Исследовательская работа по теме Образ учителя в русской литературе и современном обществе

Исследовательская работа по теме

Исследовательская работа по теме Образ учителя в русской литературе и современном обществе

Оглавление.

  • Проблема;
  • Актуальность темы;
  • Цели и задачи исследования;
  • Объект исследования;
  • Предмет исследования;
  • Методы получения информации;
  • Краткий обзор литературы.
  1. Заключение – с. 7

  2. Информационные ресурсы – с. 8

  3. Приложения – с. 9-12

I.Введение

При чтении произведений художественной литературы мы обратили внимание на то, что в творчестве многих писателей присутствует тема влияния учителя на формирование их мировоззрения. Писатель-это голос народа, его душа. Важен ли для формирования современного человека учитель? Изменилось ли представление о роли учителя в жизни современного человека?

Тема учителя и ученика – одна из главных, волнующих тем нашего времени. Ей посвящены телевизионные передачи, книги, газетные статьи, художественные фильмы. Очень часто образ учителя в них является негативным. Профессия педагога перестала быть престижной, и общество озабочено будущим этой профессии.

Однако за право учиться в отдельных школах, у отдельного учителя идёт нешуточная борьба, учитель продолжает оставаться авторитетом и «сеятелем разумного, доброго, вечного». Тема достаточно широко изучена как в научных исследованиях, так и представлена в учебно-исследовательских работах учащихся.

Отличие нашей работы заключается в сравнении сформировавшегося в литературе образа учителя с представлением об учителе в обществе (конкретно в нашей школе, в нашем классе), тогда как в других работах либо просто исследуются приёмы создания художественных образов, либо даётся анализ на примере узкого круга произведений (от 1 до 3) .

В нашей работе сопоставлены рассказы широкого временного диапазона, последний из которых написан в 2007 г.

Практическое применение работы возможно на элективах по профориентации, на классных часах, на педагогических советах, на факультативных занятиях по литературе.

  1. Цели и задачи исследования.

Цель исследования – выяснить, соответствует ли образ учителя в русской литературе представлениям об учителе в современном обществе.

Задачи исследования:

1.Проанализировать художественную и педагогическую литературу по теме «Современный учитель»;

2.Провести анкетирование «Учитель в моей жизни» среди учащихся и родителей;

3. Сопоставить результаты анкетирования и анализа художественных произведений.

  1. Объект исследования – образовательная среда МБОУ СОШ №12 им. Сметанкина В.Н., русская художественная литература XIX, XX,XXI веков

  2. Предмет исследования – личностные качества учителя.

  3. Методы получения информации:

    1. Теоретические (систематизация материала).

    2. Практические (опрос).

Количественные (статические, математические).

II. Основная часть

Мы предположили, что представления о личности учителя и её роли в современном обществе отличаются от представлений XIX, XX веков в связи с тем, что появились новые, альтернативные источники получения знаний, уровень образованности населения вырос.

  • Опрос учащихся и родителей МБОУ СОШ № 12 им. Сметанкина В.Н. г. Находки и обработка полученной информации;
  • Поиск информации по теме в Интернете;
  • Поиск информации в педагогической литературе;
  • Поиск и чтение художественной литературы;
  • Подготовка компьютерной презентации;
  • Обобщение материала.

Для того чтобы узнать, актуальна ли проблема для остальных учащихся, мы провели письменный опрос среди учащихся 7 «А» класса, предложив ответить на следующие вопросы:

1.Был ли у вас в детстве любимый учитель?

2.Назовите его имя, отчество, фамилию?

3.Какое качество характера для вас являлось главным? Отметьте его или допишите другое.

А) доброта;

Б) честность;

В) строгость;

Г) чувство юмора;

Д) умение заинтересовать предметом.

4.Назовите три качества современного учителя, поставив их на 1,2,3 места.

5. Назовите качества, которых, по вашему мнению, не должно быть у учителя, поставив их на 1,2,3 места.

6.Считаете ли вы, что личность учителя влияет на формирование характера человека? Отметьте вариант:а)да; б)нет; в) в какой-то степени;г) в современном мире нет.

Полученные результаты мы оформили в виде диаграмм (см. приложение 1-3).

Опрос показал, что у 45% взрослых и 44% учащихся был любимый учитель. Не имеет любимого учителя один взрослый (остальные не выделили кого-то отдельно). 36% родителей назвали фамилию, имя, отчество любимого учителя, 4,5 % -только имя и отчество.

