ГИМНАСТИКА ПРОБУЖДЕНИЯ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Гимнастика пробуждения после дневного сна для первой-второй младшей группы

ГИМНАСТИКА ПРОБУЖДЕНИЯ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА для детей среднего и старшего дошкольного возраста

1. «Веселые ручки» – и. п.: лежа на спине. Поднимать руки в стороны и опускать вниз. (4 раза)

2. «Резвые ножки» – и. п.: то же. Поочередно поднимать то одну, то другую ногу. (4 раза)

3. «Жучки» – и. п.: то же. Перекаты на правый, затем на левый бок. (4-6 раз)

4. «Кошечки» – и. п.: стоя на средних четвереньках. Двигаться вперед-назад, наклоняться вниз, сгибая локти, возвращаясь в и.п. (4 раза)

Ходьба на месте обычная, выходят из спальни на носках.

“Бабочка”

Спал цветок И.п.: сидя на корточках, вместе под щекой, глаза закрыты, голова наклонена. 
И вдруг проснулся И. п.: то же. Медленно открыть глаза, опустить руки через стороны, встать.

Больше спать не захотел И. п.: стоя. Повороты головы вправо-влево, показать пальчиком «не захотел».
Потянулся, улыбнулся,
Взвился вверх и полетел
Дети выполняют движения по тексту.

(2-3 раза)

«Пробуждение солнышка» первая часть

1. «Солнышко просыпается» – И. п.: лежа на спине. Поднять голову, повороты головы влево-вправо. (4 раза)

2. «Солнышко купается» – и. п.: то же. Обхватить руками колени, перекатываться с боку на бок. (4 раза)

3. «Солнечная зарядка» – и. п.: то же, руки вытянуты назад. Поднимать одновременно руки и ноги вверх-вперед. (4 раза)

4. «Солнышко поднимается» – и. п.: лежа на животе, руки согнуты в локтях. Приподниматься на прямые руки, не отрывая ног от кровати. (4-5 раз)

5. «Солнышко высоко» – и. п.: сидя на коленях, упор руками спереди. Приподняться на руки и прямые ноги. (4 раза)

6. «Я – большое солнышко» – и. п.: стоя на ногах возле кроватки. Поднять руки вверх через стороны, потянуться, встать на носки. (4 раза)

Обычная ходьба босиком.

«Пробуждение солнышка» вторая часть

1. «Вот как солнышко встает» – и. п.: сидя на корточках, руки опущены вниз. Медленно вставать, руки вперед-вверх на каждое слово.

2. «Выше, выше, выше» – и. п.: стоя в вверху разведены в стороны. Наклоны туловища вниз, руки на колени, вернуться в и. п.

3. «К ночи солнышко зайдет» – и. п.: то же. Присесть на корточки, руки опустить.

4. «Ниже, ниже, ниже» – и. п.: сидя на корточках, руки опущены вниз. Наклоны головы вниз- вверх-вниз.

5. «Хорошо, хорошо» – и. п.: стоя. Хлопки в ладоши.

6. «Солнышко смеется» – и.п.: стоя, руки на поясе. Повороты туловища вправо-влево.

7. «А под солнышком таким веселей живется» – и. п.: то же. Кружение на месте в одну, а затем в другую сторону. (Повторить 2 раза)

«Заинька – зайчишка»

1. «Заинька, подбодрись, серенький, потянись» И. п.: стоя, руки вдоль туловища. Приподняться на носки, руки через стороны вверх.
2. «Заинька, повернись, серенький, повернись» И. п.: стоя, руки на поясе. Повороты туловища вправо-влево, затем в и. п.
3. «Заинька, попляши, серенький, попляши» И. п.: то же.

Мягкая пружинка.
4. «Заинька, поклонись, серенький, поклонись» И. п.: то же. Наклоны туловища вперед.
5. «Заинька, походи, серенький, походи» И. п.: то же. Ходьба на месте.
6. «Пошел зайка по мосточку» Ходьба по ребристой доске.
7. «Да по кочкам, да по кочкам» Ходьба по резиновым коврикам. 3 притопа.

«Ветерок»

1. «Ветерок» – и. п.: лежа на животе, руки вдоль туловища. Повороты головы вправо, опустить правую щеку на подушку, затем тоже влево. Звукоподражание «фу-у-у».

2. «Полет ветерка» – и. п.: то же. Развести руки в стороны.

3. «Ветерок играет» – и. п.: то же, упор руками на локти.

4. «Ветерок гонит тучи» – и. п.: стоя на средних четвереньках. Движения туловища вперед-назад, не отрывая ног и рук от кроватки.

5. «Большие серые тучи» – и. п.: то же. Подняться на высокие четвереньки.

6. «Ветер дует на полями, над лесами и садами» – обычная ходьба переходящая в легкий бег.

«Лесные приключения» часть первая

1. «Медведь в берлоге» – и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Перекаты с боку на бок.

2. «Зайчики – побегайчики» – и. п.: то же. Поочередное поднимание ног в быстром темпе.

3. «Зайчишки – трусишки» – и. п.: то же. Ноги согнуть в коленях, обхватить их руками – «спрятались»; вернуться в и. п., отвести руки назад – «показались».

4. «Любопытные вороны» – и. п.: сидя на коленях. Встать на колени, руки развести в стороны и делать взмахи, сказать «кар-р».

5. «Белочки на веточках» – и. п.: стоя возле кровати, руки на поясе. Повороты с пружинкой.

