на выдохе качаемся назад.

Если упражнения гимнастики для дыхания хорошо получаются, в старшей группе их нужно усложнять — увеличивать интенсивность, время исполнения, делать круговые и рывковые движения рук.

Специальные упражнения

Следующая картотека предназначена для укрепления отдельных дыхательных органов и усиления специальных функций дыхания.

Удлинение выдоха:

  • наклоны вперед — ноги на ширине плеч, руки опущены по швам, спокойно вдыхаем, руки ставим за спину и, смотря вперед, три раза пружинисто наклоняемся вперед, каждый раз выдыхая, возвращаемся и исходное положение;
  • наклоняемся с условным зонтиком — ноги расставить, руки на поясе, плавно вдыхаем и три раза наклоняемся в сторону, накрываясь сверху другой рукой, при каждом наклоне выдыхать, на счет четыре вдыхаем и возвращаемся в исходное положение;
  • дети соревнуются между собой — кто дольше дунет на длинную бумажную ленточку перед собой.

Тренировка дыхательной системы:

  • стоя, вдохнуть и задержать воздух, потом, при прямом туловище, три раза несильно выдохнуть, словно нужно задуть свечу;
  • стоя прямо, глубоко вдыхаем, поднимая перед собой руки, задерживаем воздух, и энергично выдыхаем ртом со звуком «ха», при этом наклоняемся вперед и опускаем руки, выпрямляемся на вдохе медленно.

Укрепляем мышцы верхних дыхательных путей и носоглотки, можно стоять или двигаться, вдыхать, напрягая носоглотку:

  • ежик — ходим и поворачиваем с напряжением шеи голову в стороны, сильно вдыхая носом, выдыхаем легко через рот;
  • ушки — качать головой по сторонам стараясь коснуться ушами плеч и, сильно вдыхая, выдыхаем мягко ртом.

Гимнастика Толкачева

Дыхательная гимнастика Толкачева очень простая и интересная, ее можно исполнять, когда нужно расслабится.

  1. Качалка — сидя, руки поставить на колени. Раскачиваемся вперед и назад со звуком «Фр-о-о-х».
  2. Елочка растет — стоять прямо, руки опущены, ноги расставлены, приседаем на выдохе со словом «Страх-х-х», руки поднимаем перед собой, на вдохе встаем в исходное положение.
  3. Зайчик — стоим с расставленными ногами и опущенными руками, приседая, на выдохе произносим «фр-р», сгибаем руки в локтях, подводя тыльную сторону ладоней к плечам, словно зайчик. Делаем медленно.
  4. Гуси шипят — ноги расставить, ступни держать параллельно, гимнастическая палка на сгибе рук, наклоняемся вперед со звуком «ш-ш-ш», вытягиваем шею и смотрим вперед.
  5. Прижимаем колени — садимся с вытянутыми ногами, гимнастическая палка под коленями, притягиваем ноги за колена палкой к груди со звуком «уф-ф», на выдохе выпрямляем ноги и опять опускаем руки.
  6. Гребцы — сесть и расставить ноги, палка у груди. Наклоняемся вперед на выдохе со звуком «гу-у» касаемся палкой пальцев ног, опять выпрямляемся, подводя палку к груди.

Источник: https://gimnastikasport.ru/dyhatelnaya/podgotovitelnoy-gruppi-kartoteka.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.