Среди учащихся «6 А» класса были названы фамилии разных учителей, что говорит о том, что предпочтения у учащихся разные: 14% -Шаяхметова С.И., 14% -Шумейко И.В.,7% -Кухарева Л.И.,3,5%-Тараканова Н.В., Круглик Т.А.

Отвечая на вопрос о предпочтительных качествах характера учителя, родители поставили на 1-ое место умение заинтересовать предметом, а учащиеся – справедливость; умение заинтересовать предметом было важно для 10% учащихся. 10% учащихся и только 4,5% родителей отметили доброту (Диаграмма 1, приложение 2).

Среди отрицательных и неприемлемых качеств характера родители и учащиеся поставили на 1 место грубость (злость, несдержанность, неспособность контролировать свои эмоции); на 2-ое место родители поставили непрофессионализм и равнодушие к детям (учащиеся не акцентируют на этом внимание). Этот результат показывает, что для родителей такое качество учителя, как знание своего предмета, образованность имеют большее значение, чем личностные качества.

Анализ ответов на вопрос о влиянии личности учителя на формирование личности ребёнка показывает, что роль учителя в современном обществе остаётся высокой, так считает 48% родителей и 50% учащихся, остальные считают, что влияние оказывает в какой-то мере. Ответа «нет», и «в современном мире нет» не оказалось, что говорит о том, что роль учителя в современном осталась прежней.

  1. Опираясь на изученные на уроках и другие произведения художественной литературы 19 и 20 и 21 веков (Интернет предлагает перечень 78 произведений), мы выделили наиболее характерные произведения , где центральным является образ учителя: «А.П.Чехов «Учитель словесности» (1894 г.), А.Аверченко «Учитель Бельмесов» (1925 г.), Ю.

    Нагибин «Зимний дуб» (1955 г.), В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет»(1968 г.), В.П. Распутин «Уроки французского» (1973 г.), Ю.Бондарев «Простите нас» (1985 г.), Е.Гришковец «Начальник» (2007 г.) Анализ произведений, представленный в таблице (см.

    приложение №1) показывает, что авторы в своих произведениях отмечают прежде всего личностные качества учителя: доброту, искренность, неравнодушие, готовность жертвовать собой во имя детей, увлечённость своим делом.

    Чувство юмора – редкое, уникальное качество- отмечается лишь в одном произведении – «Тринадцатый подвиг Геракла» Ф.Искандера. Это и неудивительно, так как люди, обладающие этим качеством, встречаются гораздо реже, однако есть в каждой школе. Ученики, герои данных произведений, ценят учителей за эти качества, уважают их.

    Некоторые произведения являются автобиографичными и являются своеобразной благодарностью за уроки доброты и человечности, данные им в детстве («Уроки французского», «Начальник» и др.).

Однако писатели не идеализируют учителей в своих произведениях: не уважают Маргариту Михайловну, классную руководительницу, герои повести «Чучело» В.Железникова за её отстранённость и равнодушие к детским проблемам, излишнюю строгость, озабоченность личными проблемами.

Это порождает негативные качества и в детских персонажах: они льстят ей, боятся её. Побаиваются своего учителя за придирчивость, излишнюю требовательность в рассказе А.

Аверченко «Учитель Бельмесов»; не воспринимают излишне доброго и мечтательного, рассеянного учителя Никитина в произведении «Учитель словесности».

Сравнительный анализ данных произведений показывает, что писатели отмечают значимость учителя в жизни своих персонажей, однако подчёркивают, что запоминаются, в основном, учителя, обладающие какими-то особыми качествами и совершившие яркие поступки, а обычные, пусть даже обладающие положительными качествами, могут и забываться, что, по мнению, Ю.Бондарева, недопустимо, бессовестно. Типичной чертой, отмеченной в произведении, является гордость за своих учеников, уверенность в своей нужности, полезности. Главный герой, авиаконструктор и автор книги «Самолётостроение», считает, что без Марии Петровны и её уроков математики не было бы ничего:

… Мария Петровна, тоже помолчав, вдруг спросила робко:

– Скажи, Паша, хоть капелька моей доли есть в твоей работе? Хоть

что-нибудь…

– Мария Петровна, что вы говорите? – в замешательстве забормотал он. –

Если бы не вы!..