6. «Благородные олени» – и. п.: то же. Ходьба на месте высоко поднимая колени.

«Лесные приключения» часть вторая

1. «Медведь в берлоге» – и.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Перекаты с боку на бок.

2. «Зайчишки-трусишки» – и. п.: то же. Ноги согнуть в коленях, обхватить их руками – «спрятались», вернуться в и. п., отвести руки назад – «показались».

3. «Волчок-серый бочок» – и. п.: стоя на средних четвереньках. Поочередное вытягивание ног вверх.

4. «Лисички-сестрички» – и. п.: стоя возле кровати. Имитация движений лисички на месте.

5. «Елочки большие и маленькие» – и. п.: то же, руки на поясе. Присесть, обхватить руками колени, опустить голову; затем выпрямиться, встать на носки, потянуться, руки вверх.

«Путешествие снежинки» часть первая

1. «Снежинки просыпаются» – и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы влево-вправо.

2. «Снежинки-пушинки» – и. п.: то же. Развести руки и ноги в стороны, вернуться в и.п.

3. «Снежинки-балеринки» – и. п.: стоя возле кроватки, руки в стороны. Повороты туловища с вращением кистей.

4. «Снегопад» – и. п.: то же. Медленные приседания с опусканием рук вниз.

5. «Танец снежинок» – и. п. то же. Кружение на месте на носках.

«Путешествие снежинки» часть вторая

1. «Снежинки просыпаются» – и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы влево вправо.

2. «Снежинки-пушинки» – и. п.: то же. Развести руки и ноги в стороны, вернуться в и. п.

3. «Клубок снежинок» – и. п.: сидя на кроватке. Колени согнуть и обхватить руками, голову опустить; затем выпрямиться, руки назад, ноги вытянуть, голову вверх.

4. «Снежинки-самолетики» – и. п.: сидя на коленях, руки опущены. Приподняться на коленях, руки в стороны.

5. «Метель заметает снежинки» – и. п.: стоя возле кровати. Наклоны туловища вперед, взмахи руками – «метель».

6. «Снегопад» – и. п.: стоя возле кроватки, руки в стороны. Мелкие приседания с опусканием рук вниз.

Ходьба по ворсистому коврику с притопом и поглаживанием ступни о коврик.

Скачать конспект “Гимнастика пробуждения”

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев …

Читать дальше…

Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/fizkultura/gimnastika.html

Педразвитие |

ГИМНАСТИКА ПРОБУЖДЕНИЯ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Авторы: Атауш Алина Сергеевна, Потапова Елена Юрьевна
Должность: студентка 4 курса 343 группы,преподаватель физического воспитания
Учебное заведение: ГБПОУ “Педагогический колледж №10”
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: “Гимнастика пробуждения после дневного сна”
19.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Здоровье – большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и

долгой. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее

формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене

условий и адекватно воспринимает предъявленные к нему требования. Здоровье –

важнейшая предпосылка к формированию характера, развития воли, природных

способностей.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является

сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Представленная мною

методическая разработка направлена на решение этой задачи. В ней представлены

способы организации и проведения гимнастики после сна. Разработана консультация для

родителей.

Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. В этом

деле нет мелочей. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть

направлена на сохранение и укрепление здоровья. Гимнастика после сна – это один из

важнейших кирпичиков в становлении фундамента здоровья детей, укрепить который

можно только при систематическом проведении.

Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии

ребенка. Отдых в середине дня ему просто необходим.После дневного сна дети

просыпаются вялыми, у них низкая работоспособность, так как мышечный тонус

расслаблен. Все органы и системы (сердечнососудистая, дыхательная, нервная и т.д.) не

подготовлены к тем нагрузкам, которые предстоит преодолевать организму ребёнка в

процессе деятельности вечером.

Но как помочь проснуться детям в хорошем настроении и активно продолжать день?

Провести с детьми после тихого часа гимнастику после сна.

Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от

сна к бодрствованию. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться,

улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. После хорошей гимнастики у детей

исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая

работоспособность, активность, улучшается настроение и самочувствие ребёнка.

Гимнастика после дневного сна является закаливающей процедурой.

Цель такой гимнастикиспособствовать быстрому и комфортному пробуждениюдетей

после сна.

Задачи гимнастики после сна:

увеличить тонус нервной системы;

укрепить мышечный тонус;

способствовать профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата;

способствовать профилактике простудных заболеваний;

развитие физических навыков;

сохранить положительные эмоции при выполнении физических упражнений и

прочих режимных моментов во второй половине дня.

Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и

физическую работоспособность детского организма.

Гимнастика после сна, её организация и проведение.

Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Чтобы

облегчить протекание процессов перехода от состояния покоя после пробуждения к

состоянию активного бодрствования, можно включить музыку. Музыка положительно

воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, вселяет бодрость,

радость, помогает ритму движений, облегчает их выполнение. Дети учатся слушать

музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять движения выразительно,

плавно. Хорошо, если после пробуждения дети услышат свои любимые детские песенки

или спокойную приятную музыку, тогда просыпаться они будут намного быстрее.

Не нужно забывать об улыбке. Первое, что должен видеть ребенок после сна, –

улыбающееся лицо взрослого человека, а также слышать плавную, размеренную речь,

приятные интонации, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Дети тонко чувствуют

эмоции окружающих. Взрослому необходимо быть внимательным к себе, следить за своей

мимикой, за эмоциональным состоянием. Волнение, беспокойство, раздражительность,

неуверенность взрослого дети впитывают сразу же, как губка. Все переживания тут же

отразятся на настроении детей.