Она посмотрела ему в глаза, сказала вздрагивающим голосом:

– Ты думаешь, я не рада? Какой гость был у меня! Ты думаешь, я не скажу

об этом завтра своим ученикам?.. Иди, Паша, больших успехов тебе. Будь

счастлив…

5.Изучив материалы Интернета по вопросам педагогики, мы обратили своё внимание на статью И.Ф.Исаева1, который называет следующие отрицательные и положительные качества учителя:

1.Учитель понимает ученика, уважает его мнение, умеет слушать и слышать, «доходит» до каждого ученика.

2.Заинтересовывает своим предметом, хорошо его знает и преподает.

3.Любит детей, добрый, доброжелательный, гуманный.

4.Общительный, хороший друг, открытый, искренний.

5.Изобретательный, творческий, находчивый, сообразительный.

6.Применяет психологические знания, приемы для решения трудных ситуаций.

7.Владеет собой, умеет сдерживать эмоции.

8.Тактичен.

9.Всесторонне развит, умный, умеет говорить.

10.Обладает чувством юмора, незлой иронией, немного кокетством (!)

1.Агрессивен, груб, оскорбляет учеников, применяет физическую силу, бестактен, использует свою власть над учеником.

2.Безразличный, безответственный, ненавидит учеников и работу

3.Необъективен, несправедлив, имеет любимчиков, оценивает не знания, а поведение.

4.Аморален, эгоистичен, корыстолюбив, берет взятки, вымогает.

5.Не умеет выслушать, понять ученика, не уважает ученика, не признает права ученика на свое мнение, нетерпим.

6.Не способен заинтересовать предметом, решать методические и педагогические проблемы.

7.Не знает свой предмет, обладает ограниченным кругозором.

8.Не уверен в себе, пассивен, замкнут, не умеет постоять за себя.

9. Не творчески работает.

10.Педантичен, формалист.

III. Заключение

Несмотря на негативный информационный фон в СМИ, профессия учителя остаётся уважаемой в обществе. К личности учителя во все времена предъявляются высокие требования.

Роль учителя в воспитании подрастающего поколения велика, и несмотря на изменения в образовании, связанные с техническим прогрессом, не уменьшается.

Русская литература отражает реальное представление общества об учителе как о человеке, обладающем уникальными возможностями для формирования мировоззрения человека.

IV.Информационные ресурсы

Аверченко А.Т.Рассказы о старой школе/ А.Т. Аверченко//Кривые углы: рассказы/А . Аверченко.-М.,1989.-с.13-36

Астафьев В.П. Фотография, на которой меня нет/ В.П.Астафьев//Конь с розовой гривой/-М.,1988.-с.231-255

Бондарев Ю.»Простите нас»/Ю.Бондарев//Всем, что имею, обязан…/Ю. Бондарев.-М.,1985.-с.353-366

Гришковец Е. Начальник/ Е. Гришковец //Следы на мне: рассказы/Е.Гришковец.-М.2007.-с.164-203

Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя -М., Издательский центр «Академия.-2002, с.56

Искандер Ф.Тринадцатый подвиг Геракла/Ф.Искандер//Первое дело: рассказы и повесть/Ф.Искандер.-М.,1978 .- с.22-36

Кондратьев М.Ю. Слагаемые авторитета.-М.:Знание,1988 г.,стр.25

Нагибин Ю.Зимний дуб: рассказы/Ю.Нагибин.-Иркутск,1986.-96 с.

Распутин В.Г.Уроки французского/В.Г.Распутин//Роман-газета для юношества.-1989.-№1.-288 с.

Чехов А.П.Учитель словесности: рассказы//А.П.Чехов.-М.,Дет.лит.,1987.-191 с.

Ю. Бондарев

Рассказ «Простите нас»,1985 г.

Учительница Мария Петровна

Мягкая, доброжелательная, скромная

[attention type=red]
Гордится своими учениками, радуется, что хотя бы один её ученик сказал, что в его успехах есть заслуга учителя
[/attention]

Забывают навещать, став взрослыми людьми. Только

Один из них, проведав её, потом дал телеграмму «Простите нас».

Е.Гришковец

Рассказ «Начальник»,2007 г.

Руководитель фотокружка Владимир Лаврентьевич

Увлечён своим делом, восхищается работами учеников, разбирается в музыке, кино, может часами говорить с учеником как со взрослым, честный, справедливый, скромный, весёлый

Позволяет называть себя «начальником» самых талантливых, организует выставки и участие в них, устраивает чаепития и доверительные беседы, позволяет раскрыться талантам ребят

Не одно поколение его воспитанников в этом городе помнит его, считает настоящим учителем

Приложение 2.Диаграмма 1

Диаграмма2.