Бодрящую гимнастику следует проводить в хорошо проветренном помещении, в течение

семи – пятнадцати минут в зависимости от возраста детей.

Обязательное условие при проведении гимнастики – учет индивидуальных особенностей

каждого ребенка.

Гимнастика состоит из нескольких частей:

разминочные упражнения в постели;

выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика) или точечного

массажа;

выполнение общеразвивающих упражнений у кроваток (дыхательная гимнастика);

ходьба по массажным коврикам;

Заканчиваться гимнастика может обтиранием холодной водой или обливанием (рук

или ног).

Помимо общих оздоровительных целей каждая из структурных частей бодрящей

гимнастики решает и свои более узкие, конкретные задачи:

I часть – гимнастика в кроватках – гимнастика в постели направлена на постепенный

переход детей ото сна к бодрствованию. Лучше проводить ее с проснувшимися детьми,

остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать

такие элементы, как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание

рук и ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т. п. Главное правило

— исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц,

перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение.

Длительность гимнастики в постели — около 2—З минут.

II часть – корригирующие упражнения, закаливающие процедуры – направлена на

профилактику плоскостопия и сколиоза, упражнение детей в основных движениях

(ходьба на носках, пятках, на внешней и внутренней сторонах стопы, с высоким

подниманием колен и др.), оказание закаливающего воздействия на организм. Эта часть

гимнастики проводится в хорошо проветренной групповой комнате с применением

массажных ковриков, изготовленных родителями детей.

III часть – заключительная – повышает физический и эмоциональный тонус ребенка,

создает положительный эмоциональный настрой группы, располагает к дальнейшей

активной деятельности. Она может быть проведена на основе гимнастики игрового

характера с использованием 3-6 имитационных упражнений. Гимнастики игрового

характера имеют сюжет, в них присутствуют знакомые детям персонажи, которые

являются образцом для подражания движениям птиц, животных, растений и дети создают

различные образы («лыжник», «конькобежец», «гимнаст», «петрушка», «цветок» и т. д.).

Принимая определенный игровой образ, дети зачастую лучше понимают технику

выполнения того или иного упражнения.

Дети среднего, старшего дошкольного возраста очень любят комплексы бодрящей

гимнастики в форме музыкально – ритмических упражнений. Танцевальные движения

мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, укрепляют

мышцы, улучшают дыхание.

Можно использовать также комплексы с элементами точечного массажа, самомассажа,

пальчиковой гимнастики. Сущность точечного массажа сводиться к механическому

раздражению биологически активных точек на теле повышающих иммунитет.

Проведение гимнастики после дневного сна в игровой форме позволяет создать

положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем

оздоровительным процедурам. Таким образом, одновременно решается несколько задач:

оздоровление детей, развитие у них двигательного воображения, формирование

осмысленной моторики. А главное — все это доставляет детям огромное удовольствие.

Все упражнения проводятся в свободном темпе, без принуждения. Каждый ребенок

выполняет упражнения в том объеме, который ему доступен и приятен. Если ребенок по

каким-либо причинам не хочет выполнять упражнение, он может просто наблюдать за

выполнением, или выполнять частично.

Длительность гимнастики составляет 7- 12 минут. Это определяется возрастом детей,

состоянием здоровья.

В течение года желательно использовать разные варианты бодрящей гимнастики.

Таким образом, ежедневное выполнение комплекса гимнастик, разработанных с учетом

закономерностей функционирования организма после сна и индивидуальных

особенностей детского организма, позволяет подготовить организм к предстоящим

умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам, является хорошим средством

сохранения и укрепления здоровья, профилактики плоскостопия, обеспечивает высокую

умственную и физическую работоспособность в течение второй половины дня.

Гимнастика после дневного сна увеличивает общий уровень двигательной активности

ребёнка, снижая неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни. Грамотно

составленный комплекс гимнастики не вызывает отрицательных эмоций, одновременно

повышает настроение, самочувствие и активность ребёнка, тонус центральной нервной

системы и увеличивает общую сопротивляемость организма.

Выстроенная таким образом система проведения бодрящей гимнастики, помогает

детскому организму постепенно и мягко перейти от сна к активному бодрствованию с

одновременным оздоровительно-закаливающим эффектом.

Консультация для родителей.

БОДРЯЩАЯ ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА

Всем нам хорошо известно выражение «встал не с той ноги». Знакомо и настроение,

которое данные слова характеризуют. Воспитатели в детском саду стремятся к тому, чтобы

дети просыпались после дневного сна в хорошем настроении, бодрые и энергичные. И

родители должны к этому стремиться дома.

Пробуждение – является одним из важнейших моментов, способствующих нормальному

протеканию жизненно важных процессов для ребенка. С этой целью после дневного сна

проводится бодрящая гимнастика, она направлена на постепенный переход ото сна к

бодрствованию. Она включает такие элементы:

потягивание,

поочередное поднимание и опускание рук, ног,

элементы самомассажа,

элементы пальчиковой гимнастики,

гимнастики для глаз,

элементы дыхательной гимнастики.

Главное правило – это исключение резких движений, которые могут вызвать

растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение.