Приложение3. Диаграмма3.

Диаграмма 4.

Источник: https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-po-teme-obraz-uchitelya-v-russkoy-literature-i-sovremennom-obschestve-1233631.html

Образ учителя в русской литературе 20 века | Обучонок

Исследовательская работа по теме Образ учителя в русской литературе и современном обществе

Автор работы: 

Мильто Дария

Руководитель проекта: 

Шамина Ольга Михайловна

Учреждение: 

МОУ «Средняя школа № 58 с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла» г. Ярославля

В процессе исследовательской работы по литературе “Образ учителя в русской литературе 20 века” ученицей 9 класса была поставлена цель на примере выбранных произведений определить, какие средства используются для создания образа учителя в художественном тексте.

Подробнее о работе:

В исследовательской работе по литературе “Образ учителя в русской литературе 20 века” автором проводится анализ повести Василя Быкова “Обелиск” на предмет выявления художественных средств, применяемых автором для создания литературного образа учителя, его характеристики и роли в произведении.

В предложенном проекте по литературе “Образ учителя в русской литературе 20 века” автор анализирует образ учителя в рассказе В. Распутина “Уроки французского”, определяет, какое значение имела фигура учителя в жизни каждого человека, и какие качества делали учителя человеком уважаемым и значимым в социуме.

Результаты исследовательской работы “Образ учителя в русской литературе 20 века” могут быть использованы обучающимися на уроках литературы, при подготовке к экзаменам и контрольным работам, а также для расширения кругозора в области литературы.

Оглавление

Введение1. Средства создания образа учителя в литературе.1.1. Какими качествами должен обладать учитель?1.2. Понятие художественного образа.1.3. Средства описания образа.

2. Анализ образа учителя в произведениях Василя Быков «Обелиск» и Валентина Распутина «Уроки французского».

Заключение

Литература

Введение

Литература XX века обнажила глубокие противоречия, возникшие в обществе того времени. Писателей перестали устраивать классические каноны, начался поиск новых форм, новых идей. На передний план выходят общечеловеческие, философские темы о смысле бытия, о нравственности, о духовности.

Актуальность: Современное общество должно проникнуться уважением к Учителю, признать его важную роль в формировании личности человека. Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал: «Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой… напрямую.

Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».

[9] В современном мире профессия учителя не пользуется особой популярностью среди молодежи, что может сильно усложнить развитие данной профессии в будущем.

Чаще всего это происходит из-за того, что дети в школе не видят пример Хорошего Учителя. А каким должен быть Хороший Учитель? В данной работе я постараюсь понять это, на основе выбранных мной литературных источников.

Цель проекта: на примере выбранных произведений определить, какие средства используются для создания образа учителя.

Задачи проекта:

  1. Выяснить, какие средства используются для создания художественного образа.
  2. Понять, как жизненный опыт писателей повлиял на образ учителя в их произведениях, определить степень влияния исторической действительности на художественный образ.
  3. Раскрыть образы учителей в выбранных произведениях.

Методы:Биографический.

Продукт:Статья.

Материал: Произведения Василя Быкова «Обелиск» и Валентина Распутина «Уроки французского»

Какими качествами должен обладать учитель?

Хороший учитель увлечен как предметом, так и процессом обучения. Важнейшим качеством педагога является искреннее желание передать знания всем своим ученикам и сделать это так, чтобы даже самый «слабый» смог освоить материал, заинтересовать и вовлечь в процесс обучения весь класс.

Педагог должен быть справедлив и терпелив. Терпение – основная добродетель учителя: ему часто приходится по нескольку раз повторять один и тот же материал, чтобы разъяснить его.

Что больше всего ценится учениками в преподавателе? Конечно, личность педагога. Уверенный в себе, целеустремленный, успешный человек, разбирающийся не только в своём предмете, но эрудированный и начитанный, – это объект для подражания. Такие люди становятся Учителями не по диплому, а по призванию, уважаемы и любимы коллегами и учениками. [11]

Понятие художественного образа

Образ художественный – обобщенное художественное отражение действительности в конкретной форме, картина человеческой жизни (или фрагмент такой картины), созданная при помощи творческой фантазии художника.[3]

Образ в литературе – это образ, который составляет автор из поступков, привычек и характера героя своего произведения.[8]

Средствами создания образа человека являются:

  1. номинации: имя, фамилия, прозвище и т.п.;
  2. портрет – фрагментарный, «осколочный», детали которого рассыпаны по всему произведению; развернутый;
  3. речевая характеристика (содержание речи и ее форма: что, о чем говорит герой и как) – языковая форма выражение характера героя присуща практически всем литературным произведением, именно благодаря этому способу читатели могут полноценно понять тонкости характера литературного героя и его внутренний мир;
  4. интерьер – описание обстановки является важным средством, с помощью которого автор создает общую атмосферу произведения; оно служит не только фоном, но и помогает нам понять характеры героев. Описание интерьера в произведениях, где действия происходят в городе, очень важно и представляет собой одно из основных средств характеристики героев;
  5. предмет как составная часть образа персонажа;
  6. пейзаж – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев;
  7. художественная деталь – небольшая предметно-бытовая, психологическая подробность, становящаяся важнейшей чертой образа или помогающая раскрыть характер, душевное состояние героя;
  8. поступки героя – действия героя, его решения и выборы говорят нам о его натуре и том характере, который хотел выразить в нем автор;
  9. оценочные высказывания в адрес героя от лица других персонажей;
  10. авторская оценка – отзывы самого автора о своем герое;
  11. композиция произведения, в том числе такие внесюжетные элементы, как сны, письма, дневниковые записи, вставные эпизоды и др.;
  12. изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения и т.д.).

Источник: http://obuchonok.ru/node/5229

Исследовательская работа по теме Образ учителя в русской литературе и современном обществе

Исследовательская работа по теме Образ учителя в русской литературе и современном обществе

Оглавление.

  • Проблема;

  • Актуальность темы;

  • Цели и задачи исследования;

  • Объект исследования;

  • Предмет исследования;

  • Методы получения информации;

  • Краткий обзор литературы.

  1. Заключение – с. 7

  2. Информационные ресурсы – с. 8

  3. Приложения – с. 9-12

IV.Информационные ресурсы

Аверченко А.Т.Рассказы о старой школе/ А.Т. Аверченко//Кривые углы: рассказы/А . Аверченко.-М.,1989.-с.13-36

Астафьев В.П. Фотография, на которой меня нет/ В.П.Астафьев//Конь с розовой гривой/-М.,1988.-с.231-255

Бондарев Ю.»Простите нас»/Ю.Бондарев//Всем, что имею, обязан…/Ю. Бондарев.-М.,1985.-с.353-366

Гришковец Е. Начальник/ Е. Гришковец //Следы на мне: рассказы/Е.Гришковец.-М.2007.-с.164-203

Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя -М., Издательский центр «Академия.-2002, с.56

Искандер Ф.Тринадцатый подвиг Геракла/Ф.Искандер//Первое дело: рассказы и повесть/Ф.Искандер.-М.,1978 .- с.22-36

Кондратьев М.Ю. Слагаемые авторитета.-М.:Знание,1988 г.,стр.25

Нагибин Ю.Зимний дуб: рассказы/Ю.Нагибин.-Иркутск,1986.-96 с.

Распутин В.Г.Уроки французского/В.Г.Распутин//Роман-газета для юношества.-1989.-№1.-288 с.

Чехов А.П.Учитель словесности: рассказы//А.П.Чехов.-М.,Дет.лит.,1987.-191 с.

Ю. Бондарев

Рассказ «Простите нас»,1985 г.

Учительница Мария Петровна

Мягкая, доброжелательная, скромная

[attention type=red]
Гордится своими учениками, радуется, что хотя бы один её ученик сказал, что в его успехах есть заслуга учителя
[/attention]

Забывают навещать, став взрослыми людьми. Только

Один из них, проведав её, потом дал телеграмму «Простите нас».

Е.Гришковец

Рассказ «Начальник»,2007 г.

Руководитель фотокружка Владимир Лаврентьевич

Увлечён своим делом, восхищается работами учеников, разбирается в музыке, кино, может часами говорить с учеником как со взрослым, честный, справедливый, скромный, весёлый

Позволяет называть себя «начальником» самых талантливых, организует выставки и участие в них, устраивает чаепития и доверительные беседы, позволяет раскрыться талантам ребят

Не одно поколение его воспитанников в этом городе помнит его, считает настоящим учителем

Приложение 2.Диаграмма 1

Диаграмма2.

Приложение3. Диаграмма3.

Диаграмма 4.

11

Источник: https://botana.biz/prepod/russkii_yazyk_literatura/oqt2a6jj.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.