Затем предложить ребенку босиком в трусиках выполнить ходьбу:

на носках,

пятках,

на внешней и внутренней сторонах стопы,

с высоким подниманием колен,

на массажных ковриках.

При этом нужно следить за осанкой ребенка и правильностью выполнения упражнений.

Далее можно перейти к выполнению комплекса дыхательной гимнастики, что очень важно

для:

укрепления иммунитета,

профилактики простудных заболеваний,

профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

В конце гимнастики провести водные процедуры (умывание прохладной водой).

Хорошо, если после пробуждения ребенок услышит свои любимые детские песенки, тогда

он наверняка проснется быстрее.

Для того чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик, можно использовать игровые

упражнения, сопровождаемые различными стихами. Например:

Тили-тили-тили-дон,

Что за странный перезвон.

То будильник наш звенит,

Просыпаться нам велит.

Прогоню остатки сна

Одеяло в сторону.

Нам гимнастика нужна

Помогает здорово.

Мы проснулись, потянулись.

С боку набок повернулись,

И обратно потянулись.

И еще один разок,

С боку набок повернулись,

И обратно потянулись.

Ножки мы подняли,

На педали встали.

Быстрей педали я кручу,

И качу, качу, качу.

Очутились на лугу.

Крылья пестрые порхают,

Это бабочки летают.

Встанем у кроватки дружно.

И посмотрим мы в окно.

Шел петух по двору,

Крикнул нам «Ку-ка-ре-ку!»

Крыльями похлопал,

Ножками потопал.

Ну и мы в ответ ему

Крикнем все «Ку-ка-ре-ку!»

Наши ножки, наши ножки

Побежали по дорожке.

(Движения выполняются в соответствии со словами).

Проведенная таким образом бодрящая гимнастика, облегчит детям переход от сна к

бодрствованию. И дети будут вставать «с той ноги».

Источник: http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=6642

Комплекс гимнастики пробуждения от сна для старших групп ДОУ

ГИМНАСТИКА ПРОБУЖДЕНИЯ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА для детей среднего и старшего дошкольного возраста

День детей, посещающих детский сад, разделен пополам дневным сном. Пробуждение является переходным моментом, который определяет настроение ребенка на весь оставшийся день.

Отдых в послеобеденное время оказывает значительное воздействие на физическое и интеллектуальное развитие детей, помогает им восстановить силы для новых свершений.

При этом очень важно правильно организовать пробуждение и взбодрить ребенка. В этом поможет ежедневная гимнастика после сна.

Гимнастика после сна в старшей группе

Поддерживать здоровый дух в здоровом теле ребенка и взбадривать его помогает воспитателям небольшая по продолжительности гимнастика после дневного сна. Она бережно и плавно помогает детям проснуться, наполниться силой и бодростью.

Бодрящая гимнастика после сна

Что это такое и для чего нужно

Гимнастика после сна в старшей группе — это комплекс упражнений, помогающий детям постепенно перейти от состояния покоя к бодрствованию. На выполнения упражнений после пробуждения старшим дошкольникам отводится в среднем после пробуждения от 5 до 8 минут.

Гимнастика необходима для следующего:

  • эффективного пробуждения;
  • улучшения настроения и эмоционального состояния;
  • укрепления здоровья;
  • профилактики простудных заболеваний;
  • повышения тонуса мышц;
  • предотвращения развития нарушений в работе опорно-двигательного аппарата, сколиоза и плоскостопия;
  • формирования привычки ведения здорового образа жизни.

Важно! За выполнением упражнений воспитатель должен пристально следить и объяснять воспитанникам, что они должны выполняться плавно, без резких движений. В противном случае не исключены растяжения мышц и появление головокружения.

Основной целью упражнений после дневного сна является предотвращение у дошкольников раздражительности (если они еще хотят спать), тревожности и формирование благоприятного эмоционального фона в группе, а также совершенствование и развитие координации движений у детей.

Чтобы от комплекса упражнений добиться желаемых результатов, очень важно их проводить правильно. Конспект занятий рекомендуется составлять с учетом тех, которые предшествовали до этого. Сразу после пробуждения воспитатель должен настроить воспитанников на выполнение упражнений.

При их выполнении в помещении должна поддерживаться температура от 16 до 18 градусов. Если некоторые воспитанники просыпаются раньше остальных, то для них рекомендуется придумать дополнительные занятия, которые они смогут выполнять.

Детям не рекомендуется ходить босиком в период вспышек ОРВИ.

Методика проведения бодрящей гимнастики в ДОУ

Чтобы гимнастика после сна в старшей группе приносила ожидаемые результаты, она должна сочетать в себе несколько разновидностей упражнений.

Не рекомендуется включать в состав занятий после сна силовые упражнения или упражнения на выносливость. Оценить адекватность выбранной нагрузки можно по самочувствию детей после выполнения упражнений.

Если упражнения бодрят, делают детей энергичными и веселыми, в таком случае нагрузка выбрана оптимально.

Обратите внимание! В старшей группе детского сада воспитанники могут без воспитателя повторять ранее изученные упражнения, так как в этом возрасте у детей очень развита память.

Методика проведения бодрящей гимнастики в ДОУ

Составление временного плана

Чтобы поддерживать детский интерес и эмоциональный настрой, рекомендуется придерживаться временного плана, который регулирует выполнение каждого блока.

После пробуждения, в течение 1,5-2,5 минут упражнения проводятся в кроватках. Затем осуществляется переход к активному блоку, который подразумевает выполнение гимнастики возле кроваток.

Его продолжительность должна варьироваться от 2 до 3 минут. После него выполняются на протяжении нескольких минут дыхательные упражнения.

Завершает комплекс ходьба в течение одной минуты по массажным коврикам.

Читайте еще:  Физкультминутки для дошкольников

Конспект гимнастики пробуждения в старшей группе

При составлении конспекта многие воспитатели в средней группе детского сада предпочитают пользоваться книгой «Физическая культура Пензулаева 4-5». В ней подробно описаны все упражнения, которые помогают дошкольникам правильно развиваться физически, быть веселыми и бодрыми.

Обратите внимание! При составлении конспекта важно понимать, что основной целью занятий является формирование привычки к ЗОЖ и самостоятельному занятию дома.

Упражнения после сна

Анализ проведенной зарядки

Чтобы составить общее впечатление об эффективности проводимой детской гимнастики после побудки в старшей группе, необходимо регулярно проводить анализ. Разработка схемы анализа осуществляется методическим коллективом детского сада. Мониторинг проводится каждый месяц и определяет, насколько эффективно используются те или иные приемы.

При проведении анализа обязательно пишется аналитический отчет, в котором указывается наименование ДОУ, имя воспитателя, возраст воспитанников и их количество и обязательно дата проведения гимнастики. После этого уже непосредственно вписываются результаты деятельности.

Комплексы оздоровительной гимнастики после сна для детей 5-6 лет

Оздоровительная гимнастика в старшей группе за последние годы приобрела особую актуальность. Объясняется это в первую очередь тем, что у дошкольников стало стабильно ухудшаться здоровье. В комплекс упражнений после сна должны быть включены только щадящие упражнения и элементы закаливания.

Обратите внимание! Выполнять ее должны только те дети, у которых нет противопоказаний и ограничений к их выполнению.

Гимнастика в постели

Перед тем как приступить к зарядке, воспитатель должен тщательно подготовить помещение. Он должен распахнуть шторы, открыть форточку, особенно летом, весной и осенью, и поставить тихую мелодию. Для детей старшей группы рекомендуются следующие упражнения в постели:

  1. Потягивание — дети ложатся на спину и опускают руки вдоль туловища. Затем поочередно поднимают руки вверх и тянутся.
  2. Самомассаж головы — воспитатель просит детей сесть на кровати и имитировать мытье головы.
  3. Отдыхаем — воспитанники ложатся на живот с опорой на локти. Подбородок поддерживается ладонями. Воспитатель просит детей поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях.

Обратите внимание! Упражнения в постели помогают постепенно восстановить тонус мышц после сна и подготовить их к активным действиям.

Гимнастика в постели

Профилактика плоскостопия

Профилактики плоскостопия в детских дошкольных учреждениях уделяется особенное внимание, так как такое заболевание стало очень распространенным среди малышей. Детский возраст более благоприятен для того, чтобы корригировать стопы. После сна в детских садах с целью профилактики используются массажные ортопедические коврики. Дети ходят по ним босыми ногами сразу после дневного сна.

Профилактика нарушений осанки

У детей с раннего возраста должна формироваться правильная осанка, поэтому очень важно, чтобы в детском дошкольном учреждении с воспитанниками выполняли специальные упражнения, направленные на профилактику сколиоза. Основными мероприятиями, которые помогут предотвратить нарушения осанки, считаются комплексы упражнений, направленные на ее улучшение.

Дыхательно-звуковая гимнастика

Комплекс специальных упражнений, которые направлены на укрепление здоровья и формирование умения у ребенка расслабляться классифицируется как дыхательно-звуковая гимнастика.

Основной целью воспитателя при выполнении таких упражнений является желание научить каждого ребенка глубоко и правильно дышать, уметь координировать собственные движения, развить речевой аппарат и взбодриться после дневного сна.

Помимо всего прочего, элементарные упражнения помогают формировать звуковую культуру речи и исправить нарушения звукопроизношения в детском возрасте. Самыми распространенными и эффективными считаются следующие упражнения:

  • «Часики».
  • «Петушок».
  • «Насос».
  • «Семафор».
  • «Веселый паровозик».

Обратите внимание! Если у ребенка полностью отсутствуют проблемы с речью, отказываться от дыхательно-звуковой гимнастики в детском саду не стоит, так как упражнения никогда не повредят.

Дыхательная гимнастика

Картотека гимнастики пробуждения для старшей группы с целями по ФГОС

Согласно ФГОС, комплекс упражнений для старшей группы после пробуждения должен выполняться ежедневно в одно и то же время. Упражнения способствуют пробуждению и добавляют энергии.

В результате этого общее самочувствие ребенка улучшается, он чувствует себя прекрасно на протяжении всего оставшегося времени.

Кроме этого, упражнения помогают формировать привычку вести здоровый образ жизни и систематически выполнять упражнения.

Комплекс занятий после сна оказывает благоприятное воздействие на процесс формирования личности ребенка. Благодаря ему при соблюдении всех рекомендаций у дошкольников повышается физическая выносливость, концентрация, развиваются навыки общения с людьми, а также прививается любовь к здоровому образу жизни и спорту.

На жизнеспособность и хорошее самочувствие напрямую влияет распорядок дня у ребенка. Очень важен для здоровья детей полноценный и нормальный сон, который в детском саду является режимным моментом.

Обратите внимание! Эффективная и правильно подобранная гимнастика является важным условием. Поэтому воспитатели разрабатывают специальный комплекс упражнений, которые направлены на быстрое пробуждение, активизацию всех групп мышц, создание оптимальных условий для продолжения дня, а также повышение самочувствия и улучшение настроения.

В старшей группе детского сада время проведения занятия по сравнению со средними и младшими может быть увеличено. Также в комплекс рекомендуется включать занятия со спортивными предметами и тренажерами.

Ребятам такая идея очень нравится, так как в этом возрасте они активные и подвижные.

Как показывает практика, чем большее количество упражнений выполнить детям предлагает воспитатель, тем больший восторг у них это вызывает.

Проведение упражнений также можно совмещать с играми на сообразительность и специальными зарядками для развития ума. Дети в таком случае остаются довольными и прекрасно себя чувствуют на протяжении оставшегося дня.

Гимнастика пробуждения от сна для старшей группы — неотъемлемая часть дня в детском саду. Отдых в послеобеденное время поможет детям восстановить силы для новых свершений. Однако важно придерживаться определенных правил пробудки, используя специальные методики.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

.com ▪ instagram.com

Источник: https://vospitanie.guru/fizicheskoe/kompleks-gimnastiki-probuzhdeniya-ot-sna-dlya-starshih-grupp-dou

Гимнастика после сна (корригирующая) в детском саду

ГИМНАСТИКА ПРОБУЖДЕНИЯ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Сон играет важнейшую роль в режиме дня ребёнка. От того, как проснётся малыш, зависит его настроение, состояние здоровья и то, как он проведёт остаток дня.

В детском саду организовать правильное пробуждение сложнее, чем родителям дома, ведь нужно, чтобы 15, 20, а то и 30 человек практически одновременно скинули оковы Морфея, да ещё и сделали это правильно.

Решить такую задачу непросто, но со знанием некоторых методических нюансов вполне реально.

Цели, задачи и приёмы

Гимнастика после сна — это комплекс упражнений, которые обеспечивают нерезкий переход от спокойствия к бодрствованию.

Целями проведения таких занятий является:

  • подъём мышечного тонуса;
  • улучшение настроения;
  • профилактика простудных заболеваний;
  • укрепление дыхательного аппарата;
  • предотвращение развития проблем с осанкой, плоскостопия;
  • воспитание привычки разминать тело после пробуждения.

От того, как проснётся каждый ребёнок, зависит не только его настроение , но и эмоциональная атмосфера всей группы

Для реализации поставленных целей, каждый день педагог подбирает упражнения для решения таких задач, как:

  • приведение в тонус нервной системы (то есть предотвращение раздражительности, тревожности, которые могут возникнуть после пробуждения);
  • улучшение работы основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, а также стабилизация защитных функций организма);
  • создание позитивной атмосферы в группе.

Всё это возможно при грамотном сочетании приёмов проведения гимнастики после сна.

  1. Сюжетность пробуждения. Этот приём особенно важен для малышей первой и второй младших групп. Суть методики в том, что все упражнения проводятся в рамках общей фабулы. Например, к нам в гости пришла медведица и просит о помощи: её сынок Мишка никак не может проснуться, а ему нужно идти в подмогу к маме для сбора малины на зиму — надо показать своим примером, как быстро восстановить организм после сна. Кроме этого, выполнять те или иные действия ребятам будет интереснее под рифмовки и короткие присказки.
  2. Музыкальность. Тихая, расслабляющая музыка, включённая чуть громче, чем перед сном, помогает восстановлению малышей любого возраста.

    Гимнастику после пробуждения стоит делать под музыку

  3. Упражнения лёжа. Эти комплексы помогают постепенно восстановить тонус мышц и перейти к более активным действиям. Опять-таки, для малышей этому блоку упражнений уделяется больше внимания, так как чем младше детки, тем сложнее им адаптироваться к активной деятельности после сна.
  4. Активный блок гимнастики (или «упражнения на коврике»). В него входят задания, которые выполняются стоя. В комплекс включены махи руками, ногами, повороты туловища, приседания, хождение по массажным коврикам и т.д. Для ребят старших групп задания такие комплексы играют очень важную роль в выработке правильной осанки.
  5. Дыхательная гимнастика. Для детей средней — подготовительной групп это чуть ли не самый важный этап работы, так как, кроме задачи общего укрепления организма и дыхательной системы в частности, упражнения помогают вырабатывать правильное звукопроизнесение, что очень актуально для малышей, полноценно овладевающих речью или тех, у кого есть проблемы с речевым аппаратом.

Подробнее о гимнастике после сна в подготовительной группе можно узнать из нашей статьи — Проводим гимнастику после сна в подготовительной группе детского сада.

Гимнастика после сна в некоторых источниках называется корригирующей, а иногда включает корригирующую в свой видовой ряд.

. Корригирующая гимнастика (от лат. corrigo — выпрямляю, исправляю) — это вид лечебной гимнастики — специальных упражнений для устранения нарушений осанки; оказывает она и общеукрепляющее действие (тренирует функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляет отдельные группы мышц); восстанавливает равновесие между кривизнами позвоночника.

Исходя из определения, включающего основные цели и задачи проведения упражнений после сна, можно сделать вывод, что гимнастика после сна, бодрящая и корригирующая — это всё термины одного синонимичного ряда. Видами корригирующих упражнений могут быть:

  • коррекционные занятия (упражнения, направленные на исправление каких-то конкретных нарушений в работе детского организма, например, плоскостопия или искривления грудной клетки);
  • закаливание (если не считать прогулки, то закаливание — удел не многих, потому что это особый тип оздоровительных процедур, который проводится, как правило, в специализированных группах, в него включаются умывания холодной водой, обливания на улице и т.д.);
  • ленивая гимнастика (упражнения, которые выполняются лёжа, сидя, без резких движений сильных физических нагрузок);
  • физкультминутки (проводятся регулярно в перерывах на занятиях, чтобы дети не только передохнули, но и поработали на укрепление организма);
  • профилактическая гимнастика (универсальный набор упражнений, который чаще всего и используется в дошкольных детских учреждениях).

. Профилактическая гимнастика иногда называется бодрящей.

Типы упражнений

Если говорить о корригирующей гимнастике после сна, то она включает:

  • упражнения сразу после пробуждения — в кровати;
  • занятия с использованием тренажёров (например, массажных ковриков, мячей и пр.);
  • корригирующие задания на предотвращение плоскостопия, искривления позвоночника и пр.;
  • дыхательная гимнастика.

Чтобы подготовить малышей к периоду бодрствования во второй половине дня, стоит выполнять ряд рекомендаций, выработанных опытом педагогов:

  1. Температура воздуха в спальне не должна быть ниже +16/+18 градусов.
  2. Выбирать комплекс упражнений нужно с учётом занятий, которые были до сна. Например, перед обедом у малышей была сюжетная игра, значит, после сна можно больше внимания уделить блоку с приседаниями, пробежками, а также поворотам тела.
  3. Для тех карапузов, которые просыпаются раньше, неплохо было бы подготовить 1–2 комплекса упражнений, например, «ленивого» вида.

    Деток, которые просыпаются раньше, нужно занять упражнениями, чтобы они не разбудили тех, кто ещё спит

  4. Из одежды на детках должны быть трусы и майка. Если речь идёт о холодном времени года, то пижама. Для выполнения упражнений на коврике стоит надеть чешки или носки.
  5. Отсутствие принуждения. Если маленькое солнышко отказывается работать вместе со всеми, то ругать его категорически нельзя. Нужно только выяснить, что стало поводом для такого поведения.
  6. В летнее время года блок активных упражнений рекомендуется проводить на улице.
  7. В процессе выполнения упражнений расслабление должно быть более длительным по сравнению с напряжением.
  8. Инструкции по выполнению следует повторять большее или меньшее количество раз в зависимости от эмоционального состояния малышей.

Методика проведения

Если подвести итого вышесказанным особенностям организации корригирующей гимнастики, то можно прийти к выводу, что оптимальным соотношением будет комбинация 2–3 упражнений в кровати, 1–3 на полу или на коврике и 2–3 дыхательных, проводимых под спокойную музыку (например, звуки природы или классику). На выполнение гимнастики в целом уйдёт 5–10 минут.

Потраченные 5–10 минут после сна помогают сохранять и укреплять здоровье детей

Таблица: картотека упражнений после сна

Этот комплекс можно назвать универсальным, так как, он направлен на профилактику проблем со здоровьем. Что же касается возрастных особенностей, то различия будут в кратности выполнения и количестве упражнений. Так, для первой младшей группы блок «Упражнения в кровати» остаётся в неизменном виде, а вот второй и третий блоки можно сократить.

Наглядность для проведения гимнастики

Как известно, у малышей-дошколят наглядно-образное восприятие мира лидирует. Выполнение заданий должно идти в сопровождении ярких, подходящих по размерам:

  • картинок;
  • мягких игрушек;
  • слайдов;
  • плакатов.

Лидирующие позиции остаются за игрушкой. Дело в том, что дети воспринимаю её как друга, товарища, а значит, более охотно выполняют поставленную задачу. Для младших групп такой персонаж выполняет функцию ролевой модели, а для старших — младшего товарища, которому требуется помощь друзей постарше.

Если есть возможность продемонстрировать малышам слайды, например, с тем героем, который пришёл их сегодня будить, то такой переход к бодрствованию будет лёгким и здоровым.

Массажный коврик также может быть обыгран в качестве средства наглядности: например, если он — лесная тропинка или мостик через речку

Схема анализа гимнастики после сна

Чтобы понять, эффективно ли проведение упражнений после сна в конкретной группе детского сада, нужно оценить каждый из этапов её проведения по схеме. Для начала нужно указать:

  • название дошкольного учреждения и группы;
  • имя педагога;
  • дату проведения;
  • возраст детишек;
  • количество малышей в группе.

Таблица: образец схемы анализа

Гимнастика после сна для детей очень важна. Ведь с её помощью малыши не только восстанавливают тонус, но и учатся заботиться о своём здоровье. А сохранение и восстановление нормального самочувствия ребёнка — одна из основных задач его пребывания в дошкольном образовательном учреждении.

Источник: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/korrigiruyushhaya-gimnastika-v-detskom-sadu.html

Упражнения после сна в дестком саду

ГИМНАСТИКА ПРОБУЖДЕНИЯ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Удивительные люди — воспитатели детских садов. Сколько хитростей нужно знать, чтобы целый день беречь и охранять, кормить и одевать, занимать и развивать мальчишек и девчонок, да ещё так, чтобы они при этом были дружными, весёлыми, здоровыми! Поддерживать здоровый дух в здоровом теле каждого ребёнка помогают специальные комплексы гимнастических упражнений.

День дошкольника поделён пополам дневным сном, и пробуждение становится переходным моментом, от которого весь оставшийся день будет зависеть настроение ребёнка. Именно поэтому гимнастика после сна проводится в детском саду ежедневно. Небольшая по продолжительности, почти незаметная для самих детей, она плавно и бережно помогает им наполниться бодростью и силой.

Виды гимнастики после сна

В методических разработках, предложенных специалистами, можно выделить следующие виды гимнастики после сна:

  • упражнения в кровати с элементами самомассажа;
  • игровая гимнастика;
  • гимнастика с тренажёрами и спортивными предметами;
  • ходьба или пробежка на массажных ковриках/дорожках.

При подготовке упражнения можно использовать любые тренажеры, которые есть в детском саду

Как видно из списка, дневная гимнастика становится мощным комплексом оздоровительных процедур, грамотно и лаконично выстроенных во времени, а главное, интересных и приятных для ребёнка.

Все упражнения проводятся поэтапно, с постепенным увеличением нагрузки, имеют игровой характер. Они направлены на общее укрепление организма, профилактику нарушений осанки, зрения и плоскостопия. Психологически занятия гимнастикой объединяют ребят в группе, помогают выйти из состояния внутренней скованности, в которую, словно в капсулу, погружается малыш во время сна.

Воспитатель свободен в выборе конкретных упражнений. Он самостоятельно оценивает возможности и потребности своих воспитанников, наблюдает за тем, какие упражнения пользуются особенной любовью детей и, по желанию, варьирует задания, чтобы не превращать волшебство спортивной пятиминутки в рутину.

Элементы гимнастики после сна

Гимнастика после сна — как разноцветная мозаика, которую каждый день можно собирать заново, составляя из её основных элементов новый образ.  Дневная гимнастика, как вариант, может включать в себя:

  • потягивание;
  • дыхательные упражнения;
  • махи руками;
  • поглаживание биологически активных зон;
  • прыжки;
  • приседания;
  • несложные элементы йоги;
  • пальчиковую гимнастику;
  • гимнастику для глаз;
  • визуально-акустические упражнения.

Несмотря на то, что гимнастика после сна обычно бывает непродолжительной, воспитатель может комбинировать отдельные элементы и фрагментарно использовать понравившиеся разработки.

-пример утренней гимнастики:

Гимнастика после сна в младшей группе

Наиболее продолжителен дневной сон в младшей группе детского сада. Малышам бывает сложно проснуться в хорошем настроении. Если сон был крепким, они могут не сразу сообразить, где находятся. Дети плачут, капризничают, отказываются вставать, умываться, одеваться.

Поэтому во время проведения упражнений акцент делается на эмоциональной составляющей гимнастики: правильном подборе музыки, речевого сопровождения, гармонизации общей атмосферы занятия.

Образы, которые будет создавать воспитатель во время выполнения упражнений, должны быть притягательными.

Комплекс упражнений «Солнечный лучик»

Солнечный лучик в небе проснулся, Солнечный лучик к окну потянулся. Там, за окошком, двадцать ребят Дружно в уютных кроватках лежат.

(Дети потягиваются лёжа в постели) Эй, просыпайтесь, девчонки, мальчишки! Платьица надо надеть и штанишки! Где у вас ручки? (Поднимают руки, по очереди трясут ими) Где у вас ножки? (Поднимают ноги, по очереди делают махи) С вами сейчас поиграем немножко! Ну-ка, представьте, что лето настало: Город проснулся Потирают кулаками глаза). И солнышко встало. (Поднимают руки над головой, тянутся). Вот и отлично! Значит, поедем Вдаль по дорожке на велосипеде! (Делают упражнение «Велосипед») Ехали, ехали… – На мельницу приехали! (Делают упражнение «Мельница») Дальше поехали Ехали, ехали… – К речке приехали. Помочим ножки, Потрогаем водичку! (Встают с кроваток, поочерёдно опуская ноги на пол) Ай, водичка холодна! Вот и ножка одна… (Прыгают на правой ноге) А вот ножка другая, Шустрая какая! (Прыгают на левой ноге) Мы в водичке постояли, Искупались, (Делаю движения руками, имитирующие плавание) Поныряли… Ай, хорошо! (Делают приседания с вытянутыми вперёд руками) Встали с пятки на носочек, Дружно вышли на песочек. (На носочках выходят из спальни в общий зал, где уже подготовлены массажные коврики) По песочку походили – На камешки наступили. Ох, горячо! (2 минуты шагают на месте по резиновым коврикам) А теперь мы поднялись, (Сходятся в центре зала) Дружно за руки взялись. (Образуют круг) Потянулись, (Потягиваются), Улыбнулись. (Улыбаются друг другу). Наконец-то мы проснулись!

Гимнастика после сна в средней группе

Гимнастика для воспитанников средней группы должна включать в себя большее число упражнений. Она направлена уже не только на эмоциональное сплочение ребят, но и на комплексное оздоровление детского организма. Обязательны элементы дыхательной гимнастки. Целесообразно сочетать игровые приёмы с комплексом упражнений для профилактики нарушения зрения, осанки.

Источник: https://vremiasna.ru/detsky-son/uprazhneniya-posle-sna-v-destkom-sadu.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.